Ученые не раз обращались к исследованию древнегерманской лексики, в том числе и с точки зрения ее этимологии, и результатом подобного интереса стали разнообразные авторитетные этимологические словари [4], [5], [9]. Однако следует отметить, что, несмотря на значительное количество работ, посвященных исследованию различных лексико-сематических групп в германских языках [6], [8], лексика власти как отдельная лексико-семантическая группа редко становилась предметом специального лингвистического анализа. Среди работ зарубежных авторов, в определенной степени затрагивающих интересующую нас лексико-семантическую группу, можно упомянуть труд Карла фон Амира «Германское право» [3], в котором подробно рассматривается история права германских народов, в том числе готов и древних скандинавов, а также правовые тексты. Также необходимо отметить работу Фридриха Штро и Фридриха Маурера [7], где значительное внимание уделено рассмотрению лексики древних германских языков, в частности, довольно подробно рассмотрены слова, связанные с понятием право. Упомянутые труды посвящены скорее правовой лексике и анализу правовых текстов, а лексика власти не является в них предметом специального подробного исследования. Наибольший интерес в аспекте описания лексики власти представляет работа Э. Бенвениста «Словарь индоевропейских социальных терминов» [1], в которой представлен анализ индоевропейских и германских обозначений социальных отношений. Однако новейших исследований, выполненных на материале древнегерманских языков, не существует.
Представляется, что рассмотрение конкретной ЛСГ может помочь определению «большей или меньшей «древности» отдельных лексико-семантических групп в разных языках» [2: 160]. Цель предпринятого нами анализа - рассмотреть индоевропейские основы, входящие в состав лексем в рамках ЛСГ власть в указанных языках, для того чтобы проследить судьбу данных основ.
Древнегерманские существительные в целом принято разделять на следующие группы с точки зрения происхождения (данная классификация, в частности, предложена в работе И. А. Ершовой «К вопросу об ареальной и этимологической стратификации древнегерманских существительных» [2]):
- Лексемы, имеющие полные этимологические параллели в других индоевропейских языках.
- Лексемы, обнаруживающие достоверные соответствия по корню в других индоевропейских языках, но имеющие другие детерминативы, суффиксы или огласовки.
- Лексемы, образованные от корней любой этимологии (преимущественно индоевропейских) на германской почве, т.е. этимологизирующиеся внутри германских языков.
- Заимствования.
- Лексемы неизвестной или сомнительной этимологии.
В указанной работе И. А. Ершова отмечает, что значительная часть правовой лексики (80 %) и обозначений социальных отношений (60 %) с точки зрения этимологического распределения слов относятся к третьей группе, т.е. подавляющее число слов, входящих в эти ЛСГ, оказывается германского происхождения. В этом свете представляет интерес рассмотрение конкретной ЛСГ власть в аспекте этимологического распределения лексики с целью определения хронологических пластов в рамках данной группы.
Одним из самых древних корней в рамках нашей ЛСГ является корень *ṷal-, *ṷald(h)- ‘быть сильным'. Он представлен во многих словах в различных языках: лат. valēo ‘быть сильным; иметь силу; быть в состоянии'; др. ирл. Conall, др. вал. Cunovali (имя собственное) ‘сильный как волк', др. ирл. fal-n- ‘править', flaith ж. (*ṷlati-) ‘власть', flaithem (*ṷaltḭomos) ‘правитель'.
В германских и балто-славянских языках чаще встречаются слова с дентальным суффиксом -d-: гот. waldan, др. исл. valda, др. швед. valla, двн. waltan ‘править'; др. исл. vald ср., др. фриз. wald, двн. giwalt ‘власть'; лит. veldíti ‘править, владеть', paveldíti ‘наследовать', др. прусс. weldīsnan ‘наслдество', лит. valdýti ‘править', valdõnas ‘правитель'; др. русс. vołodyi (причастие настоящего времени) ‘правящий', др. чеш. vladu, vlasti ‘править', слов. vlâst ‘земельная собственность'.
