Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIOLOGICAL RESEARCH OF THE PROBLEM OF ADDICTIVE BEHAVIOR AMONG STUDENTS AT BOARDING SCHOOL OF THE 8TH TYPE

Alpatova N.S. 1 Khvastunova E.P. 1 Varfolomeeva T.V. 1
1 FGBOU VPO "The Volgograd state social and pedagogical university"
This article is devoted to the specifics of manifestations of addictive behavior among adolescents with intellectual disabilities and to identifying their attitude towards this problem. We have identified the age of the beginning of taking psychoactive substances, motives of initiations to bad habits, sources of information about substances. The results of the survey indicate unformed negative attitude of these mentally retarded young people towards smoking, alcohol and drugs; lack of knowledge about the influence of psychoactive substances on the human body. The authors represent some risk factors of addictive behavior among mentally retarded adolescents: intellectual disorders, emotional-personal disadvantages, related disorders adaptation and socialization. It is noted that the addictive behavior of adolescents with intellectual disabilities has its own dynamics which should be considered by professionals in order to take necessary measures to prevent and correct such forms of manifestation.
a boarding school of the 8th type
mentally retarded adolescents
addictive behavior
social research

В условиях современного российского общества аддиктивное поведение несовершеннолетних приобрело черты массового явления, отличающегося устойчивыми тенденциями роста [1, 2]. Обращает на себя внимание тот факт, что, помимо количественных, существуют и качественные изменения: увеличивается число аддиктивных поступков, совершаемых подростками, имеющими нарушения интеллекта [3].

Опыт практической работы показывает, что основными причинами аддиктивного поведения несовершеннолетних являются: неблагополучие семейных взаимоотношений, ошибки семейного воспитания, трудности в обучении, конфликты с педагогами, сверстниками, незанятость полезными видами деятельности, неумение организовать свой досуг, уход в асоциальные компании и др. [4, 6]. Наличие интеллектуального дефекта существенно затрудняет процесс формирования социально-нормативного поведения, повышает вероятность аддиктивных проявлений в поведении подростков. Сложность патогенеза нарушений поведения умственно отсталых подростков необходимо учитывать специалистам при организации работы с данной категорией лиц [5].

Целью нашей работы является исследование специфики проявления аддиктивного поведения у подростков с нарушением интеллекта и выявление отношения данной категории лиц к проблеме.

Социологическое исследование осуществлялась на базе ГКС (к) ОУ «Волгоградская школа-интернат VIII вида № 3» г. Волгограда. В исследовании участвовали 22 подростка (14 юношей и 8 девушек) в возрасте 13-14 лет, обучающиеся в 7 «А» и «Б» классах. У всех подростков диагноз по МКБ 10 - F - 70 (легкая степень умственной отсталости).

Первоначально, исследование специфики проявления аддиктивного поведения у умственно отсталых подростков осуществлялось при помощи бесед с администрацией школы и классными руководителями, изучения материалов личных дел подростков, наблюдения.

Наблюдение осуществлялось в течение двух недель во время учебных занятий, на классных часах, а также во внеурочное время. Изучение внешних проявлений поведения умственно отсталых подростков проходило без вмешательства в их деятельность и общение. Особое внимание мы обращали на действия, движения, вербальные и эмоциональные реакции, наблюдали за реакциями на взаимодействие с окружающими, особенности их манеры общаться, выражать свои мысли.

В результате наблюдения мы можем констатировать следующее: большинство умственно отсталых подростков агрессивны к окружающим, ведут себя несколько враждебно по отношению к сверстникам, подвижны, внимание неустойчиво, повышенно отвлекаемы, эмоциональные реакции живые, аффективно возбудимы, имелись речевые нарушения, коммуникативные навыки не сформированы, обращенную речь понимают в границах бытовой ситуации; держатся свободно, физическое развитие слабое.

