Научная разработка проблемы формирования опыта духовно-практической деятельности студента колледжа требует обращения к дефиниции понятий. «Деятельность» является одним из самых общих понятий в науке. Деятельность как логическая категория была впервые введена в немецкой классической философии. Современная разработка проблем деятельности берет свое начало и активно развивается в диалектике Г.Ф. Гегеля и К. Маркса. В настоящее время определены виды (К.К. Платонов, М.С. Каган), структура (В.В. Давыдов, Г. П. Щедровицкий, О.А. Конопкин, В.Д. Шадриков, Г.В. Суходольский), фазы (А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн) деятельности.
Результатом деятельности является приобретенный опыт. Формирование опыта духовно-практической деятельности в образовательном процессе заключается в системно-содержательном преобразовании духовных значений и смыслов в ценностные ориентиры личности. Результатом духовно-практической деятельности является не только изменение сознания, но и самих субъектов деятельности [14]. В нашем исследовании мы рассматриваем опыт духовно-практической деятельности как интегрированное качество личности студента, определяющее направленность его мотивов, способов, содержания творческой самореализации в процессе сознательного построения жизни. Духовно-практическая (не утилитарная) деятельность - это деятельность по самосозиданию, самоопределению, духовному росту человека. Без неё невозможны ни самостоянье человека, ни величие его [9]. Через духовно-практическую деятельность идёт присвоение ценностей, которые становятся смыслом.
Одним из базовых методологических подходов к процессу формирования опыта духовно-практической деятельности является аксиологический, который объединяет определённый ряд общечеловеческих ценностей, таких как истина, добро, красота, жизнь, свобода, счастье, честь и проявляется в трансляции духовных и общечеловеческих ценностей. Сущность аксиологического подхода (В.А. Сластёнин) состоит в направленности педагогической деятельности на гуманистическое развитие личности как цель, субъект, результат и главный критерий её эффективности. Данный подход признаёт каждого участника педагогического процесса активным ценностно-мотивированным субъектом деятельности, выстраивающим субъект-субъектные отношения в процессе духовно-практической деятельности и создающим благоприятный психологический климат. В качестве приоритетной задачи аксиологический подход выдвигает раскрытие ценностей как сущностных сил личности, её интеллектуального, нравственного, творческого потенциала [3]. Овладение ценностями осуществляется в процессе духовно-практической деятельности, в ходе которой происходит их субъективация. Именно уровень субъективации духовных ценностей служит показателем личностного развития студента колледжа. Личностная система духовных ценностей включает духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности и др.); удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, сокурсниками, переживание любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.); ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым делом, постоянное самосовершенствование); позволяющие осуществлять самореализацию (творческий характер деятельности, романтичность и увлекательность, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.).
Аксиологический подход к формированию опыта духовно-практической деятельности обеспечивается принципами:
- ценностного самоопределения личности - формирование активной позиции субъекта деятельности и общения относительно существующей системы ценностей и формирование на этой основе способности сознательного построения собственной жизни и переход на новый уровень развития нравственного самосознания. Через нравственное самосознание к человеку приходит та духовность, о которой Д. Андреев писал так: «Духовный же ряд состоит из человеческих проявлений, находящихся в связи именно с понятием многослойности бытия и с ощущением многообразных нитей, которыми связан физический план жизни и планом иноматериальным и духовным. Сюда полностью относятся области религии <...>, высокой этики и наиболее глубокие творения культуры, музыки, пространственных искусств» [1];
- обогащения деятельности студента духовно-нравственным содержанием - включение в деятельность студента духовно-ценностных ориентиров через создание творческой, духовно обогащённой среды, способствующей формированию системы ценностных отношений и выстраиванию системы духовно-нравственных координат поведения и деятельности.
