Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

OPPORTUNITIES OF CUSTOMS OPERATIONS MANAGEMENT AT THE MODERN STAGE

Chekmareva G.I. 1
1 Institute of management, business and law
The complexity of modern customs clearance is often accompanied additional financial and time expenses. In the current legislation of the customs Union provides a number of simplified procedures, one of which is preliminary customs Declaration of goods. The main goal of the preliminary procedures of customs Declaration is to accelerate customs clearance of cargoes arriving from abroad and simplifying organizational related to management decision-making within companies. The aim of the study is to familiarize managers of top and middle management of companies engaged in foreign economic activities with the opportunities afforded to them by the company with the right approach to the use of simplified customs procedures. The purpose of the study is to consider the diversity of development of structures of subordination with the transfer of functions of the managing company.
customs declaration
declarant
customs authority
customs union
electronic declaring
preliminary declaring
information traffic management
Strategy management
Возможность предварительного декларирования как серьезный инструмент менеджмента в таможенном деле направлен на ускорение таможенных операций при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза. Срок между прибытием товаров и совершением таможенных операций по помещению товаров под выбранную участником внешнеэкономической деятельности таможенную процедуру во многом зависит от скоординированности работы сотрудников таможенных органов. В 2014 г. в своем выступлении начальник Владивостокской таможни Виктор Холичев отметил: «Срок проведения таможенных операций на этапе помещения товаров под таможенные процедуры в среднем составляет 1,9 дня. Резервов по сокращению этих сроков нет, поскольку все операции этого этапа максимально оптимизированы» [4]. Как показывает анализ работы ряда таможенных органов, действующих на территории других таможенных управлений ситуация, мало, чем отличается от ситуации Владивостокской таможни. Задача сокращения времени таможенного оформления товаров и транспортных средств напрямую связано со временем закрытия доставки, подготовки товаросопроводительных документов и подготовки таможенной декларации.

Одним из механизмов, позволяющих уменьшить временной интервал таможенного оформления грузов, является переход участниками внешнеэкономической деятельности на предварительное декларирование. Подобная упрощенная процедура таможенного декларирования является одной из самых популярных в международных таможенных нормах.

В конвенции рассмотрены вопросы целесообразности подачи предварительной информации о товарах и транспортных средствах в таможенные органы для ускорения процессов таможенного оформления. В частности в стандартных правилах 3.13 и 3.14:

«3.13. Стандарт

В тех случаях, когда по причинам, признанным таможенной службой обоснованными, декларант не располагает всей информацией, требующейся для заполнения декларации на товары, разрешается подача предварительной или неполной декларации на товары при условии, что она содержит сведения, признанные таможенной службой необходимыми, и что декларант обязуется дополнить ее в установленный срок.

3.14. Стандарт

Если таможенная служба регистрирует предварительную или неполную декларацию на товары, применяемое к этим товарам тарифное регулирование не должно отличаться от того, которое применялось бы, если бы с самого начала была подана полная и надлежащим образом заполненная декларация на товары.

Выпуск товаров не задерживается при условии представления любых требуемых гарантий для обеспечения взимания любых применимых пошлин и налогов» [3].

Дальнейшее развитие данного инструмента при организации менеджмента в таможенном деле получил широкое распространении в мире, и стало индикатором высокотехнологичности работы таможенных органов страны со стороны Всемирной таможенной организации.

Внедрение рассматриваемой выше процедуры имеет своей целью ускорение выпуска таможенной декларации и упрощения таможенных формальностей на этапе доставки товара. Это связано с тем, что таможенный контроль в отношении таможенной декларации начинается до фактического прибытия товаров в зону ответственности таможни назначения. Однако, участники внешнеэкономической деятельности должны четко понимать, что речь идет о подачи таможенной декларации до пересечения таможенной границы таможенного союза, а не государственной границы Российской Федерации. Данный вопрос является принципиальным. Нарушение этого условия может привести к отказу со стороны таможенных органов в выпуске предварительной декларации. Документом, подтверждающим фактическое время пересечения товаром таможенной границы таможенного союза, являются отметки таможенного органа в пунктах пропуска на границе. После регистрации предварительной таможенной декларации в таможенном органе назначения, груз должен прибыть предоставлен в таможню назначения не позднее 30 дней после дня регистрации предварительной таможенной декларации. В противном случае таможенные органы отказывают в выпуске таможенной декларации.

Хотелось бы отметить еще одно немаловажное преимущество предварительного декларирования, заключающееся в том, что декларант вправе не указывать полные сведения, необходимые для декларирования при условии, что он не обладает достаточной информацией на момент подачи предварительной декларации. Данная информация предоставляется в таможенный орган после прибытия товаросопроводительных документов вместе с товаром, в большей степени, как показывает практика, это информация связана с применением нетарифными мерами регулирования. В частности, таможенные органы принимают только оригинал сертификата происхождения товара в случае, когда владелиц груза претендует на получение преференций. Не является нарушением таможенного законодательства в данном случае и изменения, вносимые декларантом в таможенную декларацию по стоимости, весу, количеству. В этом случае достаточно предоставить в таможенный орган документы, подтверждающие фактическое количество товаров или его реальную стоимость, и осуществить корректировку таможенной декларации.

Кроме того, согласно статьи 192 Таможенного кодекса таможенного союза [1], декларант вправе отозвать таможенную декларацию до принятия таможенным органом решения о выпуске товаров.

Основным условием принятия таможенными органами предварительной таможенной декларации является уплата таможенных платежей в отношении декларируемых товаров. Таможенные платежи в данном случае могут использоваться в качестве сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов при транзите товаров, декларирование которых производилось путем предоставления предварительной таможенной декларации. В этом случае таможенный орган, в который были представлены предварительные таможенные декларации и платежные документы, подтверждающие уплату таможенных платежей, выдает владельцу груза или его представителю сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. Форма сертификата определена Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 «О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых в соответствии с таможенной процедурой таможенный транзит, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров»[2].

