Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE SYSTEM OF VALUE ORIENTATIONS OF CADETS IN THE PROCESS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION TO TRAINING

Bondaruk A.F. 1
1 North-West institute of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
The article examines changes in the cadets basic personal values (by Sh.Schwartz) in the process of socio-psychological adaptation to training. On the basis of analysis of the dynamics of value parameters during five years of study showed that the new structure of the system of values is formed during the first year of study, the authors defined as the main stage of adaptation to the conditions of professional military environment. In this case, the most significant changes are determined in the first month, when there is a situation of unstable equilibrium value-intentional and begins to form two valuable trend: intention to gain exaltation in the form of desire for professional success, dominance in interpersonal interactions and personal autonomy; weakening intention to self-determination as depreciation and benevolent conformal intra-and inter-group relations. Found that in the system of world values of cadets at all stages of education steadily dominated by the need for safe, stable and harmonious relations aimed at suppressing social-destructive tendencies and achieving socially approved success.
value orientation
socio-psychological adaptation
normative ideals
individual pri-orities
employee intentional capital
Особое значение в теории и практике современной управленческой и психологической науки приобретают исследования интенционального капитала сотрудников организации [4], трактуемого нами как совокупность потребностей, мотивов, ожиданий, притязаний, интересов, ценностей и смыслов жизни индивида, оказывающих влияние на его профессиональную деятельность и предопределяющих ее эффективность [3]. Интенциональный капитал представляет собой «ядро» личности, «направляющее» многочисленные компоненты личностного капитала (знаниевые, креативные, психофизиологические, соматические и пр.) на достижение значимой для человека цели [1].

В большинстве современных исследований понятие «адаптация» рассматривается с точки зрения системного подхода, предполагающего исследование взаимосвязанных «метасистемных» и «субсистемных» несоответствий, приводящих к поиску оптимальных путей достижения равновесия [2, 5]. С позиций системного подхода процесс адаптации рассматривается в рамках двух систем: «социальная среда - профессиональная среда - внутренняя среда человека» и «профессиональная среда - деятельность - личность» [8]. Данный подход предполагает необходимость анализа состояния подвижного равновесия, возникающего в «открытой» системе в процессе непрерывного взаимодействия всех её компонентов с окружающей средой. Содержательная сторона процесса адаптации при этом рассматривается как активное осознанное или неосознаваемое формирование субъектом стратегий и способов овладения ситуацией на разных уровнях регуляции состояний, поведения и деятельности. Многообразие адаптационных процессов проявляется в виде реакций (кратковременных, чаще всего обратимых изменений сознания и поведения в момент непосредственного воздействия средовых условий), состояний (способность личности динамично и целостно отражать содержание актуальных потребностей, определяющих физические, семантические и временны́е признаки воздействующих факторов и изменений, происходящих вокруг человека и в нём самом), поведения (реализация в процессе активного взаимодействия с изменяющейся средой возможностей личности, содержание которых определяется доминирующей потребностью и сложившейся системой отношения к миру) и стратегий поведения (характеризующих вектор действий и поступков, вовлеченность личности в переживание происходящего, придающую поведению качественное своеобразие) [9]. С.А.Ларионова трактует понятие «социально-психологическая адаптация» как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к гармоничному соотношению целей и ценностей личности и групп [7]. В качестве ядра (центрального элемента) системы социально-психологической адаптации, обеспечивающего как взаимодействие всех элементов системы между собой, так и взаимоотношения системы с социальной средой, автор выделяет ценностные ориентации и направленность личности. 

Целью настоящего исследования являлся анализ динамики показателей системы ценностных ориентаций курсантов в процессе обучения в военном вузе. При планировании данной работы авторы исходили из представлений о том, что понимание ценностно-интенциональных механизмов социально-психологической адаптации курсантов необходимо для обоснования мероприятий корректирующе-управленческих воздействий, обеспечивающих их успешное обучение.

Материал и методы исследования

Объектом исследования являлись 127 курсантов военного вуза. Анализ динамики показателей ценностных ориентаций курсантов осуществлялся путем оценки изменений «центрированных» и ранговых параметров ценностных ориентаций, полученных с помощью методики Шварца [6, 10]. Анализировались данные, зарегистрированные при поступлении (первый этап), через месяц после поступления (второй этап), после первого года обучения (третий этап) и после пяти лет обучения в вузе (четвертый этап).

Результаты исследования и их обсуждение

При поступлении у курсантов на уровне нормативных идеалов преобладали ценности «безопасность», «достижения» и «конформность» (таблица 1).

Таблица 1

Система ценностных ориентаций на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов у курсантов при поступлении в военный институт   

Ценность

На уровне нормативных идеалов

На уровне индивидуальных приоритетов

Средние(центрированные)

Присвоенный ранг

Средние(центрированные)

Присвоенный ранг

Конформность

0,64

±0,78

3

0,35

±0,56

2

Традиции

-0,51

±0,87

7

-0,34

±0,67

8

Доброта

0,58

±0,78

4

0,29

±0,58

3

Универсализм

-0,17

±0,64

5

0,25

±0,48

4

Самостоятельность

-0,34

±0,83

6

-0,03

±0,59

6

Стимуляция

-0,67

±1,05

8

-0,27

±0,73

7

Гедонизм

-0,86

±1,37

10

-0,79

±1,07

10

Достижения

0,66

±0,76

2

0,06

±0,60

5

Власть

-0,80

±0,96

9

-0,71

±0,81

9

Безопасность

0,77

±0,65

1

0,50

±0,47

1

На уровне индивидуальных приоритетов у курсантов доминировали ценности «безопасность», «конформность» и «доброта», содержание которых, наряду с сохранением порядка и стабильности, ассоциированы с гармоничными позитивными взаимоотношениями в социальной группе, стремлением к предотвращению действий и побуждений к действиям, не соответствующим социальным ожиданиям

После первого месяца обучения изменения в большей степени отмечались на уровне индивидуальных приоритетов, а на уровне нормативных идеалов эти изменения были минимальными. В иерархии доминирующих ценностей на обоих уровнях ценностной репрезентации преобладали ценности «безопасность», «конформность» и «достижения» (таблица 2).

Таблица 2

Система ценностных ориентаций на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов у курсантов после первого месяца обучения 

Ценность

На уровне нормативных идеалов

На уровне индивидуальных приоритетов

Средние (центрированные)

Присвоенный ранг

Средние(центрированные)

Присвоенный ранг

Конформность

0,64

±0,65

2

 

0,14

±0,61**

3

↓**

Традиции

-0,53

±0,77

7

 

-0,32

±0,71

9

 

Доброта

0,49

±0,68

4

 

0,09

±0,63**

4

↓**

Универсализм

-0,16

±0,61

5

 

0,05

±0,52**

5

↓**

Самостоятельность

-0,16

±0,75

6

 

0,02

±0,63

6

 

Стимуляция

-0,85

±1,19

10

 

-0,06

±0,80

7

­↑**

Гедонизм

-0,83

±1,66

9

 

-0,40

±0,85**

10

­↑**

Достижения

0,57

±0,67

3

 

0,21

±0,60*

2

­↑*

Власть

-0,62

±1,12

8

↑­*

-0,27

±0,86**

8

­↑**

Безопасность

0,92

±0,51

1

↑­*

0,26

±0,56**

1

↓**

Примечания: в данной таблице и в таблицах 3 и 4 -

  1. (** - р≤0.01 и * - р≤0,05) - значимость различий по U-критерию Манна-Уитни (метка возле значения показателя) и Т-критерию Вилкоксона (метка у стрелок) по сравнению с показателями на предыдущем этапеисследования;
  2. Стрелки указывают направленность значимых изменений «центрированных» показателей по Т-критерию Вилкоксона: уменьшение (↓) и увеличение (↑­­) по сравнению с данными предыдущего этапа исследования.

