Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE STRUCTURE AND CRITERIAS OF READINESS OF THE TEACHER TO INNOVATE

Voropaeva E.E. 1
1 Shuya branch FSEI HPE "Ivanovo state University"
This article considers the problem of readiness of teachers to innovation. Authors ´ definition of readiness of the teacher to innovation. Analyzed the theoretical approaches of scientists to the structure and information content of the components of readiness. The author proposed structure of readiness of the teacher to innovation as an integrative characteristics of personality, discussed the content of motivation(demand and aspiration for professional self-development in the field of innovation activities), cognitive(basic level and quality of knowledge, awareness on the issues of innovation), personality(the ability to adequately assess yourself as a person, professional participant of educational process in the field of innovation, creativity) and activity(the degree of ownership of the knowledge and skills in the field of innovation) components of readiness of teachers to innovation. Grounded criterias and indicators of readiness levels of readiness of teachers to innovative activity(primary, low, medium, high), offers a methodology of determining the development level of readiness of the teacher to innovation.
readiness for innovation activities
indicators and criterias of readiness
Проводимая в нашей стране модернизация образования имеет несколько направлений, главное из которых - изменение цели, содержания и технологий образования. В этих условиях одной из главных задач современного  образования является разработка новых технологий. Деятельность современного педагога основана на активной, творческой позиции педагога, способного разрабатывать и реализовывать новые технологии. Новая образовательная парадигма ориентирует школу на поиски путей развития, наиболее актуальным является развитие готовности педагога к инновационной деятельности. Готовность к осуществлению инновационной деятельности - необходимое условие успешной работы современного учителя

Одной из важных составляющих профессиональной компетентности педагогов сегодня является их включенность в инновационную деятельность.

В педагогической науке инновационную деятельность определяют как целенаправленную педагогическую деятельность, основанную на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения качественно иной педагогической практики [9].

Актуальность нашего исследования определяется заказом общества на творческого учителя, обладающего высоким уровнем готовности к инновационной педагогической деятельности, потребностью в разработке целостной системы совершенствования готовности к инновационной деятельности. Противоречия между потребностью практики в наличии у современного педагога готовности к инновационной педагогической деятельности и недостаточная разработанность теоретических и организационных основ ее совершенствования  требуют разрешения путем выявления структуры, содержания компонентов готовности к инновационной деятельности и на этой основе выявления уровней развития готовности как условия профессионального развития с применением психолого-педагогической диагностики.

В современной педагогической и психологической науке скоплен обширный теоретический и практический материал о проблеме готовности педагога к инновационной деятельности. Значительный вклад в разработку психолого-педагогических аспектов этой проблемы внесли Д.И.Узнадзе, М.И.Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Г.А.Кручинина и др.

В современных исследованиях доказывается, что готовность представляет собой фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности (Психологическое сопровождение мотивационной готовности учителей к инновационной деятельности, В.В.Степанов,2012; Формирование готовности будущих инженеров к нновационной деятельности в образовательном процессе вуза, Н.С.Пономарева, 2011; Формирование готовности будущего педагога к инновационной деятельности средствами информационных технологий, Е.А.Подвигина, 2011).

Системообразующим фактором готовности педагога к инновационной деятельности является потребность в преобразовании, совершенствовании педагогической деятельности через опосредованное отношение к своей профессии и к воспитанникам. Мы понимаем готовность педагога к инновационной деятельности как сложную личностно-профессиональную характеристику педагога, определяющую его направленность на развитие собственной профессиональной деятельности, активность и самостоятельность освоения, творческую реализацию, создание новых способов, приемов педагогической работы, имеющих инновационную направленность.

В настоящее время, существует несколько подходов к содержанию и структурированию готовности педагога к инновационной деятельности, самые известные - личностный и функциональный подходы. В личностном подходе (М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, Б.Г.Ананьев, В.А.Крутецкий, В.Д.Шадриков, А.А.Деркач и другие) готовность анализируется как проявление индивидуальных качеств личности и их целостности, которые обусловлены эффективным характером деятельности с высокой результативностью.

М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, в своих исследованиях характеризуют готовность как психологический настрой на исполнение деятельности[2]. Анализируя готовность с такого подхода, можно выделить несколько компонентов, показывающих сложное психическое образование. Первым является познавательный процесс, который отражает основные края деятельности. Следующий компонент - эмоциональные свойства, которые неоднозначно влияют на человека, активируя его психологическую и физическую активность. Третьим является волевой компонент, который оказывает содействие совершению затруднительных действий в процессе достижения цели.

