Введение
В Восточно-Сибирской агрозоне 6.2 Сибирского федерального округа (СФО) около половины пашни составляет участки площадью до 30 га при средней длине гона 600-1000 м. Более 53% полей имеют площадь более 30 га с длиной гона свыше 1000 м. Среднее удельное сопротивление дерново-подзолистых почв составляет 65 кН/м2 [1, 5].
Для возделывания зерновых и кормовых культур используются в основном три вида цельно замкнутых технологий обработки почвы и посева: традиционная с осенней зяблевой вспашкой; минимальная с осенней безотвальной глубокой или поверхностной обработкой почвы; нулевая (прямой посев) с одновременной поверхностной обработкой и посевом по стерне. При этом все технологии основной (первой) обработки почвы разделены на три группы, включающие родственные по энергоёмкости и агротехническим требованиям операции.
Для объективной оценки и снижения энергозатрат необходимо обосновать рациональные тягово-скоростные режимы рабочего хода и массоэнергетические параметры тракторов на родственных операциях каждой группы при установленном классе длины гона.
Основу технического обеспечения операционных технологий почвообработки и посева в агрозоне 6.2 составляют колесные тракторы типов 4К4а и 4К4б с изменяющимися массоэнергетическими параметрами и многооперационные комбинированные рабочие машины, и комплексы секционного типа. Поэтому адаптация тракторов к природным условиям (длина гона) и технологиям обработки почвы предполагает знание интервалов изменения этих параметров и возможность их регулирования до начала рабочего хода.
Настоящее исследование проводится с целью обоснования эксплуатационных параметров колесных тракторов для совокупности технологий основной обработки почвы и превалирующих классов длины гона в агрозоне 6.2 СФО.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
-
обосновать оптимальные значения показателей технологичности колесных тракторов типов 4К4 для разных групп родственных операций основной обработки почвы;
-
определить рациональные интервалы изменения эксплуатационных параметров тракторов для совокупности технологий основной обработки почвы и превалирующих классов длины гона.
Методы исследования, применяемые в настоящей работе, основаны на принципах системной адаптации мобильных энергосредств к природно-производственным условиям [2, 4].
Каждую группу родственных операций основной обработки почвы характеризуют осредненное удельное тяговое сопротивление при скорости V0 = 1,4 м/с Коi, его приращение в зависимости от скорости ,коэффициент вариации , номинальное значение и рациональный по энергозатратами агротребованиям интервал рабочей скорости .При этом максимальная скорость соответствует наивысшей производительности из условия , а минимальная - наименьшим удельным затратам при В основу определения оптимального значения рабочей скорости положен компромиссный вариант, учитывающий характер зависимостей , , .
Номинальное значение скорости рабочего хода для родственных операций второй и третьей группы с двухсторонним контрольным допуском в условиях вероятностного характера тяговой нагрузки определяется как . С учетом незначительного интервала изменения рабочей скорости на операциях первой группы целесообразно использовать односторонний контрольный допуск с нижней предельной границей и .
В основу оптимальной адаптации(оптимизации) параметров тракторов с механической ступенчатой трансмиссией положено обеспечение чистой производительности агрегатов , установленной по экономическим критериям оптимальности [2] для каждой технологической операции и соответствующего класса длины гона при функционировании в интервале допустимых значений рабочей скорости и тяговом диапазоне, соответствующем .
При этом на операциях каждой группы должно соблюдаться общее для всех типов энергомашин соотношение между основными параметрами-адаптерами, определяющее их энергонасыщенность и удельную материалоёмкость
(1)
Влияние длины гона и вида обработки почвы на эксплуатационную мощность и массу трактора определяется величиной чистой производительности , характеристикой удельного тягового сопротивления агрегата , номинальными значениями рабочей скорости , тягового КПД , коэффициентов использования веса трактора и мощности двигателя
, (2)
. (3)
В общем случае, при изменении природно-производственных условий и тягово-скоростных режимов работы, соотношения потребной мощности и массы трактора определяются из выражений [3]
, (4)
. (5)
Если трактор предполагается использовать, в основном, на родственных операциях обработки почвы одной группы и превалирующей длине гона в составе соответствующих агрегатов, значения и , целесообразно выбирать для интервала этой группы и тягового режима, соответствующего
.
При этом, соответствует режиму допустимого буксования . В этом случае, проблема энергосбережения на разных технологиях почвообработки и классах длины гона решается за счет создания и использования типоразмерного ряда тракторов, отличающихся указанными параметрами. Такой подход наиболее рационален при разработке системы машин для отдельных регионов и комплектовании тракторного парка крупных предприятий зернового направления.
Наиболее экономичным вариантом решения проблемы энергосбережения является использования мобильных энергосредств с управляемыми массоэнергетическими параметрами, обеспечивающих образование требуемого типоразмерного ряда путём комбинирования мощностью и массой. Величину шага и общее количество типоразмеров мощностей следует выбирать с учётом конструктивных, экономических и других соображений.
