Самая большая проблема в настоящее время - квалифицированный профессиональный отбор в системе управления. Низкий уровень у большинства современных организаторов здравоохранения, сформированности профессионально важных качеств и низкий уровень востребованности этих качеств системой здравоохранения приводят к примитивному стилю управления в отрасли и отсутствию мотиваций специалистов к обучению. Противоречия между уровнем освоения педагогами знаний по специальности и по педагогике [6-15]. Несмотря на то, что каждые пять лет педагоги проходят обучение на факультете повышения квалификации специалистов, навыки использования прогрессивных форм и методов преподавания, формирования адекватного содержания образовательного процесса у них развиты слабо в связи с тем, что вопросы педагогики излагают преподаватели, не знающие специальности. Противоречие между социальной значимостью кафедр общественного здоровья и здравоохранения и низким социальным статусом преподавателей (низкий уровень оплаты труда, большая педагогическая нагрузка, примитивный регламент и др.) [16-24].
Разрешить данные противоречия возможно только путем внедрения современных теорий управления в практику работы организаторов здравоохранения и внедрения современных эффективных образовательных технологий в образовательный процесс подготовки студентов соответствующих кафедр.
Результаты и обсуждение. Главным объектом образования является личность, ее развитие, формирование и социализация. Личность - это человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретными условиями жизни общества. Социализация - взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в социальную среду, приспособление к ней путем усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих обществу, социальной группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Особенности формирования и социализации личности оказывают большое влияние на результаты образовательного процесса, которые зависят от следующих факторов:
- Задатки - анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылкой способностей.
- Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, которые обнаруживают в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Способности и задатки у организатора здравоохранения следует определять путем оценки профессионально важных качеств (ПВК) в процессе профотбора на конкретную должность.
- Среда - реальная действительность, в условиях которой происходит развитие и жизнедеятельность человека (географическая, национальная, школьная, семейная, социальная).
- Общение - категория жизнедеятельности, проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
- Уровень социализации - уровень взаимодействия человека с обществом.
- Воспитание - процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации.
- Деятельность - форма бытия и способ существования, который обеспечивает материальные условия жизни человека, способствует удовлетворению естественных потребностей, познанию и преобразованию окружающего мира, духовному развитию личности, реализации ее культурных потребностей, личностного потенциала, достижению жизненных целей самореализации человека.
- Самовоспитание - осознание, принятие и осуществление личностью объективной цели как мотива своей деятельности.
Таким образом, чтобы прогнозировать результаты обучения организатора здравоохранения, оценить готовность конкретного специалиста воспринять учебный материал у конкретного преподавателя с определенным уровнем интеллекта, опытом работы и качеством преподавания, необходимо определить параметры каждого из вышеперечисленных факторов у конкретного организатора здравоохранения. В зависимости от уровня влияния этих факторов следует подбирать состав преподавателей, способ преподавания материала, соотношение лекционного и практического материала, методику текущей и итоговой аттестации.
Объект преподавания - организатор общественного здравоохранения, как правило, управленец, работа которого связана с принятием управленческих решений и ответственностью за их последствия. В настоящее время следует учитывать следующие аспекты деятельности руководителя, которые определяют особенности его подготовки:
- Повышение уровня интенсивности, интеллектуальности и эмоциональной напряженности труда современного руководителя, необходимого для эффективного функционирования управляемой организации, грамотной кадровой политики, создания эффективных рабочих команд.
- Постоянное экологическое и параэкологическое загрязнение организма (физическая дезадаптация и хронический стресс), что приводит к снижению качества здоровья и отражается на эффективности работы руководителя и, в дальнейшем, на функционировании организации.
- Наличие множества стрессов в работе руководителя: сложность и противоречивость отечественного законодательства и нормативной базы, низкая мотивация сотрудников и необходимость постоянного контроля их деятельности, отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами и конфликты с ними, постоянная нехватка времени, чрезмерный и не всегда обоснованный контроль со стороны руководства, ощущение несоответствия между затраченными усилиями и реальными результатами, потеря смысла деятельности, стресс несбывшихся надежд (Кемалов Р.Ф., 2005).
- Необходимость постоянно соблюдать хорошую форму и поддерживать высокий уровень здоровья.
