Одной из важных составляющих профессиональной компетентности педагогов сегодня является их включенность в инновационную деятельность.
В педагогической науке инновационную деятельность определяют как целенаправленную педагогическую деятельность, основанную на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения качественно иной педагогической практики [9].
Актуальность нашего исследования определяется заказом общества на творческого учителя, обладающего высоким уровнем готовности к инновационной педагогической деятельности, потребностью в разработке целостной системы совершенствования готовности к инновационной деятельности. Противоречия между потребностью практики в наличии у современного педагога готовности к инновационной педагогической деятельности и недостаточная разработанность теоретических и организационных основ ее совершенствования требуют разрешения путем выявления структуры, содержания компонентов готовности к инновационной деятельности и на этой основе выявления уровней развития готовности как условия профессионального развития с применением психолого-педагогической диагностики.
В современной педагогической и психологической науке скоплен обширный теоретический и практический материал о проблеме готовности педагога к инновационной деятельности. Значительный вклад в разработку психолого-педагогических аспектов этой проблемы внесли Д.И.Узнадзе, М.И.Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Г.А.Кручинина и др.
В современных исследованиях доказывается, что готовность представляет собой фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности (Психологическое сопровождение мотивационной готовности учителей к инновационной деятельности, В.В.Степанов,2012; Формирование готовности будущих инженеров к нновационной деятельности в образовательном процессе вуза, Н.С.Пономарева, 2011; Формирование готовности будущего педагога к инновационной деятельности средствами информационных технологий, Е.А.Подвигина, 2011).
Системообразующим фактором готовности педагога к инновационной деятельности является потребность в преобразовании, совершенствовании педагогической деятельности через опосредованное отношение к своей профессии и к воспитанникам. Мы понимаем готовность педагога к инновационной деятельности как сложную личностно-профессиональную характеристику педагога, определяющую его направленность на развитие собственной профессиональной деятельности, активность и самостоятельность освоения, творческую реализацию, создание новых способов, приемов педагогической работы, имеющих инновационную направленность.
В настоящее время, существует несколько подходов к содержанию и структурированию готовности педагога к инновационной деятельности, самые известные - личностный и функциональный подходы. В личностном подходе (М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, Б.Г.Ананьев, В.А.Крутецкий, В.Д.Шадриков, А.А.Деркач и другие) готовность анализируется как проявление индивидуальных качеств личности и их целостности, которые обусловлены эффективным характером деятельности с высокой результативностью.
М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, в своих исследованиях характеризуют готовность как психологический настрой на исполнение деятельности[2]. Анализируя готовность с такого подхода, можно выделить несколько компонентов, показывающих сложное психическое образование. Первым является познавательный процесс, который отражает основные края деятельности. Следующий компонент - эмоциональные свойства, которые неоднозначно влияют на человека, активируя его психологическую и физическую активность. Третьим является волевой компонент, который оказывает содействие совершению затруднительных действий в процессе достижения цели.
Функциональный подход (Ф.Генов, Е.П.Ильин, Н.Д. Левитов, Л.С.Нерсесян, В.Н.Пушкин, Д.Н.Узнадзе, А.Ц.Пуни, и другие) заключается в предположении, что готовность рассматривается как определённое психическое состояние индивида. В данном подходе готовность рассматривается во временном состоянии, как кратковременное или долговременное, в этом преобладающим в данный момент состоянии активируются психические функции. Объясняется, как умение себя мобилизовать психически и физически.
В.Н.Пушкин и Л.С.Нерсесян, предложили следующую структуру в виде компонентов готовности к профессиональной деятельности: первый - психическая направленность личности, второй - интегральный психофизиологический компонент, и третий компонент реализуется в виде структуры действий [5].
Анализ функционального и личностного подходов показал противоречивость дифференцирования явления готовности. В современных условиях ученые перестают рассматривать готовность только как психическое состояние или как качество личности, а представляют ее как интегративное качество личности.
Н.С.Пономарева выделяет следующие структурные компоненты готовности к инновационной деятельности: организационно-управленческий, структурный, деятельностный, содержательный и субъектный [6].
