Отдельным этапом в деятельности комплексных центров соцобслуживания можно считать расширение номенклатуры социальных льгот, разработку и реализацию новых технологий социальной работы с различными слоями населения, в том числе с пожилыми людьми, о чем и пойдет речь в данной статье. Актуальность поставленной проблемы обусловлена возрастанием в современных условиях роли учреждений социального обслуживания по организации социальной поддержки пожилых людей.
Увеличение доли пожилых по различным демографическим оценкам сохраняется. Так, по официальным данным Федеральной службы государственной статистики, в 2012 году при общей численности населения 143056,4 тыс. человек доля людей в возрасте, старше трудоспособного (мужчины в возрасте 60 лет и более, женщины в возрасте 55 лет и более), составляла 32433,5 тыс. человек, т.е. 22,7 %; уже на начало 2013 года из 143347,1 тыс. человек, люди в возрасте старше трудоспособного составили 33099,6 тыс. человек, и это составило 23,1 % от общей численности населения [10].
Социальный статус пожилого человека сильно меняется, и вызвано это, в первую очередь, прекращением трудовой деятельности, ее ограничением, изменениями аксиологических ориентиров, образа жизни и коммуникативного статуса, затруднениями в социально-бытовой и психологической адаптации к создавшимся условиям. Все это требует необходимости выработки особых подходов, методов и технологий социальной работы с пожилыми.
Система социального обслуживания в современной России организована в соответствии с федеральными законами: Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральный закон от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (последняя редакция от 22.08. 2004 г.), Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и др., а также на уровне субъектов и муниципальных образований. Различия на региональном уровне касаются системы льгот и пособий, однако в настоящее время социальная работа с пожилыми людьми строится не только на идеологии предоставления материальных средств и привилегий, но и на гуманизме, демократических представлениях о свободной личности пожилого человека, имеющего ряд экономических, социальных, культурных прав. Пожилые люди в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ. Указом Президента Российской Федерации от 2 декабря 1998 года Россия присоединилась к проведению Международного года пожилых людей. В стране с 1997 года реализуются целевые программы «Старшее поколение», акцентирующие внимание на необходимости системного решения проблем развития социального обслуживания пожилых людей, применении единых принципов управления сетью и последовательном внедрении новых организационно-правовых форм учреждений, обеспечении доступности социальных услуг с помощью мобильных социальных служб.
Социальная работа с пожилыми людьми рассматривается как деятельность по удовлетворению потребностей клиента и разрешению его проблем, связанных с малообеспеченностью, ухудшением здоровья, одиночеством и т.д. Это требует от социального работника умения оказывать специальные виды помощи, которые, однако, не дифференцированы в зависимости от возможностей, способностей и субъектности пожилого человека, в то время как в мировой практике социальной работы наметилась тенденция в переводе пожилого человека из позиции объекта социальной работы в ее субъект. В современных геополитических условиях проблема заключается не столько в адаптации к пожилому возрасту и оказании материальной и психологической помощи, сколько в инициировании активности пожилого человека в решении своих проблем. Для его перевода из объекта социальной защиты в субъект необходимо создание реальных условий на основе экономических, психологических, педагогических программ, позволяющих привести в движение стимулы развития активности данной категории населения. В этом большую роль играют комплексные центры социального обслуживания населения, работающие непосредственно с конкретными людьми в том или ином муниципальном образовании и в определенном этнокультурном пространстве, особенности которого могут сильно влиять на организацию деятельности и номенклатуру мероприятий каждого отдельного учреждения.
Рассмотрим, какие виды деятельности используются в работе социальных служб в северокавказском регионе, а именно, в Республике Северная Осетия-Алания и Кабардино-Балкарской Республике на примере работы комплексных центров социального обслуживания в городах Владикавказ и Нальчик. Схожие геополитические, социально-экономические и демографические условия, сопоставимые этнокультурные доминанты позволяют сделать проведение сравнительного анализа деятельности упомянутых социальных структур достаточно репрезентативным.
Особенностью демографической ситуации в обеих республиках, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, является относительно высокая численность лиц старше трудоспособного возраста: в Кабардино-Балкарской Республике составила в 2013 году 150,0 тыс. человек (17,5 %) при общей численности населения 859,0 тыс. человек, в Республике Северная Осетия-Алания - 150,3 тыс. человек (21,3 %) при общей численности населения 706,1 тыс. человек [10]. Заметим, что в целом по РФ этот показатель равен 23,1 %, а по Северо-Кавказскому федеральному округу 15,7 %.
Одним из центров, осуществляющих реализацию прав и потребностей пожилых граждан в Кабардино-Балкарии, является «Комплексный центр социального обслуживания населения в Зольском муниципальном районе» Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики. Данное учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики. Учреждение создано в целях оказания семьям и отдельным гражданам, в том числе гражданам пожилого возраста и инвалидам, несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса. В структуру Центра входят 5 отделений: 2 отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, отделение срочного социального обслуживания, отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов и отделение психолого-педагогической помощи семье и детям.