Значительное дополнение к результатам наблюдений мы получили на основе бесед с администрацией школы и классными руководителями. Целью беседы являлось получение информации о подростках, которые отличаются явно выраженным асоциальным поведением. В результате мы получили следующие данные:

  • выбранные нами классы 7 «А», «Б» отличались тенденциями к развитию отклоняющегося поведения;
  • структура нарушенного поведения подростков была сложной: стремление к асоциальному реагированию, отрицательное отношение к учебной деятельности, уходы из школы, бродяжничество, курение, ранняя алкоголизация;
  • в генезе нарушений поведения умственно отсталых подростков наиболее распространенной является привычка к курению. Большинство испытуемых курит (68,2%), в том числе и девушки;
  • были случаи употребления алкоголя на территории школы, двое учащихся были замечены при употреблении психоактивных веществ;
  • семь учащихся состоят на внутришкольном учете и проявляют явно выраженное асоциальное поведение;
  • трое - состоят на учете в детской комнате милиции.

Полученная в результате наблюдений и бесед информация была подкреплена анализом документации и личных дел учащихся, в ходе которого выяснилось, что значительное количество подростков (63,6%) воспитывается в неполных или неблагополучных семьях. 4 подростка из обследованных были из полных, но проблемных семей, где мать или отец либо оба родителя страдали алкоголизмом, а дети воспитывались в условиях безнадзорности или у бабушек с повышенным вниманием к ребенку. 2 подростка отца не знали, имели мать и бабушку с лишением матери родительских прав. 5 подростков знали, что у них имеется мать, об отце достаточной информации не имели. Примерно треть подростков переживали свою семейную неустроенность, но эти переживания имели поверхностный характер.

Кроме того, мы выяснили, что большинство подростков имеют плохую успеваемость по основным предметам и не хотят заниматься; наблюдаются нарушения школьной дисциплины и поведения в общественных местах, воровство. Отмечается недостаточность абстрактного мышления, снижение функции памяти, внимания, интеллекта, недоразвитие сенсорного восприятия и эмоционально-волевой деятельности, снижение целенаправленной активности и инициативы, недостаточная критичность и социальная адаптированность. У некоторых отмечались нарушения речи и недоразвитие моторики. Были обнаружены большие трудности в установлении связи между самим подростком и социальной средой в результате отсутствия общепринятых ценностей жизни.

Собранный материал использовался нами в процессе разработки анкеты. Анкетирование было направлено на выяснение отношения подростков с нарушением интеллекта к табакокурению, алкоголю, наркотическим веществам, выявление момента начала употребления психоактивных веществ, мотивов приобщения к вредным привычкам, а также на выявление источников получения информации о психоактивных веществах.

Анализ результатов проведения анкетирования показал, что у большинства подростков уже имеется опыт употребления алкоголя (72,7%), табакокурения (86,4%). При этом 45,4% респондентов не считают асоциальным употребление алкоголя, табака. Показательно, что опрошенные подростки не имели опыта употребления наркотических веществ.

Среди опрошенных выявлено 35,7% курящих мальчиков и 25,0% курящих девочек. Систематически употребляли алкоголь 7,1% юношей, эпизодически - 28,5% юношей и 25,0% девушек.

Важным моментом является выявление критического возраста приобщения к психоактивным веществам. По результатам данного исследования, 40,9% подростков впервые пробовали курить в возрасте 11-13 лет. Единичные попытки курения отмечены у мальчиков в 6-7 лет. Первое знакомство с алкоголем у большинства респондентов (54,5%) произошло в возрасте 13-14 лет.

Для изучения мотивов приобщения к курению, алкоголю в анкете содержались следующие варианты ответов: из баловства, из любопытства, по примеру других, из желания казаться взрослее. Доминирующим мотивом являлось курение и употребление алкоголя из любопытства (50,0% мальчиков и 37,5% девочек), следующим значимым мотивом - по подражанию (28,5% мальчиков и 37,5% девочек). Начали курить и употреблять алкоголь из баловства 25,0% девочек и 7,1% мальчиков. Мотив курения и употребления алкоголя из желания казаться взрослее был отмечен только у мальчиков (14,3%).

