Современный футбол предъявляет высокие требования к подготовке спортсменов, поэтому нужно изыскать более совершенные, прогрессивные организационные формы, методы и средства подготовки. Это, в свою очередь, требует высокого уровня знаний, умений тренера, научного подхода к спортивной тренировке [8].
В настоящее время теория и методика детско-юношеского футбола находится на этапе модернизации и позитивного обновления. Ведутся разработки новых научно-педагогических технологий, способствующих совершенствованию всех сторон подготовки юных футболистов [9].
Известные специалисты В.И. Лях и З. Витковски [4] отмечают, что в настоящее время продолжается поиск новых путей технико-тактического совершенствования и улучшения эффективности игры юных игроков. Один из важнейших резервов в этой сфере, как показывают исследования последних десятилетий, – это повышение уровня развития специфических координационных способностей.
По мнению А.В. Петухова [6], И.В. Аверьянова [1], М.Ф. Феоктистова [10] роль специфических координационных способностей в технической подготовке спортсменов давно признана как ведущая.
Также следует отметить, что в последние годы заметен повышенный интерес педагогов, психологов и тренеров к использованию дифференцированного подхода в ходе учебно-тренировочных занятий, который позволяет увеличить скорость и точность овладения техническими навыками, улучшить развитие физических качеств и оптимизировать процесс обучения [3].
Однако до настоящего времени уделялось мало внимания методикам, в которых используется дифференцированный подход, учитывающий такой показатель, как «сила-слабость» нервной системы по процессу возбуждения, используя который можно эффективнее развить специфические координационные способности юных футболистов, составляющих техническую подготовку футболиста и оказывающих непосредственное влияние на достижение максимального спортивного результата в футболе. Хотя правомерность такого вопроса обусловлена ранее проведенными исследованиями в других видах спорта, таких как бокс [7], гимнастика [3] и другие.
С целью изучения мнений специалистов о сенситивных периодах и значении координационных способностей, дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе юных футболистов было проведено анкетирование. Всего в анкетном опросе приняло участие 56 тренеров-преподавателей ДЮСШ и СДЮСШОР по футболу из гг. Кирова, Нижнего Новгорода, Йошкар-Олы. Специалисты имеют разный стаж работы и квалификацию. Полученные ответы позволили выявить как сильные, так и слабые стороны в решении поставленных задач.
При анализе анкет учитывалось то, что на некоторые из предложенных вопросов респондент может выбрать два-три ответа или написать свой вариант. После обработки ответов на вопросы анкеты были получены следующие результаты.
На вопрос: «Какой возраст, на Ваш взгляд, является наиболее подходящим для развития специфических координационных способностей футболистов?» - полученные результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Сенситивные периоды для развития специфических координационных способностей у футболистов (по результатам опроса).
Следует отметить, что из пяти представленных вариантов ответов, по мнению специалистов, более рациональным для развития специфических координационных способностей футболистов является этап начальной спортивной специализации (11-12 лет) – 51%. Того же мнения придерживаются А.В. Петухов [6] и М.Ф. Феоктистов [10].
Для того чтобы ответить на вопрос «Какие из способностей являются наиболее важными для футболистов на этапе начальной спортивной специализации?», респонденту необходимо было расставить предложенные физические способности в ранговом порядке. Полученные результаты представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Мнения респондентов о ранговом преимуществе физических способностей для футболистов на этапе начальной спортивной специализации.
Следует отметить, что из пяти представленных вариантов ответов приоритетное место у тренеров-преподавателей заняли координационные способности (42%), далее – быстрота (25%), затем – выносливость (18%). Гибкости и силе специалисты по футболу отвели 4-е и 5-е место соответственно.
Фактом является то, что специфические координационные способности играют ведущую роль в технической подготовке юных футболистов – на это указали 100% респондентов.
В то же время мнения тренеров о значении разных специфических координационных способностей в подготовке юных футболистов разделились. Специфические координационные способности распределились в следующем порядке (рис. 3):
-
способность к кинестетическому дифференцированию параметров движений (чувство мяча) – 16%;
-
способность к приспособлению и перестроению двигательных действий – 15%;
-
способность к пространственной ориентировке – 14%;
-
способность к быстрому реагированию – 14%;
- способность к равновесию в динамических и статических условиях – 12%;
- способность к согласованию (соединению) движений – 11%;
- способность к чувству ритма движений – 10%;
- способность к рациональному расслаблению мышц - 3%;
- способность предугадывать движения, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом - 3%;
- способность к управлению временем двигательных реакций - 2%.
