Введение
Проблема оптимизации учебной деятельности студентов актуальна в современной педагогике и методиках обучения.
Основные принципы образовательной политики в России и новые требования к современной системе образования определены законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования РФ до 2025 года. В этих документах говорится, что современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Вся педагогическая стратегия вуза должна быть ориентирована на подготовку именно такого студента. А какой он сегодня - современный студент?
Анкетирование достаточно большого количества студентов и последующий анализ анкет показали, что среднестатистический современный студент – это молодой человек (18-24 лет), который не живет одной учебой. У него много интересов, часто имеется работа или подработка. Занимается спортом или участвует в различных конкурсах. Он мобилен, зарегистрирован хотя бы в одной социальной сети, где часто проводит время в онлайн-общении. Быстро реагирует на внешние изменения. Ему часто не хватает самомотивации, поэтому периодически наблюдается его отстраненность на занятиях и удивительная собранность и желание учиться во время сессии. Современный студент – человек общения, коммуникации, на все ему хочется получить краткий ответ немедленно и сейчас, а не рыться в большом количестве информации. Монотонный тон лекции скорее вызывает у него скуку, чем желание работать. У многих современных студентов наблюдается клиповое мышление – они не могут долго концентрироваться на одной теме. Из этого следует, что традиционная система образования должна совершенствоваться.
Также из анализа анкет студентов следует, что современные студенты широко интересуются новинками IT-технологий, легко и с удовольствием общаются в социальных сетях, много времени проводят в онлайн-играх и на различных форумах. Они активно используют интернет-ресурсы в различных целях, в том числе и в учебных.
На основании проведенного анализа нами сделан вывод: обучение современных студентов должно проходить в комфортной образовательной среде, управляющим звеном которой является преподаватель. Эффективность управления образовательной средой определяется быстродействием обратной связи в системе «преподаватель-студент» на основе использования интернет-ресурсов.
Цель исследования: изучить и проверить способы оптимизации учебной деятельности студентов на основе организации дополнительных обратных связей с использованием интернет-ресурсов. Разработать систему направлений оптимизации учебной деятельности студентов.
Материал и методы исследования: образовательная среда вуза, моделирование образовательной среды учебной дисциплины вуза, исследование возможностей повышения ее эффективности на основе дополнительных обратных связей с использованием интернет-ресурсов, обобщение опыта.
Результаты исследования и их обсуждение. Оптимизация учебной деятельности современного студента – процесс достаточно сложный. В своем исследовании мы рассматриваем технологию оптимизации учебной деятельности студентов через призму организации дополнительных обратных связей на основе следующих ИТ.
1. Электронная образовательная среда LMS Moodle (аббревиатура от «Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment», или модульная объектно-ориентированная образовательная среда) свободно распространяемая и весьма популярная, переведенная на множество языков, в том числе и русский.
Moodle позволяет преподавателю сформировать предметную образовательную среду по своей дисциплине для конкретной группы через направленное размещение учебной информации и заданий для студентов, где указываются сроки сдачи, баллы и т.д., и получать обратную информацию (обратную связь) о результатах каждого и группы в целом. В системе Moodle существует сервис для статистического анализа результатов тестовых заданий. Таблица анализа вопросов позволяет обрабатывать результаты тестирования таким образом, чтобы можно было анализировать и оценивать качество каждого тестового задания (вопроса) с точки зрения его вклада в решаемую тестом задачу педагогического измерения.
Образовательный курс в Moodle состоит из разделов (или модулей) и наполняется информацией преподавателем. В каждый модуль входят информационные ресурсы и элементы курса: теоретические и лабораторные задания, кейсы, формы отчета, тесты и т.п. Этот контент включает как личные лекции преподавателя, так и ссылки на дополнительную информацию, размещенную на сервере вуза или в Интернете.
Проведенный в МГГУ эксперимент показал, что гибкость и многоплановость образовательной среды Moodle даёт возможность преподавателю оптимизировать учебную деятельность студентов на основе реализации двух векторов управления обучением: формировать дифференциальную и интегральную траектории студентов.
2. Электронная почта – как средство усиления обратной связи между преподавателем и студентом, обеспечивающее технологию сотрудничества и динамичное управление преподавателем индивидуальной траекторией студента. При этом подходе обучение реализуется по схеме: получение электронной информации от преподавателя, ее изучение и обработка – обратная связь в виде электронного письма с сообщением о затруднениях – получение консультации от преподавателя – успешное завершение задания.
Апробация этого приема была успешно проведена нами при обучении теоретическим основам электротехники студентов и курсантов 2 и 3 курсов МГТУ, которые получали задания расчетных электротехнических задач на свой почтовый ящик. В этих электронных сообщениях был представлен план самостоятельной работы, пояснения и методические рекомендации по его выполнению.
При проведении этого эксперимента на базе МГГУ со студентами 1-4 курсов, изучающих дисциплину «Концепции современного естествознания (КСЕ)», были получены хорошие результаты итогового Ректорского контроля; в частности, в группе 4 СЦЛ процент студентов, полностью освоивших все ДЕ дисциплины 95% (20 из 21), а в группе 1СР – 87,5 % (14 из 16).