Функциональный подход (Ф.Генов, Е.П.Ильин, Н.Д. Левитов, Л.С.Нерсесян, В.Н.Пушкин, Д.Н.Узнадзе, А.Ц.Пуни, и другие) заключается в предположении, что готовность рассматривается как определённое психическое состояние индивида. В данном подходе готовность рассматривается во временном состоянии, как кратковременное или долговременное, в этом преобладающим в данный момент состоянии активируются психические функции. Объясняется, как умение себя мобилизовать психически и физически.

В.Н.Пушкин и Л.С.Нерсесян, предложили следующую структуру в виде компонентов готовности к профессиональной деятельности: первый - психическая направленность личности, второй - интегральный психофизиологический компонент, и третий компонент реализуется в виде структуры действий [5]. 

Анализ функционального и личностного подходов показал противоречивость дифференцирования явления готовности. В современных условиях ученые перестают рассматривать готовность только как психическое состояние или как качество личности, а представляют ее как интегративное качество личности.

Н.С.Пономарева выделяет следующие структурные компоненты  готовности к инновационной деятельности:  организационно-управленческий, структурный, деятельностный, содержательный и субъектный [6].

Т.А.Прищепа выделяет следующие компоненты готовности педагога к инновационной деятельности: мотивационно-целевой, информационно-познавательный, рефлексивно-конструктивный, деятельностно-коммуникативный [7].

И.Дерновский рассматривает структуру готовности к инновационной педагогической деятельности как совокупность мотивационного, когнитивного, креативного, рефлексивного компонентов, которые взаимообусловлены и связаны между собой [1].

Концептуальную основу нашего понимания готовности составляют результаты исследований В.А.Сластенина и Л.С.Подымовой, в которой инновационная деятельность педагога включает: мотивационный, креативный, технологический и рефлексивный компоненты [8].

Готовность педагога к инновационной деятельности понимается нами как совокупность личностно-профессиональных качеств, способствующих эффективному решению задач образования в области инноватики. Мы, как и В.А.Сластенин, рассматриваем струк­туру готовности к инновационной деятельности как соединение личностного и операционного аспектов. Совокупность необходимых личностных профессионально важных качеств личности создает инновационный потенциал педагога, выражает готовность к совершенствованию педагогической деятельности. Но, в отличие от ученого, мы полагаем, что выход на инновационный уровень педагогической деятельности требует личностного осмысления; накопления знаний, переход их на более высокий уровень системности, что дает возможность увидеть целостную картину мира, проявление общих закономерностей в педагогическом процессе. В ходе данного процесса происходит переоценка собственных способностей к педагогической деятельности, педагог познает новые способы деятельности и когнитивный компонент переходит в новую форму с иными качественными характеристиками. В своем исследовании мы выделяем следующие компоненты готовности педагога к инновационной деятельности.

Мотивационный компонент - потребность и стремление к профессиональному саморазвитию в области инновационной деятельности, личностному росту через повышение образовательного уровня в вопросах инноватики. Характеризуется отношением педагогов к проблеме необходимости внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, устойчивым интересом к теоретическим проблемам, научным исследованиям и практической деятельности в области инноваций.

Когнитивный компонент - базовый уровень и качество знаний, степень информированности по вопросам инноватики. Характеризуется уровнем теоретических, практических и методических знаний педагога, степенью владения и умением оперировать основными понятиями, категориями и закономерностями в области инновационной деятельности.

Личностный компонент включает способность к адекватной оценке себя как личности, профессионала, субъекта образовательного процесса в области инновационной деятельности, творческие способности.

Деятельностный компонент включает степень владения умениями и навыками в сфере инновационной деятельности. Данный компонент характеризуется умениями перевести знания в область практического применения.

В своем исследовании мы подходили к изучению готовности педагога к инновационной деятельности через рассмотрение выделенных нами компонентов, которые рассматривали целостно.

Педагогическая диагностика готовности педагогов к инновационной деятельности, являясь исследовательской процедурой, направлена на выявление и оценку уровня готовности и реализует функции, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Функции педагогической диагностики готовности педагогов к инновационной деятельности

Функция

Содержание

Оценочная

Диагностические данные позволяют оценить актуальный уровень развития готовности путем сравнения и сопоставления достигнутых результатов с критериями и показателями, принимаемыми за идеальный эталон результативности

Прогностическая

Диагностические данные обеспечивают основу для выявления резервных возможностей и прогноза инновационного потенциала коллектива школы, прогнозирования спектра необходимых компетенций, личностных качеств педагогов, необходимых для реализации инновационной деятельности

Конструктивная

Диагностические данные обеспечивают основу для моделирования процесса развития данной готовности, прогнозировать спектр необходимых компетенций, личностных качеств педагогов, необходимых для реализации инновационной деятельности.

