Педагогическая деятельность побуждается и регулируется мотивационной основой личности, обусловливающей направленность на определенные объекты и способы взаимодействия с ними. В связи с этим, значимым условием поддержания актуального уровня компетентности педагогов дошкольного образования является развитие профессиональной мотивации. В процессе овладения педагогической профессией возрастает роль внутренней мотивации, связанной с самоутверждением себя как профессионала, активизирующей на личностно-профессиональное развитие в условиях реализации ФГОС.
Как отмечает А.К. Маркова [4], смена доминирующей мотивации представляет собой глубоко индивидуальный процесс и зависит от личностных особенностей, организации деятельности, условий труда и обучения. В процессе повышения квалификации развитие профессиональной мотивации педагогов дошкольного образования осуществляется в основном на уровне знаний, а на уровне умений и способностей не всегда достаточно в силу того, что требует существенных изменений в организации, формах и методах работы.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость определили выбор темы исследования: «Развитие профессиональной мотивации педагогов дошкольного образования в условиях реализации ФГОС».
Цель исследования: изучить особенности развития профессиональной мотивации педагогов дошкольного образования в условиях реализации ФГОС.
Теоретической основой исследования послужили работы известных авторов, посвященные проблеме мотивации профессиональной деятельности педагогов (Н.В. Кузьмина [3], А.К. Маркова [4] , В.А. Сластенин [10])
В Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Оренбурга осуществляется системная работа по развитию профессиональной мотивации педагогов дошкольного образования на курсах по проблеме «Внедрение ФГОС в дошкольном образовании».
В основу данной деятельности положена персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях [2].
Задачи работы:
- проанализировать теоретические исследования о сущности понятий мотивационно-потребностной сферы педагога;
- выявить особенности профессиональной мотивации педагогов дошкольного образования;
- разработать рекомендации по развитию профессиональной мотивации.
Проанализируем деятельность профессорско-преподавательского состава кафедры педагогики и психологии Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования города Оренбурга по решению представленных задач.
В процессе лекционных занятий педагоги дошкольного образования систематизируют знания в области теоретических основ развития профессиональной мотивации: теории мотивации; сущность мотивационно-потребностной сферы человека, особенности развития мотивации педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС. Лекции проводятся в интерактивном режиме, в ходе которого педагоги актуализируют свою профессиональную позицию в связи с рассматриваемой проблемой.
Так, организуются дискуссии, где слушатели курсов обсуждают следующие вопросы:
- Какие из рассмотренных теорий мотивации вам ближе всего?
- Какие методы развития профессиональной мотивации характерны для вашей дошкольной образовательной организации?
- Какие формы и методы можно использовать для развития профессиональной мотивации?
- В чем, по вашему мнению, заключаются причины низкой эффективности работы по развитию профессиональной мотивации?
- Каковы методы повышения профессиональной мотивации в условиях реализации ФГОС?
Приведем пример упражнения, реализуемого на начальном этапе работы - «Перекрестный допрос» [8]. Смысл упражнения - осознание истинных мотивов любой профессиональной деятельности, которые определяют ее успешность. Время работы - 15-20 минут.
Вопросы, задаваемые слушателям: «Для чего мы работаем? Какие потребности мы удовлетворяем с помощью работы? Запишите пять важнейших для вас. Зачеркните ту, без которой, в крайнем случае, можете обойтись; потом еще одну. И так до тех пор, пока не останется единственная - самая важная для вас».
Все потребности заслуживают не только внимания и уважения, но и осознания. Это возможно с помощью цепочки вопросов, которые задают одному остальные слушатели курсов.
Педагогами активно обсуждаются вопросы:
- Приходилось ли вам задавать себе эти вопросы?
- Какие вопросы были самыми трудными?
- Трудно ли было отвечать?
- Какой вопрос не был задан?
- Готовы ли слушатели сами ответить на задаваемые ими вопросы?»
Осознание слушателями курсов истинных мотивов профессиональной деятельности, происходящее в результате рассмотренного и аналогичных упражнений позволяет начать практические занятия с изучения педагогами дошкольного образования особенностей своей профессиональной мотивации. Преподаватель совместно с педагогами обсуждает, о чем должен помнить диагност, проводя исследование. Далее слушателям предлагается ответить на вопросы методик и проанализировать полученные результаты в группе.
