Внутреннюю основу общественной безопасности, по мнению Г.Ю. Семигина, составляют: 1) высокий уровень развития экономики. 2) четко отлаженный механизм хозяйствования. 3) наличие общественного согласия в отношении долгосрочных интересов и целей, обеспечивающего условия для выработки и реализации стратегии социально-экономического развития страны и претворения ее в жизнь [5].
Г.Ю. Семигин подчеркивает, что безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, государства и общества от внешних и внутренних угроз, экономического, социального, политического, экологического, военного, техногенного, информационного характера, предполагающее установление социальной, экономической, политической стабильности в государстве, исполнение законов, поддержание правопорядка и развитие международного сотрудничества на основе партнерства [5].
В.М. Родачин отмечает, что дословно «безопасность» означает отсутствие опасности. Такое значение носит условный характер, так как в реальной жизни ситуации с полным отсутствием угроз встречаются довольно редко. Более реалистичным представляется понимание безопасности как результата фактического взаимодействия индивидов и социальных объектов с многочисленными обстоятельствами и факторами, негативно и деструктивно воздействующие на человека и социальные группы. Естественно, что люди всегда испытывают потребность в таких условиях существования, когда их жизни, собственности, благополучию не угрожают какие-либо деструктивные факторы. Потребность в безопасности, как правило, реализуется и на индивидуальном, и на коллективном, общественном уровнях [3].
Возможность жить, не подвергая себя опасностям и различным рискам, всегда ценилась и ценится людьми. Безопасность приобрела форму внутренней ценности, но реализоваться она может только в процессе жизнедеятельности человека [2]. Общественная безопасность в современных условиях является, несомненно, важной теоретической и практической проблемой, от решения которой зависит определение стратегии деятельности по обеспечению общественной безопасности как в стране в целом, так и в отдельных регионах страны. В России, с ее историей бесконечных войн и других различных испытаний для народа, ценность национальной безопасности всегда являлась первостепенной [3].
Особое место в системе общегосударственных мер по защите прав и свобод, жизни и здоровья граждан, организаций, отводится общественной безопасности. Актуальность вопросов обеспечения общественной безопасности в 21 веке настолько возросла, что еще в 2007 году на заседании Совета Безопасности РФ было принято решение об инициировании исследований в данной сфере [1].
Тема проведенного исследования - состояние общественной безопасности г. Тюмени, объектом является город Тюмень как социальная система, предмет исследования - система безопасности населения. Цель работы - получение информации и аналитических данных, выявляющих общественное мнение в сфере общественной безопасности города Тюмени. Исследование проводилось в 2014 году посредством проведения анкетирования жителей г. Тюмени. Выборка для опроса формировалась из респондентов 18-70 лет по территориальному принципу. В рамках исследования опрошено чуть более 300 респондентов, в среднем по 75 человек из каждого административного округа г. Тюмени.
Основным источником информации по многим вопросам общественной безопасности является личный опыт жителей города и неформальный обмен мнениями с членами семьи, друзьями и сослуживцами.
Результаты проведенного опроса позволили выделить четыре группы угроз городскому сообществу.
Первая группа - опасности в социальной сфере. Одной из тревожащих проблем многих жителей Тюмени является проблема наркомании; именно поэтому подавляющее число горожан (73 %) признали эту проблему весьма острой. Иной точки зрения («проблема есть, но она не относится к самым острым») придерживаются относительно немногие - 16 %. Один из десяти (10 %) участников опроса не мог определить степень проблемности наркомании для Тюмени, и, по мнению лишь одного из ста человек (1 %), проблемы наркомании в Тюмени вообще нет.
Общественное мнение Тюмени фиксирует усиление криминогенной среды. И это становится одним из факторов тревожности людей. По данным исследования, у населения города вызывает тревогу распространение преступности и коррупции, появление их новых форм. Сегодня телефон стал орудием криминального промысла, а сотовый (или мобильный) в особенности. Как свидетельствует международная статистика, ежегодные совокупные потери операторов связи и абонентов от телефонного мошенничества составляют примерно $10-40 млрд. Точно подсчитать невозможно - операторы о своих потерях делятся крайне неохотно, а абоненты, «кинутые» на 100-500-900 руб., зачастую никуда не обращаются [6]. Каждый год в Тюмени жертвами телефонных мошенников становятся несколько сотен человек. Около 60 % опрошенных сталкивались с данным видом мошенничества, а 47 % стали его жертвами. Подавляющее большинство респондентов (более 90 %) убеждены в том, что необходимо усовершенствовать законодательную базу в этой сфере.
Областью напряженности является наличие в Тюмени приезжих, мигрантов из других регионов России и из бывших советских республик. За шесть месяцев 2014 года в Тюмени задержано 800 мигрантов. Половина участников опроса (54 %) считает, что количество приезжих «достаточно велико» и еще треть населения (34 %) - «слишком велико». Подобная установка может генерировать чувство агрессии по отношению к приезжим и усиливать общую тревожность.