Управленческая

Обеспечивает организацию и самоорганизацию развития готовности педагогов к инновационной деятельности с использованием диагностических данных внешней и самодиагностики

Обратной связи

Диагностические данные служат для корректировки процесса развития готовности на основе анализа актуального уровня готовности педагогов к инновационной деятельности

В 2012-2013 учебном году на базе МОУ «СОШ» Ивановской области была разработана программа педагогической и психологической диагностики с целью определения направлений и перспектив развития готовности педагогов школы к инновационной деятельности. Программа включала самодиагностику и диагностику педагогической деятельности, направленная на выявление резервных возможностей и инновационного потенциала коллектива школы.

С целью проведения эффективной диагностики подобран оценочно-критериальный инструментарий, который позволяет оценить уровень готовности с использованием субъективных и объективных показателей, включающий в себя и метод оценки уровня готовности и ее факторной структуры. Оценка уровня готовности педагога к инновационной деятельности и ее факторной структуры реализуется путем соотнесения реального состояния готовности с идеальной моделью (по степени их близости). Оценочно-критериальный инструментарий диагностики представлен в Таблице 2.

Таблица 2

Оценочно-критериальный инструментарий диагностики готовности педагогов к инновационной деятельности

Критерии

Показатели

Диагностический инструментарий

Мотивационный

Наличие познавательно интереса к инновационным педагогическим технологиям; осознанная потребность в разработке и реализации инноваций; сформированность целей собственной инновационной деятельности; наличие высокого уровня восприимчивости к нововведениям; желание участвовать в создании, реализации и распространении педагогических инноваций

Опрос по методике И.В.Никишиной «Способности педагога к творческому саморазвитию;

Методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (модификация методики Т.В.Морозовой);

Методика «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств»;

Методика «Определение уровня новаторства учителей в школьном коллективе»;

Карта педагогической оценки и самооценки способностей учителя к инновационной деятельности (В.А.Сластенин, Л.С.Подымова)

Когнитивный

Знания целей, задач, способов инновационной деятельности, методов работы

Диагностика планов по самообразованию педагогов; Наблюдение;

Деловая игра «Педагог-новатор» (авторская)

 

 

Деятельностный

Наличие конструктивных и проектировочных умений, организованность, владение и умение применять на практике инновационные педагогические технологии

Методика оценки конкурентоспособности В.И. Андреева

 

Личностный

Активность, открытость к инновациям, умение анализа собственной деятельности, способность к самосовершенствованию

Анализ творческих работ педагогов (эссе «Инновационный педагог», разработка экспериментальных программ);

Анкета «Восприимчивость педагогов к новшествам» Т.С.Соловьевой

В современной справочной литературе понятие «критерий» определяется как «признак, на основе которого производится оценка, определение, классификация чего-либо» [10].Понятие критерия в нашем исследовании обозначает эталонный признак, на основании которого производится оценивание компонентов готовности педагога к инновационной деятельности. Показатель выступает по отношению к критерию как частное к общему, поэтому каждому критерию соответствует несколько показателей. Каждый критерий включает в себя группу показателей, качественно характеризующих его. Разработка критериев готовности педагога к инновационной деятельности является важным этапом при оценке ее сформированности. В связи с этим каждый из показателей разработанных критериев наполнен конкретным содержанием. Создание критериально-оценочной базы позволяет в последующем методически правильно осуществлять непосредственную оценку состояния готовности педагогов к инновационной деятельности.

Мотивационный критерий готовности к инновационной деятельности мы определяем первым и системообразующим, поскольку от мотивации зависит активность личности, направленность ее дальнейшей деятельности. Мотивационный критерий указывает на самореализацию личности педагога как профессионала в инновационной деятельности, на уровень восприимчивости к нововведениям, на потребность в создании инноваций как нового способа решения педагогических проблем. Данный критерий определяется следующими показателями: наличие познавательно интереса к инновационным педагогическим технологиям; осознанная потребность в разработке и реализации инноваций; сформированность целей собственной инновационной деятельности; наличие высокого уровня восприимчивости к нововведениям; желание участвовать в создании, реализации и распространении педагогических инноваций.

Следующим критерием готовности к инновационной деятельности является когнитивный. Данный критерий определяется следующими показателями: знания целей, задач, способов инновационной деятельности, методов работы. Совокупность данных показателей характеризует знания педагога об инновационных технологиях и умение логического построения этапов и реализации конструкта инновации на практике.

