Важное место в системе управления подготовкой спортсменов отводится научно обоснованному педагогическому контролю. Конкретизация его структуры и содержания с учетом специфики вида спорта являются важнейшими предпосылками повышения эффективности тренировочного процесса. Выполняя функцию обратной связи, педагогический контроль позволяет оценить эффективность средств и методов, применяемых в ходе подготовки спортсменов, вносить корректировки в тренировочные планы, индивидуализировать нагрузки [4]. Накануне школьного возраста у дошкольников наблюдается запаздывание в проявлении скачков роста в развитии двигательных навыков, физических качеств и функционально-двигательных способностей, так как средовые воздействия не создают условий для реализации сенситивных периодов их развития, что отражается на несвоевременном формировании моторного потенциала детей младшего школьного возраста [2]. В условиях концентрированного обучения двигательным действиям детей дошкольного и младшего школьного возраста происходит гармоничное развитие двигательных навыков и способностей детей [3], что может быть характерно и для занятий танцевальным спортом.
Цель исследования - научное и методическое обоснование содержания комплексного педагогического контроля и этапных модельных характеристик танцоров на этапе начальной подготовки в танцевальном спорте. В исследовании принимали участие 36 танцоров 7-8 лет, занимающиеся на этапе начальной подготовки. В двухлетнем педагогическом эксперименте выявлялся уровень показателей видов подготовленности занимающихся, определялась достоверность изменения уровня двигательных качеств и способностей танцоров 7 и 8 лет. Разрабатывались нормативы и этапные модельные характеристики показателей видов подготовленности танцоров на этапе начальной подготовки.
Методы исследования: теоретический анализ научной и методической литературы, тестирование, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение
На этапе начальной подготовки танцоров 7-8 лет в танцевальном спорте в комплексном педагогическом контроле следует различать следующие разновидности видов подготовленности: общая и специальная физическая (ОФП и СФП), функционально-двигательная (ФДП), музыкально-ритмическая (МРТП), хореографическая (ХТП) и интеллектуальная техническая (ИТП) и тактическая подготовленность (ТактП). В содержание педагогического контроля включен разработанный нами комплекс контрольных упражнений, состоящий из 27 основных и дополнительных тестов. Данные тесты являются информативными для оценки уровня показателей видов подготовленности танцоров [1]. Из них 14 тестов у мальчиков и 16 у девочек позволяют разработать этапные модельные характеристики танцоров и определить сумму модельных характеристик танцевальной пары.
За первый год тренировки у детей 7 лет в основных и дополнительных тестах наблюдалось достоверное (p< 0,05) изменение показателей: в ОФП во всех пяти основных показателях (ловкость, скоростная выносливость, быстрота, общая выносливость, скоростная сила), из которых два являются этапными модельными характеристиками у обоих партнеров (ловкость и скоростная выносливость) и один - у мальчиков (общая выносливость); в СФП во всех четырех основных показателях (статическая выносливость мышц рук, скоростная выносливость в прыжках со скакалкой, быстрота движений стоп и рук) и одном дополнительном (статическая выносливость мышц разгибателей левой стопы), из которых один является этапной модельной характеристикой у обоих партнеров (статическая выносливость мышц рук) и два - у девочек (скоростная выносливость и быстрота движений стоп).
В ФДП достоверные изменения (p< 0,05) были во всех девяти тестах, из которых: все три основных показателя, являющихся также этапными модельными характеристиками (координационные способности в прыжках в сочетании с движениями рук, точность мышечных усилий в прыжке в длину на 50% от максимального, вестибулярная устойчивость в пробе Ромберга), а также все три дополнительных (хореографическая выворотность, пространственная точность рук, координационные способности в прыжке с поворотом на 360°). Следует отметить рост уровня трех показателей, не являющихся информативными (пространственная точность ног, вестибулярная устойчивость в ходьбе по прямой после шести поворотов переступанием, точность мышечных усилий в прыжке в длину на 75% от максимального).
В четырех видах технической подготовленности достоверные (p<0,05) изменения имели место в двух основных тестах (ритмическая память и координация), в одном дополнительном (музыкально-ритмические способности) и одном тесте, не являющемся информативным (музыкально-ритмическая координация), которые являются этапными модельными характеристиками у обоих партнеров (за исключением мальчиков в ритмической координации).