- Высокие требования к личности и уровню руководителей, которые не только должны уметь принимать адекватные управленческие решения, нести ответственность за их выполнение, но и быть способными осознанно относиться к состоянию своего организма, регулировать психические процессы (управлять своими чувствами, мыслями, желаниями), успешно приспосабливаться к социально-политической, экономической и управленческой среде, прогнозировать и управлять стрессом.
- Возрастающее значение социально-психологических методов управления, конечной целью которых является изменение трудового поведения работников, их эмоционального состояния, когниций (знаний, полученных в результате познавательных процессов) и поведенческих интенций (намерений, предваряющих действия), то есть трансформация установок работника.
- Необходимость изучения когнитивных процессов в сознании руководителя как субъекта управления и объекта образовательных воздействий (Вялков А.И., Кучеренко В.З., Татарников М.А., 2005).
Сложность управленческой деятельности требует качественного профессионального отбора на должности руководителей любого уровня и постоянного мониторинга их соответствия управленческой деятельности как на этапе обучения, так и в процессе их деятельности. В основе мониторинга лежит оценка задатков, способностей и установок личности.
Задатки к определенному виду деятельности называют специальными задатками, которые наследуются и могут успешно развиваться в благоприятных условиях ещё во время студенческой поры.
Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного вида деятельности, которые обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей - талант, гениальность.
Главенствующие установки личности студента - будущего организатора - устойчивые предрасположенности к определенной оценке, схеме мышления и поведения, основанные на когнициях, аффективных реакциях, интенциях и предшествующем поведении, способные влиять на познавательные процессы, эмоции, формирование интенций и будущее поведение. Установки взаимодействуют между собой и с другими компонентами личности, что приводит к их взаимовлиянию: новое знание - изменение установки - изменение эмоционального состояния и интенций - изменение поведения. Основные компоненты установочной системы личности: аффективные реакции, когниции, поведение, поведенческие интенции.
В результате индивидуальная интерпретация окружающей действительности на основе сложившихся установок имеет большее влияние, чем объективная реальность как таковая. Учитывая большое влияние поведения и установок студента - будущего организатора здравоохранения на качество, объем и интенсивность труда медицинского персонала, перед обучением следует оценить личность каждого слушателя, его управленческие качества и способность воспринять учебный материал.
В подготовке организаторов здравоохранения следует учитывать известные способы повышения эффективности мышления, связанные с эвристическими методами обработки информации:
- уменьшение самоуверенности руководителей в непогрешимости своих мыслительных способностей и точности оценок социальных ситуаций;
- понимание механизмов особенностей собственного мышления (психологических основ восприятия и интерпретации информации);
- повышение навыков адекватного восприятия окружающих людей и ситуаций (психологическая подготовка);
- необходимость изучения основ теории вероятности и статистики, которое приводит к адекватному восприятию людей и социальных ситуаций.
Субъект преподавания - личность педагога, которая имеет те же самые факторы формирования, что и объект преподавания. Чтобы преподавать организацию здравоохранения, преподавателю необходимо:
- иметь опыт клинической деятельности в медицинских учреждениях;
- иметь опыт работы организатора территориального уровня;
- хорошо знать теорию управления, экономику и организацию здравоохранения;
- иметь навыки работы со сложной социальной группой, уметь управлять ей и направлять ее деятельность;
- иметь навыки и опыт педагогической деятельности.
Выводы. Таким образом, современный преподаватель дисциплины «Организация здравоохранения и общественное здоровье» - это не просто несостоявшийся клиницист, а социально зрелая личность, свободно владеющая специальностью, имеющая опыт управленческой деятельности и дополнительное образование по важнейшим аспектам преподаваемой дисциплины (управление, экономика, право). Это определяет необходимость реформирования существующей системы подготовки преподавателя и значительное повышение его социального статуса. Целью каждого преподавателя является оптимизация учебного процесса для повышения результативности обучения, однако эффект обучения будет зависеть и от уровня взаимодействия объекта и субъекта образования в рамках конкретного учебного процесса.
Рецензенты:
Макконен К.Ф., д.м.н., профессор, кафедра факультетской терапии НИУ «БелГУ», г. Белгород.
Чеботарев А.П., д.м.н., зав. кафедрой охраны труда, безопасности жизнедеятельности и промышленного здравоохранения ПГУ, г. Полоцк.