Введение
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. В этом возрасте происходят значительные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением личностных новообразований [2]. Особое значение для развития ребенка имеет общение. Взаимоотношения дошкольников представляют особый интерес для педагогов, психологов, логопедов и т.д. Это достаточно сложный, многогранный процесс, который имеет неоспоримое значение в развитии игровой, познавательной деятельности и др.
По нашему мнению, изучение особенностей общения со сверстниками в условиях нарушенного развития, а именно - при нарушениях средств общения (согласно психолого-педагогической классификации Р.Е. Левиной) является важным вопросом для специальной психологии. Многочисленные публикации, экспериментальные исследования Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Л.Б. Халиловой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской, О.С. Ушаковой, А.Н. Корнева, В.М. Акименко, А.Г. Арушановой, Т.Н. Волковской, В.А. Калягина и др. указывают на факт наличия у детей с речевыми нарушениями специфических особенностей личности, среди которых отмечаются стойкие нарушения коммуникативной сферы, в частности, нарушение межличностного взаимодействия, общения детей со взрослыми и сверстниками, заниженная самооценка [1].
Актуальность изучения особенностей общения старших дошкольников с нарушениями развития обусловлена рядом факторов:
- речь имеет принципиальное значение для развития ребенка в целом, выступая как основа в развитии познавательной деятельности и как высший регулятор поведения ребенка;
- данные специальной психологии свидетельствуют о том, что среди различных форм отклонений развития в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения, наблюдается тенденция к усложнению структуры дефекта.
Понятие «общение» рассматривается многими авторами с различных позиций. Существует множество подходов к пониманию данного понятия, например, такие подходы, как: деятельностный, системно-коммуникативно-информационный подход, коммуникативный подход, социально-психологический подход.
В данной работе мы будем придерживаться деятельностного подхода. С этой позиции общение рассматривается как психологическая категория и интерпретируется как деятельность (А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина). Деятельностный подход позволяет соотнести общение с другими видами деятельности, понять его место и значение в системе жизнедеятельности человека. Основными составляющими процессами коммуникативной деятельности являются:
- коммуникативный - обеспечивающий обмен информацией;
- интерактивный - регулирующий взаимодействие партнеров в общении;
- перцептивный - организующий взаимовосприятие, взаимооценки и рефлексии в общении.
Лисина М.И. (2009) выделяет следующие функции общения:
- Организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата);
- Формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений) [4].
Предметом нашего исследования явилось общение со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Объектом исследования: сфера межличностного общения. В исследовании приняли участие старшие дошкольники с нарушениями средств общения, т.е. с общим недоразвитием речи (ОНР), преимущественно III уровня речевого развития, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). Данные особенности рассматривались в сопоставлении с особенностями общения со сверстниками старших дошкольников с нормальным речевым развитием (НРР).
Нами были применены экспериментальные методики для исследования особенностей общения детей. Методика «Рукавички» (авторская модификация) выявляет особенности общения со сверстниками в совместной деятельности, умение детей приходить к общему решению для достижения результатов деятельности. Для выявления уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста мы опирались на критерии, разработанные Е.О. Смирновой на основании концепции М.И. Лисиной [4]. Также методика «Рукавички» при использовании метода наблюдения позволяет сделать выводы об уровне развития коммуникативных умений у старших дошкольников. Для диагностики межличностных отношений в группе нами был выбран детский вариант социометрической методики Дж. Морено, Т.А.Марковой, Л.А. Пеньевской, адаптированный Т.А. Репиной: игра «Секрет». Целью является: определение статусного положения детей в коллективе сверстников, выявление существующих между детьми избирательных предпочтений. Проективная методика «Фильм-тест» Р. Жиля адаптированный вариант И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой, который предполагает индивидуальное исследование и позволяет с достаточно высокой степенью надежности выявить особенности социальной приспособленности ребенка [4].
Анализ результатов проведенных методик по всем выборкам испытуемых позволил выделить специфические особенности общения со сверстниками старших дошкольников с нарушениями речи.
По методике «Рукавички» мы получили следующие результаты: анализируя уровень развития коммуникативных умений, мы можем сказать, что старшие дошкольники с ФФНР показали высокий уровень в 6 % случаев. Средний уровень сформированности коммуникативных навыков проявили 12 % детей с ОНР и 69 % детей с ФФНР. Низкий уровень сформированности коммуникативных умений наблюдается в 87 % у детей с ОНР, дети же с ФФНР показали низкий уровень в 25 %. Итак, для старших дошкольников с нарушениями речи характерным, в большинстве случаев, является низкий и средний уровень развития коммуникативных умений. На основании этого мы можем сказать о том, что старшие дошкольники с нарушениями речи в процессе общения малоактивны, чаще выполняют пассивную функцию, участвуют в общении по инициативе других, отмечается неустойчивое умение пользоваться формами речевого этикета, также можно сказать о том, что наблюдается неумение вести диалог в целях достижения общего результата какой-либо деятельности.