Полную безопасность в городе ощущает лишь один из каждых десяти (10 %) опрошенных, кроме того, еще четверо (41 %), не говоря о существовании безопасности, все же не испытывают особой тревоги за себя и близких. Таким образом, половина населения Тюмени рассматривает город как относительно спокойную, безопасную среду проживания. Треть (31 %) - ощущают тревогу за себя и членов своих семей и испытывают беспокойство по поводу сохранности их имущества. Исследование подтвердило, что проблема собственной безопасности в городе - сложна и многоаспектна: 17 % участников опроса не смогли определиться с ответом.
Вторая группа - опасности в коммерциализации здравоохранения, образования, культуры; претензии к работе сотрудников полиции. В результате рыночных преобразований и перехода к капиталистическим отношениям в образовательной и медицинской сферах, как и во всех сферах жизни общества, стали формироваться рыночные отношения, что привело к постепенной коммерциализации здравоохранения и образования в нашей стране. Естественно, появление коммерческих услуг порождает ряд проблем как экономических и правовых, так и социальных. Реализация прав на бесплатное образование и медицину по степени важности для россиян находится на втором месте (65 %) после права на жизнь (69 %) [4]. Несмотря на это, сегодня сохраняется устойчивое расширение рынка платных образовательных и медицинских услуг. Талантливые врачи уходят в частные (платные) клиники, таким образом, снижается качество предоставляемых услуг в бесплатном секторе здравоохранения.
У многих вузов, прежде всего региональных, за последние 2 года существенно уменьшилось количество контрактников. Это значит, что содержать образовательную инфраструктуру приходится меньшему количеству студентов, то есть платить контрактники должны больше. Некоторые вузы в контрактах на обучение прописывают норму, согласно которой они имеют право корректировать плату за обучение с учетом инфляции.
Негативное отношение к резкому сокращению бесплатного образования, медицины, культуры и замене их платными услугами высказали 87 % участников опроса, более половины отметили, что коммерциализация в данных сферах приводит к росту социальной напряженности, к снижению человеческого потенциала, а почти 80 % респондентов выразили мнение о неприменимости рыночных принципов в сфере массового образования и здравоохранения.
Значительная доля населения Тюмени имеет серьезные претензии к органам обеспечения общественной безопасности. Вместе с тем примерно такая же часть горожан видит успехи в деятельности полиции. В целом же оценка работы отделений полиции города не является ни позитивной, ни негативной. Респонденты считают, что в первую очередь усилия органов внутренних дел не только Тюмени, но и России в целом, направлены на борьбу с «громкими» преступлениями. В результате чего деятельность, направленная на предупреждение и пресечение преступлений общественного характера, остается без должного внимания, хотя нарушения общественного порядка значительно больше влияют на формирование правопорядка в обществе и состояние защищенности горожан.
Третья группа - опасности в экологической и транспортных сферах. Тревожность по поводу состояния окружающей среды - общая проблема всех современных городов. Тюмень - не исключение. Наибольшее беспокойство вызывает состояние городских водоемов (реки, пруды, озера) и качество воздуха в городе. Первая проблема вызывает обеспокоенность 72 % населения, вторая - тревожит 69 % респондентов. Качество питьевой воды и состояние улиц и дворов вызывает несколько меньшее беспокойство жителей Тюмени: на загрязненность питьевой воды указывают 63 % горожан.
В силу некоторых причин от одной пятой до четверти горожан мало знакомы с работой маршрутных и обычных такси. Но знающие их в целом оценивают позитивно их работу. Оценки деятельности муниципальных автобусов более поляризованы. Несколько более половины горожан рассматривают работу транспорта в позитивном свете, но при этом четверть населения не удовлетворена их деятельностью.
Четвертая группа - опасность военной агрессии. Ещё 2012-2013 годах 7 % опрошенных опасались угрозы от других государств. Таким образом, проблема войны, хотя и присутствовала в сознании населения Тюмени, но она не доминировала, являясь периферийной. В 2014 году подавляющее число горожан (83 %) считают военные действия в Украине огромной угрозой для России.
В настоящее время многие жители Тюмени замечают позитивные изменения в городской среде и фиксируют улучшение их материального положения. Но одновременно следует заметить существование значительного разброса во мнениях, а - значит- реального социально-экономического положения горожан. Новые благоустроенные, современные дома и квартиры, обновляемый центр города, ощущение спокойствия в обустроенных районах - одна сторона жизни города. Старые, покосившиеся застройки, вечерняя темнота и неухоженность улиц за пределами центра, тревога, ощущаемая жителями этих районов, - другая реальность городской жизни.