3. Сайт преподавателя – как средство организации оперативного управляющего воздействия преподавателя на коллективную учебную траекторию группы в целом. Использование его ресурсов помогает достичь систематичности и планомерности подачи материала. Наличие теоретического и практического материала, выложенного на сайте в свободном доступе для студентов, создает дополнительный комфорт для самостоятельной подготовки студентов к занятиям, лучшего понимания материала и индивидуального темпа обучения. Например, для группы биологов 2 курса (МГГУ), изучающих физику, на сайте преподавателя выложены задачи к практическим занятиям, тренировочные задания для контрольных работ, варианты самостоятельных и контрольных домашних работ, описания к лабораторным работам по темам, видеоролики с демонстрациями физических экспериментов, вопросы к коллоквиумам. Для студентов 2 курса (МГТУ), кроме всего прочего, преподаватель выложил на сайт свою видеолекцию.
Размещенные на сайте видеоролики с демонстрациями физических экспериментов помогают студентам более глубоко осмыслить изучаемые физические явления. Студент может просмотреть любое количество раз учебные фильмы «Энтропия», «Получение переменного тока» и др. Также на сайте представлены ссылки на интернет-ресурсы с материалами об истории развития и о современных достижениях в области науки и техники.
Значима роль сайта преподавателя для подготовки студентов к интернет-тестированию. Подробный разбор ошибок и ответы на часто встречающиеся вопросы, а также сравнение своих результатов с результатами сокурсников помогает студентам лучше разобраться в материале, углубить свои знания и скорректировать свои индивидуальные учебные траектории.
На сайте «Естественно-научное образование» мы размещали результаты прохождения студентами теста по физике в среде i-exam. Тестирование они проходили в контрольном режиме, в удобное время, несколько раз (когда были готовы). Для обеспечения безопасности персональных данных всем студентам присваивался числовой идентификатор. После прохождения теста результаты, вместе с разъяснением ошибок, выкладывались в общий доступ на сайт преподавателя. Студенты знакомились с результатами, видели свои правильные ответы и допущенные ошибки с разъяснениями, а также видели выполнение теста остальными участниками группы.
По результатам промежуточных тестирований преподаватель получает статистические данные о дидактических единицах, которые не усвоены значительной частью группы. Эта информация является интегральным показателем качества усвоения данной ДЕ группой в целом и требует оперативного управляющего воздействия на учебную траекторию группы. Это воздействие не всегда может быть выполнено в виде дополнительного аудиторного занятия. Благодаря персональному сайту преподаватель имеет возможность провести коллективную интернет-консультацию, выложив на свой сайт нужную информацию.
Рассмотренные направления оптимизации учебной деятельности студентов следует рассматривать как систему, имеющую свою структуру. Некоторые ее элементы, исследуемые нами, с учетом связей между ними, показаны на схеме (рис. 1).
Рис. 1. Структура оптимизации учебной деятельности студентов на основе ИТ.
Каждый элемент этой структуры включает несколько компонентов, качественно и количественно отражающих его внутренние свойства и связи. Рассмотрим некоторые из них. Так, в цепочке элементов структуры: «преподаватель – сайт преподавателя – студент» можно выделить мотивационный, организационный, исполнительский компоненты. Например, студентам, у которых физика не профильный предмет, особенно трудным является его самостоятельное изучение уже потому, что на него выделяется малое количество аудиторных часов. Большое количество формул, закономерностей, законов и понятий, которые нужно изучить в сжатые сроки, доставляет учащемуся трудности в понимании предмета. Не разобравшись в изучаемом материале, некоторые студенты теряют всякую мотивацию к изучению физики. Размещенные на сайте преподавателя алгоритмы и примеры решения задач, подобные тем, что будут включены в контрольные материалы, помогают студентам изучать тему в индивидуальном темпе, что способствует поддержанию высокого уровня мотивации и самоорганизации.
В цепочке элементов структуры: «преподаватель – образовательная среда LMS Moodle – студент» можно выделить следующие компоненты, передающие его основные аспекты:
-
мотивационный, через включение каждого студента в учебную деятельность с учетом его индивидуальных способностей и возможностей;
-
организационный, через возможность самостоятельного определения студентом объема работы, времени на его выполнение, планирования своей деятельности;
-
исполнительский, через развитие и совершенствование собственных навыков работы с информацией, через необходимость своевременного выкладывания выполненных заданий в модули Moodle;
-
контрольный: для преподавателя – через возможность предложить адекватные формы и методы оценки; для студента – через возможность выполнения самоанализа допущенных ошибок и их исправления.
Все эти компоненты нужно рассматривать во взаимосвязи, так как в их основе лежат квазиравноправные субъект-субъектные отношения преподавателя и студента: преподаватель планирует оптимизацию учебной деятельности студентов на основе организации обратных связей, а студенты, в свою очередь, участвуют в совершенствовании информационной учебной среды и реализуют комплексное использование ее возможностей.
Заключение
Результаты, полученные в нашем эксперименте, свидетельствуют о том, что использование дополнительных обратных связей на основе применения интернет-ресурсов являются значимыми механизмами оптимизации учебной деятельности студентов.
Рецензенты:
Левитес Д.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики Мурманского государственного гуманитарного университета, г. Мурманск.
Рычкова Н.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики Мурманского государственного гуманитарного университета, г. Мурманск.