Реалии современной действительности предъявляют новые требования к выпускникам профессиональных образовательных учреждений. Они должны обладать потенциалом, заключающимся в способности обучаться в связи с меняющимися обстоятельствами. В этих условиях все большую значимость приобретает идея многоуровневого непрерывного образования во всех её проявлениях, в том числе осуществляемая в вузе в виде многогранной системы работы по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения учащейся молодёжи. Она нацелена на формирование социально устойчивой и одновременно мобильной, легко адаптирующейся к быстро меняющимся обстоятельствам жизни личности.
В научной литературе под профессиональным самоопределением личности понимается длительный, характеризующийся поэтапным развитием субъективно-объективный процесс согласования профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессии и рынка труда, отражающий социальное развитие личности, её потребности в самоактуализации и самореализации [2; 3; 8]. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом личностных особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии. Однако наиболее значимым периодом профессионального самоопределения личности выступает юношеский возраст. Актуализация профессионального самоопределения в этом возрасте инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, выбор профессии, поступление в учреждение профессионального образования, подготовка к будущей профессиональной деятельности, прохождение учебных и производственных практик, завершение учебы и трудоустройство.
На профессиональное самоопределение обучающегося влияют, прежде всего, возрастные особенности, а также социально-экономические условия, межличностные отношения в учебной группе и профессиональном коллективе в момент обучения и прохождения практики и др. Несомненно, значимая роль в профессиональном самоопределении принадлежит самой личности, её активности и ответственности за своё становление. Но не менее важное место занимает целенаправленная деятельность по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения личности. Особое звучание в современных условиях оно приобретает в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе, включающем в себя уровни СПО и ВПО, а также организацию профориентационной работы на уровне общеобразовательной школы. Профессиональное самоопределение на разных уровнях образования, с учётом стадий становления личности, имеет свою специфику, что определяет характер и содержание деятельности по педагогическому сопровождению обучающихся в условиях вуза как многоуровневого образовательного комплекса.
Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащейся молодёжи как особая сфера деятельности педагога ориентирована на взаимодействие с обучающимися по оказанию им поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности и самоутверждения в ней. На это и ориентирована разработанная авторами настоящей статьи и успешно реализуемая в ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет» (ПензГТУ) программа «Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащейся молодёжи в условиях технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса». Данная программа разработана с учётом специфики ПензГТУ как многоуровневого образовательного комплекса, включающего в себя уровни среднего (СПО) и высшего (ВПО) профессионального образования на основе «Концепции развития непрерывного образования в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе» [6; 7].
Основными задачами названной программы являются:
- организация и осуществление психолого-педагогической диагностики обучающихся (склонностей, предпочтений, профессионального типа личности, выбора профессии, мотивов поступления в учреждение профессионального образования и др.);
- разработка и реализация модели педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях многоуровневого образовательного комплекса;
- организация педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в общеобразовательных школах-партнёрах вуза как многоуровневого образовательного комплекса;
- организация педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в учреждениях СПО, входящих в состав технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса;
- организация педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в техническом вузе (уровень ВПО);
- разработка учебно-методических материалов по организации и осуществлению педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.
В основе построения и реализации программы лежат следующие принципы [4].
Принцип непрерывности ориентирован на обеспечение в образовательном процессе единства общего среднего, допрофессионального и профессионального образования во взаимосвязи с общекультурными, социальными и личностными запросами.
Принцип интеграции предполагает объединение усилий субъектов образовательного процесса разного уровня образовательных организаций, в которых каждый выполняет свои функциональные обязанности с учетом стоящих перед ним задач, направленных на повышение качества профессионального самоопределения личности.
Принцип синергетичности направлен на консолидацию усилий образовательных организаций разных уровней (СПО и ВПО) и их партнёров (школ и предприятий), субъектов (обучающихся и педагогов), а также материальных и нематериальных ресурсов (идеи, программы, проекты, оборудование и др.).
Принцип поэтапности работы нацелен на непрерывность и последовательность осуществления педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с учетом их возрастных особенностей и специфики технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса.
Принцип партнерства предполагает организацию педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на основе взаимоуважения и признания равных прав субъектов взаимодействия в системе «Школа - ССУЗ - ВУЗ» и «ССУЗ - ВУЗ - Предприятие».
Принцип открытости ориентирует на осуществление подготовки не только к конкретному виду профессиональной деятельности, но и запасным вариантам выбора траекторий дальнейшего развития субъекта самоопределения в образовательных организациях разного уровня и направленности.
Принцип активности нацеливает на рассмотрение обучающегося как субъекта жизнедеятельности, для которого характерны собственная активность, осознанный выбор и ответственность за его осуществление и результат, а педагога - как наставника, создающего благоприятные условия для успешного профессионального самоопределения учащейся молодёжи.
Принцип дифференциации и индивидуализации направлен на организацию образовательного процесса, с учетом личностных особенностей и запросов обучающихся и их состояния здоровья, что позволяет интенсифицировать процесс профессионального самоопределения учащейся молодежи.
Принцип гибкости осуществляется в зависимости от индивидуальных потребностей, мотивов, ценностных ориентаций личности, с одной стороны, и государства в лице работодателей, с другой, за счет реализации образовательного процесса на основе инновационных подходов, в соответствии с новыми принципами, модульным построением содержания, а также использованием современных технологий на практике.