Анализ динамики показателей ценностей выявил повышение значимости в статусно-иерархической структуре нормативных идеалов курсантов ценностей «безопасность» и «власть». Выявленные закономерности позволяют полагать, что изменения мировоззренческих установок курсантов в течение наиболее сложного этапа адаптации к военно-профессиональной среде обучения характеризуются направленностью на безопасность и гармоничность взаимоотношений, а также на формирование тенденцией к социальному доминированию.В системе ценностей на уровнеиндивидуальных приоритетов в этот период отмечалось повышение значимости ценностей «достижения», «власть», «гедонизм», «стимуляция» и снижение значимости ценностей «доброта», «универсализм», «безопасность», «конформность». Обращает внимание факт значительного возрастания на уровне индивидуальных приоритетов ранга доминирующей на данном этапе адаптации ценности «достижения» (с 5-го до 2-го ранга). Подобная динамика характерна для социальных групп, в которых четко позиционированы отношения доминирования-подчинения и приветствуются ориентированные на успех конкурентные отношения. В результате на поведенческом уровне отмечаются признаки стремления к социально одобряемому успеху, а также признаки доминирования в соответствии с закрепленными в группе властными приоритетами. Наиболее существенное уменьшение отмечено в отношении ценностей «доброта» и «универсализм», что характерно в ситуациях обесценивания неформальных (благожелательных) и возрастания приоритетности формальных внутригрупповых отношений. Материалы второго этапа исследования позволяют заключить, что наиболее значимыми ценностными трендами в течение первого месяца адаптации является: интенция к самовозвышению в виде стремления к социальному успеху и внутригрупповому доминированию; ослабление интенции к самоопределению в виде обесценивания благожелательных и конформных внутри- и межгрупповых отношений.

Представленная выше динамика ценностных параметров на уровне индивидуальных приоритетов характеризует ситуацию неустойчивого равновесия системы ценностей, в которой «рассеивается» общий вектор ценностно-мотивационных целей группы. Данное состояние характеризует наибольшее напряжение адаптационных механизмов в начальный период адаптации респондентов к ценностям и требованиям новой социальной среды.

По завершении первого года обучения в структуре мировоззренческих ценностей преобладают ценности «безопасность», «достижения» и «конформность» (таблица 3).

Таблица 3

Система ценностных ориентаций на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных

 приоритетов у курсантов после первого года обучения  

Ценность

На уровне нормативных идеалов

На уровне индивидуальных приоритетов

Средние (центрированные)

Присвоенный ранг

Средние (центрированные)

Присвоенный ранг

Конформность

0,42

±0,76

2

 

0,00

±0,53

5

↓**

Традиции

-0,48

±0,82

9

 

-0,46

±0,69

10

 

Доброта

0,28

±0,69*

4

 

0,17

±0,55

4

 

Универсализм

-0,27

±0,65

7

 

-0,10

±0,55

7

 

Самостоятельность

-0,12

±0,72

5

­↑*

0,24

±0,54**

3

­↑**

Стимуляция

-0,54

±1,07*

10

 

0,00

±0,67

6

 

Гедонизм

-0,29

±1,46**

8

­↑**

-0,16

±1,05*

8

­↑**

Достижения

0,39

±0,66

3

 

0,24

±0,56

2

 

Власть

-0,27

±0,92**

6

­↑**

-0,36

±0,73

9

 

Безопасность

0,76

±0,62

1

 

0,28

±0,45

1

 

Динамика ценностных показателей в этот период свидетельствуют о более выраженными, по сравнению с данными предыдущего этапа исследования, изменениями. Причем на уровне нормативных идеалов изменения в основном связаны с параметрами «ценностной периферии», в то время как на уровне индивидуальных приоритетов эти изменения сопряжены с показателями некоторых доминирующих ценностей. Наиболее значимыми ценностными трендами в течение первого года адаптации к военно-профессиональной среде обучения следует считать нарастание поведенческих паттернов нонконформизма, независимости и гедонизма.