На основании результатов по методике «Рукавички» можно сказать, что дети с ОНР:
- затрудняются с принятием и выполнением инструкции;
- в совместной деятельности часто игнорируют сверстников;
- выполнение задания характеризуется частыми конфликтами, резкими эмоциональными реакциями (плач, жалобы), разрешение которых зависит в большинстве случаев от взрослого;
- эмоции, которые проявлялись у детей, не относились к процессу рисования, они возникали периодически и были связаны, чаще всего с внешними раздражителями;
- данные наблюдения говорят о бедности эмоциональной сферы детей данной категории;
- не сформировано умение слушать, для них характерна низкая речевая активность.
Дети с ФФНР:
- в большинстве случаев дети не обсуждают совместную деятельность;
- слабо ориентируются на конечный результат;
- для них определенную значимость имеет соревновательный момент;
- взаимодействие строится достаточно ситуативно;
- в деятельности преимущественно опираются на зрительный анализатор;
- дети скованны в речевых высказываниях.
Таким образом, можем сказать о том, что в совместной деятельности старшие дошкольники с нарушениями речи слабо ориентированы на сверстников, обладают низким уровнем сотрудничества.
По данным методики «Секрет» мы можем видеть, что дети с НРР преимущественно относятся к статусным категориям «предпочитаемые», «принятые», в то время как дети с ОНР полностью представляют статусную категорию «непринятые»; дети с ФФНР в большинстве находятся в статусной категории «принятые», и только 5 % от числа детей с ФФНР находятся в статусной категории «непринятые».
Таким образом, мы можем сказать о том, что дети, которые получили наибольшее количество выборов и относятся в основном к статусным категориям «предпочитаемые», «принятые» имеют логопедический статус НРР. Также полученные данные свидетельствуют о том, что дети с ОНР преимущественно являются непринятыми в группе сверстников.
Также особое значение для нас имеет анализ мотивации социометрических выборов. На основании ответов детей в ходе проведения эксперимента мы объединили причины выбора сверстников в шесть типов мотивов. Рассмотрим их подробнее:
I тип - общая положительная оценка сверстника, эмоционально-положительное отношение к нему («он хороший», «нравится» и т.д.).
II тип - выделяют положительные качества ребенка: внешние, качества, обеспечивающие успешность деятельности; нравственные («он смелый», «добрый», «он меня не обижает» и т.д.).
III тип - интерес к совместной деятельности («интересно втроем», «строим вместе гараж и дом» и т.д.).
IV тип - дружеские отношения («он мой друг», «она самая хорошая подруга» и т.д.).
V тип - пассивно-положительное отношение, при котором дети демонстрируют положительное отношение к сверстникам, но это отношение ничем не подкрепляется. На вопрос о мотиве выбора они отвечают «не знаю» или молчат, пожимают плечами, «хвалит воспитатель (взрослый)».
VI тип - ситуативное отношение, при котором выбор определяется внешней ситуацией, а не взаимными отношениями между сверстниками («у него сегодня день рождения», «его обидели», «мы рядом сидим», «рядом живет», «у него есть много игрушек» и т.д.).
Анализируя полученные результаты, можем сказать, что дети с НРР преимущественно руководствуются мотивами III типа (31 %). Это говорит о том, что старшие дошкольники с НРР при выборе сверстников ориентируются на интерес в совместной деятельности. Детям с ФФНР так же как и детям с НРР интересна совместная деятельность, этот тип мотивов проявлялся в 22 % выборов. Например: Даша Б.: «мы вместе ходим в детсад и всегда играем по дороге» (про Алёшу Б.). Старшие дошкольники с ОНР лишь в 2 % случаев руководствовались интересами к совместной деятельности. Это свидетельствует о том, что для детей с ОНР не привлекательна деятельность, выполняемая вместе со сверстниками.
Также в выборах детей с НРР часто присутствуют мотивы IV типа (29 %), это говорит о том, что старших дошкольников связывает детская дружба. У дошкольников с ОНР данный тип мотивов проявлялся в 23 % случаев. Чаще дружба проявляется в отношениях детей с ОНР между собой.
Не менее важным для данной категории является II тип мотивов, он проявляется в 23 % выборов из 48. Дошкольники чаще отмечают нравственные характеристики сверстников, чем внешние (например, Миша А.: «... а потому что он самый добрый» (по отношению к Вове Б.); Миша С.: «Арина знает много историй, с ней интересно» (по отношению к Арине К.); Вика В.: «Миша всегда помогает, когда у кого-то не получается...» (по отношению к Мише С.)) , также их привлекают успешные дети, которые имеют положительные результаты в какой-либо деятельности.