Т.А.Прищепа выделяет следующие компоненты готовности педагога к инновационной деятельности: мотивационно-целевой, информационно-познавательный, рефлексивно-конструктивный, деятельностно-коммуникативный [7].
И.Дерновский рассматривает структуру готовности к инновационной педагогической деятельности как совокупность мотивационного, когнитивного, креативного, рефлексивного компонентов, которые взаимообусловлены и связаны между собой [1].
Концептуальную основу нашего понимания готовности составляют результаты исследований В.А.Сластенина и Л.С.Подымовой, в которой инновационная деятельность педагога включает: мотивационный, креативный, технологический и рефлексивный компоненты [8].
Готовность педагога к инновационной деятельности понимается нами как совокупность личностно-профессиональных качеств, способствующих эффективному решению задач образования в области инноватики. Мы, как и В.А.Сластенин, рассматриваем структуру готовности к инновационной деятельности как соединение личностного и операционного аспектов. Совокупность необходимых личностных профессионально важных качеств личности создает инновационный потенциал педагога, выражает готовность к совершенствованию педагогической деятельности. Но, в отличие от ученого, мы полагаем, что выход на инновационный уровень педагогической деятельности требует личностного осмысления; накопления знаний, переход их на более высокий уровень системности, что дает возможность увидеть целостную картину мира, проявление общих закономерностей в педагогическом процессе. В ходе данного процесса происходит переоценка собственных способностей к педагогической деятельности, педагог познает новые способы деятельности и когнитивный компонент переходит в новую форму с иными качественными характеристиками. В своем исследовании мы выделяем следующие компоненты готовности педагога к инновационной деятельности.
Мотивационный компонент - потребность и стремление к профессиональному саморазвитию в области инновационной деятельности, личностному росту через повышение образовательного уровня в вопросах инноватики. Характеризуется отношением педагогов к проблеме необходимости внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, устойчивым интересом к теоретическим проблемам, научным исследованиям и практической деятельности в области инноваций.
Когнитивный компонент - базовый уровень и качество знаний, степень информированности по вопросам инноватики. Характеризуется уровнем теоретических, практических и методических знаний педагога, степенью владения и умением оперировать основными понятиями, категориями и закономерностями в области инновационной деятельности.
Личностный компонент включает способность к адекватной оценке себя как личности, профессионала, субъекта образовательного процесса в области инновационной деятельности, творческие способности.
Деятельностный компонент включает степень владения умениями и навыками в сфере инновационной деятельности. Данный компонент характеризуется умениями перевести знания в область практического применения.
В своем исследовании мы подходили к изучению готовности педагога к инновационной деятельности через рассмотрение выделенных нами компонентов, которые рассматривали целостно.
Педагогическая диагностика готовности педагогов к инновационной деятельности, являясь исследовательской процедурой, направлена на выявление и оценку уровня готовности и реализует функции, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Функции педагогической диагностики готовности педагогов к инновационной деятельности
Функция |
Содержание |
Оценочная |
Диагностические данные позволяют оценить актуальный уровень развития готовности путем сравнения и сопоставления достигнутых результатов с критериями и показателями, принимаемыми за идеальный эталон результативности |
Прогностическая |
Диагностические данные обеспечивают основу для выявления резервных возможностей и прогноза инновационного потенциала коллектива школы, прогнозирования спектра необходимых компетенций, личностных качеств педагогов, необходимых для реализации инновационной деятельности |
Конструктивная |
Диагностические данные обеспечивают основу для моделирования процесса развития данной готовности, прогнозировать спектр необходимых компетенций, личностных качеств педагогов, необходимых для реализации инновационной деятельности. |
Управленческая |
Обеспечивает организацию и самоорганизацию развития готовности педагогов к инновационной деятельности с использованием диагностических данных внешней и самодиагностики |
Обратной связи |
Диагностические данные служат для корректировки процесса развития готовности на основе анализа актуального уровня готовности педагогов к инновационной деятельности |
В 2012-2013 учебном году на базе МОУ «СОШ» Ивановской области была разработана программа педагогической и психологической диагностики с целью определения направлений и перспектив развития готовности педагогов школы к инновационной деятельности. Программа включала самодиагностику и диагностику педагогической деятельности, направленная на выявление резервных возможностей и инновационного потенциала коллектива школы.
С целью проведения эффективной диагностики подобран оценочно-критериальный инструментарий, который позволяет оценить уровень готовности с использованием субъективных и объективных показателей, включающий в себя и метод оценки уровня готовности и ее факторной структуры. Оценка уровня готовности педагога к инновационной деятельности и ее факторной структуры реализуется путем соотнесения реального состояния готовности с идеальной моделью (по степени их близости). Оценочно-критериальный инструментарий диагностики представлен в Таблице 2.
Таблица 2
Оценочно-критериальный инструментарий диагностики готовности педагогов к инновационной деятельности
Критерии |
Показатели |
Диагностический инструментарий |
Мотивационный |
Наличие познавательно интереса к инновационным педагогическим технологиям; осознанная потребность в разработке и реализации инноваций; сформированность целей собственной инновационной деятельности; наличие высокого уровня восприимчивости к нововведениям; желание участвовать в создании, реализации и распространении педагогических инноваций |
Опрос по методике И.В.Никишиной «Способности педагога к творческому саморазвитию; Методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (модификация методики Т.В.Морозовой); Методика «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств»; Методика «Определение уровня новаторства учителей в школьном коллективе»; Карта педагогической оценки и самооценки способностей учителя к инновационной деятельности (В.А.Сластенин, Л.С.Подымова) |
Когнитивный |
Знания целей, задач, способов инновационной деятельности, методов работы |
Диагностика планов по самообразованию педагогов; Наблюдение; Деловая игра «Педагог-новатор» (авторская)
|
Деятельностный |
Наличие конструктивных и проектировочных умений, организованность, владение и умение применять на практике инновационные педагогические технологии |
Методика оценки конкурентоспособности В.И. Андреева
|
Личностный |
Активность, открытость к инновациям, умение анализа собственной деятельности, способность к самосовершенствованию |
Анализ творческих работ педагогов (эссе «Инновационный педагог», разработка экспериментальных программ); Анкета «Восприимчивость педагогов к новшествам» Т.С.Соловьевой |
В современной справочной литературе понятие «критерий» определяется как «признак, на основе которого производится оценка, определение, классификация чего-либо» [10].Понятие критерия в нашем исследовании обозначает эталонный признак, на основании которого производится оценивание компонентов готовности педагога к инновационной деятельности. Показатель выступает по отношению к критерию как частное к общему, поэтому каждому критерию соответствует несколько показателей. Каждый критерий включает в себя группу показателей, качественно характеризующих его. Разработка критериев готовности педагога к инновационной деятельности является важным этапом при оценке ее сформированности. В связи с этим каждый из показателей разработанных критериев наполнен конкретным содержанием. Создание критериально-оценочной базы позволяет в последующем методически правильно осуществлять непосредственную оценку состояния готовности педагогов к инновационной деятельности.
Мотивационный критерий готовности к инновационной деятельности мы определяем первым и системообразующим, поскольку от мотивации зависит активность личности, направленность ее дальнейшей деятельности. Мотивационный критерий указывает на самореализацию личности педагога как профессионала в инновационной деятельности, на уровень восприимчивости к нововведениям, на потребность в создании инноваций как нового способа решения педагогических проблем. Данный критерий определяется следующими показателями: наличие познавательно интереса к инновационным педагогическим технологиям; осознанная потребность в разработке и реализации инноваций; сформированность целей собственной инновационной деятельности; наличие высокого уровня восприимчивости к нововведениям; желание участвовать в создании, реализации и распространении педагогических инноваций.
Следующим критерием готовности к инновационной деятельности является когнитивный. Данный критерий определяется следующими показателями: знания целей, задач, способов инновационной деятельности, методов работы. Совокупность данных показателей характеризует знания педагога об инновационных технологиях и умение логического построения этапов и реализации конструкта инновации на практике.
Следующим критерием готовности к инновационной деятельности выступает деятельностный. Деятельностный критерий связан с реализацией деятельности, формированием функциональных систем действий; отражает функциональный состав формируемых умений. Данный критерий определяется следующими показателями: наличие конструктивных и проектировочных умений, организованность, владение и умение применять на практике инновационные педагогические технологии.
