Анализируемый период характеризовался увеличением внимания к подготовке будущих учителей физической культуры: открытие в педагогических институтах специальных факультетов, расширением форм и методов, используемых в учебно-воспитательном процессе.
Цель исследования - проанализировать актуальные проблемы подготовки будущих учителей физической культуры, которые рассматриваются в научных исследованиях украинских ученых, с целью использования накопленного опыта в современнных условиях.
Материалы и методы исследования. В статье использованы методы: сравнительно-исторический, функционально-структурный анализ литературных материалов, обобщения, которые обеспечили возможность целостно и объективно проанализировать изучаемый период.
Результаты обсужднения. Анализ историко-педагогических работ показал, что многие специалисты в области педагогики, физического воспитания и спорта обращали особое внимание на проблемы учебной и воспитательной работы с будущими учителями физической культуры. Важной составляющей этого процесса они считали их подготовку к организации разнных видов внеклассной и внешкольной спортивной и спортивно-оздоровительной работы с детьми.
Внеклассная работа по физическому воспитанию, по мнению учёных, является продолжением учебной, которая была начата на уроках физической культуры. Общим мнением является то, что эти виды деятельности должны способствовать расширению и углублению знаний, умений и навыков учащихся, развитию их самостоятельности, индивидуальных способностей и склонностей, а также удовлетворению интересов и обеспечению активного отдыха.
Так, например, Г.П. Богданов отмечает, что внеклассная работа организуется школой и проводится в режиме ее дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные перерывы, спортивный час в группах продленного дня, секции и кружки по различным видам спорта, соревнования, физкультурные вечера, спортивные праздники и т.д.), и это отличает ее от внешкольной работы, которая проводится с учащимися различных школ в специальных детских учреждениях: дворцах и домах детей и юношества, детских спортивных школах, детских парках, пионерских лагерях. Однако внеклассная работа связана с внешкольной. Эти две формы дополняют и обогащают друг друга. Автор считает, что иногда внеклассные занятия могут организовываться в детских парках и спортивных школах, домах пионеров, на стадионах и по месту жительства учащихся, а во время каникул - в школьных городских и загородных лагерях. Инициатором и основным руководителем внеклассной работы с учащимися является школа. Внеклассная работа, по данным автора, проводится в тесной связи с учебной, строится на добровольных началах, развивает самостоятельность учащихся, занятия не должны быть утомительными для детей. Однако автор акцентирует внимание на недостатках внеклассной массовой физкультурной работы в школе, одним из которых является узкая специализация школ по спортивной работе, вызывает необходимость у учителя уделять всё внимание физически более развитым ученикам. Вследствие этого основная масса детей остается вне поля зрения учителя [1, с. 45].
По определению И.А. Винниченко, внеклассной работой называется разнообразная образовательная и воспитательная работа, которая организована педагогическим коллективом школы и осуществляется во внеурочное время. Она должна быть направлена на удовлетворение интересов и запросов учащихся. Отмечается, что внеклассная учебно- спортивная работа создается через коллектив физической культуры, который работает под руководством директора школы и учителя физической культуры [6, с. 21].
В определении различий между внеклассной и внешкольной работой И.А. Винниченко отмечает, что педагоги-практики нередко смешивают внеклассную работу с внешкольной. Они считают, что каждое внеурочное мероприятие, которое происходит за стенами школы, является внешкольным, а к внеклассной относят только ту работу, которая проводится в школьном помещении. Акцентируя внимание на ошибочности этого мнения, И.А. Винниченко подчеркивает, что экскурсия, посещение театра, если они организованы педагогами школы, являются мерами внеклассными. Внешкольную работу «...проводят с детьми специальные внешкольные учреждения: дворцы и дома пионеров, станции юных натуралистов, детские экскурсионно-туристские станции и другие учреждения. Конечно, школы и внешкольные учреждения работают в тесном контакте, помогают друг другу» [6, с. 2].
В.Н. Короновский, излагая основные положения для учителей физического воспитания в школе по организации внеклассной спортивно-учебной работы, в секциях школьного коллектива физической культуры и освещая вопросы массовой работы по физическому воспитанию, утверждал, что сочетание внеклассной спортивной и массовой работы имеет цель обратить внимание учителя физической культуры на тесную связь этих двух сторон деятельности и их взаимную зависимость [4, с. 36].
Анализ работ показал, что вопросы становления и развития физкультурного движения были предметом изучения, где подчеркивалась ведущая роль правительства, значение инструкций и постановлений для активизации физкультурной работы с населением страны и значительная роль всеобуча, как инициатора систематических массовых занятий физической культурой и спортом. Важная роль уделялось первым спортивным достижениям спортсменов как показателю состояния физкультурной работы в стране. Большое внимание, как показало исследование, в работах обращалось введению комплекса ГТО. Отмечалось, что именно комплекс ГТО обеспечивал учащимся всестороннюю подготовку и формирование широкого круга навыков, необходимых для трудовой и оборонной деятельности. Благодаря этому, по мнению учёных, он завоевал в своё время большую популярность среди населения страны, способствовал массовому развитию физической культуры и спорта.