Принцип результативности предполагает четкое определение целей и задач каждого субъекта педагогического сопровождения, направленного на конечный результат, выражающийся в создании образовательно-продуктивной среды вуза как многоуровневого образовательного комплекса для успешного профессионального самоопределения обучающихся и развития их творческого потенциала.
Реализация программы в образовательном процессе осуществляется последовательно и поэтапно:
I этап - диагностический;
II этап - созидательно-преобразующий;
III этап - оценочно-результативный.
На первом этапе осуществляется психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление профессиональных интересов, склонностей и мотивов обучающихся при выборе профессии. В этой связи используются такие психодиагностические методики, как «Матрица профессий», ДДО Е.А. Климова, «Карта интересов» А.Е. Голомштока, «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой и др. С учётом специфики технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса эта работа проводится: на уровне общеобразовательной организации; на уровне СПО и на уровне ВПО [5].
На втором этапе организуется и осуществляется непосредственная деятельность по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения обучающихся. Так, педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных организаций (потенциальных абитуриентов) осуществляется через следующие формы работы:
- Дни открытых дверей в школах и ПензГТУ;
- обучающие игры «Технология. ru», призванные мотивировать к поступлению в ПензГТУ школьников, имеющих способности в области технических дисциплин;
- ознакомительные экскурсии по вузу и предприятиям в рамках предполагаемой будущей специальности;
- презентации о профессиях, которые можно получить в ПензГТУ как многоуровневом образовательном комплексе;
- встречи со студентами и выпускниками разных специальностей ПензГТУ;
- молодёжные проекты, проводимые в вузе на уровне СПО и ВПО («Личная эффективность», «Выбирай правильный путь» и др.);
- профориентационные курсы в базовых школах ПензГТУ «Твоя профессиональная карьера», направленные на ознакомление обучающихся с профессиями по определенным циклам;
- выездные профориентационные мероприятия и профконсультации в школах города и области;
- профориентационные ролевые и имитационные игры;
- рекламные кампании («Дни специальностей ПензГТУ», печать и распространение информационных профориентационных буклетов с информацией о вузе, о факультетах, о специальностях и т.п. университета);
- научно-практические конференции школьников с целью активизации их исследовательской работы и выявления талантливой молодежи;
- стажировочные площадки профориентационной направленности;
- работа профессорско-преподавательского состава в профильных классах общеобразовательных учреждений;
- подготовительные курсы для абитуриентов.
В свою очередь, педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся СПО и ВПО реализуется через комплекс следующих мер:
- организацию индивидуальной и групповой работы по формированию четких представлений о выбранной профессии, осознанию роли образования в формировании профессиональной и жизненной карьеры;
- проведение индивидуальных профконсультаций;
- ознакомительные экскурсии по предприятиям в рамках будущей профессиональной деятельности;
- встречи с представителями предприятий в рамках выбранной специальности в ПензГТУ;
- включение в творческую деятельность в рамках молодёжных проектов, проводимых в ПензГТУ («Личная эффективность», «Выбирай правильный путь» и др.);
- участие в мероприятиях, посвященных дням факультета и дням специальностей ПензГТУ ;
- организацию и проведение студенческих научно-практических конференций с целью активизации исследовательской работы и выявления талантливой молодежи;
- формирование у обучающихся готовности к социально-профессиональной адаптации в будущей профессиональной деятельности;
- организацию и проведение тренингов профессионально-личностного роста, рефлексивного анализа профессиональных проб и профдеятельностных ситуаций;
- сопровождение производственной практики студентов (тренинги ассертивного поведения до начала практики и, при необходимости, индивидуальные консультации после ее окончания);
- встречи и беседы с работодателями для расширения представлений о современном рынке труда, возможностях трудоустройства на предприятиях города и области;
- помощь студенту во время учебы в трудоустройстве, в выборе направления приложения знаний;
- мастер-классы, развивающие профессионально-значимые компетенции студентов;
- тренинги, направленные на приобретение навыков самопрезентации, ассертивности, эффективного ведения переговоров, лидерства, развития эффективного целевого поведения, коммуникативные [1].
На третьем этапе реализации программы осуществляется повторная диагностика профессионального самоопределения обучающихся. Значимое место на данном этапе занимает коррекция программы, а также разработка методических материалов для организации и осуществления педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на разных уровнях обучения.
Реализация программы «Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащейся молодёжи в условиях технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса» на практике в ПензГТУ ещё раз свидетельствует о том, что процесс профессионального самоопределения личности непростой, по сути, и длительный по времени его реализации, поскольку он предполагает достижение баланса между реальными возможностей человека и современными требованиями профессии и рынка труда. Закономерным в этой связи является тот факт, что в образовательных организациях, включающих в себя разные уровни профессионального образования, складываются наиболее благоприятные условия для его успешного осуществления. Практика реализации программы показывает, что процесс профессионального самоопределения обучающихся становится наиболее эффективным в ходе целенаправленно выстроенной и поэтапно осуществляемой деятельности по его педагогическому сопровождению.
Рецензенты:
Полукаров В.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой «Педагогика» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза.
Гагаев П.А., д.п.н., профессор кафедры «Педагогика» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза.