Малое предпринимательство придает рыночной экономике необходимую гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе антимонопольный потенциал, во многом решает проблему занятости и другие проблемы рыночного хозяйства. Поэтому малый бизнес органично входит в экономические системы наиболее развитых стран. По общепринятым данным, в США свыше 10 млн, в Японии - около 9 млн малых предприятий. В развитых капиталистических странах более 85% предприятий относится к малым, в США ими создается до 45% национального дохода. Протекционизм в отношении малого предпринимательства характерен для всех стран развитой рыночной экономики. В настоящее время в России создание благоприятного климата по развитию предпринимательской активности населения является одним из приоритетов государственной экономической политики [9].
В современных условиях глобализации развитие малого предпринимательства является наиболее действенным фактором конкурентоспособности. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р в Российской Федерации на период до 2020 года предполагается не только поддержание стабильных темпов экономического роста, но и увеличение доли экономически активного населения, занятого в секторе малого и среднего предпринимательства с 15 до 60% [10].
Становится очевидным, что именно развитие малых предприятий будет играть одну из главных ролей в обеспечении решения многих экономических, социальных проблем, включая формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, борьбу с безработицей, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Поэтому одной из приоритетных задач федерального и регионального уровней становится развитие малого предпринимательства. Изучением проблем устойчивого экономического развития торгового потенциала организаций потребительской кооперации, предпринимательской активности населения, эффективности внедрения инноваций и инвестиций в экономику, развитием малого и среднего бизнеса в Белгородской области занимались такие ученые, как Глаз В.Н. [1], Теплов В.И. [10], Тарасова Е.Е. [10], Макринова Е.И. [3], Матузенко Е.В. [4], Роздольская И.В. [6], Семененко C.В. [7], Сыроижко В.В. [7].
В настоящее время Белгородская область устойчиво удерживает ведущие позиции в Центральном федеральном округе России по всем основным показателям развития малого бизнеса (число малых предприятий на 1000 жителей, удельный вес численности работников малых предприятий в общей численности занятых в экономике региона, оборот малых предприятий) [8].
Устойчивый рост и развитие предпринимательства в Белгородской области обеспечивается на федеральном и региональном уровнях благодаря активной деятельности Белгородского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства, который является источником микрофинансирования проектов предпринимателей Белгородчины, а также проводит реализацию программ государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
В деятельность малых предприятий вовлечены практически все социальные группы населения Белгородской области. Развитие малого предпринимательства позволяет решать многие социальные задачи: создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы и социальной напряженности, формирование среднего класса и повышение качества жизни белгородцев. Малый бизнес в Белгородской области - один из самых перспективных и динамично развивающихся секторов экономики, который наиболее гибко реагирует на ее изменения. В связи с этим в области создаются предпосылки для интеграции малого бизнеса в инновационную среду.
На начало текущего года в области зарегистрировано более 49 тыс. предприятий, относящихся к малому бизнесу. Согласно статистике обращений и опросам, которые проводит Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, основными препятствиями, мешающими развитию малых форм предпринимательства, выступают увеличение размеров страховых тарифов, недостаточная сумма стартового капитала и оборотных средств, высокие цены за электроэнергию и газ, недостаточность информирования предпринимателей о состоянии нормативно-правовой базы, а также сложности в проведении процедуры лицензирования и сертификации [5].
В связи с повышением социального налога за 2012 год пятая часть, или 11,8 тысяч предпринимателей Белгородской области, прекратили свою деятельность. Больше половины грантополучателей за 2011 год также прекратили свою деятельность, не намного лучше ситуация и по грантополучателям за 2012 год, некоторые из них полученные гранты использовали не по назначению [5].