Рис. 3. Значимость специфических координационных способностей в футболе (по результатам опроса).
Анализ рисунка 3 показал что, по мнению тренеров, такие специфические координационные способности, как способность к приспособлению и перестроению двигательных действий, к кинестетическому дифференцированию параметров движений, к пространственной ориентировке, к согласованию (соединению) движений, к быстрому реагированию, чувству ритма движений и равновесию - доминируют в спортивной деятельности у футболистов. Того же мнения придерживаются В.И. Лях, З. Витковски и В. Жмуда [4], по мнению авторов, именно сочетание этих способностей лежит в основе проявления важнейших координационных характеристик в технической подготовке футболистов.
Продолжая анализ результатов анкетного опроса тренеров-преподавателей, нам было важно знать их мнения о том, сколько времени от общей продолжительности одного учебно-тренировочного занятия необходимо уделять развитию специфических координационных способностей. Следует отметить, что из трех представленных вариантов ответов, по мнению тренеров-преподавателей, для развития специфических координационных способностей футболистов более рациональным является отрезок времени в диапазоне от 30 до 40% от общей продолжительности тренировки, что составляет 30 минут. Того же мнения придерживаются А.В. Петухов [6] и И.В. Аверьянов [1].
Неожиданными оказались результаты ответов на следующий вопрос: «Учитываете ли Вы величину координационной сложности нагрузок при построении учебно-тренировочного занятия?». Оказалось, что 42% тренеров-преподавателей не учитывают величину координационной сложности нагрузок для развития координационных способностей. Такой подход, безусловно, снижает эффективность учебно-тренировочного занятия, тем более что, по мнению Ю.В. Кольваха [2], такой учет необходим.
На вопрос: «Используете ли Вы на своих учебно-тренировочных занятиях дифференцированный подход?» все респонденты ответили, что используют (100%).
Однако нам было важно знать, по каким критериям тренеры дифференцируют футболистов на подгруппы. Мнение респондентов по приоритетным критериям использования дифференцированного подхода на учебно-тренировочных занятиях по футболу распределились следующим образом (рис. 4):
Рис. 4. Мнение респондентов по приоритетным критериям использования дифференцированного подхода на учебно-тренировочных занятиях по футболу.
Анализ рисунка 4 показал, что тренеры дифференцируют футболистов на подгруппы по уровню технической подготовленности (33%); по игровому амплуа футболистов (29%); по уровню физической подготовленности (21%); по уровню функциональной подготовленности (17%).
В то же время анализ мнений тренеров-преподавателей показал, что используя дифференцированный подход на учебно-тренировочных занятиях, тренеры не учитывают такой важный критерий, как типологические свойства нервной системы. По мнению О.Н. Кривощековой [3], учет типологических свойств нервной системы необходим, так как он оказывает существенное влияние на успешность овладения двигательными навыками в спорте.
Таким образом, результаты анкетного опроса позволили уточнить теоретические позиции некоторых авторов и позволили зафиксировать следующие факты.
1. Сенситивным периодом для развития специфических координационных способностей футболистов является возраст 11-12 лет.
2. На этапе начальной спортивной специализации наиболее важными для футболистов являются координационные способности.
3. В технической подготовке юных футболистов ведущую роль играют специфические координационные способности.
4. Наиболее важными для футболистов являются следующие специфические координационные способности:
- кинестетическое дифференцирование параметров движений;
- приспособление и перестроение двигательных действий;
- пространственная ориентировка;
- способность к быстрому реагированию;
- способность к равновесию в динамических и статических условиях;
- способность к согласованию (соединению) движений;
- способность к чувству ритма движений.
5. Более рациональным для развития специфических координационных способностей футболистов является отрезок времени в диапазоне от 30 до 40% от общей продолжительности учебно-тренировочного занятия, что составляет 30 минут.
6. В процессе учебно-тренировочных занятий по футболу необходимо учитывать величину координационной сложности нагрузок.
7. На учебно-тренировочных занятиях с юными футболистами следует использовать дифференцированный подход, однако при этом специалисты в области футбола не дифференцируют футболистов на подгруппы с учетом типологических свойств нервной системы.
Полученные результаты анкетного опроса создают новые условия для разработки экспериментальной методики дифференцированного развития специфических координационных способностей футболистов 11-12 лет, имеющих разные типологические свойства нервной системы.
Рецензенты:
Коршунова О.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры педагогики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.
Оборин В.А., д.м.н., доцент кафедры медико-биологических дисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.