В Государственном образовательном стандарте обозначены предметные результаты освоения основной образовательной программы. По литературному чтению выделено «овладение приёмами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации» [6, с.11]. В современных программах по литературному чтению одной из предметных задач является обучение умению различать художественный и познавательный тексты, адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями, а также освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера.
Как известно, познавательная литература делится на научно-познавательную и научно-художественную. По определению Н.М. Дружининой, «научно-познавательная литература расширяет кругозор читателя, увлекает его в определенную область знания, причем «увлекает» его и при помощи средств литературы художественной, и благодаря подробному рассказу о фактах научных, и используя чисто популяризаторские приемы, методы и элементы, более свойственные литературе массовой» [2,124]. Она решает прежде всего образовательную задачу, примыкая к учебной литературе. «Научно-художественная литература обращается преимущественно к человеческой стороне науки, к духовному облику ее творцов, к психологии научного творчества, к философии, истокам и последствиям научных открытий» [2, 125]. Она обладает не только интеллектуально-познавательной, но и эстетической ценностью; призвана сочетать общественный интерес с научной достоверностью в раскрытии проблем, обратного повествования с документальной точностью жизненного материала.
Работа над всесторонним пониманием детьми познавательных произведений требует от учителя дополнительного внимания, специфических приемов и способов работы на уроке. Познавательная литература требует владения умениями извлекать и присваивать познавательную информацию. При обращении к научно-художественной литературе акцент делается на эмоционально-образном постижении познавательного материала, при изучении научно-познавательной книги - на мыслительной деятельности школьника - понимании связей, усвоении закономерностей, запоминании познавательного материала. Увлекательный сюжет научно-художественного произведения может направить внимание читателя не на сам познавательный материал, а на событийную сторону содержания.
В современной методической литературе немало работ [1,3,4,5] и др., посвящённых исследованию детской познавательной литературы и её изучению в начальной школе. Известный методист М.П. Воюшина в качестве примеров называет способы работы с познавательной книгой: выделение известной и новой информации, постановка познавательных вопросов к тексту, определение темы и основной мысли текста, составление плана текста, сопоставительный анализ разных видов текстов, литературные игры [1, с. 181-187]. Продемонстрируем, как можно реализовать некоторые из них на уроке литературного чтения.
Выделение известной и новой информации. Изучая любой познавательный текст, можно выделить два вида информации: новая и известная. Перед чтением текста нужно выявить, что дети уже знают об описанном явлении или объекте. Выявление информации проходит более эффективно, если сопровождается различными пометками в тексте. Сначала обсуждаем с учениками, зачем нужны карандашные пометки в тексте, что именно нужно выделить, как это лучше сделать (подчеркнуть, отметить галочкой или другим знаком на полях и т.д.). Чтению с карандашом младших школьников нужно учить, т.к. это умение необходимо при обработке любой информации. Можно сравнить текст с пометками и без них, сопоставить, по какому варианту текста легче запомнить и воспроизвести информацию. Для наглядной демонстрации детям двух видов информации можно составить таблицу с соответствующими графами: что я об этом знаю; что нового я узнал. При чтении нескольких произведений на одну тему материал из второй графы постепенно перемещается в первую, и дети убеждаются, как растет их кругозор. Закончить урок можно новыми вопросами: о чем еще хотелось бы узнать, как и где искать ответы на возникшие вопросы?
Постановка познавательных вопросов к тексту. Задать вопрос часто бывает сложнее, чем ответить на него, чтобы сформулировать вопрос, нужно выделить познавательный материал в тексте, понять смысл этой информации и найти точную формулировку вопроса.
Обучение детей постановке вопросов к тексту лучше всего начать с сопоставительного анализа вопросов разных типов ответов на каждый вопрос. Вопросы надо выписать на доску, чтобы они были перед глазами ребенка. Так, например, предложим детям прочитать вопросы к рассказу М. Пришвина «Ёж»:
- как охотник встретился с ежом?
- как вёл себя ёж в лесу, а как - дома у охотника?
- с какой целью человек устраивал ежу «луну», «ручеёк», «озеро»?
- зачем ёж строил себе гнездо?
