Индивидуализация процесса обучения предлагает конструирование индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ), обеспечивающих студентам перспективу и осознание своего профессионального потенциала в контексте требований современного общества [5]. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы), формирует компетентности, определяемые Федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования.
Цель исследования состояла в том, чтобы уточнить дефиниции категории «индивидуальный образовательный маршрут» и выявить особенности реализации ИОМ студентами вуза.
Материалы и методы исследования
ИОМ - образовательная программа достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного обучающегося [3]. ИОМ - вариант целенаправленно проектируемой дифференцированной образовательной программы, обеспечивающей обучающемуся позицию субъекта выбора, разработки, реализации образовательной программы при осуществлении педагогического сопровождения преподавателем [4].
Для реализации этого положения Слепухин А.В. (модифицировано нами) предлагает выделять следующие основные типы ИОМ:
- Я-центрированный (маршрут характеризуется ориентированностью на познание себя, своих особенностей, способностей, возможностей);
- маршруты, ориентированные: на получение знаний, профессиональных умений (маршрут связан с выделением системных предметных областей: Теория государства и права, Конституционное право, Гражданское право и др.);
- на формирование себя как человека профессионально ориентированного (в рамках прохождения учебной практики линия маршрута знаний конкретизирована определенной позицией - стать профессионалом);
- на формирование себя как будущего специалиста после прохождения производственной практики, при оценивании которой учитывается способность студента применять имеющиеся теоретические знания в конкретных юридических ситуациях (таблица 1).
Таблица 1
Связь основных типов ИОМ с формами работы обучающихся
Типы ИОМ (по Слепухину А.В. в нашей модиф.) |
Характеристика типов ИОМ |
Формы организации обучения |
Результат |
Я-центрированный |
маршрут характеризуется ориентированностью на личностные особенности, потенциальные возможности |
Психологические тренинги, игровые ситуации, юридические беседы. |
Осознание социальной значимости профессии, знание и соблюдение этических принципов, умение ставить цель и стремиться к саморазвитию. |
Я-профессионально ориентированный |
Маршрут рассчитан на формирование у студента мотивации стать профессионалом |
Диспуты, ситуационные задачи, не имеющие однозначного юридического решения |
Участие в разработке нормативно-правовых актов, обеспечение соблюдения законодательства, и др. |
Я - будущий специалист, бакалавр юриспруденции |
Маршрут характеризуется формированием профессиональных компетенций |
Юридические консультации гражданам, составление проектов юридических документов и др. |
Умение юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, владеть навыками подготовки юридических документов, выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка. |
Многообразие компетенций, закрепленных ФГОС, в том числе и профессиональных, подразумевает индивидуализацию обучения. Учебный модуль позволяет скорректировать индивидуальный образовательный маршрут студента. Учебный модуль - это завершенный отрезок деятельности по отдельному предмету или интегрированному курсу. Наиболее простым и типичным образцом учебного модуля является тема (раздел) обычной учебной программы вместе с указанием возможных способов ее изучения и форм.
Учебные модули могут быть двух различных типов [1].
1. Модуль, составленный на основе учебной программы.
При этом программа может быть любой - типовой или экспериментальной, базовой, ориентированной на углубленное изучение предмета, реабилитационной и т.п. Заметим, что при составлении учебного модуля этого типа могут использоваться, наряду с реализуемыми в данном образовательном учреждении, и другие утвержденные учебные программы. Например, в индивидуальный учебный план могут быть включены модули, составленные на основе программы с углубленным изучением предмета. Если учебный модуль составляется на основе экспериментальной или авторской программы, то сама программа должна быть утверждена в соответствии с действующими правилами.
2. Учебный модуль интегративного типа: базовая и вариативная части.
Такой модуль может соединять приобретение знаний по нескольким предметам, сочетать общеобразовательную подготовку с профессиональной, предусматривать пути достижения поставленных целей заменой содержания, использованием новых форм деятельности. Как правило, такой модуль относится к части учебного плана, реализуемой по выбору обучающегося. В данном случае индивидуальное обучение организуется в соответствии с целевой программой («Россия - правовое государство», «Я - гражданин России», «Хочу быть юристом!» и т.п.).
Учебный модуль, используемый при организации индивидуального обучения, должен быть оформлен в виде организационно-педагогического документа: учебно-методического комплекса по дисциплинам, программы учебного курса, утвержденной решением соответствующей кафедры.
Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обусловливается рядом условий: осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самореализации личности обучающегося; осуществление педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута обучающимися; организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута, т.к. будущий профессионал может испытывать затруднения в процессе получения образования:
- в вычленении, оформлении и осознании личностных смыслов образования;
- в определении содержательного круга задач, которые могут возникнуть в процессе образования;
- в освоении способов решения системы образовательных задач, складывающихся в индивидуально-личностный образовательный маршрут.