Одним из перспективных направлений работы центров социального обслуживания людей пожилого возраста является развитие в КРБ службы мобильных бригад для оказания неотложных социальных и медико-социальных услуг маломобильным жителям сельских населенных пунктов. При комплексных центрах социального обслуживания в КБР создано 11 мобильных бригад, работа которых направлена на снижение остроты социальных проблем, улучшение условий и повышение качества жизни социально не защищенных категорий сельского населения, возможность получения услуг по месту проживания. В состав мобильной бригады входят специалисты по социальной работе, врач, заведующие отделениями социального обслуживания, психолог, парикмахер, водитель и другие специалисты по необходимости. Реализованы мероприятия по укреплению автопарка службы мобильных бригад. Так, в 2011-2013 годах при финансовой поддержке Пенсионного фонда Российской Федерации для оснащения мобильных бригад было закуплено 12 единиц автотранспорта (8 ед. легкового автотранспорта, 4 микроавтобуса) на сумму 4,2 млн рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета - 3,2 млн рублей, ПФР - 1,0 млн рублей. На наш взгляд, такой опыт инновационной деятельности может быть внедрен и в органах социальной защиты РСО-А.
В связи с завершением срока действия республиканской целевой программы «Старшее поколение» на 2011-2013 гг., в последующие годы реализацию мер, направленных на улучшение качества жизни граждан старшего поколения, продолжается в рамках подпрограммы «Повышение качества жизни пожилых людей в Кабардино-Балкарской Республике» государственной программы Кабардино-Балкарской Республики «Социальная поддержка населения Кабардино-Балкарской Республики» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 12 июля 2013 года № 202-ПП.
Эта же социальная программа - «Старшее поколение» - реализуется в Республике Северная Осетия-Алания, на базе КЦСО. Для примера опишем деятельность «Комплексного центра социального обслуживания населения Затеречного района г. Владикавказ». В рамках реализации программы «Старшее поколение», направленной на повышение социальной защищенности и улучшения социального положения пожилых людей и инвалидов, в данном Центре реализованы и действуют следующие программы и проекты:
- программа «Не стареть - это просто»;
- программа для пенсионеров и инвалидов «Компьютерная грамотность»;
- клуб «Мастерица»;
- программа «Мобильная служба»;
- проект «Социальный туризм»;
- программа «Книготерапия» на базе социальной библиотеки;
- волонтерское движение «Чистый дом» и т.д.
При Центре функционирует клуб психологической поддержки «Гармония», в котором психолог проводит психопрофилактическую работу с пенсионерами и инвалидами в следующих направлениях: привлечение лиц пожилого возраста к социальному взаимодействию, усилению независимости, ориентации на реальность и постоянно меняющуюся действительность; формирование позитивного образа старости; овладение психологическими знаниями; снятия эмоционального напряжения; формирование умений и навыков в сфере общения; преодоление личностных барьеров, стереотипов, мешающих полноценному самовыражению; выявление и развитие творческого потенциала личности пожилых людей; реализация потребности в общении и т.д. Занятия проводятся в комнате эмоционально-психологической разгрузки в сопровождении медитационной музыки.
В рамках реализации программы «Старшее поколение» и адаптации граждан старшего поколения к смене их социального статуса путем создания условий для обучения и общения с использованием современных информационных технологий, в Центре организован компьютерный класс. В нем пожилых людей обучают навыкам компьютерной грамотности, составлению документов, пользованию Интернетом для оплаты всевозможных услуг и платежей, умению использовать программу Skype, позволяющей общаться через сеть Интернет со своими родственниками, друзьями, коллегами по всему миру. Люди преклонного возраста нуждаются в общении, но не всегда могут встретиться с близкими и друзьями в силу различных обстоятельств. Владение компьютером помогает пожилому человеку открыть доступ к множеству ресурсов, необходимых для того, чтобы всегда оставаться в центре событий, чувствовать себя по-настоящему активным членом общества, самостоятельно создавать новые социальные связи.
Для помощи в преодолении пожилыми чувства одиночества в Центре создан клуб «Открытых сердец» - объединение людей по интересам, идеям, где каждый может свободно пообщаться, обсудить проблемы, совместно найти выход из трудного положения, провести интересно время, расширить жизненное пространство.
На фоне структурных изменений, связанных с преобразованием общества и влияющих на положение и социальное самочувствие пожилых людей, которым особенно трудно адаптироваться в динамично изменяющихся экономических условиях, данной категории населения требуется помощь с учётом сложности проблем, многообразия их потребностей и запросов.
В задачи обоих центров (в КБР и РСО-А), кроме всего, входит психологическая помощь в решении основных проблем пожилых людей района: рост невостребованности в семье и обществе; утрата привычного социального статуса; неконкурентоспособность на рынке труда; неустойчивое материальное положение; ухудшение состояния здоровья; снижение способности к самообслуживанию. Оба центра оказывают содействие населению всех категорий и групп в получении им предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот и преимуществ в социально-бытовом обеспечении, социально-медицинском, социально-правовом, социально-экономическом, социально-психологическом и социально-педагогическом сопровождении. Социальное обслуживание старых и пожилых людей реализуется через следующие центры:
- специализированное отделение помощи на дому;
- социальной помощи на дому;
- отделение дневного пребывания;
- служба «Телефон доверия»;
- отделение помощи срочной;
- отделение натуральных услуг и помощи.
Таким образом, деятельность комплексных центров социального обслуживания населения в аспекте работы с пожилыми людьми многогранна, насыщена инновационными методами и достаточно активна. Но это не означает того, что ее не нужно совершенствовать, напротив, растущий финансовый дефицит пенсионной системы приобретает масштабы одной из ключевых проблем России [ ].
Рецензенты:
Дзаттиаты Р.Г., д.и.н., ведущий научный сотрудник ФГБУН Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева Владикавказского научного центра РАН и Правительства РСО-Алания, г. Владикавказ.
Туаллагов А.А., д.и.н., профессор, зав. отделом ФГБУН Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева Владикавказского научного центра РАН и Правительства РСО-Алания, г. Владикавказ.