Дети в меньшей степени руководствуются в своих выборах обстоятельствами, которые имеют ситуативный характер, т.е. VI тип мотивов наблюдается в 11 % выборов. Чаще всего это проявляется в сопереживании, взаимной поддержке. В качестве наглядного примера приведем высказывание Оли К.: «мне ее жалко, Настю мальчишки обижают» (по отношению к Насте Х.); Алёны К.: «У Миши было день рождения, это ему подарок будет» (по отношению к Мише А.). У детей с ОНР ситуативные выборы наблюдаются в 10 % из 48 выборов. Однако мотивы качественно отличаются от тех мотивов, которые проявлялись у детей с НРР. Для детей с ОНР не характерны взаимопонимание, сопереживание, они объясняют свой выбор иначе: «Мы вместе сидим» - Настя Д. по отношению к Паше Б. Стоит заметить, относительно VI типа мотивов, что дети с ФФНР, так же как и дети с ОНР не говорят о сопереживании, поддержке, они чаще вспоминают о том, что рядом живут, сидят, что у их сверстников есть какая-то игрушка, которая им нравится.
В 4 % случаев дети с НРР применяли мотивы V типа. Ярким примером мотивов этого типа в контрольной группе является высказывание Миши С.: «просто мне нравится дарить девочкам подарки...» (по отношению к Вике Щ.). Для детей с ОНР данный тип мотивов характерен в 42 % случаев. Это говорит о том, что дети либо не имеют конкретной причины для своих выборов, либо не могут определиться с признаком, по которому был осуществлен выбор. Часто дети ориентируются не на собственное эмоциональное отношение, а на выбор взрослых, педагогов или других детей (например: Артем Х.: «...её всегда хвалит воспитательница» (по отношению к Оле К.); Вика Щ.: пожимает плечами (по отношению к Кате Б.); Илья К.: «...так хочется» (по отношению к Артему Х.)).
В наименьшей степени дети пользовались I типом мотивов (2 %), это представляет возможность говорить нам о том, что дети редко давали общую оценку сверстникам, в основном они конкретизировали причину своих выборов, чего мы не можем сказать о дошкольниках с ОНР, детьми не называлось конкретное качество (абстрактное понятие), они говорили так: Артем Х.: «он не обижает меня» по отношению к Мише С..
В ходе организации экспериментального исследования было выдвинуто предположение о том, что, чем выше уровень развития общения со сверстниками, тем выше социометрический статус ребенка. Данное предположение было подтверждено результатами по методикам «Рукавички» и «Секрет», на основе которых был произведен расчет коэффициента ранговых корреляций r-Спирмена. Итак, мы можем сказать, что уровень развития общения напрямую влияет на социометрический статус в группе старших дошкольников. Это значит, что дети с низким уровнем развития общения чаще всего находятся в непринятых социометрических категориях. Причем, важно отметить то, что при возрастании уровня развития общения возрастает социометрический статус в группе сверстников.
По данным, полученным в ходе исследования по методике «Межличностные отношения», можем сказать, что дети с нарушениями речи, так же как и дети с НРР наибольшую эмоциональную привязанность испытывают по отношению к матери, чем к отцу, но дети с НРР достаточно четко воспринимают родителей как чету. Относительно детей с нарушениями речи, можно сказать, что они предпочитают общение с взрослыми, чем со своими сверстниками, друзьями.
Для детей с нарушениями речи типичным проявлением является повышенная конфликтность: для детей с ОНР конфликтность свойственна в 30 % случаев, для детей с ФФНР в 17 %, в то время как у детей с НРР конфликтность проявляется в 11 % случаев. Это является часто следствием недопонимания между сверстниками; из-за этого снижены показатели по параметру «общительность». Детям с нарушениями речи часто свойственно неадекватное отношение и поведение в сложившихся ситуациях. По шкале «Реакция на фрустрацию» были получены следующие результаты: старшие дошкольники с ОНР показали 60 % , дети с ФФНР 48 % , а дети с НРР 29 %.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что общение со сверстниками старших дошкольников с нарушениями речи характеризуется рядом специфических особенностей. Это говорит о необходимости организации коррекционно-развивающей работы с данной дизонтогенетической категорией детей и их родителей [4], [5]. Она должна строиться с учетом структуры и качества речевого нарушения и особенностей вторичных отклонений в сфере личностных особенностей детей.
Рецензенты:
Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии труда и управления НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г. Нижний Новгород.
Суворова О.В., д.псх.н., доцент, доцент кафедры психологии, общеправовых и гуманитарных наук НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий» (филиал в г. Н. Новгород), г. Нижний Новгород.