В тохарском А wöl, тохарском Bwalo ‘король', а также тох. А wälte, тох. В jältse ‘тысяча'.
В восточногерманских языках (готские waldan ‘править', waldufni ‘власть', allwaldands ‘Всемогущий') и скандинавских языках (древнеисландские valda ‘править', vald ‘власть', valdsmaðr, valdi (valdr), valdari ‘правитель') данная основа не стала продуктивной. Важно, что в готском языке нет существительного со значением правитель, которое бы имело именно эту производящую основу.
Итак, в готском языке основа сохраняется, однако включающие ее слова не покрывают полностью всю ЛСГ власть, которая заполняется другими лексическими единицами, в том числе заимствованными. В скандинавских языках слова с данным корнем встречаются также редко, а ЛСГ власть заполняется инновациями, которые в большой степени представлены в скандинавских языках.
К заимствованиям, которые заполняют ЛСГ в указанных языках, относится основа *reg- ‘направлять', которая имеет кельтское происхождение: др. ирл. rí, ríg ‘король', галльск. -rixв именах собственных и этнонимах. Кельтские параллели представляют собой ареальное развитие и. е. *reĝ- в виде основы с долгим гласным *rīg. Кельтское обозначение имеет соответствия в италийских и индоиранских языках: лат. rex ‘царь', rēgīna ‘царица',др.-инд. rájan- ‘правитель', rā́jñi ‘царица'. В древнеисландском корень часто встречается в именах собственных Alrīkr, Gunnrīkr, Heiðrīkr, а также rīkr ‘могущественный' (да. rīce ‘могущественный, богатый', двн. rīh(h)i богатый').
Мы видим, что значение, связанное с властью, корень приобретает в кельтских, италийских и индоиранских языках, а через кельтские попадает в германские. В готском языке основа продуктивна - в языке обнаруживается и глагол, и прилагательное, и существительное (как с абстрактным значением, так и с конкретным). Данную группу слов мы относим к заимствованиям древнейшего периода (и в восточногерманских, и в скандинавских языках).
К древнейшим основам также относится *teu- с суффиксом -t-: teutā ‘толпа, народ'. Корень регулярно встречается во многих языках: галльское имя собственное Toutonos и иллирийское Teutana; хетт. turru ‘войско'; др. ирл. tūath ‘народ, люди'; гот. þiuda, двн. diot, др. исл. þjoð ‘народ'.
В германских языках указанный корень представлен в словах, образованных с помощью индоевропейского суффикса *-no-, служащего для образования существительных со значением ‘глава социальной группы' (ср., например, лат. domus - ‘дом', dominus - ‘хозяин'), образованы слова со значением ‘правитель': гот. þiudans, др. исл. þjoðann, дс. thiodan (ср. галльское и иллирийское имена собственные).
Итак, мы видим, что за пределами германской группы языков рассматриваемый нами корень не связан с ЛСГ власть и имеет широкое значение ‘народ, люди'. В германских языках, и в частности в готском и древнеисландском, было образовано слово со значением ‘правитель', которое в готском языке, например, стало основным для обозначения лица, наделенного властью.