Остальные пять показателей технической подготовленности были выявлены при целенаправленном совершенствовании отстающих от нормативов показателей видов подготовленности в переходно-подготовительном периоде подготовки у танцоров 7 лет. Из них достоверные изменения (p<0,05) наблюдались у партнеров в двух тестах, один из которых является дополнительным показателем (хореографическая линия ног), другой, не являющийся информативным (музыкально-ритмическое переключение), оба из которых являются также модельными характеристиками (кроме мальчиков в музыкально-ритмическом переключении). Другие три показателя (хореографическая линия рук и осанки, интеллектуальная подготовленность) не имели достоверных различий (p>0,05) за этот период подготовки, но первый показатель является этапной модельной характеристикой у обоих партнеров, а третий - у мальчиков.
В тактической подготовленности уровень тактического мышления к концу тренировочного года оказался соответствующим нормативу и этот показатель является этапной модельной характеристикой. Данные тесты технической и тактической подготовленности следует отслеживать во втором полугодии первого года тренировки у танцоров 7 лет.
Таким образом, из 27 основных и дополнительных показателей видов подготовленности в танцевальном спорте у танцоров 7 лет используется 18 основных и 9 дополнительных. Если у мальчиков можно учитывать 14 этапных модельных характеристик, то у девочек - 16.
Педагогический эксперимент, направленный на совершенствование отстающих показателей видов подготовленности в самостоятельных занятиях танцоров 7 лет, показал значительное сокращение числа этих показателей с 31-32 до 4 у партнеров танцевальной пары (табл. 1).
Таблица 1
Общее количество показателей видов подготовленности, отстающих от нормативов, танцоров 7 лет в экспериментальной группе до и после переходно-подготовительного периода (ППП)
Виды подготовленности |
До ППП |
После ППП |
||
мальчики, n=9 |
девочки, n=9 |
мальчики, n=9 |
девочки, n=9 |
|
ОФП |
7 |
7 |
2 |
3 |
СФП |
8 |
9 |
1 |
1 |
ФДП |
7 |
7 |
1 |
0 |
ТП |
10 |
8 |
0 |
0 |
ТактП |
0 |
0 |
0 |
0 |
Всего |
32 |
31 |
4 |
4 |
Таким образом, организация педагогического контроля за ходом реализации учебного материала видов подготовки, успешностью его освоения партнерами танцевальной пары, необходима на первом году тренировки танцоров 7 лет. Она позволит оценивать качество тренировочного процесса и прогнозировать танцевальным парам спортивные результаты.
За второй год тренировки у тех же детей в 8 лет в основных и дополнительных тестах наблюдалось достоверное (p<0,05) изменение показателей: в ОФП в четырех из пяти основных показателях (ловкость, скоростная выносливость, быстрота, общая выносливость), из которых два являются этапными модельными характеристиками у обоих партнеров (ловкость и скоростная выносливость) и один - у мальчиков (общая выносливость); в СФП в двух из четырех основных показателях (статическая выносливость мышц рук, быстрота движений рук), первый из которых является этапной модельной характеристикой, и в одном дополнительном (статическая выносливость мышц разгибателей нижних конечностей).
В ФДП достоверные изменения (p<0,05) были в одном из трех основных показателях (вестибулярная устойчивость в пробе Ромберга), который является этапной модельной характеристикой у мальчиков, в двух дополнительных показателях (хореографическая выворотность и координационные способности в прыжке с поворотом на 360°) и двух показателях, не являющихся информативными (пространственная точность ног и точность мышечных усилий в прыжке в длину на 75% от максимального).
В видах технической подготовленности достоверные (p<0,05) изменения были во всех девяти тестах, из которых: все четыре основных показателя (ритмическая память и координация, хореографическая линия рук, интеллектуальная подготовленность), все три дополнительных (музыкально-ритмические способности, хореографическая линия ног и осанки) и два показателя, не являющихся информативными (музыкально-ритмическая координация и переключение). Все показатели технической подготовленности являются этапными модельными характеристиками танцоров 8 лет, за исключением у мальчиков музыкально-ритмическое переключение. Показатель тактической подготовленности также имеет достоверное изменение (p<0,05) уровня подготовленности и он является этапной модельной характеристикой для танцоров 8 лет.
Таким образом, из 27 основных и дополнительных показателей видов подготовленности в танцевальном спорте у танцоров 8 лет достоверный рост показателей имел место в 12 основных и 10 дополнительных. У мальчиков и девочек можно учитывать по 14 этапных модельных характеристик.