Большинство опрошенных осознают вред курения и употребления алкоголя (71,4% мальчиков и 75,0% девочек), однако многие из них считают, что информация о вреде курения и алкоголя преувеличена (соответственно 42,8% и 37,5%). У 14,3% мальчиков и 25,0% девочек появлялись потребность и желание отказаться от курения, но они не увенчались успехом.

Незначительное число подростков (18,2%) признают, что есть безопасные наркотики. При этом большинство подростков не понимают деления наркотиков по тяжести воздействия на организм и считает их опасными в равной степени.

На просьбу перечислить известные подросткам наркотические вещества были получены следующие ответы: «героин», «кокаин», «анаша», то есть те наркотические вещества, которые чаще всего упоминаются в СМИ. Большая осведомленность о разнообразии наркотических средств наблюдалась у подростков мужского пола. Девочки - подростки чаще всего затруднялись ответить на вопрос.

Выявлено, что основную информацию о психоактивных веществах (табак, алкоголь, наркотики) подростки получают из средств массовой информации (54,5%), от друзей (27,3%), педагогов (13,6%), от родителей (4,5%). Для большинства подростков представляется малоубедительной информация, которую они получают в форме лекций (31,8%), кино- и телефильмов (45,4%), самостоятельного чтения санитарно-просветительной литературы (22,7%).

На вопросы «Каковы последствия злоупотребления психоактивными веществами для здоровья человека?», «Считаете ли Вы употребление табака, алкоголя и наркотиков вредным для здоровья? Почему?», «Как Вы думаете, для чего люди употребляют наркотики, алкоголь, табак?» большинство подростков (63,6%) затруднились ответить. Треть респондентов указали на пагубное воздействие психоактивных веществ на здоровье. При этом почти половина подростков (45,4%) с нарушением интеллекта положительно относятся к потребителю алкоголя; большинство умственно отсталых подростков (54,5%) положительно относятся к курящему человеку, треть из них выразили безразличное отношение.

Анализ ответов на вопросы «Если Вам предложат попробовать алкоголь / наркотики, Вы откажетесь или нет?», «В чем разрушительная сила действия алкоголя, наркотиков?», «Считаете ли Вы, что у молодых людей возникают проблемы из-за употребления наркотиков и алкоголя?», «Можно ли решить проблему наркомании / алкоголизма?» позволяет констатировать, что умственно отсталые подростки полностью не осознают последствий аддиктивного поведения, не могут выстроить логическую цепочку от начала злоупотребления психоактивными веществами, возникновения зависимости и возможными негативными последствиями для жизни употребляющего психоактивные вещества. Это связано не столько с отсутствием или недостаточностью получаемой информации о последствиях аддиктивного поведения, сколько с клинико-психологическими особенностями обследуемой категории подростков.

Согласно полученным результатам исследования, значительное число подростков (59,1%) считают, что прием психоактивных веществ не мешает нормальному функционированию человека в обществе, что свидетельствует о высокой степени риска подражания такого подростка поведению аддиктов. Напротив, убеждение подростков (31,8%) в невозможности нормального функционирования аддикта в социуме является мощной профилактикой злоупотребления психоактивных веществ.

Обобщая полученные результаты, можно сказать, что у большинства подростков с умственной отсталостью наблюдается несформированное отрицательное отношение к курению, алкоголю, наркотическим веществам; отсутствие знаний о влиянии психоактивных веществ на организм человека; отсутствие способности логически проследить, к каким последствиям может привести употребление психоактивных веществ. Все это делает данную категорию учащихся группой повышенного риска в отношении аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение микросоциального окружения у большинства этих подростков также не способствует становлению отрицательного отношения к психоактивным веществам.

Важно отметить, что на формирование аддиктивного поведения у подростков с нарушением интеллекта оказывают влияние такие факторы риска, как: интеллектуальное нарушение, эмоционально-личностное неблагополучие и связанные с ними нарушения адаптации и социализации.

Рецензенты:

Волчанский М.Е., д.соц.н., профессор, декан факультета клинической психологии и социальной работы, ВолгГМУ, г. Волгоград.

Деларю В.В., д.соц.н., к.м.н., профессор, профессор кафедры общей и клинической психологии, ВолгГМУ, г. Волгоград.