Развитие ребенка с различными нарушениями всегда сопровождается отставанием по показателям физических качеств, нарушением моторных функций. От здоровых сверстников они отстают на 1–3 года по большей части в уровне физического развития и физической подготовленности. Движения лишены пластичности, действия неточные. Основной дефект, как правило, сопровождается сопутствующими заболеваниями и вторичными отклонениями.
Школьники с нарушением слуха имеют свои отличительные особенности физического, функционального и психического развития. В школьном возрасте показатели физического развития детей с патологией слуха имеют сниженный уровень в сравнении со слышащими школьниками [4, 7].
Дошкольники с патологией слуха и дети младшего школьного возраста уступают слышащим сверстникам по показателям роста, массы тела, окружности грудной клетки. Также у них значительно чаще встречаются нарушения осанки [11].
По мнению ряда авторов, двигательные расстройства часто сопровождаются нарушениями зрения, вестибулярного аппарата, речи, психики, функций, несформированностью локомоторных актов, низким уровнем работоспособности, быстрой утомляемостью. Патология слуха снижает функциональную подвижность зрительной системы и ведет к ее быстрому утомлению. Глухота отрицательно сказывается на зрительной работоспособности. Вместе с тем, слуховая депривация может компенсироваться усиленным развитием контрастной чувствительности глаза [1, 8].
Управление движениями, так же как и совершенствование их структуры, основано на поступающей в системы управления информации о выполняемых движениях и их эффективности. Многочисленная информация о движениях поступает по разным каналам. Информация о состоянии самого двигательного аппарата поступает от его собственных рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах. Она дополняется сигналами, поступающими от рецепторов кожи, органов слуха, зрения, вестибулярного аппарата.
Для детей с нарушением слуха характерны нарушения точности движений, пространственной ориентировки, статического и динамического равновесия, способности усваивать заданный ритм движений. Однако способность к поддержанию вертикального положения тела и равновесия является одним из важнейших условий жизнедеятельности человека, позволяющих ему активно взаимодействовать с окружающей средой [9, 16, 17].
Сложившееся в процессе эволюции чувство равновесия является одним из наиболее древних образований у человека [6, 13, 14].
Многозвенность скелета и необходимость в суставах активно противодействовать силам гравитации представляют большую сложность в поддержании равновесия человеком [2].
Тело стоящего человека постоянно совершает практически невидимые колебательные движения в различных плоскостях. Поддержание равновесия, т.е. баланса тела в основной стойке – активный, динамический процесс, в котором задействуются такие его составляющие как: проприоцептивная система, зрительный анализатор, вестибулярный анализатор, мозжечок, опорно-двигательная система, интеро- и механорецептивная система и центральное представительство в коре головного мозга [3, 5, 18]. Оценить уровень устойчивости позволяет метод стабилометрии.
Однако проблема вертикальной устойчивости тугоухих детей изучена недостаточно на данный момент. В особенности недостаточно данных об уровне вертикальной устойчивости тугоухих детей в зависимости от степени тугоухости.
Целью данной работы являлось изучение особенностей стабилометрических показателей у детей в зависимости от степени тугоухости.
Материалы и методы исследования
В исследовании принимали участие учащиеся младших классов специальных (коррекционных) школ Архангельской и Вологодской областей, а также воспитанники специального детского сада компенсирующего вида г. Архангельска. Общее количество обследованных – 80 детей в возрасте от 7 до 9 лет. Из них с I степенью тугоухости – 9 человек, со II степенью – 24 человека, с III степенью – 35 человек, с IV степенью – 12 человек.
Изучались следующие показатели вертикальной устойчивости:
-
средний разброс (средний радиус) отклонения центра давления (R, мм);
-
средняя скорость перемещения центра давления (V, мм/сек);
-
площадь эллипса статокинезиограммы (S, кв.мм);
-
качество функции равновесия (КФР, %).
Регистрацию показателей вертикальной устойчивости проводили с помощью стабилоанализатора компьютерного «Стабилан-01-2», разработанного ОКБ «Ритм» (г. Таганрог).
При сборе материала соблюдались все необходимые условия: использовалось отдельное помещение, исследование проводилось в первой половине дня, при максимальном физическом и психическом покое обследуемых, без посторонних звуков и визуальных помех [10, 12].
Для исследования и оценки вертикальной устойчивости использовались две пробы:
-
с открытыми глазами (ОГ), с фиксацией взгляда на специальном маркере в центре экрана, находящегося на уровне глаз, удаленном на расстоянии 2 метров. Это фоновая проба, в которой проприоцептивный, зрительный и вестибулярный анализаторы работают в естественном режиме;
-
с закрытыми глазами (ЗГ). Выключение зрительного анализатора и повышение нагрузки на остальные афферентные каналы.
Время регистрации стабилограммы составляло 30 секунд во всех пробах, с перерывом между ними в 60 секунд.