Приведем результаты исследования 100 педагогов дошкольного образования. Все педагоги - женщины, со средним специальным или высшим педагогическим образованием, различным стажем работы.
Для изучения особенностей мотивации педагогов использовались следующие методики: «Опросник мотивационных источников» (Д.Е. Барбуто, Р. Сколл, перевод Е.В. Сидоренко) [5], «Анкета по оценке мотивации сотрудников образовательного учреждения» [6]. По результатам методики «Опросник мотивационных источников» (Д.Е. Барбуто, Р. Сколл, перевод Е.В. Сидоренко) были выявлены следующие результаты.
73 % педагогов ориентированы на внешние мотивы - одобрение другими, избегание неудачи, материальное вознаграждение. Для одних педагогов важно как можно больше слышать добрых слов по поводу своей работы и самому не скупиться на достойные похвалы окружающих. Такие педагоги рискуют попасть в ловушку поиска одобрения работы и сверхзависимости от чужого мнения. Другие педагоги действуют в соответствии с пословицей «Время - деньги».
Наиболее распространенный способ выбора рабочих приоритетов при преобладании этой мотивации обусловлено ответом на вопрос: «А что мне за это будет?». Позитив - человек знает цену и себе, и собственному рабочему времени. Негатив - далеко не все можно оценить в денежном эквиваленте [5].
У 22 % ведущей мотивацией оказалась направленность на процесс (удовольствие от самого процесса выполняемой деятельности). Это означает, что такие педагоги получают определенное удовольствие от самого процесса выполняемой деятельности. Возможно, им нравится общение с детьми; возможно - непосредственная педагогическая деятельность и возможность «сеять доброе, разумное, вечное». Педагог получает удовольствие от самого процесса деятельности. Руководителю очень просто таких сотрудников мотивировать к деятельности - необходимо всего лишь создать условия для занятий любимым делом.
И потенциально педагогов с такой мотивацией можно записать в «трудоголики». Педагог может забыть, что рабочий день у большинства «нормальных» людей ограничивается 8 часами, - они готовы посвятить любимому делу все 16 часов. Но у них возникают проблемы с выполнением тех дел, которые «ну очень не нравятся» [5].
17 % ориентированы на самосовершенствование и самореализацию. Работа для таких педагогов в первую очередь является полигоном личностного развития и профессионального роста. Таким людям интересно все новое и необычное; они с огромным удовольствием выполняют дела и поручения, которые позволяют раскрыть новые стороны их личности, приобрести новые навыки и умения. Если учесть, что полигоном для самосовершенствования может быть любая работа, подобная мотивация является очень эффективной для собственной самоорганизации и организации рабочего времени [5].
Только 10 % педагогов поставили на первое место интегративную мотивацию. Эта мотивация считается самой желательной для работника, ощущающего себя как часть организации. Для такого человека очень важно быть частью команды единомышленников, с которыми он вместе выполняет значимое и интересное дело. И больше всего мотивировать его на подвиг своевременного выполнения той или иной работы его будет, помимо увлеченности работой, ответственность перед коллегами, ощущение важности и значимости общего результата труда [5].
Представим результаты «Анкеты по оценке мотивации сотрудников». В целом, результаты анкетирования подтверждают результаты опросника мотивационных источников. Условно все факторы, предлагаемые в анкете для ранжирования, можно разделить на несколько групп. Факторы с высоким баллом (от 9,8 до 9); факторы с достаточно высоким баллом (от 8,6 до 7); факторы со средним значением (от 6,6 до 6); факторы с низким баллом (от 5,5 до 4,5) [6].
Наибольший балл набрали такие мотивационные факторы как стабильность заработка, высокая зарплата, одобрение окружающих, социальные гарантии. Данные факторы относятся к внешним мотивационным источникам. Достаточно высокие баллы набрали такие факторы как возможность самостоятельности, интересная и сложная работа, хорошие условия. На среднем уровне оказались факторы самореализации, самосовершенствования, карьерный рост. Как незначимые для мотивации педагоги назвали степень ответственности, ценности и принципы работы в учреждении. На первом месте среди мотивов к участию в модернизационных процессах оказалось стремление получить одобрение администрации и коллег, материальное поощрение, а также страх наказания.