Характеризуя особенности описанного выше образовательного процесса, можно отметить, что в условиях классической (традиционной) парадигмы знания даются в основном в готовом виде: обучающихся учат решать предложенные задачи, усваивать знания, отвечать правильно на поставленные вопросы, заучивать формулировки, доказательства, воспроизводить информацию, описывать взгляды, позицию других, усваивать то, что преподаватель последовательно «излагает» по плану, усваивать теории. По разделяемому нами мнению Д. Г. Левитеса необходимо, чтобы деятельность педагога была направлена на «выращивание» таких потребностей обучающегося, которые органично соответствуют основным компонентам содержания образования как отражению социокультурного опыта. Тем самым процесс обучения будет замкнут на достижении единой цели - развития потребностей, запросов и способностей личности в процессе усвоения соответствующих компонентов содержания образования - «дидактическое кольцо» на процессуальном уровне. При реализации индивидуальных образовательных маршрутов преподаватель предлагает обучающимся самостоятельно ставить задачи, интегрировать идеи, замыслы, проекты; помогает распознавать потребности и мотивы; оказывает помощь и поддержку в саморазвитии; обучает способам мышления, приводящим к открытию новых знаний; учит ставить и задавать вопросы, обращаться за помощью к преподавателю - тьютору; помогает работать с информацией, производя ее классификацию; предлагает занимать и отстаивать собственную позицию, приобретать знания в деятельности, моделирующей будущую профессиональную. Прежде всего, меняется основная образовательная цель, которая теперь заключается не столько в знаниевой подготовке, сколько в компетентностном подходе к образованию с целью обеспечения условий для самоопределения и самореализации личности.
Результаты исследования и их обсуждение
В нашей работе мы опирались на исследование Бурлаковой Т.В., где автор рассматривает виды индивидуализации в обучении: внешнюю и внутреннюю [2]. Под «внешней индивидуализацией» понимается направленное воздействие внешнего образовательного пространства, включающего адаптацию содержания и форм учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого студента; а под «внутренней индивидуализацией», направленной «от студента», обеспечивающей продуктивное взаимодействие с миром и c собой. Внутренняя индивидуализация предстает как процесс, направленный на развертывание индивидуальных устремлений, реализацию сущности, выработку жизненных смыслов, стилей деятельности. Фактором проявления внутренней индивидуализации является осознаваемая необходимость качественного изменения себя в лучшую сторону. Основополагающим механизмом приобщения студента к педагогической профессии является рефлексия, непосредственно связанная с внутренней составляющей индивидуализации.
Реализация принципа поддержки индивидуализации, по мнению Бурлаковой Т.В., предполагает учет следующих требований: создания у студентов мотивации к изучению и учету своих способностей и осуществлению профессиональной деятельности; осуществления глубокой диагностики сфер индивидуальности студента; установления взаимосвязи между этапами развития индивидуальности студента и обеспечения необходимости перехода от одного этапа к другому; развития у студентов способности к целеполаганию, дидактическому проектированию, рефлексии; обеспечение в учебном процессе перехода от деятельности, организуемой преподавателем, к деятельности, самоорганизуемой студентом.
Процесс педагогического сопровождения реализации студентами вуза индивидуальных образовательных маршрутов, на наш взгляд, предполагает двухуровневое построение содержания учебных дисциплин - базисную часть, которую проектирует преподаватель, и вариативную часть, которая проектируется самим студентом в соответствии с его интересами, потребностями, мотивацией, опытом, полученным на практике, обеспечивающую индивидуальный образовательный маршрут. В режиме взаимодействия субъектов образовательного процесса происходит учебный диалог, позволяющий создать систему субъект-субъектных отношений между его участниками.
Т.В. Бурлакова выделила принципы индивидуализации обучения студентов: реализация принципа вариативности и гибкости предполагает учет следующих требований: 1) выполнения общих требований образовательного стандарта в сочетании с удовлетворением индивидуальных возможностей и интересов каждого студента; 2) гибкого реагирования на индивидуальные и личностные изменения студента путем внесения необходимых изменений в компоненты подготовки; 3) предоставления студентам возможности выбора видов, форм деятельности и самоопределения; 4) помощи студентам в осознании своих индивидуальных возможностей и склонностей, в составлении индивидуальных программ подготовки; 5) гибкого и своевременного изменения индивидуальных образовательных программ и индивидуальных планов; 6) использования разнообразных методов и форм самостоятельной работы студентов; 7) осуществления профессиональной деятельности с высокой степенью рефлексии, гибкой и адаптивной реакцией на динамику обстоятельств.