Показатель количества малых предприятий, прекративших свою деятельность в Белгородской области, имеет довольно неоднозначную тенденцию: в 2011 г. закрылись 6344 малых предприятия, что на 11% больше предыдущего года, а в 2012 г. прекратили свою деятельность 5816 предприятий, на 528 меньше, чем в 2011 г. Отрицательная тенденция по количеству прекративших свою деятельность малых предприятий наблюдается в 2012 г. - 170 и 309 соответственно (рис. 1). В Корочанском и Шебекинском районах, включая г. Шебекино, сложилась наихудшая ситуация [2] .
Рис. 1. Количество зарегистрированных и прекративших деятельность малых предприятий по Белгородской области в 2010–2012 гг.
Актуальной является проблема выравнивания экономического потенциала развития предприятий малого бизнеса в городах и районах области, так как на сегодняшний день около 60% действующих субъектов малого бизнеса сосредоточено в трех крупных городах области (Белгород, Губкин, Старый Оскол), при этом отмечается невысокая деловая активность сельского населения.
В настоящее время в Белгородской области продолжается планомерная работа по формированию инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, открыт технопарк, создаются центры кластерного развития, социального предпринимательства, инжиниринга, работает фонд финансовой поддержки предпринимателей. В прошлом году для субъектов малого и среднего бизнеса были предоставлены гранты, поручительства, субсидии, льготные займы на общую сумму почти 1,5 млрд рублей. В текущем году объём поддержки малого и среднего бизнеса не планируется снижать [5].
Департаменты экономического развития, АПК области совместно с муниципальными образованиями планомерно продолжают работу по разработке системы поддержки малого и среднего бизнеса в сельской местности через широкое развитие кооперации.
Как отмечает в своем докладе губернатор Белгородской области Е.С. Савченко, «…и такие кооперативы в Белгородской области появляются. Слаженно работают заготовительные кооперативы, в том числе по молоку. На территории Красненского района готовится к реализации проект по выращиванию на кооперационной основе земляники садовой. В Валуйском районе реализуется на кооперационной основе проект по выращиванию орехов. Поэтому все меры поддержки в рамках проекта "Семейные фермы Белогорья" следует переориентировать с индивидуальных мер на коллективные, кооперационные» [5].
Правительство Белгородской области, взаимодействуя с фондом поддержки малого и среднего предпринимательства, содействует развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, что способствует активизации деятельности малых инновационных предприятий, получающих за счет средств фонда финансовую поддержку на реализацию инновационных проектов в форме субсидирования процентных ставок по банковским кредитам, а также финансирования научных разработок по программам для субъектов малого бизнеса и научных учреждений. Но целесообразно отметить, что экономический потенциал малого предпринимательства области не используется в полной мере. Темпы роста производственных и инновационных направлений предпринимательской деятельности не отвечают требованиям ускоренного развития экономики. Преимущественным направлением деятельности субъектов малого бизнеса в общем обороте предприятий малого предпринимательства остается торговля и услуги.
Для сравнения изучим опыт развития предпринимательской деятельности в г. Гамбург (Германия).
Как отмечается в «Гамбургском учредительном барометре», развитие предпринимательской активности населения заметно стало снижаться [11].
На рис. 2 отражено, что в 2010 году отмечается пик активности в области предпринимательской деятельности и количество новых зарегистрированных фирм по всей Германии составило 417 тысяч предприятий, однако в 2011 г. данный показатель стал снижаться и составил 401 тысячу предприятий. В 2012 году было зарегистрировано 356 тысяч новых предприятий. В 2013 году было основано только 330 новых предприятий. Таким образом, заметна тенденция того, что с 2012 года число закрытий фирм превышает число открытий [11].
Рис. 2. Действующие, ликвидированные и убыточные промышленные предприятия Германии с 2009 по 2013 год.
Поэтому коалиционный договор между руководящими партиями (CDU, CSU, SPD) констатирует на самом видном месте в экономическом приложении к газетам: «Наша страна нуждается в "Новом времени учредителей"» [11].
Потом следуют обещания: «Давайте укреплять предпринимательство и дух учредителей и помогать в общественном признании. Мы будем улучшать общие условия для инноваций и инвестиций, особенно для малых и средних предприятий» [11].
