Социальный институт туризма переживает в Республике Татарстан (Российская Федерация) период своего становления и все больше приобретает черты организованной, устоявшейся системы. Для обоснования становления сферы туризма в республике социальным институтом проведено исследование на предмет достижения процесса институционализации туризма наиболее высокой стадии – организационного оформления.
Цель исследования
На основании обработки числовых данных количества регистрации туроператоров по годам обосновать организационную оформленность социального института туризма в Татарстане.
Материал и методы исследования
Материалом исследования выступили Единый федеральный реестр туроператоров. официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации, официальные сайты туроператоров и туристических агентств. Методы исследования: институциональный анализ, эмпирические методы изучения документов и изучения источников.
Результаты исследования и их обсуждение
Социальный институт туризма переживает в Республике Татарстан (Российская Федерация) период своего становления и все больше приобретает черты организованной, устоявшейся системы. Татарстан – это субъект Российской Федерации, расположен в центральной части России, на слиянии рек Волга и Кама, население – 3 803 тыс. чел., площадь - 67 836 м2. Столица – г. Казань, 797 км от г. Москвы, население – 1 444 тыс. чел [3].
Методика рассмотрения институционализации социальных явлений, процессов предполагает исследование проявления в развитии рассматриваемого объекта определенных стадий, уровней, этапов [напр., 6]. Напомним, что социальный институт в своем становлении переживает ряд этапов:
-
возникновение общественной потребности;
-
формирование общей цели;
-
формирование ценностей, правил, норм взаимодействия;
-
появление специфических процедур для сохранения ценностей, соблюдения норм и правил;
-
возникновение санкций, как положительных, так и отрицательных;
-
возникновение организационных форм, предполагающих вполне определённое взаимодействие между участниками данного социального института, распределение социальных функций и ролей.
Организованные формы туризма, социально стандартизованные и формализованные услуги, связанные с туризмом, оказываются специфическими организациями – туроператорами и турагентствами.
Туроператор - производитель туристического продукта. Ему приходится заниматься всеми видами деятельности, характерными для любого производителя, - маркетингом, включая принятие решений по системе распределения турпродукта, научно-исследовательскими разработками, производством и др. [1].
Туристические агентства (турагентства) – это розничные фирмы, играющие роль посредников между туроператорскими фирмами и обслуживающими предприятиями, с одной стороны, и индивидуальными клиентами-туристами, с другой [5]. Турагентства либо организуют туры, предлагаемыми туроператорскими фирмами, либо занимаются предоставлением отдельных видов услуг индивидуальным туристам или группам лиц, устанавливая непосредственные связи с транспортными организациями, гостиничными корпорациями, экскурсионными бюро. Продажа туров осуществляется по ценам, устанавливаемым туроператорами и указанным в их проспектах. За реализацию турагентства получают фиксированное комиссионное вознаграждение от туроператоров.
Для изучения современного состояния охвата сферы туризма в Республике Татарстан туроператорами и турагентствами нами предпринято эмпирическое исследование. В качестве методов исследования выбраны метод изучения документов и метод изучения источников. Исследование проводилось в период апрель-июнь 2013 года.
В качестве документов, подвергшихся изучению, был Единый федеральный реестр туроператоров [4]. Исследовались следующие источники: официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации, официальные сайты туроператоров и туристических агентств, официальные поисковые программы.
В результате были получены данные, часть из которых мы проанализируем в данной статье.
В Республике Татарстан на сегодняшний день зарегистрированы 85 туроператорских фирм. Хотя работают около 700 туристических организаций [2, с. 315].
Анализ годов регистрации компаний туроператоров, работающих в Татарстане, позволил увидеть следующую картину (рисунок 1).
Рис. 1. Количество государственной регистрации туроператоров, работающих в Татарстане, по годам.
Отметим, что 1934 год – это год регистрации зарубежной компании, работающей на рынке Татарстана. В целом же для советского периода развития России (1917 - конец 80-х гг. ХХ в.) характерна государственная монополия, в том числе и в сфере туризма. Так, среди российских туроператоров, созданных в названный период, есть только одна организация – компания «Спутник».
С началом становления рыночной экономики, приватизации государственного имущества в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. мы видим возрастание количества зарегистрированных туроператоров. При этом востребованность туроператорских услуг связана не только с экономическими, но и политическими и социальными изменениями в этот период: повышение открытости России, снятие международных политических барьеров позволило многим сотням тысяч россиян реализовать потребность в зарубежном отдыхе. Большинство зарегистрированных в период с 1989 по 1994 год компаний работают преимущественно в сфере выездного туризма.
Представленная на рисунке 1 диаграмма имеет явные вершины и демонстрирует периоды стабилизации в регистрации компаний, работающих на территории Татарстана. Как видим, период взлёта приходится на середину 90-х гг. ХХ в. и на предкризисный период 2007-2008 гг. Предположительно значительное повышение регистрации в 1994 году связано со сравнительной стабилизацией социальной, экономической и политической обстановки (принятие в 1993 году Конституции России, завершение кризиса власти и т.п.). Очередной взлет регистрации туроператоров в 2007-2008 гг. также можно связать с социальным, экономически и политическим развитием России в этот период (повышение доходов населения, стабильность власти, прогрессивное законотворчество). Подтверждение наших предположений требует отдельного исследования.
Среди туроператоров, работающих на территории Татарстана, около 70% развивают направление внутреннего туризма: это туризм по территории России, в том числе и по Татарстану (рисунок 2). 60% туроператоров обслуживают направление въездного туризма. Более половины туроператоров – 54% - занимаются выездным туризмом.
Следует отметить, что одновременно направления выездного, въездного и внутреннего туризма ведут только 24% туроператоров. Как показывает анализ данных, правилом является сочетание направлений въездного и внутреннего туризма. Так, 92% туроператоров, занимающихся въездным туризмом, также представлены на рынке внутреннего туризма.
Рис. 2. Количество туроператоров, развивающих различные направления туризма, в процентном соотношении к их общему числу в Татарстане.
Рис. 3. Динамика регистрации туроператоров.
Из туроператоров, занимающихся выездным туризмом, 71% основаны в период до 2000 года включительно. Тот же показатель для внутреннего туризма равен 47%. Эта динамика показана на рисунке 3. Это еще раз подтверждает, что институционализация туристской сферы в период с начала 90-х гг. ХХ века в России связана была, в первую очередь, с возможностью реализации потребности в международном выездном туризме.
Заключение
Таким образом, мы проследили некоторые числовые характеристики институционализации туризма в Татарстане. Выявлено, что наибольшее число регистраций туроператоров пришлось на середину 90-х гг. ХХ в. и на предкризисные 2007-2008 гг. Количество работающих на рынке республики организаций, динамика их возникновения позволяют говорить о достаточно высокой степени организационной оформленности социального института туризма. Авторы в дальнейшем планируют проведение сравнительных исследований с использованием данных по зарубежным странам.
Рецензенты:
Зинурова Р.И., д.соц.н., профессор, директор Института управления инновациями КНИТУ, г. Казань.
Хайруллина Ю.Р., д.соц.н., профессор, главный научный сотрудник Центра перспективных экономических исследований АН РТ, г. Казань.