В образовательном процессе аксиологический подход мы можем реализовать через создание педагогических ситуаций. Педагогическая ситуация в научной литературе рассматривается как:
- совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе с целью формирования и развития учащегося как личности» (Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров) [4];
- составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве; особый педагогический механизм, который ставит воспитанника в новые условия, трансформирующие привычный ход его жизнедеятельности, востребующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление сложившейся ситуации (В.В. Сериков) [12].
Ситуационный подход связан с проектированием такого способа жизнедеятельности обучающихся, который адекватен природе личностного развития индивида. Специфика подобного развития состоит в осмысливании (наделении смыслами), субъективировании, переживании собственной жизненной ситуации, которая одновременно и сложилась объективно, и порождена субъектом - избрана, сотворена им, особым образом понимается, принимается, истолковывается и означивается им, предстает для него как определенное со-бытие. Личностный опыт - это осмысленный субъектом опыт поведения в жизненной ситуации, которая востребовала приложения личностного потенциала индивида, его проявления как личности. Личность не растворяется в ситуации. Быть личностью - значит быть независимым от ситуации, стремиться к ее преобразованию [12].
С целью обогащения опыта духовно-практической деятельности студентов колледжа мы создавали в условиях реального образовательного процесса педагогические ситуации, реализующие принципы ценностного самоопределения студента и обогащения деятельности студента духовно-нравственным содержанием: самостоятельного выбора духовно-практической деятельности, определения ценностного смысла своего выбора и «рефлексивного» выполнения духовно-практической деятельности, перенесения опыта духовно-практической деятельности в другие сферы деятельности.
Ситуации самостоятельного выбора духовно-практической деятельности создавались после презентации кружков и факультативов, раскрывающей перед студентами всю систему воспитания колледжа: спортивных, музыкальных, театральных, художественно-прикладных. Оказываясь в ситуации поиска вариантов организации своей внеаудиторной и внеучебной деятельности, студенты определяли её направленность и своего рода «энергозатратность». Студент оказывался перед дилеммой: записаться в кружок, чтобы продолжать заниматься тем видом деятельности, в котором он чувствует себя комфортно и который не требует больших волевых (эмоциональных, физических) усилий, или связывает выбор кружка с возможностью саморазвития и самореализации в видах деятельности, востребующих определенного самопреодоления. Постановка студента в позицию субъекта преодоления собственной «недостаточности», проявления «усилия над собой» (по В.В. Серикову) позволяют актуализировать духовный ресурс личности, заключающийся в стремлении к совершенствованию, достижению духовного идеала.
Ситуация овладения опытом «рефлексивного» выполнения выбранного вида духовно-практической деятельности позволяет включить студента в творческую созидающую жизнь с постоянной рефлексией ее целей и смыслов; идентифицировать себя с определенным типом людей - носителями и трансляторами духовных ценностей; побуждает к духовно-нравственному усилию, не позволяющему ему «свернуть на поверхностно-развлекательный путь, «легкий» малоответственный образ жизни» (В.В. Сериков). Рефлексия и самооценка системы собственной духовно-практической деятельности по созданию творческого продукта (разработка сценариев музыкальных гостиных, праздников, концертных программ; создание литературных и художественных произведений; видеоролики и фотовыставки и др.) обеспечивают формирование студентом ценностных ориентиров своей жизнедеятельности.
Ситуации перенесения опыта духовно-практической деятельности в другие сферы деятельности (реализация творческих, исследовательских и социальных проектов) создают условия для ценностного самоопределения студента и его духовно-творческой самореализации. Ценностное самоопределение как процесс и результат активного определения личностной позиции в духовно ориентированном процессе через рефлексию, выбор, «последующую интериоризацию в системе ценностей и выстраивание на этой основе смысла своего существования, жизненных и профессиональных стратегий» (В.И. Юсова), обеспечивает осознанное включение студента в духовно-практическую деятельность.
Рецензенты:
Русакова Т.Г., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой художественно-эстетического воспитания ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.
Попова В.И., д.п.н., профессор кафедры педагогики высшей школы ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.