Можно заключить, что к основным трендам в системе доминирующих ценностей к концу первого года адаптации к военно-профессиональной среде обучения можно отнести усиление поведенческих интенций к самостоятельности, социально одобряемому успеху и нонконформизму. Выявленные тренды доминирующих ценностей проявлялись формированием к концу процесса адаптации навыков самостоятельности в решениях и действиях, устойчивой направленности на успех в профессиональной деятельности, а также обесцениванием механизмов сдерживания и предотвращения действий, не соответствующих социальным ожиданиям. Наиболее существенной в динамике ценностей «периферии» следует считать усиление интенций к получению чувственных удовольствий и наслаждению жизнью.

По окончании обучения в военном институте, как и на предыдущих этапах исследования преобладают ценности «безопасность», «конформность» и «достижения» (таблица 4).

Таблица 4

Система ценностных ориентаций на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов у курсантов по завершении обучения в военном институте  

Ценность

На уровне нормативных идеалов

На уровне индивидуальных приоритетов

Средние (центрированные)

Присвоенный ранг

Средние (центрированные)

Присвоенный ранг

Конформность

0,38

±0,61

2

 

-0,09

±0,51

7

 

Традиции

-0,06

±0,65**

9

 

-0,41

±0,64

10

 

Доброта

0,15

±0,61

5

 

0,08

±0,54

4

 

Универсализм

-0,46

±0,68*

7

 

-0,07

±0,52

6

 

Самостоятельность

0,31

±0,56**

4

 

0,35

±0,48

1

 

Стимуляция

-0,27

±0,89*

10

 

-0,16

±0,63

8

 

Гедонизм

-0,44

±1,15

8

 

-0,06

±0,86

5

 

Достижения

0,32

±0,69

3

 

0,35

±0,55

2

 

Власть

-0,22

±0,71

6

 

-0,27

±0,74

9

 

Безопасность

0,50

±0,57

1

 

0,15

±0,48*

1

 

Таким образом, изначально (при поступлении) и на последующих этапах обучения отмечалось устойчивое преобладание ценностей, содержание которых предполагает защиту порядка, стабильности и поддержание гармоничных и конформных отношений с людьми, а также получение социального одобрения посредством проявления компетентности исходя из признанных стандартов

Заключение

Выявленные результаты позволяют полагать, что в течение первого месяца возникает максимальное напряжение психологических механизмов адаптации к условиям военно-профессиональной среды обучения. Этому начальному периоду адаптации свойственна ситуация неустойчивого равновесия системы ценностей, в которой «рассеивается» общий вектор ценностно-мотивационных целей группы. Выявленная в этот период динамика ценностных ориентаций характерна для социальных групп, в которых четко позиционированы отношения доминирования-подчинения и приветствуются ориентированные на успех конкурентные отношения. Результатом влияния подобной социальной среды является формирование стремления к профессиональному успеху, доминированию в межличностных взаимодействиях, обесценивание неформальных (благожелательных) и возрастание приоритета формальных внутригрупповых отношений. К концу первого года обучения иерархия ценностных ориентаций в основном стабилизируется и формируется новая ее структура, в которой доминируют интенции к самостоятельности, профессиональной успешности и безопасности.

В процессе адаптации формируются два основных ценностных тренда: усиление интенции к самовозвышению в виде стремления к профессиональному успеху, доминированию в межличностных взаимодействиях и личностной автономии; ослабление интенции к самоопределению в виде обесценивания благожелательных и конформных внутри- и межгрупповых отношений. Перечисленные тренды отражают свойственный обследованной выборке психологический механизм дистанцирования от социальной группы.

Рецензенты:

Благинин А.А., д.м.н., д.псх.н., заведующий кафедрой авиационной и космической медицины Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова, г.Санкт-Петербург.

Шлепков А.В., д.псх.н., начальник кафедры психологии и педагогики Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России, г.Санкт-Петербург.