Возрастающая интенсивность учебного процесса ставит современную молодежь в более сложные условия, чем предыдущее поколение. Внедрение в РФ различных мероприятий, направленных на оздоровление молодежи, например, ГТО [9], должно оказать определенное влияние на характер учебного процесса относительно существующего. Тем не менее анализ того, какое именно влияние на учебу окажет выполнение этого решения, отсутствует и заменен, в общем, благими пожеланиями и декларациями.
Целью исследования является исследование зависимости умственной деятельности студентов технических специальностей и их физического развития.
Задачами исследования являются:
Исследование истории проблемы, современного состояния разработок.
Поиск инструментария для анализа связи между физическим развитием студента и его интеллектуальными достижениями.
Отработка приемов анализа влияния физического развития на умственную деятельность студентов на небольшой выборке.
К истории вопроса
Еще древних философов и мыслителей занимал вопрос о существовании взаимосвязи между умственным и физическим состоянием человека. Античные мыслители обходились декларациями, например, «В здоровом теле – здоровый дух» Децима Юния Ювенала, профессионального ритора-декламатора и яркого приверженца стоической морали. При этом смысл, который Ювенал вкладывал в это выражение, на самом деле разительно отличается от того толкования, которое афоризм получил по прошествии веков. Стих Ювенала был направлен против одностороннего увлечения телесными упражнениями [5]. Переводчики же несколько «переиначили» эту фразу, ведь, вдумываясь в смысл общеизвестной трактовки, можно сделать вывод, что физически здоровый человек по определению обладает прекрасной душой (то есть, переиначив другое известное выражение, «сила есть - остальное приложится»), тогда как Ювенал имел в виду прямо противоположное: хорошо бы, чтобы физические упражнения шли параллельно с нравственным развитием.
Во многих научных работах достаточно хорошо разработаны в теоретическом плане разнообразные аспекты влияния физического воспитания и спорта на организм человека [3], точнее – на разнообразные соматические аспекты.
Так, Ю.М. Пратусевич [6] считал, что уроки физической культуры в режиме учебного дня, гимнастика до уроков, подвижные игры на перемене и физкультпаузы способствуют поддержанию и повышению умственной работоспособности в течение всего учебного дня.
Следует отметить, что основной целью было рационализировать режим учебной деятельности, причем об исследовании эффективности такой рационализации не шло и речи даже в плане постановки вопроса.
Хотя ряд ученых в своих работах исследовали динамику изменения умственной работоспособности студентов под воздействием различных физических нагрузок [1, 2, 3, 6, 8], однако мы считаем, что влияние физического воспитания на умственную деятельность и успеваемость студентов в учебе еще недостаточно изучены и оценены именно в количественных показателях. Статья представляет интерес с точки зрения постановки задачи, однако обработка результатов и их демонстрация никак не могут являться удовлетворительными. В исследовании проведена попытка установления связи между физическими кондициями студента и его интеллектуальными достижениями. При этом из того, что средние измеряемые значения физической подготовки студентов растут от курса к курсу, средние баллы студентов также растут в том же направлении, делается вывод о наблюдении прямой связи между спортивными и учебными достижениями. Стоит отметить, что при этом вычисляется средний учебный балл решительно по всем предметам, что является совершенно бессмысленным: операция вычисления среднего балла включает суммирование баллов студентов, что для современных средств оценивая лишено смысла (например, вычисление 2+3=5 совершенно справедливо для чисел, но никак не для оценок).
В современных условиях желателен постоянный контроль психофизиологических возможностей организма студента в адекватном восприятии значительного объёма учебной информации для эффективной трансформации ее в теоретические знания, практические умения и навыки. Это требует обеспечения соответствующих условий и режима учебной деятельности, быта и отдыха студентов с целью укрепления их здоровья и сохранения высокой работоспособности как во время учебы в университете, так и для будущей профессиональной деятельности.
Одним из важных факторов, которые способствуют достижению этой цели, является оптимальное использование средств физической культуры и спорта во время учебы студентов в университете, умелое чередование умственного труда, физических нагрузок и активного отдыха.
Под влиянием занятий физическими упражнениями происходят положительные изменения в умственной работоспособности у учащихся и студентов в течение учебной недели и года. Даже в период экзаменационных сессий, как это убедительно было показано в исследовании К. В. Волкова [1], ежедневные часовые занятия гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, особенно на свежем воздухе, способствуют поддержанию высокой умственной работоспособности и положительно отражаются на успеваемости студентов. По его мнению, к сожалению, не снабженному доказательствами, учащиеся, дополнительно занимающиеся в спортивных секциях, имеют более высокие показатели умственной работоспособности, чем учащиеся, посещающие лишь обязательные уроки физического воспитания.
Существующие методики проверки и их реализации:
Исследование [8], показавшее высокую связь между физическими возможностями и оценками студентов, на первый взгляд выглядит методологически грамотно (за исключением использования средних значений, а не медиан), но ряд полученных результатов вызывает некоторое недоумение, например, средние результаты, достигнутые студентами аграрного университета в прыжках в длину, соответствуют нормальным результатам школьников средних классов, если речь идет о прыжках с разбега, и на уровне высококлассных атлетов, если речь идет о прыжках в длину с места, гендерные различия в итоговой сводке отсутствуют вообще, расчеты меры схожести никоим образом не сходятся с результатами из [8] и так далее. Подобные аспекты довольно часто указывают на «исследование с наперед заказанными результатами».