Ответ на первый вопрос очевиден, требует только знания фактического содержания текста. Второй вопрос несколько сложнее, чтобы ответить, надо соотнести сведения, содержащиеся в тексте. При ответе на третий вопрос нужно понять причину явления, которое наблюдал автор, и объяснить ее своими словами. Чтобы найти ответ на последний вопрос, надо размышлять, использовать дополнительные сведения. Выясним, какие из вопросов позволили уточнить известные факты, а какие расширили наши знания. Дадим название этим группам вопросов: вопросы на фактическое содержание и познавательные вопросы. Обратим внимание детей на то, что познавательные вопросы обычно направлены на выяснение причин, установление связей, поэтому они часто начинаются со слов «почему», «отчего», «зачем», «для чего». Дети тренируются в постановке познавательных вопросов на материале нового произведения. Очевидно, что одного урока для формирования столь сложного умения недостаточно. На последующих занятиях необходимо фиксировать внимание детей на форме вопросов, систематически включать задания на постановку вопросов в учебной деятельности по другим предметам.
Определение темы и основной мысли текста. Формировать умения определять тему и основную мысль целесообразно одновременно в процессе сопоставления произведений на одну тему, но не совпадающих по основной мысли, и произведений, раскрывающих одну мысль на разном материале. Например, сказки В. Бианки «Чей нос лучше?» и «Кто чем поёт?» написаны на разные темы, но выражают общую основную мысль: все в природе целесообразно, внешний вид каждого животного обусловлен условиями его жизни. Рассказы Н.Надеждиной «Весеннее расписание» и В. Бианки «Великое переселение птиц на родину» раскрывают одну тему: возвращение перелетных птиц в родные края, - но основная мысль в каждом произведении своя, что подчеркнуто заголовком. В рассказе Н. Надеждиной главное - сообщить о строгой последовательности в «расписании» возвращения птиц. У В. Бианки эта мысль тоже есть, но основное - описание трудности пути, препятствий, которые должны преодолеть птицы даже ценой жизни. Писатель называет этот путь великим. Приведем вопросы для беседы.
- Вы прочитали рассказ Н.Надеждиной. О чем в нем говорится? Тема рассказа - перелет птиц. О перелетных птицах писала только Н. Надеждина? Знаете ли вы другие рассказы на эту же тему? Чем похожи рассказы Н.Надеждиной и В. Бианки? А чем они различаются? Что вы узнали о возвращении птиц на родину из рассказа Н.Надеждиной? А что из рассказа В.Бианки? Основная мысль в каждом из рассказов своя, сформулируйте ее. Сравните свою формулировку с авторским названием. Название чаще всего отражает тему или основную мысль произведения. Подумайте, что отразили названия данных рассказов?
Составление плана текста
Принцип деления познавательного текста на части связан не с выделением элементов сюжета или выявлением динамики эмоций, как при изучении художественного произведения, а с определением логики развития мысли. Составление плана в этом случает направлено на структурирование информации. Текст делится на логические законченные части, в каждой из которых выделяется главная мысль. План можно составлять в форме вопросов, назывных предложений, цитат.
При работе с научно-художественными произведениями целесообразно составление двух планов одного текста. В первом случае план отразит развитие событий, во втором - наличие познавательной информации. Покажем на примере сказки Н.И. Сладкова «Суд над декабрём».
План сказки Н. Сладкова «Суд над декабрём»
Развитие событий
- Надоел Декабрь птицам и зверям
- Ворон судит Декабрь за длинную ночь
- Филин против
- Ворон судит Декабрь за скуку
- Налим против
- Ворон судит Декабрь за рыхлые снега и голод
- Тетерев и Глухарь недовольны
- Что делать с Декабрём - оставлять или выгонять?
- Месяц из года не выкинешь
Постановили: тянись Декабрь, да не затягивайся!
Познавательная информация
1. Декабрь - тяжелое время, но не для всех:
- зверям и птицам трудно добывать пищу ночью, но «Филину длинная ночь сытнее»;
- скучно в лесу и в реке в декабре, а «Налим к свадьбе готовится»;
- холодно в рыхлом снегу, но «Тетереву и Глухарю скрытно, тепло, мягко».
2. В природе всё закономерно
3. Законы природы нарушать нельзя
Как видно из приведённых примеров, работу с научно-познавательными текстами на уроке можно построить, используя различные способы работы. Все они способствуют формированию системы читательских и речевых умений младших школьников. Работа с текстами познавательной литературы развивает логическое мышление юного читателя, помогает ему осознать связи между предметами и событиями.
Рецензенты:
Русакова Т.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой художественно-эстетического воспитания, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.
Кулаева Г.М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой языкознания и методики преподавания русского языка., ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.