Украинские ученые подробно проанализировали все направления и разделы учебной, спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с учащимися. Особое внимание обращалось на проблемы внеклассной работы по физическому воспитанию, формы и условия ее организации, работу физкультурных кружков, секций, спортивных и туристических лагерей, организации и проведения спортивных соревнований, праздников физической культуры. В работах также было раскрыто различные виды внешкольной работы по физическому воспитанию: экскурсии, прогулки, занятия в секциях детско-юношеских спортивных школ, детских экскурсионно-туристских станциях, спортивных кружках, клубах и секциях по месту жительства.
Возникновение, становление и развитие идей физического воспитания молодежи в свободное от учебы время частично раскрываются в учебниках и учебных пособиях по истории физической культуры М.Ф. Кулинко «История и организация физической культуры» [3]. Автор раскрывает истоки развития систем физической культуры, начиная с Сокольской и Шведской национальных систем, анализирует гимнастические системы занятий Эбера, Демени, Далькроса и Делакруа, определяет основные положения и требования к организации занятий физической культурой основателя советской системы физического воспитания Лесгафта. Также раскрыта специфика физического воспитания школьников и студентов, как в учебное, так и внеурочное время.
В пособиях, посвященных историческим этапам физического воспитания, раскрываются вопросы состояния и развития физической культуры и спорта в Украине от с зарождения до нашего времен. Автор исследования «История физической культуры и спорта» М.С. Солончук [10] в своих работах раскрывает особенности физического воспитания в Киевской Руси, анализирует военно-физическую подготовку запорожского казачества, характеризует ведущие направления и формы физической культуры и спорта в XVII-XX столетиях.
Пути повышения эффективности системы подготовки студентов-заочников факультетов физического воспитания к проведению физкультурно-массовой работы в школе рассматривал С.Ф. Кичук в диссертационном исследовании «Система подготовки студентов заочной формы обучения к внеклассной спортивно-массовой работе в школе» [2].
Автор доказал, что при осуществлении учебного процесса на факультетах физического воспитания будущие учителя получают необходимые знания и умения для проведения спортивно-массовой работы в школе. Целенаправленности в этом направлении «должно было способствовать: во-первых, дополнения ведущих спортивно-педагогических дисциплин факультативом, в котором должны быть сконцентрированы вопросы методики проведения внеклассных форм занятий по физическому воспитанию детей; во-вторых, организация самостоятельной работы, которая обеспечивает высокую учебную активность и тесную связь обучения с практической профессиональной деятельностью» [2, с. 9]. Исследователь определяет структуру педагогической деятельности учителей физической культуры, предоставляет перечень их умений и качеств.
Отдельным аспектам становления и развития внеклассной и внешкольной спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы по физической культуре в разных регионах Украины посвящена докторская диссертация А.В. Цьося «Развитие физического воспитания на территории Украины с древнейших времен до начала XIX в.» [12].
Общие проблемы профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры в высших педагогических учебных заведениях Украины анализируются в современных экспериментальных научных исследованиях. Проблемы профессиональной подготовки специалистов физической культуры и спорта в высших педагогических учебных заведениях анализирует Л.П. Сущенко [11].
Теоретико-методические основы подготовки студентов факультетов физического воспитания раскрываются в докторской диссертации Б. Шияна «Теоретико-методические основы подготовки учителей физического воспитания в педагогических заведениях» [13].
Анализу общей характеристики развития высшего образования в Украине, педагогической подготовке будущих учителей физической культуры посвящены докторские диссертации Н.М. Демьяненко «Общепедагогическая подготовка учителя в истории высшей школы Украины (ХIХ - первая четверть ХХ в.)» [7], В.С. Курило «Становление и развитие системы образования и педагогической мысли Восточноукраинского региона в ХХ в.» [8], В.К. Майбороды «Становление и развитие национального высшего педагогического образования в Украине (1917-1992)» [9].
Педагогические аспекты подготовки будущих учителей физической культуры к работе в школе анализируются также и в статьях. Например, А.И. Масюк в исследовании «Педагогическая подготовка студентов факультетов физического воспитания» освещает собственный опыт организации и проведения учебной и воспитательной работы по физическому воспитания в ходе педагогической практики со студентами факультетов физического воспитания, анализирует ее содержание и даёт практические рекомендации по её совершенствованию [5].
Заключение и выводы. Проведенный анализ и обзор широкого круга историко-педагогических и современных источников по исследуемой проблеме свидетельствует о наличии научных работ, посвященных общим вопросам подготовки будущих учителей физической культуры к учебной и воспитательной работе с учащимися, исследования отдельных проблем их профессионально-педагогической подготовки. Организация учебной и воспитательной работы с учащимися в украинской педагогической мысли является одной из важных педагогических проблем.
Рецензенты:
Носко Н.А., д.п.н., ректор, профессор кафедры спорта и спортивных игр, Черниговский национальный педагогический университет имени Т.Г.Шевченко, г.Чернигов.
Грищенко С.В., д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики, Черниговский национальный педагогический университет имени Т.Г.Шевченко, г.Чернигов.