Полученные по результатам моделирования, с использованием экспериментальных зависимостей тягового КПД и буксования трактора , , значения показателей технологичности и (табл. 1) определяют оптимальные соотношения массоэнергетических параметров колесных тракторов типов 4К4 для разных групп родственных операций. Для тракторов с установленной мощностью и характеристикой двигателя указанные показатели являются основой для выбора эксплуатационной массы и балластирования на конкретных операциях основной обработки почвы.
В табл. 2 представлены осредненные интервалы эксплуатационных параметров колесных тракторов типов 4К4 для разных групп технологических операций и превалирующих классов длины гона агрозоны 6.2 СФО при минимальных приведенных затратах. Для длины гона более 1000 м на всех операциях по своим параметрам наиболее эффективны тракторы 6 класса с одинарными колесами и оптимальными показателями технологичности, а так же 8 класса со сдвоенными колесами (кроме 1 группы операций). Поэтому в краткосрочной перспективе тракторы типов 4К4б с шарнирной рамой следует рассматривать как основные для указанных условий использования.
Таблица 1. Рациональные значения показателей технологичности колесных
тракторов типов 4К4 для основных групп родственных операций почвообработки
Группы родственных операций |
|
Одинарные колеса |
Сдвоенные колеса |
||||
|
, |
, кг/кВт |
|
, |
, кг/кВт |
||
1 |
2,20 |
0,41 |
14,05 |
71,70 (52,30) |
0,41 |
12,46 |
80,26 (59,0) |
2 |
2,45 |
0,41 |
15,90 |
62,89 (46,24) |
0,41 |
13,90 |
71,94 (52,90) |
3 |
3,30 |
0,37-0,41 |
19,32-21,40 |
51,76-46,73 (38,06-34,36) |
0,35-0,41 |
16,28-19,00 |
61,42-52,63 (45,17-38,70) |
Таблица 2. Интервалы эксплуатационных параметров колесных тракторов типов 4к4 при минимальных приведенных затратах
Группа операций |
, м2/с |
, кН/м |
, м/с (км/ч) |
mэ*,т |
, кН |
Тяговый класс |
Компл. |
, |
а) Длина гона lг > 1000 м |
||||||||
1 |
6,93 |
13,65 |
2,20-0,25 (7-8) |
15,3 |
61,6 |
6 |
1 |
215,0 |
2 |
190,0 |
|||||||
2 |
23,14 |
5,60 |
2,45+0,35 (9-10) |
18,2 |
72,0 |
6-8 |
1 |
288,6 |
2 |
255,0 |
|||||||
3 |
32,92 |
4,50 |
3,30±0,25 (11-13) |
16,9 |
67,8 |
6 |
1 |
361,0 |
2 |
319,0 |
|||||||
б) Длина гона lг=600-1000 м |
||||||||
1 |
5,32 |
13,65 |
1,20-2,25 (7-8) |
11,8 |
47,5 |
5 |
1 |
166,0 |
2 |
150 |
|||||||
2 |
19,69 |
5,60 |
2,45+0,35 (9-10) |
15,5 |
62,6 |
6 |
1 |
246,0 |
2 |
217,0 |
|||||||
3 |
25,81 |
4,50 |
3,30±0,25 (11-13) |
13,2 |
53,2 |
5 |
1 |
283,0 |
2 |
250 |
В основу комплектования парка тракторов общего назначения при превалирующей длине гона 600-1000 м следует принять колесные тракторы типов 4К4б и 4К4а с улучшенной классической компоновки с регулируемыми массоэнергетическими параметрами, позволяющими использовать их в 5-6 классов.
Указанные в табл. 2 оптимальные по затратам значения массоэнергетических параметров тракторов пропорциональны изменению удельного сопротивления агрегата К0. Однако стремление увеличить мощность и массу трактора при оптимальном значении и неизменном К0 для повышения производительности за счет ширины захвата приводит к снижению коэффициента использования времени смены и росту эксплуатационных затрат. Повышение скорости на операциях 2 группы до (14%) приводит к возрастанию энергонасыщенности и потребного энергетического потенциала в среднем на 13 %, приближая последний к оптимальным значениям для операций 3 группы.
Заключение. Установлены оптимальные значения показателей технологичности и определены интервалы изменения эксплуатационных параметров колесных тракторов типов 4К4 для каждой группы родственных операций основной обработки почвы и превалирующих классов длины гона в Восточно-Сибирской агрозоне 6.2 СФО, соответствующие минимальным приведенным затратам.
Рецензенты:
Петровский Э.А., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой технологических машин и оборудования нефтегазового комплекса, ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.
Минеев А.В., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой бурения нефтяных и газовых скважин, ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.