Педагогический эксперимент, направленный на совершенствование отстающих показателей видов подготовленности в самостоятельных занятиях танцоров 8 лет, показал значительное сокращение числа таких показателей с 25-32 до 4-5 у партнеров танцевальной пары (табл. 2).
Таблица 2
Общее количество показателей видов подготовленности, отстающих от нормативов, танцоров 8 лет в экспериментальной группе до и после переходно-подготовительного периода (ППП)
Виды подготовленности |
До ППП |
После ППП |
||
мальчики, n=9 |
девочки, n=9 |
мальчики, n=9 |
девочки, n=9 |
|
ОФП |
5 |
6 |
1 |
2 |
СФП |
9 |
6 |
1 |
0 |
ФДП |
6 |
6 |
2 |
0 |
ТП |
11 |
6 |
1 |
2 |
ТактП |
1 |
1 |
0 |
0 |
Всего |
32 |
25 |
5 |
4 |
Таким образом, на втором году тренировки педагогический контроль конкретизируется, охватывая все разновидности подготовленности и модельные характеристики, существенные для оценки спортивных результатов танцевальной пары и нужные для мальчиков - общая выносливость и девочек - музыкально-ритмическое переключение.
Рост уровня показателей видов подготовленности за каждый год тренировки у танцоров 7 и 8 лет убеждает в необходимости ежемесячного отслеживания изменения показателей видов подготовленности. Их динамика за каждые три месяца занятий позволит конкретизировать и дифференцировать материал видов подготовки. Появляется возможность учитывать индивидуальный уровень развития показателей видов подготовленности у танцоров 7 и 8 лет. Последовательность оценки показателей видов подготовленности согласуется с рекомендуемой этапностью их подготовки (Е. В. Путинцева, 2007) и становлением разработанных нами этапных модельных характеристик.
За два года тренировки следует отметить интенсивное развитие следующих показателей видов подготовленности:
- ОФП: гибкость, скоростная выносливость, быстрота и общая выносливость;
- СФП: статическая выносливость и быстрота мышц рук;
- ФДП: вестибулярная устойчивость (поза Ромберга), хореографическая выворотность и координационные способности (прыжок с поворотом на 360°), пространственная точность ног и точность мышечных усилий в прыжке в длину на 75% от максимального;
- ТП: все девять показателей - ритмическая память и координация, хореографическая линия рук, интеллектуальная подготовленность; музыкально-ритмические способности, хореографическая линия ног и осанки; музыкально-ритмическая координация и переключение;
- ТактП: тактическое мышление.
Выводы:
1. Первый год тренировки танцоров 7 лет характеризуется интенсивным развитием основных двигательных качеств и способностей в ОФП, СФП и ФДП, а также достоверным развитием (p<0,05) отдельных дополнительных информативных показателей и других, не являющихся информативными у танцоров на этапе начальной подготовки. Показатели технической и тактической подготовленности находятся в процессе формирования и их развитие следует отслеживать во втором полугодии первого года тренировки танцоров 7 лет.
2. Второй тренировочный год танцоров 8 лет характеризуется достоверным развитием (p<0,05) основных и дополнительных качеств, многие из которых также являются модельными характеристиками в данном возрасте. Отдельные двигательные качества и способности стабилизируются после достижения нормативов на первом году тренировки танцоров.
3. Методика педагогического контроля видов подготовленности на этапе начальной подготовки в танцевальном спорте позволяет на каждом году тренировки:
- выявить показатели видов подготовленности, которые интенсивно развиваются,
- определить достижение нормативов на каждом году тренировки,
- выявить показатели этапных модельных характеристик в каждом виде подготовленности,
- отследить индивидуальный уровень показателей видов подготовленности,
- устранить за переходно-подготовительный период отстающие от норматива показатели видов подготовленности,
- определять на основе этапных модельных характеристик готовность партнеров и танцевальной пары к выступлению на соревнованиях и достижение спортивных результатов.
Рецензенты:
Бабушкин Г.Д., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой Теории, методики и истории физической культуры и спорта, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск.
Сальников В.А., д.п.н., профессор кафедры «Физической подготовки» Омского автобронетанкового инженерного института (филиал ФГКВОУ ВПО «Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва» Минобороны РФ), г. Омск.