Из рассмотренных материалов, посвященных изучению проблемы [5], можно сделать вывод об отсутствии адекватного инструментария для исследования. Действительно, ограничение подходов установлением уровня пирсоновской корреляции 0,2…0,3 – а при этом уровне бессмысленно говорить о значимой линейной статистической связи, говорить можно только об отсутствии таковой – однозначно указывает на то, что, столкнувшись с первыми серьезными трудностями, исследователи по существу свернули свою деятельность. Работа же со студентами разных курсов и сравнение их физических кондиций обеспечивает исследователей довольно тривиальным результатом о том, что и в конечной стадии периода роста юношей и девушек при более – менее регулярных занятиях физкультурой физические возможности молодых людей возрастают. Сравнение успеваемости студентов разных курсов также носит, мягко говоря, неочевидный характер результата – у многих ли преподавателей поднимется рука поставить «неудовлетворительно» молодому человеку, выходящему на дипломирование?
Становится очевидной необходимость отработки не столько инструментов измерения физических и интеллектуальных параметров молодых людей (эти задачи в основном достаточно успешно решены порознь), сколько взаимодействия между результатами измерений. Разумеется, лучшим решением для крупномасштабных исследований станет технология, пригодная даже и для скрининга: неинвазивный и предельно простой в применении инструментарий, само применение которого может оказаться незаметным для молодых людей. Рассмотрим это на ряде примеров.
На решение интеллектуальных задач должно оказывать влияние качество сердечно- сосудистой системы и аэробных функций организма. Таким образом, необходимо провести совместный анализ некоторых интеллектуальных достижений и состояния соответствующих функций организма.
Неплохой метод определения текущего состояния сердечно-сосудистой системы основан на динамике изменения пульса после физической нагрузки (например, челночного бега, серии приседаний и т.п.) и основан на подсчете пульса через постоянные интервалы времени. Оценим возможную погрешность определения коэффициента. Пусть пульс сразу после нагрузки находится в диапазоне около 160, при замере в 15 секунд ожидаемая погрешность составит 4, что даст относительную погрешность 2,5 %. Аналогично, через некоторое время ожидаемый пульс 100, погрешность составит при аналогичных допущениях до 4 %. Общая погрешность измерения в соответствии с методикой оценки, описанной в «Лекциях о приближенных вычислениях» А.Н. Крылова [4], составит 6 %, что выглядит приемлемым.
Для определения интеллектуальных возможностей в качестве первого приближения использовался тест «КОТ», разработанный психологами для определения интегрального показателя общих способностей подростков. Тест выявляет способности обобщения анализа материала; гибкость мышления, инертность мышления и переключаемость; эмоциональные компоненты мышления и отвлекаемость; скорость и точность восприятия, распределение и концентрацию внимания; употребление языка и грамотность; ориентировку; пространственное воображение. Таким образом, методика КОТ может быть использована для исследования относительно большого количества компонентов общих способностей. С ее помощью достаточно надежно прогнозируется обучаемость и деловые качества человека [7].
Выборка для проверки инструментария была минимальной.
Результаты эксперимента отображены на рисунке 1
Рисунок 1. Совместное отображение интеллектуальных достижений (ось абсцисс) и аэробных показателей (ось ординат), установленных на небольшой выборке
Под точками, обозначенными как «Расчет», подразумевается определение тренда в линейном приближении.
Следует отметить, что значение связи при определении интеллектуальных возможностей такими методами действительно невелико, однако в общем наблюдаемо. Коэффициент корреляции составляет 0,2 – величину, не говорящую практически об отсутствии линейных связей, которые, однако, просматриваются и соответствуют установленному в [10].
Таким образом, можно предположить, что наблюдаемые сложности в основном связаны с тем, что погрешности определения показателей физического развития «с помощью только секундомера» слишком велики для задачи установления связи физического и интеллектуального развития: необходимо доводить точность измерения до величины 1–2 % и использовать интеллектуальные тесты, позволяющие давать результаты с той же точностью.
Выводы
В историческом плане принцип «в здоровом теле здоровый дух» исключительно постулировался, но не только не проверялся, но даже и не рассматривалась задача проверки гипотезы.
Современные исследования направлены или на получение подтверждающего гипотезу результата «любой ценой» – хотя бы и введением в эксперимент фактора, исключающего возможность получения объективной информации, зато обеспечивающего получение информации нужной для подтверждения, или попытками установить хоть какую-либо связь способами, непригодными для исследования слабосвязанных процессов.
Использованный инструмент (построение двухкоординатной модели и формирование тренда) может функционировать в условиях нелинейной и слабой связанности и его целесообразно отработать на больших выборках и с более дифференцирующими средствами изучения интеллектуальных возможностей, и, возможно, потребуется использование нелинейного тренда.
Рецензенты:
Михайлычев Е.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой общей педагогики, Таганрогский государственный педагогический институт, г. Таганрог.
Гребенщиков Г.Ф., д.п.н., профессор, профессор кафедры общей педагогики, Таганрогский государственный педагогический институт, г. Таганрог.