Анализируя основные образовательные программы бакалавриата по направлению «Юриспруденция», мы вычленяем в них то содержание Федерального государственного образовательного стандарта, которое касается возможности расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и для продолжения профессионального образования в магистратуре. Именно вариативная часть дополняет базовые (профильные) знания, позволяет закрепить основные понятия, подготовить обучающегося к профессиональной деятельности.
Общий анализ базового содержания Федерального государственного образовательного стандарта и его вариативной части указывает на то, что все учебные курсы по дисциплинам несут в себе личностную и профессиональную составляющую деятельности юриста, но в сравнении с ГОС специалитета ощущается нехватка узких специализированных дисциплин, которые ранее изучались при выборе студентом специализации, например, такие дисциплины, как «Особенности рассмотрения отдельной категории гражданских дел», «Право интеллектуальной собственности» и др. Выходом из создавшейся ситуации, на наш взгляд, является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий для формирования профессиональных компетенций, увеличение времени для самостоятельной работы студентов, возможности проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося. Дисциплины правового цикла направлены на формирование навыков профессионального общения на иностранном языке, постановки управленческих целей и их эффективного достижения, исходя из интересов различных субъектов и с учетом непосредственных и отдаленных результатов.
Считаем вслед за П.И. Гайдаем и С.Ю. Тряпицыным, что реализация ИОМ влечет за собой изменение способов преподавания. Современный образовательный процесс требует комплексного подхода в обучении с использованием современных форм обучения, таких как интерактивные ресурсы. В ИМПЭ им. А.С. Грибоедова для обеспечения учебного процесса используется электронно-библиотечная система (znanium.com), с помощью которой студенты знакомятся с учебно-методическими комплексами по различным дисциплинам, с электронными учебниками, научными статьями и т.п. Целесообразно с помощью электронных систем создавать интерактивные кабинеты по основным дисциплинам, наполненных различными презентациями, таблицами, «электронными экскурсиями» и т.п. В последнее время, для более тесного контакта со студентами мы используем индивидуальные электронные кабинеты студентов, которые позволяют корректировать ИОМ, дополняют основную образовательную программу дополнительной литературой и т.п.
Нами проводилась работа по созданию Совета наставников, который связывает студентов младших курсов, старших курсов и выпускников. С помощью Совета возможно сохранение традиций, преемственных связей между поколениями. Выпускники, которые уже стали работодателями, участвуют в профориентационной работе, различных мероприятиях, проводимых в вузе. Совет наставников становится связующим звеном между студентами, преподавателями и выпускниками, индикатором между рынком труда и вузом.
В настоящее время в «Совет наставников» входят представители законодательной, исполнительной и судебной власти, которые уже принимают активное участие в жизни института. С помощью депутата Законодательного собрания Республики Карелия Сергея П. мы организовываем экскурсии в законодательный орган субъекта, с целью закрепить полученные знания по дисциплине «Конституционное право». В Совет входит также Артур М., депутат Государственной Думы РФ одного из прошлых созывов, который участвует в учебном процессе и в качестве тьютера. Большое значение имеет участие в Совете представителей судейского сообщества Светланы Г. и Натальи Г., и Елены Б., которые принимают участие в различных дискуссиях, защите выпускных квалификационных работ и т.п. Тесная связь между поколениями позволяет сохранить традиции высшей школы, помогает работодателям «взрастить» достойную смену. Студенты же получают редкую возможность узнать о тонкостях профессии юриста из первых уст.
Сотрудничество между студентами, выпускниками и преподавателями полезно не только в Совете. Современные требования таковы, что при прохождении процедуры аккредитации, составления различных рейтингов вуз обязан доказать, что его выпускники востребованы на рынке труда, трудоустроены, т.е. связь с выпускниками не потеряна. Мы прослеживаем судьбу большинства наших выпускников, но особое внимание привлекают те, чья карьера оказалась успешной. Возникает закономерный вопрос, как они реализовывали свой ИОМ, с какими трудностями сталкивались и т.п. Цель данных вопросов и в том, чтобы выявить недостатки в образовательном процессе, помочь тем, кто еще только осваивает программу высшего профессионального образования.
Вывод. Таким образом, реализация индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе - это системный процесс, основная функция которого - стимулирование индивидуальных личностно значимых запросов субъекта образовательной деятельности, ориентированное на изменение отношений студентов к образовательной деятельности, способствующее развитию профессиональной ответственности и успешности в будущей профессиональной карьере.
Рецензенты:
Левитес Д.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики Мурманского государственного гуманитарного университета, г. Мурманск.
Борзова Е.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой английского языка Института иностранных языков ПетрГУ, г. Петрозаводск.