Несмотря на все преимущества, которые на первый взгляд вытекают из законодательства по применение предварительного декларирования, практика показала, что на современном этапе менеджмента в области таможенного дела существуют проблемы, которые сводят на нет все преимущества данного инструментария. В частности, сроки завершения таможенного оформления затягиваются из-за проведения проверок документов и сведений, необходимых при проведении корректировки таможенной декларации. Причины проведения корректировки условно можно разбить на несколько групп:

  • несоответствие заявленных сведений в предварительной таможенной декларации, сведениям в представленных с товаром товаросопроводительных документах;
  • не все документы и (или) реквизиты документов, прибывшие с товаром, указаны в описи к предварительной декларации;
  • необходимость корректировки таможенной стоимости из-за несоответствия количества или качества товара заявленным в предварительной декларации сведениям.

К одной из причин необходимости корректировки таможенной декларации следует отнести человеческий фактор. Данная проблема является актуальной при любом виде декларирования. От технических ошибок (опечаток, описок), неточностей в предоставляемой информации не застрахован ни один участник внешнеэкономической деятельности.

В данной работе хотелось бы уделить внимание и ряду общих проблем, с которыми сталкиваются участники внешнеэкономической деятельности при таможенном оформление товаров и транспортных средств при электронном декларировании.

Начало массового перехода на электронное декларирование в нашей стране можно отнести к 2008 году, когда нормативно-правовая база России в области таможенного дела позволила использовать Интернет для передачи данных в ведомственные сети таможни.

На первоначальном этапе внедрения электронного декларирования использовалась технологическая схема оформления ЭД-1, с помощью которой передавались графические файлы. На этом этапе декларанты могли предоставлять документы в сканированном виде. Для подготовки и передачи этих данных требуется специальное программное обеспечение. Передача данных осуществлялась только по специально выделенным каналам связи. Расходы по прокладке и эксплуатация специальных каналов связи, а также установка и обновление программного обеспечения требовало значительных финансовых затрат.

На втором этапе электронного декларирования стали применяться схема оформления ЭД-2. Данная схема позволила передавать данные по специально оборудованным узлам доступа по сети Интернет. На этом этапе документы стали передаваться в формализованном виде.

По этой схеме весь обмен данными между декларантом и таможенными органами и в обратном направлении (подтверждение о приёме декларации, регистрационный номер декларации, протоколы ошибок по декларации, подтверждение «выпуск разрешен») осуществляется с помощью открытого документированного набора сообщений в определенном формате через единый почтовый сервер. Преимуществом электронного декларирования является то, что декларант отправляет декларацию и формализованные документы непосредственно со своего рабочего места. Все изменения и дополнения вносятся в таможенную декларацию в процессе обмена электронными сообщениями с сотрудником таможенного органа.

Однако, управление данными процессами требуют значительной доработки.

Во-первых, электронная формализация контракта требует дополнительных временных затрат со стороны декларанта. То же самое касается и спецификаций и инвойсов. Если количество наименований товаров незначительно, и составляет 1-10 товарных позиций, то формализация не требует значительных усилий. Однако если инвойс и спецификация состоит из большего количества товарных позиций, то время, затрачиваемое декларантом на формализацию документов в электронный вид значительно возрастает.

Второй проблемой, с которой сталкиваются участники внешнеэкономической деятельности, является подтверждение нулевой ставки НДС в налоговых органах. Налоговым органом РФ установлено, что для подтверждения преференций по НДС экспортер обязан предоставить в налоговый орган заявление, контракт, инвойс, спецификацию, таможенную декларацию с отметкой таможенного органа «выпуск разрешен» и с отметкой таможни, на границе подтверждающей, что товар покинул территорию таможенного союза. В связи с этим, участник внешнеэкономической деятельности вынужден распечатать электронную декларацию и предоставить ее в бумажном носителе в таможенный орган для проставления печати «выпуск разрешен», после чего переслать в таможню на границе для подтверждения факта вывоза товаров за пределы Таможенного союза.

В-третьих, может возникнуть ситуация, подробно не рассматриваемая в данной статье, но при которой владелец груза или его представитель прибывают в таможенный орган, в который была передана электронная декларация. Речь идет о таможенном досмотре груза. Как правило, при принятии решения сотрудником таможенного органа о проведении таможенного досмотра, декларант изъявляет желание присутствовать при проведении таможенного контроля.

На наш взгляд, упрощение процесса управления информационными потоками и взаимообмен необходимыми данными между таможенными и налоговыми органами мог бы осуществляться без участия декларанта. Для этого достаточно наладить канал обмена информацией между таможенными и налоговыми органами в рамках таможенного союза. В этом случае значительно сократился бы объем передаваемой и обрабатываемой информации, как в таможенных, так и в налоговых органах. И упростило бы процесс применения нулевой ставки НДС для участников внешнеэкономической деятельности.

Заключение

Применение упрощенных процедур способствует существенному сокращению накладных расходов компаний занимающихся внешнеэкономической деятельностью, а также увеличению объемов их товарооборотов. Таким образом, предварительное декларирование значительно стимулирует повышение международных объемов торговли.

Рецензенты:

Акперов И.Г., д.э.н., профессор, ректор НОУ ВПО ИУБиП, г.Ростов-на-Дону.

Анесянц С.А., д.э.н., профессор, профессор кафедры финансы, бухучет и налогообложение, НОУ ВПО ИУБиП, г.Ростов-на-Дону.