Следующим критерием готовности к инновационной деятельности выступает личностный. Данный критерий определяется следующими показателями: активность, открытость к инновациям, умение анализа собственной деятельности, способность к самосовершенствованию.
По каждому критерию каждого компонента формирования готовности к инновационной деятельности проводилась диагностическая работа. Для проверки мотивации к постоянному развитию, профессиональному и личностному совершенствованию педагогов был проведен опрос по методике И.В.Никишиной «Способности педагога к творческому саморазвитию», методика оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (модификация методики Т.В.Морозовой), которая позволяет выявить спектр условий, оказывающих влияние на развитие инновационной деятельности педагога; методика «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств» (Н.Б.Пугачевой), методика «Определение уровня новаторства учителей в школьном коллективе»(Н.Б.Пугачевой); также для диагностики использовалась карта педагогической оценки и самооценки способностей учителя к инновационной деятельности (В.А.Сластенин, Л.С.Подымова); уровень и характеристики когнитивного компонента мы определяли с помощью диагностики творческих работ учителей, а знания и представления о собственном инновационном потенциале проверялись в процессе выступления на педсоветах, семинарах, практических занятиях по обмену опытом, тренингах. Следующий шаг был связан с проверкой характеристик деятельностного компонента, то есть с выявлением умений анализировать ситуацию внедрения новшества, прогнозировать свои действия и находить оптимальный выход, аргументировать свой выбор. Формированию данного компонента в структуре готовности учителя к инновационной деятельности способствовало решение учебно-педагогических задач, направленных на освоение механизмов проектирования, организации и анализа уроков. Мы использовали методику оценки конкурентоспособности В.И. Андреева, которая позволяет учителю представить свои действия по внедрению и продвижению новшества. Диагностика итогового, личностного компонента готовности проводилась нами на основе анализа творческих работ педагогов и по методике Т.С.Соловьевой «Восприимчивость педагогов к новшествам».
На основе критериев и показателей выделены уровни готовности к инновационной деятельности педагога:
- начальный (незначительный интерес или его отсутствие у педагога к инновационной деятельности, отсутствие системы знаний об инновационных технологиях в выбранной специальности и собственном инновационном потенциале, случайная, стихийная реализация инновационной деятельности или её отсутствие, отсутствие индивидуального стиля деятельности),
- низкий (неустойчивый интерес к инновационной деятельности, разрозненная система знаний об инновационных технологиях и собственном инновационном потенциале, не достаточно системная и продуманная реализация инновационной деятельности, но в работе присутствуют элементы индивидуального стиля деятельности),
- средний (устойчивый интерес к инновационной деятельности, сформированная система знаний об инновационных технологиях в выбранной специальности и собственном инновационном потенциале, системная реализация инновационной деятельности, индивидуальный стиль инновационной деятельности у педагога);
- высокий (владение высокой мотивацией, свободное владение и творческое использование знаний об инновационных технологиях, наличие творческой деятельности у педагога).
Для диагностирования результатов была разработана «Диагностическая карта уровней готовности к инновационной деятельности педагогов школы», которая содержала уровни (высокий, средний, низкий, начальный), показатели готовности к инновационной деятельности и % учителей, соответствующих уровню готовности к инновационной деятельности.
Разработанный диагностический инструментарий позволил выявить уровень готовности каждого педагога к инновационной деятельности, определить слабые компоненты готовности. Полученные диагностические данные дали возможность проверить, дополнить наши гипотетические предположения о структуре и содержательном наполнении компонентов готовности, спрогнозировать спектр необходимых личностно-профессиональных качеств педагогов, необходимых для реализации инновационной деятельности, обеспечили основу для выявления резервных возможностей и прогноза инновационного потенциала коллектива школы. Конструктивная функция диагностирования позволила разработать теоретическую модель развития готовности, которая отражает идеальный характер процесса её совершенствования.
Рецензенты:
Лагунова М.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры инженерной геометрии, компьютерной графики и автоматизированного проектирования, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г.Нижний Новгород.
Толстенева А.А., д.п.н., профессор, зав.кафедрой технологий сервиса и технологического образования. ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г.Нижний Новгород.