Следующим критерием готовности к инновационной деятельности выступает  деятельностный. Деятельностный критерий связан с реализацией деятельности, формированием функциональных систем действий; отражает функциональный состав формируемых умений. Данный критерий определяется следующими показателями: наличие конструктивных и проектировочных умений, организованность, владение и умение применять на практике инновационные педагогические технологии.

Следующим критерием готовности к инновационной деятельности выступает личностный. Данный критерий определяется следующими показателями: активность, открытость к инновациям, умение анализа собственной деятельности, способность к самосовершенствованию.

По каждому критерию каждого компонента формирования готовности к инновационной деятельности проводилась диагностическая работа. Для проверки мотивации к постоянному развитию, профессиональному и личностному совершенствованию педагогов был проведен опрос по методике И.В.Никишиной «Способности педагога к творческому саморазвитию», методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (модификация методики Т.В.Морозовой), которая позволяет выявить спектр условий, оказывающих влияние на развитие инновационной деятельности педагога; методика «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств» (Н.Б.Пугачевой), методика «Определение уровня новаторства учителей в школьном коллективе»(Н.Б.Пугачевой); также для диагностики использовалась карта педагогической оценки и самооценки способностей учителя к инновационной деятельности (В.А.Сластенин, Л.С.Подымова); уровень и характеристики когнитивного компонента мы определяли с помощью диагностики творческих работ учителей, а знания и представления о собственном инновационном потенциале  проверялись в процессе выступления на педсоветах, семинарах, практических занятиях по обмену опытом, тренингах. Следующий шаг был связан с проверкой характеристик деятельностного компонента, то есть с выявлением умений анализировать ситуацию внедрения новшества, прогнозировать свои действия и находить оптимальный выход, аргументировать свой выбор. Формированию данного компонента в структуре готовности  учителя к инновационной деятельности способствовало решение учебно-педагогических задач, направленных на освоение механизмов проектирования, организации и анализа уроков. Мы использовали методику оценки конкурентоспособности В.И. Андреева, которая позволяет  учителю представить свои действия по внедрению и продвижению новшества. Диагностика итогового, личностного компонента готовности проводилась нами на основе анализа творческих работ педагогов и по методике Т.С.Соловьевой «Восприимчивость педагогов к новшествам».

На основе критериев и показателей выделены уровни готовности к инновационной деятельности  педагога:

  • начальный (незначительный интерес или его отсутствие у педагога к инновационной деятельности, отсутствие системы знаний об инновационных технологиях в выбранной специальности и собственном инновационном потенциале, случайная, стихийная реализация инновационной деятельности или её отсутствие, отсутствие индивидуального стиля деятельности),
  • низкий (неустойчивый интерес к инновационной деятельности, разрозненная система знаний об инновационных технологиях и собственном инновационном потенциале, не достаточно системная и продуманная реализация инновационной деятельности, но в работе присутствуют элементы индивидуального стиля деятельности),
  • средний (устойчивый интерес к инновационной деятельности, сформированная система знаний об инновационных технологиях в выбранной специальности и собственном инновационном потенциале, системная реализация инновационной деятельности, индивидуальный стиль инновационной деятельности у педагога);
  • высокий (владение высокой мотивацией, свободное владение и творческое использование знаний об инновационных технологиях, наличие творческой деятельности у педагога).

Для диагностирования результатов была разработана «Диагностическая карта уровней  готовности к инновационной деятельности педагогов школы», которая содержала уровни (высокий, средний, низкий, начальный), показатели  готовности к инновационной деятельности и % учителей, соответствующих  уровню готовности к инновационной деятельности.

Разработанный диагностический инструментарий позволил выявить уровень готовности каждого педагога к инновационной деятельности, определить слабые компоненты готовности. Полученные диагностические данные дали возможность проверить, дополнить наши гипотетические предположения о структуре и содержательном наполнении компонентов готовности, спрогнозировать спектр необходимых личностно-профессиональных качеств педагогов, необходимых для реализации инновационной деятельности, обеспечили основу для выявления резервных возможностей и прогноза инновационного потенциала коллектива школы. Конструктивная функция диагностирования позволила  разработать теоретическую модель развития готовности, которая отражает идеальный характер процесса её совершенствования.

Рецензенты:

Лагунова М.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры инженерной геометрии, компьютерной графики и автоматизированного проектирования, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г.Нижний Новгород.

Толстенева А.А., д.п.н., профессор, зав.кафедрой технологий сервиса  и технологического образования. ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г.Нижний Новгород.