Важной представляется основа ĝen- ‘порождать', которая, например, в скандинавских языках, используется для образования целой группы слов со значением «правитель». В восточногерманском ареале основа представлена в двух словах: готское kindins ‘правитель' и бургундское hendinos (мн. ч.). В скандинавских языках слова (др. исл. konungr, konungmaðr, fornkonungr, fyrirkonungr, undirkonungr, þjóðkonungr ‘конунг' - др. швед., др. дат. konung), восходящие к и. е. *gen-, образованы с помощью патронимического суффикса -*ung- в нулевой огласовке. Слово konungr является основным для обозначения правителя во всех скандинавских языках и относится к лексике индоевропейского происхождения. Данное слово можно сравнить с рассмотренным выше готским kindins, но если в состав готского слова входит суффикс, с помощью которого образуются существительные со значением ‘глава социальной группы', то древнеисландское существительное, имея в основе тот же и.е. корень *gen-, образовано с помощью патронимического суффикса. Кроме того, слова обнаруживают разные ступени аблаута, а готское kindins при этом имеет формант, восходящий к и. е. gen-ti-, ср. лат. gens, gentis (Род. п.). Как кажется, эта разница в словообразовательной модели может отображать разницу в характере власти, носителем которой является лицо, обозначаемое данными словами: в восточногерманских языках слова (kindins, þiudans) образуются с помощью суффикса *no- (используется для обозначения слов со значением ‘глава социальной группы'), показывая, что правитель - это глава народа; в скандинавских языках использование патронимического суффикса указывает на то, что правитель - это глава рода и именно благодаря этой связи с родом получает роль правителя. Мы можем предположить здесь разные этапы развития племенной власти, которые находят отображение в словообразовании и сохранности древних основ.
Интересной представляется группа слов в восточногерманских и скандинавских языках, восходящих в индоевропейскому корню prō̆-ṷo-: др. инд. pravaṇā ‘наклоненный вперед', ср. ‘склон, откос'; греч. πρῷρα ‘нос корабля'; двн. frō, дс. frao, да. frēa ‘господин', др. исл. Freyja ‘госпожа, имя богини', Freyr ‘господин, имя бога', гот. frauja ‘господин, Бог'.
Индоевропейский корень не связан с ЛСГ власть, но в германских языках, где данная основа сохраняется, она служит для образования слов, входящих в рассматриваемую лексико-семантическую группу. В готском языке (frauja, fraujinōnds ‘господин, Бог', fraujinassus ‘власть', fraujinōn ‘править') слова с данным корнем включается в ЛСГ власть и оказывается достаточно продуктивным. Слова frauja и fraujinōnds используются для обозначения Бога в тексте Библии. Значение «господин, Бог» слово приобретает в германских языках, не имея параллелей с таким значением в других языках. В другом восточногерманском языке - вандальском - мы также находим родственное слово froja, которое засвидетельствовано лишь в молитве: frojaarmes «Господи, помилуй»[10: 18]. Как и готское frauja, вандальское существительное используется только для обращения к Богу.
В этой группе мы обнаруживаем абстрактное существительное fraujinassus ‘власть' и глагол fraujinōn ‘править', что свидетельствует о том, что слова с данным индоевропейским корнем прочно вошел в ЛСГ власть в готском языке.
Так, мы видим, что, сохраняясь в готском языке и включаясь в готское словообразование, данная основа сужает свое значение и служит для образования слов, входящих в ЛСГ власть.
Незначительную группу слов (raginōn ‘править', ragineis ‘советник', fidurragini ‘тетрарх') в готском языке составляют слова, восходящие к rēk- ‘располагать (в определенном порядке); приказывать'. Это общеиндоевропейский корень, представленный в разных языках: др. инд. racayati ‘изготавляет', racana- ср. ‘организация'; др. исл. regin (мн. ч. rƍgn) ‘боги', двн. regin- в именах собственных; ст. слав. rokъ м. ‘цель', rešti ‘говорить'; тох. А rake, тох. В reki ‘слово'.
Слова, содержащие данную основу и относящиеся к ЛСГ власть,представлены лишь в готском и древнеисландском языках, причем в последнем они приобретают сакральное значение.
В скандинавском ареале (др. исл. dróttinn ‘правитель', dróttnan ‘править', dróttning ‘жена правителя' - др. швед. drotin, др. дат. drotten ‘правитель') широко представлен корень *dhereugh-: др. исл. drjūgr ‘солидный, сильный', др. швед. drȳgher ‘значительный, сильный, большой'. К этой группе относятся гот. driugan ‘служить в армии', gadrauhts ‘воин', drauhtinassus ‘военная служба'; двн. truht- ‘толпа, войско'; русск. друг, дружина и лит. draugas ‘спутник, товарищ'; др. исл. dróttinn (о/г *druhtinaz), да. dryhten, дфр. drochten, дс. drohtin, двн. truhtīn ‘правитель'.
