В большинстве современных исследований понятие «адаптация» рассматривается с точки зрения системного подхода, предполагающего исследование взаимосвязанных «метасистемных» и «субсистемных» несоответствий, приводящих к поиску оптимальных путей достижения равновесия [2, 5]. С позиций системного подхода процесс адаптации рассматривается в рамках двух систем: «социальная среда - профессиональная среда - внутренняя среда человека» и «профессиональная среда - деятельность - личность» [8]. Данный подход предполагает необходимость анализа состояния подвижного равновесия, возникающего в «открытой» системе в процессе непрерывного взаимодействия всех её компонентов с окружающей средой. Содержательная сторона процесса адаптации при этом рассматривается как активное осознанное или неосознаваемое формирование субъектом стратегий и способов овладения ситуацией на разных уровнях регуляции состояний, поведения и деятельности. Многообразие адаптационных процессов проявляется в виде реакций (кратковременных, чаще всего обратимых изменений сознания и поведения в момент непосредственного воздействия средовых условий), состояний (способность личности динамично и целостно отражать содержание актуальных потребностей, определяющих физические, семантические и временны́е признаки воздействующих факторов и изменений, происходящих вокруг человека и в нём самом), поведения (реализация в процессе активного взаимодействия с изменяющейся средой возможностей личности, содержание которых определяется доминирующей потребностью и сложившейся системой отношения к миру) и стратегий поведения (характеризующих вектор действий и поступков, вовлеченность личности в переживание происходящего, придающую поведению качественное своеобразие) [9]. С.А.Ларионова трактует понятие «социально-психологическая адаптация» как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к гармоничному соотношению целей и ценностей личности и групп [7]. В качестве ядра (центрального элемента) системы социально-психологической адаптации, обеспечивающего как взаимодействие всех элементов системы между собой, так и взаимоотношения системы с социальной средой, автор выделяет ценностные ориентации и направленность личности.
Целью настоящего исследования являлся анализ динамики показателей системы ценностных ориентаций курсантов в процессе обучения в военном вузе. При планировании данной работы авторы исходили из представлений о том, что понимание ценностно-интенциональных механизмов социально-психологической адаптации курсантов необходимо для обоснования мероприятий корректирующе-управленческих воздействий, обеспечивающих их успешное обучение.
Материал и методы исследования
Объектом исследования являлись 127 курсантов военного вуза. Анализ динамики показателей ценностных ориентаций курсантов осуществлялся путем оценки изменений «центрированных» и ранговых параметров ценностных ориентаций, полученных с помощью методики Шварца [6, 10]. Анализировались данные, зарегистрированные при поступлении (первый этап), через месяц после поступления (второй этап), после первого года обучения (третий этап) и после пяти лет обучения в вузе (четвертый этап).
Результаты исследования и их обсуждение
При поступлении у курсантов на уровне нормативных идеалов преобладали ценности «безопасность», «достижения» и «конформность» (таблица 1).
