С учетом факторов глобализации, политической стабильности и повышения доходов от экспорта энергосырьевых ресурсов в РФ в 2000 гг. (кроме периода 2008-2010 гг.) отмечалось повышение инвестиционной активности на фоне улучшении инвестиционного климата. Такой вывод подтверждается динамикой роста ВВП, промышленной продукции и инвестиций. (табл. 1.1)
Таблица 1.1 - Основные показатели экономического развития РФ, 1995- 2013 гг.
Год |
Валовой внутренний продукт, в текущих ценах, млрд. руб. |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
Промышленное производство, в % к предыдущему году |
1995 |
1428,5 |
266,973 |
95,4 |
1996 |
2007,8 |
375,958 |
92,4 |
1997 |
2342,5 |
408,79 |
101,0 |
1998 |
2629,6 |
407,086 |
95,2 |
1999 |
4823,2 |
670,438 |
108,9 |
2000 |
7305,6 |
1165,234 |
108,7 |
2001 |
8943,6 |
1504,712 |
102,9 |
2002 |
10830,5 |
1762,407 |
103,1 |
2003 |
13208,2 |
2186,365 |
108,9 |
2004 |
17027,2 |
2865,013 |
108,0 |
2005 |
21609,8 |
3611,109 |
105,1 |
2006 |
26917,2 |
4730,022 |
106,3 |
2007 |
33247,5 |
6716,222 |
106,8 |
2008 |
41276,8 |
8781,616 |
100,6 |
2009 |
38807,2 |
7976,012 |
90,7 |
2010 |
46308,5 |
9152,1 |
107,3 |
2011 |
55644,0 |
11035,7 |
105,0 |
2012 |
61810,8 |
12568,8 |
103,4 |
2013 |
66689,1 |
8137,5 |
100,4 |
Согласно мировым рейтингам, в РФ отмечается снижение уровня инвестиционных рисков. Однако на инвестиционные риски, а значит, на инвестиционную активность в нашей стране отрицательное влияние оказывают продолжающийся передел собственности, усиление криминально-бюрократических факторов, образующие, так называемые, институциональные «ловушки» инвестиционного спроса инновационного типа. Институциональные «ловушки» - это, прежде всего, издержки оппортунистического поведения субъектов рынка, а именно административные барьеры, неисполнение условий контрактов, налоговый «пресс», завышенная цена кредита, произвол чиновников, коррупция и другие проявления теневизации экономической и инвестиционной деятельности, сдерживающие инвестиционную и инновационную активность в стране.
Одним из наиболее важных эмпирических исследований взаимосвязи коррупции и инвестиций являются работы Моро (Mauro (1995)). Исследование показало, что коррупция оказывает отрицательное воздействие на соотношение инвестиций и ВВП, т.е. уменьшение коррумпированности бюрократов приводит к увеличению инвестиций. Эти же выводы подтверждаются и другими многочисленными исследованиями, проводимыми, в частности, под эгидой Всемирного Банка.
По словам председателя Национального антикоррупционного комитета России Кирилла Кабанова, иностранные компании при работе в России стоят перед выбором: либо платить, либо уходить с рынка. Азиатские, в первую очередь китайские, компании готовы идти на откаты российским чиновникам. Западные же фирмы, связанные в своих действиях собственными антикоррупционными законами, оказываются, таким образом, в сложном положении: азиаты получают серьезное конкурентное преимущество на российском рынке. Несомненно, что в экономике РФ должны пройти структурные изменения, и только после этого инвестиционный климат улучшится, а коррупция снизится. Коррупция порождена тем, что в экономике РФ инвестиции перекошены в сторону потребления, в сторону сырья. Изначально заложена высокая норма рентабельности, высокое требование доходности вложений, от этого высокие риски.
В самых общих чертах, коррупция - использование служебного положения в личных целях. Она считается одним из основных видов теневой экономики. Коррупция выходит за границы простого взяточничества. Это понятие включает в себя и незаконное присвоение публичных средств для частного использования, и непотизм (покровительство на основании личных связей), и непосредственно взяточничество (дачу вознаграждения за отступления от профессионального долга) [3, c. 63-68].
Предельно лаконичное определение главных причин коррупции многие зарубежные экономисты выражают следующей формулой:
коррупция = монополия + произвол - ответственность
Это означает, что возможности коррупции прямо зависят от монополии государства на выполнение некоторых видов деятельности и от бесконтрольности поведения чиновников, а также обратно зависят от вероятности и тяжести наказаний за злоупотребления.
Побочным продуктом коррупции считается возрастающая диспропорциональность государственных расходов. В таких условиях формируется неблагоприятная для прямых инвестиций среда, а с надеждами на экономический рост инновационного типа приходится попрощаться.