Анализ полученных данных, позволяет отметить недостаточно высокий уровень сформированности внутренней мотивации к профессиональной деятельности; необходимость помощи педагогам, особенно в условиях реализации ФГОС.
По итогам анализа результатов проводятся деловые игры, в процессе которых педагоги изучают различные виды стимуляционных процессов личности (общение, новые ситуации, творческое решение проблем, коучинг, тренинги) [1]; разрабатывают рекомендации по развитию исследуемого феномена: администрации, психологу, себе.
Приведем примеры рекомендаций руководителю дошкольной образовательной организации, предложенные слушателями на основе исследований В.А. Дубровской и Е.А. Пырьева [6, 7].
Участие педагогов в принятии важных решений при реализации ФГОС. Масштабы работы вынуждают руководителей делегировать полномочия и ответственность. Чтобы доверять подчиненным, нужно быть уверенным в их мотивации, а участие максимально сближает интересы педагогов с интересами руководства.
В обеспечении профессиональной мотивации помогает прогнозирование трудностей. Грамотный менеджмент работает на упреждение ситуации, поэтому не ждет, когда кризис наступит, а прогнозирует его. Прогнозирование трудностей правильно начать с создания групп анализа факторов успеха с учетом будущих изменений. Педагоги часто сопротивляются изменениям, если не понимают их цели. Осознанию цели изменения поможет коллективная работа. Так, на практике несколько групп выясняют сильные и слабые стороны образовательной организации, разрабатывают оргструктуру, которая максимально подойдет для выполнения поставленных задач.
Информационное обеспечение также является действенным методом поддержки нужной профессиональной мотивации. При внедрении ФГОС в образовательном учреждении действенно не только непосредственное общение с педагогами, но и показ им фильмов, выпуск бюллетеней и обновление сайта учреждения. Для мотивации сотрудников важно, чтобы любые изменения и перестройки сопровождались активной информационной кампанией, нужно, чтобы она охватила все уровни.
Особого внимания в процессе развития профессиональной мотивации заслуживают рекомендации, сформулированные слушателями курсов по психологическому сопровождению исследуемого явления [9]:
1) развитие профессионально значимых личностных качеств, демонстрирующих единство профессионального и личностного компонентов педагогической деятельности, предполагающее организацию психологом работы по изучению педагогами степени выраженности этих качеств в себе, способов их реализации во взаимодействии;
2) развитие внутренних мотивов профессиональной деятельности, обусловливающее использование специалистами психологической службы высокотехнологичных приёмов, методов и средств, вариативных, согласованных и взаимодополняющих форм образования и самообразования в ходе профессиональной деятельности;
3) профилактика профессиональных деформаций личности педагога, требующая целенаправленной специально организованной психологической работы по преодолению деструктивной профессионализации: неадекватного эмоционального реагирования, однотипных способов психологической защиты, интеллектуального «застревания»; «разорванного», неструктурированного самосознания; синдрома эмоционального выгорания;
4) развитие профессионально-педагогического взаимодействия, организуемое посредством осуществления психологом диагностики особенностей данного взаимодействия у педагогов, использования активных методов обучения: тренинг - семинар, учебно-тренировочная группа, социально-психологический тренинг.
Приведем примеры наиболее распространенных, разработанных педагогами рекомендаций по самомотивации при реализации ФГОС:
- «Создайте четкие цели»,
- «Сложности - это часть игры», «Говорите «Нет», «Игнорируйте, то, что неважно для вас», «Оценивайте прогресс» и другие.
По итогам рассмотрения рекомендаций педагогам предлагается разработать проект программы развития профессиональной мотивации в условиях реализации ФГОС. Перспективным направлением является выявление эффективности спроектированных программ.
Таким образом, представлен опыт деятельности по рассматриваемой проблеме, реализуемый в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования г. Оренбурга. Результаты исследования особенностей развития мотивационной сферы педагогов позволяют сделать вывод, что педагогам необходима помощь в развитии профессиональной мотивации в условиях реализации ФГОС. В организации этой помощи должны участвовать не только психологи, но и руководители, и специалисты, занимающиеся методическим обеспечением организации. Кроме того, процесс развития профессиональной мотивации требует последовательной, систематической работы педагога над собой.
Рецензенты:
Тавстуха О.Г., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбург.
Ганаева Е.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой управления образованием ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г.Оренбург.