Таблица 1
Система ценностных ориентаций на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов у курсантов при поступлении в военный институт
Ценность |
На уровне нормативных идеалов |
На уровне индивидуальных приоритетов |
||||
Средние(центрированные) |
Присвоенный ранг |
Средние(центрированные) |
Присвоенный ранг |
|||
Конформность |
0,64 |
±0,78 |
3 |
0,35 |
±0,56 |
2 |
Традиции |
-0,51 |
±0,87 |
7 |
-0,34 |
±0,67 |
8 |
Доброта |
0,58 |
±0,78 |
4 |
0,29 |
±0,58 |
3 |
Универсализм |
-0,17 |
±0,64 |
5 |
0,25 |
±0,48 |
4 |
Самостоятельность |
-0,34 |
±0,83 |
6 |
-0,03 |
±0,59 |
6 |
Стимуляция |
-0,67 |
±1,05 |
8 |
-0,27 |
±0,73 |
7 |
Гедонизм |
-0,86 |
±1,37 |
10 |
-0,79 |
±1,07 |
10 |
Достижения |
0,66 |
±0,76 |
2 |
0,06 |
±0,60 |
5 |
Власть |
-0,80 |
±0,96 |
9 |
-0,71 |
±0,81 |
9 |
Безопасность |
0,77 |
±0,65 |
1 |
0,50 |
±0,47 |
1 |
На уровне индивидуальных приоритетов у курсантов доминировали ценности «безопасность», «конформность» и «доброта», содержание которых, наряду с сохранением порядка и стабильности, ассоциированы с гармоничными позитивными взаимоотношениями в социальной группе, стремлением к предотвращению действий и побуждений к действиям, не соответствующим социальным ожиданиям
После первого месяца обучения изменения в большей степени отмечались на уровне индивидуальных приоритетов, а на уровне нормативных идеалов эти изменения были минимальными. В иерархии доминирующих ценностей на обоих уровнях ценностной репрезентации преобладали ценности «безопасность», «конформность» и «достижения» (таблица 2).
Таблица 2
Система ценностных ориентаций на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов у курсантов после первого месяца обучения
Ценность |
На уровне нормативных идеалов |
На уровне индивидуальных приоритетов |
||||||
Средние (центрированные) |
Присвоенный ранг |
Средние(центрированные) |
Присвоенный ранг |
|||||
Конформность |
0,64 |
±0,65 |
2 |
|
0,14 |
±0,61** |
3 |
↓** |
Традиции |
-0,53 |
±0,77 |
7 |
|
-0,32 |
±0,71 |
9 |
|
Доброта |
0,49 |
±0,68 |
4 |
|
0,09 |
±0,63** |
4 |
↓** |
Универсализм |
-0,16 |
±0,61 |
5 |
|
0,05 |
±0,52** |
5 |
↓** |
Самостоятельность |
-0,16 |
±0,75 |
6 |
|
0,02 |
±0,63 |
6 |
|
Стимуляция |
-0,85 |
±1,19 |
10 |
|
-0,06 |
±0,80 |
7 |
↑** |
Гедонизм |
-0,83 |
±1,66 |
9 |
|
-0,40 |
±0,85** |
10 |
↑** |
Достижения |
0,57 |
±0,67 |
3 |
|
0,21 |
±0,60* |
2 |
↑* |
Власть |
-0,62 |
±1,12 |
8 |
↑* |
-0,27 |
±0,86** |
8 |
↑** |
Безопасность |
0,92 |
±0,51 |
1 |
↑* |
0,26 |
±0,56** |
1 |
↓** |
Примечания: в данной таблице и в таблицах 3 и 4 -
- (** - р≤0.01 и * - р≤0,05) - значимость различий по U-критерию Манна-Уитни (метка возле значения показателя) и Т-критерию Вилкоксона (метка у стрелок) по сравнению с показателями на предыдущем этапеисследования;
- Стрелки указывают направленность значимых изменений «центрированных» показателей по Т-критерию Вилкоксона: уменьшение (↓) и увеличение (↑) по сравнению с данными предыдущего этапа исследования.