Оценивая влияние коррупции всех уровней власти на экономический рост, можно сделать вывод, что происходит весомое перераспределение ресурсов в пользу потребления между слоями общества за счет накопления как государства, так и бизнеса. Понижается эффективность принятия управленческих решений и государственной политики в целом. Коррупционная составляющая предполагает повышение границы нормативной прибыльности проектов с целью выплаты скрытых рент. В таком случае ее внешнее проявление - пренебрежение менее рентабельными и долгосрочными проектами в пользу более краткосрочных проектов с быстрой отдачей. Суммарное воздействие коррупции выражается в занижении нормы накопления, что несовместимо с целями повышения темпов экономического роста и модернизации страны.
Основу анализа институциональной среды составляют базы данных Всемирного Банка (WB WGI), чьи оценки основаны на том, что страны, достигшие душевого ВВП в 18 000 долл. по паритету покупательной способности, в среднем располагают более высоким качеством институтов. [7]
Показатели Всемирного Банка (Worldwide Governance Indicators) охватывают 6 главных аспектов государственного управления в 212 странах мира, выражаемых в шести агрегированных индикаторах:
- Права граждан и подотчётность государственных органов (voice and accountability);
- Стабильность политической системы и отсутствие насилия (political stability and absence of violence);
- Эффективность органов государственного управления (government effectiveness);
- Качество регулирующих институтов (regulatory quality);
- Качество правовых институтов (rule of law);
- Антикоррупционный контроль (control of corruption).
Результаты анализа институциональной среды в различных странах приведены в табл. 1.2 [5]
Таблица 1.2 - Анализ институциональной среды в различных странах
Индекс |
Россия |
США |
Великобритания |
Германия |
Китай |
Индия |
Афганистан |
Права граждан и подотчётность государственных органов |
-0,96 |
1,12 |
1,32 |
1,38 |
-1,58 |
0,35 |
-1,32 |
Стабильность политической системы и отсутствие насилия |
-0,82 |
0,63 |
0,41 |
0,77 |
-0,54 |
-1,25 |
-2,42 |
Эффективность органов государственного управления |
-0,43 |
1,51 |
1,53 |
1,57 |
0,01 |
-0,18 |
-1,40 |
Качество регулирующих институтов |
-0,36 |
1,29 |
1,64 |
1,53 |
-0,26 |
-0,47 |
-1,21 |
Качество правовых институтов |
-0,82 |
1,60 |
1,69 |
1,64 |
-0,49 |
-0,10 |
- 1,72 |
Антикоррупционный контроль |
-1,01 |
1,38 |
1,64 |
1,78 |
-0,48 |
-0,57 |
-1,41 |
В настоящее время РФ в мировом коррупционном рейтинге находится на уровне африканских и азиатских стран.
В 2013 г. Международное движение Transparency International поместило Россию на 127 место (28 баллов). Такую же оценку получили Азербайджан, Пакистан, Никарагуа, Мали, Мадагаскар, Ливан, Гамбия и Коморские острова. [4]
Первое место принадлежит Дании и Новой Зеландии, получившим по 91 баллу, второе - Финляндии и Швеции с 89 баллами. Среди стран Восточной Европы и Центральной Азии лучшие показатели у Турции и Грузии (50 и 49 баллов соответственно), худшие - у Туркмении и Узбекистана, которые набрали по 17 баллов. Аутсайдеры рейтинга - Сомали, Северная Корея и Афганистан, набравшие по 8 баллов.
Тот факт, что Россия прочно застряла в нижней части списка, крайне отрицательно сказывается как на перспективах экономического роста и повышении инвестиционной привлекательности нашей страны, так и на общем доверии граждан к серьёзности усилий власти по противодействию коррупции.
Рассмотрим подробнее динамику для РФ последнего из индикаторов Worldwide Governance Indicators - антикоррупционный контроль (control of corruption) в табл. 1.3.
Исходя из данных, представленных в таблице 1.3, можно сделать вывод, что, несмотря на некоторое повышения в середине 2000-х гг, значении индекса остается отрицательным на протяжении более 20 лет, приравнивая Россию по этому показателю к странам Экваториальной Африки.
Пояснения к исследованию, касающегося Индекса восприятия коррупции за 2013 г., составленный Transparency International, содержит предупреждение о том, что злоупотребления должностными полномочиями, тайные сделки и подкуп по-прежнему оказывают свое разрушительное воздействие на различные сообщества по всему миру.
Таблица 1.3 - Индекс WGI - Антикоррупционный контроль (control of corruption) для РФ, 1996-2012 гг.