Интересным представляется тот факт, что слово, обозначающее правителя, встречается во всех германских языках (да. dryhten, дфр. drochten, дс. drohtin, двн. truhtīn ‘правитель'), кроме готского. В готском присутствуют такие лексемы, как gadrauhts ‘воин', drauhtinassus ‘военная служба', однако в данном языке нет лексемы с указанным корнем, которая имела бы значение ‘предводитель войска'. Итак, слова данной группы могут быть отнесены к древнейшей лексике индоевропейского происхождения, но с сужением значения.
Таким образом, проанализировав этимологическую стратификацию слов, входящих в ЛСГ власть в восточногерманском и скандинавском ареалах, мы можем сделать ряд заключений:
- Лексемы, представленные в ЛСГ власть в указанных языках, чаще всего демонстрируют индоевропейское происхождение, относясь к древнейшему пласту лексики.
- При этом важно, что чаще всего, сохраняя древние основы, слова приобретают новые значения, включаясь в систему рассматриваемой нами ЛСГ.
- Готский язык (и другие восточногерманские) демонстрирует бóльшую архаичность по сравнению с древнеисландским языком (и другими скандинавскими). В восточногерманском ареале мы сталкиваемся с меньшим числом инноваций, а слова чаще имеют общеиндоевропейское распространение.
- В скандинавских языках при сохранении древних основ наблюдается большое число лексем, имеющих только германское распространение, и даже инноваций.
Сделанные нами выводы можно представить в таблице (см. Таблица 1), в которой в процентном отображении демонстрируется этимологический состав восточногерманской и скандинавской ЛСГ власть.
Таблица 1
Распределение индоевропейских основ в восточногерманском и скандинавском ареалах
Индоевропейские основы |
Восточногерманские языки (28 единиц)
|
Скандинавские языки (45 единиц) |
*prō̆-ṷo- ‘первый' |
17, 8 % (5 единиц) |
-[1] |
*ṷal-,*ṷald(h)- ‘сильный' |
10, 7 % (3 единицы) |
11, 1 % (5 единиц) |
*teu- ‘племя, народ' |
14, 2 % (4 единицы) |
2, 2 % (1 единица) |
*gen- ti-‘племя' |
7, 1 % (2 единицы)
|
17, 7 % (8 единиц) |
*reĝ - ‘направлять'[2] |
14, 2 % (4 единицы)
|
6, 6 % (3 единицы)
|
*rēk- ‘располагать (в определенном порядке); приказывать' |
10, 7 % (3 единицы) |
2, 2 % (1 единица) |
*dhereugh- |
-[3] |
11, 1 % (5 единиц) |
Инновации |
7, 1 % (2 единицы) |
26, 6 % (12 единиц) |
Заимствования |
17, 8 % (5 единиц) |
4, 4 % (2 единицы) |
Слова неясной этимологии |
- |
17, 7 % (8 единиц) |
Рецензенты:
Ганина Н.А., д.ф.н., профессор кафедры германской и кельтской филологии филологического факультета ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени. М. В. Ломоносова», г. Москва.
Ненарокова М.Р., д.ф.н., старший научный сотрудник отдела классических литератур Запада и сравнительного литературоведения Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН (ФГБУН ИМЛИ РАН), г. Москва.
[1] Основа не представлена в лексемах, входящих в ЛСГ власть, но обнаруживается в слове Freyja‘Фрея' (имя богини).
[2] В германских языках относится к заимствованиям древнейшего периода.
[3] В восточногерманских языках основа не представлена в системе ЛСГ власть.