Стратегические направления развития малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне Германии дают все основания и предпосылки к развитию предпринимательской активности в Гамбурге. Агентство инноваций гамбургского инвестиционного - и поддерживающего (содействующего) банка (IFB) имеет привлекательную поддерживающую программу для особенно прогрессивных инновационных предпринимательских идей и предлагает соучастие со своей стороны при помощи стартовых фондов.
Торговая палата в Гамбурге проводит Дни учредителей, на которых представляют программы поддержки предпринимателей и проводятся консультации по получению средств поддержки.
В 2013 году прирост новых предприятий при Гамбургской торгово-промышленной палате остался на том же уровне, что и в предыдущем году, сокращение произошло всего на 11 фирм [11].
В 2012 году в торгово-промышленной палате города Гамбурга было отмечено, что показатель закрытия предприятий снизился на 11,8% по сравнению с 2011 годом. Таким образом, тенденция по закрытию предприятий малого бизнеса пока приостановлена. Но, с другой стороны, следует отметить, что готовность к открытию предприятия по собственной инициативе также не увеличилась в прошлом году.
При этом биржа труда ассигновала денежные пособия (субсидии) на открытие собственного предприятия ещё в больших размерах: в 2013 году размер субсидий составил 1,176 евро, тогда как в 2012 году эта сумма составляла 727 евро. Однако даже увеличившийся размер субсидий не оказал существенного влияния на происходящие процессы в области создания предприятий. В 2013 году закрылись 21 348 частных предприятий [11].
Рис. 3. Число заявок на занятие бизнесом (открытие частных предприятий) и закрытий при торгово-промышленной палате г. Гамбург.
Вызывает интерес продолжительность жизненного цикла вновь созданных малых предприятий, например, какое количество их остается на рынке через 5 лет после открытия. Поэтому за базу для исследования определим 2009 год.
Прослеживается тенденция, что число закрытий малых предприятий составляет намного больше, чем тех, которые оказываются устойчивыми и заносятся в регистр торгово-промышленной палаты города Гамбург. После открытия в первом хозяйственном году закрылись 11,5% от общего числа вновь созданных предприятий. Статистические данные свидетельствует, что на третьем году функционирования закрываются около одной трети предприятий. По истечении пяти лет 44,9% предприятий не функционируют активно. Соответственно к концу 2013 года всего 55,1% новых предприятий оставалось осуществлять деятельность на рынке в Гамбурге [11].
Однако, проводя анализ продолжительности жизненного цикла малых предприятий в Гамбурге в период с 2006 по 2011 г., следует отметить, что тогда закрылись 44,2% всех предприятий через 5 лет с момента их регистрации. Таким образом, в сравнении можно установить, что финансовая устойчивость и платежеспособность предприятий стала немного меньше.
Однако положительным является тот факт, что квота закрытия фирм, зарегистрированных в торговом реестре как товарищества или общества с привлекаемым капиталом, в период с 2006 по 2011 г. составляла 34,5%, данный показатель уменьшился за 5 последующих лет до 29,8%.
При этом увеличилась квота у малых предприятий с 48,0% до 51,7%. Здесь надо учесть, что не каждое предприятие закрывается по причине отсутствия экономического (хозяйственного) успеха. Причины для закрытия могли бы быть, в частности, и во всё чаще происходящей смене между деятельностью служащего (штатного сотрудника) и самостоятельной (предпринимательской) деятельностью или временной самостоятельной деятельностью как дополнительного занятия.
Особый интерес, на наш взгляд, представляет распределение в Гамбурге предприятий малого бизнеса по видам деятельности [11]. Так, строительство, консалтинг и услуги в области рекламы и стимулирования продаж являются приоритетными направлениями в бизнесе г. Гамбург (табл. 1).