В ходе опроса респондентам было предложено оценить работу различных служб, ответственных за жизнедеятельность города. Полученные данные можно трактовать по-разному, в частности, неудовлетворительные оценки тех или иных служб могут быть интерпретированы как индикаторы областей тревожности людей: ведь если службы не справляются с возложенными на них функциями по обеспечению работы городского хозяйства, то это создает предпосылки для возникновения проблем, осложняющих жизнь населения. В целом оказывается, что основные службы обеспечения жизнедеятельности города, по мнению населения, работают успешно и не вызывают заметной тревоги жителей Тюмени.
Обнаружилась слабая информированность населения Тюмени о работе пожарной службы и городской МЧС. Может быть, в данном случае - это свидетельство их спокойной, плановой работы, которая, как правило, не привлекает внимания властей и журналистов. Во всяком случае, те, кто оценивал деятельность этих двух служб спасения, в основном дали хорошие и удовлетворительные оценки.
Неудовлетворительно участники опроса оценили лишь работу одной городской службы - ЖКХ. Это единственный случай, когда доля негативных оценок (51 %) оказалась выше доли позитивных оценок (31 %).
Общее отношение населения Тюмени к властям города неоднозначное; чуть больше половины респондентов занимает примирительно-критическую позицию, считая, что власти предпринимают некоторые усилия, но их явно недостаточно. Около половины жителей города фиксируют некоторые позитивные результаты в деятельности власти в отношении повышения уровня общественной безопасности. Подавляющая часть населения не верит в то, что власть прислушается к мнению людей, соответственно, лишь малая часть горожан обращается во властные структуры с предложениями по поводу конкретных случаев преступности или защиты окружающей среды. Не удивительно, что лишь один из десяти взрослых жителей города знает своего представителя в Городской думе.
Участие населения Тюмени в решении вопросов повышения безопасности крайне низкое, потому, что некоторые хотели помочь в решении проблем экологии и некоторых форм преступности, но не знают, как это сделать.
Главные причины слабой работы власти и полиции горожане видят в неналаженности механизма взаимодействия людей с властными структурами и в недостаточном профессионализме представителей правоохранительных органов. Положительным фактом является то, что доминирующее отношение населения к стратегии решения проблем безопасности может быть передано словами: «от центра многое зависит, но нам нельзя лишь ждать».
В настоящее время лишь 7 % жителей Тюмени, по их словам, участвуют в обеспечении безопасности города, у всех остальных наблюдается нежелание использовать свои полномочия. Одни (15 %) - готовы, но не видят, не знают, что и как можно сделать; другие (27 %) - полагают, что их состояние здоровья, загруженность на работе, семейные заботы не позволяют им участвовать в подобных акциях; третьи (18 %) - считают, что обеспечение безопасности города вообще не дело отдельных граждан. Но большинство (33 %) возлагает обеспечение безопасности города на полицию.
По мнению населения, главные причины, снижающие эффективность системы безопасности в городе, коренятся в деятельности властных структур. Не хватает ответственности властных структур (25 %), недостаточен профессионализм представителей правоохранительных органов (15 %), не решены вопросы технического оснащения сотрудников полиции (11 %), низка готовность правоохранительных органов к сотрудничеству с населением (8 %). Одновременно жители города считают, что они сами делают далеко не все возможное для собственной безопасности. Один человек из десяти (10 %) отметил низкую ответственность отдельных граждан при посещении общественных мест, недостаточное законопослушание и т.п., такая же доля респондентов (10 %) указала на неготовность населения к сотрудничеству с правоохранительными органами.
Почти половина (45 %) жителей Тюмени уверены, что проблемы безопасности должны в первую очередь решаться в регионах, городах, тогда и в стране в целом ситуация улучшится. С ними солидарны еще одна пятая населения города (21 %), а пассивной позиции придерживается лишь 10 % опрошенных.
На фоне подобных высказываний особую важность приобретает деятельность муниципальных властей по снижению угроз жителям города. В связи с тем, что угрозы безопасности носят комплексный характер, данная деятельность должна быть системной. Для обеспечения системности при разработке муниципалитетами стратегии действий по устранению угроз безопасности можно выделить несколько основных направлений (рис.1):
Рис. 1. Основные направления разработки стратегии действий по устранению угроз безопасности
Результаты проведенного опроса респондентов могут быть использованы властными структурами тюменского региона при принятии решений в сфере муниципального и регионального управления по вопросам социальной политики и общественной безопасности. Регулярное (2 раза в год) изучение мнения населения по вопросам общественной безопасности - условие конструктивного диалога горожан и властных структур, и, как следствие, повышения эффективности социальной политики и улучшения социального самочувствия граждан. Считаем, что в дополнение с проведением опросов населения целесообразно одновременно проводить экспертные интервью, которые помогут сформировать адекватный прогноз развития событий в регионе.
Рецензенты:
Барбаков О.М., д.соц.н., профессор, ГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.
Силин А.Н., д.соц.н., профессор, ГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.