Анализ динамики показателей ценностей выявил повышение значимости в статусно-иерархической структуре нормативных идеалов курсантов ценностей «безопасность» и «власть». Выявленные закономерности позволяют полагать, что изменения мировоззренческих установок курсантов в течение наиболее сложного этапа адаптации к военно-профессиональной среде обучения характеризуются направленностью на безопасность и гармоничность взаимоотношений, а также на формирование тенденцией к социальному доминированию.В системе ценностей на уровнеиндивидуальных приоритетов в этот период отмечалось повышение значимости ценностей «достижения», «власть», «гедонизм», «стимуляция» и снижение значимости ценностей «доброта», «универсализм», «безопасность», «конформность». Обращает внимание факт значительного возрастания на уровне индивидуальных приоритетов ранга доминирующей на данном этапе адаптации ценности «достижения» (с 5-го до 2-го ранга). Подобная динамика характерна для социальных групп, в которых четко позиционированы отношения доминирования-подчинения и приветствуются ориентированные на успех конкурентные отношения. В результате на поведенческом уровне отмечаются признаки стремления к социально одобряемому успеху, а также признаки доминирования в соответствии с закрепленными в группе властными приоритетами. Наиболее существенное уменьшение отмечено в отношении ценностей «доброта» и «универсализм», что характерно в ситуациях обесценивания неформальных (благожелательных) и возрастания приоритетности формальных внутригрупповых отношений. Материалы второго этапа исследования позволяют заключить, что наиболее значимыми ценностными трендами в течение первого месяца адаптации является: интенция к самовозвышению в виде стремления к социальному успеху и внутригрупповому доминированию; ослабление интенции к самоопределению в виде обесценивания благожелательных и конформных внутри- и межгрупповых отношений.
Представленная выше динамика ценностных параметров на уровне индивидуальных приоритетов характеризует ситуацию неустойчивого равновесия системы ценностей, в которой «рассеивается» общий вектор ценностно-мотивационных целей группы. Данное состояние характеризует наибольшее напряжение адаптационных механизмов в начальный период адаптации респондентов к ценностям и требованиям новой социальной среды.
По завершении первого года обучения в структуре мировоззренческих ценностей преобладают ценности «безопасность», «достижения» и «конформность» (таблица 3).
Таблица 3
Система ценностных ориентаций на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных
приоритетов у курсантов после первого года обучения
Ценность |
На уровне нормативных идеалов |
На уровне индивидуальных приоритетов |
||||||
Средние (центрированные) |
Присвоенный ранг |
Средние (центрированные) |
Присвоенный ранг |
|||||
Конформность |
0,42 |
±0,76 |
2 |
|
0,00 |
±0,53 |
5 |
↓** |
Традиции |
-0,48 |
±0,82 |
9 |
|
-0,46 |
±0,69 |
10 |
|
Доброта |
0,28 |
±0,69* |
4 |
|
0,17 |
±0,55 |
4 |
|
Универсализм |
-0,27 |
±0,65 |
7 |
|
-0,10 |
±0,55 |
7 |
|
Самостоятельность |
-0,12 |
±0,72 |
5 |
↑* |
0,24 |
±0,54** |
3 |
↑** |
Стимуляция |
-0,54 |
±1,07* |
10 |
|
0,00 |
±0,67 |
6 |
|
Гедонизм |
-0,29 |
±1,46** |
8 |
↑** |
-0,16 |
±1,05* |
8 |
↑** |
Достижения |
0,39 |
±0,66 |
3 |
|
0,24 |
±0,56 |
2 |
|
Власть |
-0,27 |
±0,92** |
6 |
↑** |
-0,36 |
±0,73 |
9 |
|
Безопасность |
0,76 |
±0,62 |
1 |
|
0,28 |
±0,45 |
1 |
|
Динамика ценностных показателей в этот период свидетельствуют о более выраженными, по сравнению с данными предыдущего этапа исследования, изменениями. Причем на уровне нормативных идеалов изменения в основном связаны с параметрами «ценностной периферии», в то время как на уровне индивидуальных приоритетов эти изменения сопряжены с показателями некоторых доминирующих ценностей. Наиболее значимыми ценностными трендами в течение первого года адаптации к военно-профессиональной среде обучения следует считать нарастание поведенческих паттернов нонконформизма, независимости и гедонизма.
Можно заключить, что к основным трендам в системе доминирующих ценностей к концу первого года адаптации к военно-профессиональной среде обучения можно отнести усиление поведенческих интенций к самостоятельности, социально одобряемому успеху и нонконформизму. Выявленные тренды доминирующих ценностей проявлялись формированием к концу процесса адаптации навыков самостоятельности в решениях и действиях, устойчивой направленности на успех в профессиональной деятельности, а также обесцениванием механизмов сдерживания и предотвращения действий, не соответствующих социальным ожиданиям. Наиболее существенной в динамике ценностей «периферии» следует считать усиление интенций к получению чувственных удовольствий и наслаждению жизнью.