Таблица 1
Торгово-промышленная палата Гамбурга представляет топ-10 зарегистрированных профессиональных сфер (по отраслям)
|
Прирост |
Торговый реестр |
1. Cтроительство (основные работы) |
1669 |
11 |
2. Cтимулирование сбыта и реклама |
763 |
6 |
3. Cкладские услуги |
554 |
12 |
4. Консалтинг по вопросам хозяйственной деятельности предприятия |
504 |
273 |
5. Управление имуществом |
524 |
523 |
6. Покупка и продажа земельных участков |
394 |
384 |
7. Оказание вспомогательных услуг в строительстве |
362 |
3 |
8. Управляющий жилищно-коммунальным хозяйством |
274 |
11 |
9. Работы по демонтажу |
303 |
9 |
10. Ресторанное дело |
251 |
23 |
Рис. 4. Количество предприятий по отраслям согласно данным торгово-промышленной палаты г. Гамбург в 2013 г. (в процентах).
Рис. 5. Прирост новых предприятий в Гамбурге по отраслям в 2013 г. (в процентах).
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что почти каждое второе предприятие находится в сфере услуг и составляет - 49,7%, далее следуют строительство - 12,7% и розничная торговля - 9,6%. Каждое двенадцатое предприятие подавало заявку на занятие производственным бизнесом. Заметен снова значительный подъём в области основного строительства с 1.241 тыс. евро в 2012 году на 1.669 тыс. евро в 2013 году [11].
Это означает прирост на 35% и 8% соответственно всех заявок в этом сегменте. Консалтинговый сервис и другие услуги имеют, как и прежде, большое значение. За ними следует информационная и коммуникационная отрасль, занимающая 14% от объема рынка. Здесь не произошло существенных изменений по сравнению с 2013 г.
На сегодняшний день общественность с особым вниманием следит за проблемами, перспективами и ролью малого бизнеса в экономике развитых стран. Так, в условиях экономического кризиса именно предприятия малого бизнеса становятся наиболее эффективной формой предпринимательства. Прежде всего, это обусловлено основными преимуществами малого бизнеса: быстрая адаптация к изменяющимся условиям рынка, большая независимость действий, гибкость и оперативность при принятии управленческих решений; сравнительно невысокие расходы при осуществлении деятельности; возможность самореализации; более низкая потребность в первоначальном капитале; быстрая реакция на меняющиеся запросы рынков.
Таким образом, подводя итог исследованию, можем отметить, что малый и средний бизнес эффективно развивается как в России, на примере Белгородской области, так и в Германии, на примере Гамбурга. Данное развитие обусловлено в первую очередь тем, что в этих регионах реализуются меры поддержки малого и среднего бизнеса и создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности.
Исходя из материалов проведенного исследования, можно сделать вывод, что меры государственной (правительственной) поддержки малого предпринимательства в странах Германии и России основаны на идентичных направлениях, таких как:
-
консультационное сопровождение процесса создания и функционирования новых предпринимательских организаций на начальном этапе (1-3 года с момента образования организации);
-
оказание определенной финансовой поддержки вновь создаваемой структуре или предоставление такой структуре определенных льгот (обычно в сфере налогообложения);
-
оказание технической, научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским структурам.
Выявленные тенденции по закрытию предприятий в Германии свидетельствуют, прежде всего, о происходящих переменах приоритетов и диверсификации экономики в пользу информационных, коммуникационных и консалтинговых услуг и в сферу сервиса. По нашему мнению, при поддержке малого бизнеса в Белгородской области также необходимо ориентироваться на инновации в области телекоммуникационных услуг, развитие туризма и рекреационной сферы, транспортной логистики и расширения сферы услуг.
Рецензенты:
Растворцева С.Н., д.э.н., профессор кафедры мировой экономики, ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г. Белгород.
Матузенко Е.В., д.э.н., профессор кафедры коммерческой деятельности и рекламы АНО ВПО «Белгородский университет кооперации экономики и права», г. Белгород.