Обработка данных осуществлялась с помощью статистического пакета программ SPSS 17 for Windows. Распределение признаков на нормальность производилось с использованием критерия Шапиро – Уилка. Для выявления различий между показателями у сравниваемых групп использовали критерий Краскала-Уоллиса. Критический уровень значимости (р) при проверке статистических гипотез в исследовании принимали, равным 0,05. Для описательной статистики признаков использовали медиану (Me) и интервал от первого (Q1) до третьего (Q3) квартиля.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенный нами сравнительный анализ стабилометрических показателей у детей с различной степенью тугоухости в пробе с открытыми глазами значимых различий не выявил (табл.). При более подробном рассмотрении полученных результатов можно отметить лишь некоторые тенденции. Так, дети с I степенью тугоухости показали лучшие результаты, в сравнении с детьми остальных групп, а наиболее худшие результаты показали дети, с IV степенью тугоухости. Данные тенденции прослеживаются по показателям средней скорости перемещения центра давления и качества функции равновесия. Однако полученные различия находятся лишь на уровне тенденций, и недостаточно значимы, чтобы утверждать об их достоверности. Следовательно, мы можем предполагать, что отсутствие значимых различий в показателях вертикальной устойчивости между детьми с различными степенями тугоухости (I-IV) в фоновой пробе с открытыми глазами, говорит о том, что уровень вертикальной устойчивости тугоухих детей 7–9 лет не меняется в зависимости от степени нарушения слуха. И в естественных условиях повседневной жизни способность к поддержанию статического равновесия у детей с различной степенью нарушения слуха находится на одном уровне.
Стабилометрические показатели у детей 7–9 лет с различной степенью тугоухости
Пока-затели |
I степень тугоухости (n=9) |
II степень тугоухости (n=24) |
III степень тугоухости (n=35) |
IV степень тугоухости (n=12) |
Р-уровень |
Проба с ОГ |
|||||
R, мм |
4,6 (4,0;6,0) |
5,7 (3,9;7,3) |
6,3 (4,7;8,6) |
6,0 (5,0;9,6) |
0,178 |
V, мм/с |
10,9 (8,8;14,6) |
13,1 (9,9;17,1) |
12,4 (10,2;19,4) |
16,4 (10,3;20,4) |
0,401 |
S, кв.мм |
184,5 (134,3;295,6) |
283,5 (145,7;564,3) |
350,3 (180,6;693,7) |
359,6 (202,7;792,0) |
0,207 |
КФР, % |
76,5 (64,6;83,4) |
69,1 (58,5;79,7) |
69,0 (55,0;78,0) |
58,7 (46,0;78,4) |
0,351 |
Проба с ЗГ |
|||||
R, мм |
5,6 (4,4;7,7) |
6,2 (5,0;8,0) |
7,5 (4,1;10,0) |
8,0 (4,7;11,9) |
0,520 |
V, мм/с |
17,3 (12,6;25,1) |
17,1 (14,1;24,6) |
17,5 (12,9;28,2) |
22,9 (13,7;35,7) |
0,779 |
S, кв.мм |
247,5 (169,1;565,7) |
375,3 (177,3;557,4) |
386,4 (176,7;899,9) |
597,5 (204,2;1266,8) |
0,545 |
КФР, % |
55,3 (39,5;64,7) |
54,8 (39,5;64,1) |
51,6 (33,1;68,4) |
40,4 (26,8;64,6) |
0,723 |
Сравнительная характеристика стабилометрических показателей у детей с различной степенью тугоухости в пробе с закрытыми глазами значимых различий также не выявила (табл.). Более подробный анализ полученных результатов выявил отчасти схожие тенденции, как и в пробе с открытыми глазами. Так, дети с нарушением слуха IV степени, имеют тенденцию к сниженному уровню вертикальной устойчивости, по отношению к остальным группам. Данная тенденция также прослеживается по показателям средней скорости перемещения центра давления и качества функции равновесия.
В результате нашего исследования, мы можем отметить, что дети с нарушением слуха IV степени, в обеих пробах имеют тенденцию к сниженному уровню вертикальной устойчивости, в отношении остальных групп (рис.). Однако полученные различия недостаточны, чтобы говорить об их значимости.
Подобные результаты получили в своем исследовании M. Havia, E. Kentala, I. Pyykko [15], обследовавшие больных с болезнью Меньера. При регистрации скорости центра давления достоверных различий среди больных с различной длительностью заболевания обнаружено не было. По мере увеличения продолжительности заболевания количество пациентов с нормальной скоростью центра давления падает с 78 % до 38 %, однако статистического подтверждения этому получено не было.
Рис. Показатель качества функции равновесия (%) в пробах с открытыми (ОГ) и закрытыми (ЗГ) глазами
Подобные обстоятельства позволяют предположить, что уровень вертикальной устойчивости в первую очередь зависит от наличия заболевания, и, как следствие, изменения или нарушения на физиологическом уровне, что непосредственно приводит к снижению равновесия. От степени нарушения слуха и длительности заболевания уровень вертикальной устойчивости зависит в меньшей степени.
Выводы
-
В естественных условиях повседневной жизни, а также в условиях депривации зрительного анализатора, способность к поддержанию статического равновесия у детей с различной степенью нарушения слуха находится на одном уровне.
-
Значимых различий в стабилометрических показателях уровня устойчивости у детей с различной степенью тугоухости не обнаружено.
-
Вертикальная устойчивость у детей 7–9 лет не зависит от степени тугоухости.
Рецензенты:
Санников А.Л., д.м.н., профессор, зам. директора Института общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы, зав. курсом медико-социальной работы, ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет», г. Архангельск.
Лупачев В.В., д.м.н., профессор кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф, ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет», г. Архангельск.