По окончании обучения в военном институте, как и на предыдущих этапах исследования преобладают ценности «безопасность», «конформность» и «достижения» (таблица 4).
Таблица 4
Система ценностных ориентаций на уровнях нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов у курсантов по завершении обучения в военном институте
Ценность |
На уровне нормативных идеалов |
На уровне индивидуальных приоритетов |
||||||
Средние (центрированные) |
Присвоенный ранг |
Средние (центрированные) |
Присвоенный ранг |
|||||
Конформность |
0,38 |
±0,61 |
2 |
|
-0,09 |
±0,51 |
7 |
|
Традиции |
-0,06 |
±0,65** |
9 |
|
-0,41 |
±0,64 |
10 |
|
Доброта |
0,15 |
±0,61 |
5 |
|
0,08 |
±0,54 |
4 |
|
Универсализм |
-0,46 |
±0,68* |
7 |
|
-0,07 |
±0,52 |
6 |
|
Самостоятельность |
0,31 |
±0,56** |
4 |
|
0,35 |
±0,48 |
1 |
|
Стимуляция |
-0,27 |
±0,89* |
10 |
|
-0,16 |
±0,63 |
8 |
|
Гедонизм |
-0,44 |
±1,15 |
8 |
|
-0,06 |
±0,86 |
5 |
|
Достижения |
0,32 |
±0,69 |
3 |
|
0,35 |
±0,55 |
2 |
|
Власть |
-0,22 |
±0,71 |
6 |
|
-0,27 |
±0,74 |
9 |
|
Безопасность |
0,50 |
±0,57 |
1 |
|
0,15 |
±0,48* |
1 |
|
Таким образом, изначально (при поступлении) и на последующих этапах обучения отмечалось устойчивое преобладание ценностей, содержание которых предполагает защиту порядка, стабильности и поддержание гармоничных и конформных отношений с людьми, а также получение социального одобрения посредством проявления компетентности исходя из признанных стандартов
Заключение
Выявленные результаты позволяют полагать, что в течение первого месяца возникает максимальное напряжение психологических механизмов адаптации к условиям военно-профессиональной среды обучения. Этому начальному периоду адаптации свойственна ситуация неустойчивого равновесия системы ценностей, в которой «рассеивается» общий вектор ценностно-мотивационных целей группы. Выявленная в этот период динамика ценностных ориентаций характерна для социальных групп, в которых четко позиционированы отношения доминирования-подчинения и приветствуются ориентированные на успех конкурентные отношения. Результатом влияния подобной социальной среды является формирование стремления к профессиональному успеху, доминированию в межличностных взаимодействиях, обесценивание неформальных (благожелательных) и возрастание приоритета формальных внутригрупповых отношений. К концу первого года обучения иерархия ценностных ориентаций в основном стабилизируется и формируется новая ее структура, в которой доминируют интенции к самостоятельности, профессиональной успешности и безопасности.
В процессе адаптации формируются два основных ценностных тренда: усиление интенции к самовозвышению в виде стремления к профессиональному успеху, доминированию в межличностных взаимодействиях и личностной автономии; ослабление интенции к самоопределению в виде обесценивания благожелательных и конформных внутри- и межгрупповых отношений. Перечисленные тренды отражают свойственный обследованной выборке психологический механизм дистанцирования от социальной группы.
Рецензенты:
Благинин А.А., д.м.н., д.псх.н., заведующий кафедрой авиационной и космической медицины Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова, г.Санкт-Петербург.
Шлепков А.В., д.псх.н., начальник кафедры психологии и педагогики Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России, г.Санкт-Петербург.