Год |
Значение показателя «Антикоррупционный контроль» |
1996 |
-1,02 |
1998 |
-0,94 |
2000 |
-0,92 |
2002 |
-0,92 |
2003 |
-0,71 |
2004 |
-0,74 |
2005 |
-0,78 |
2006 |
-0,85 |
2007 |
-0,95 |
2008 |
-1,05 |
2009 |
-1,09 |
2010 |
-1,06 |
2011 |
-1,04 |
2012 |
-1,01 |
Индекс восприятия коррупции за 2013 г. показывает, что все страны по-прежнему сталкиваются с угрозой коррупции на всех уровнях управления, от выдачи разрешений на местном уровне до практического исполнения законов и правовых норм
Индекс восприятия коррупции основан на экспертных оценках уровня коррупции в государственном секторе различных стран. Количество баллов, получаемых странами, может повышаться, если в соответствующем государстве обеспечен широкий доступ к информационным системам и сведениям о правовых нормах, которыми руководствуются лица, занимающие государственные должности; в то же время, низкая степень подотчетности в государственном секторе и неэффективность государственных институтов негативно отражаются на уровне восприятия коррупции.
В будущем усилия по борьбе с изменениями климата, экономическими кризисами и нищетой могут столкнуться с огромными препятствиями, создаваемыми коррупцией, предостерегает Transparency International. Такие международные организации, как, например, «Большая двадцатка», должны предпринять самые жесткие меры против отмывания денежных средств, обеспечить большую прозрачность корпораций и приложить все усилия для возвращения похищенных активов. К сожалению, Россия стабильно находится в нижней части этого рейтинга, «соседствуя» с такими странами Иран, Гондурас, Кения, Пакистан, Бангладеш и Мали (табл. 1.4)
Таблица 1.4 - Индекс восприятия коррупции, значения для России, 1998-2013 гг.
Год |
Место в рейтинге |
1998 |
76 (из 85) |
1999 |
82 (из 99) |
2000 |
82 (из 90) |
2001 |
79 (из 91) |
2002 |
71 (из 102) |
2003 |
86 (из 133) |
2004 |
90 (из 146) |
2005 |
126 (из 159) |
2006 |
121 (из 163) |
2007 |
143 (из 179) |
2008 |
147 (из 180) |
2009 |
146 (из 180) |
2010 |
154 (из 178) |
2011 |
143 (из 183) |
2012 |
133 (из 174) |
2013 |
127 (из 177) |
Место свободной конкуренции в России занял криминальный монополизм. Главным средством обогащения является не добросовестный труд или предпринимательский талант, а присвоение чужого под прикрытием либеральной философии, которая служила ширмой для обыкновенного административно-криминального расхищения государственной собственности. Экономика нашей страны в течение длительного периода подвергалась «испытаниям» со стороны стерилизационной политики, проводимой правительством, на наш взгляд, необдуманно и необоснованно. На лицо признаки существенных разногласий в российских верхах о роли государства в экономике, об отношении к частному капиталу, рынку, конкуренции, которые пока свидетельствуют не о поиске оптимального пути избежания кризисной ситуации, а об отсутствии единой концепции экономического строя страны, о различиях в представлениях о желательной социальной и политической организации общества.
Эффективность антикоррупционных мер определяется, на наш взгляд, минимум двумя факторами: адекватностью мер по борьбе с коррупцией и стимулами политической элиты. Так, антикоррупционные меры должны быть направлены на ликвидацию причин коррупции, а не на ее пресечение. В большинстве развивающихся и постсоциалистических стран с высоким уровнем коррупции это: низкая заработная плата чиновников; широкие возможности по осуществлению коррупционной деятельности; недостаточная тяжесть возможного наказания. Поскольку коррупция - явление латентное, то единственной возможностью обнаружить случаи такой незаконной деятельности - создать условия для передачи сигнала одной из сторон коррупционной сделки (как правило, взяткодателю). Страны, использовавшие адекватные меры по борьбе с коррупцией, достигали успехов только тогда, когда получали адресную поддержку со стороны политических лидеров. (Пример Сингапура и Гонконга). Вполне возможная аналогичная успешная реализация стратегии развития нашей страны зависит от соответствующих стимулов политических лидеров, а также от их возможностей определять структуру стимулов для определенных общественных групп. Политическому режиму, поставившему одной из своих главных задач борьбу с коррупцией, необходимо быть устойчивым в течение достаточно долгого периода времени, чтобы коррупционная карьера престала быть нормальной, приемлемой и планируемой.
Повышение уровня образования населения, зрелости бизнеса и благосостояния не только его представителей, но и более широких слоев, включая чиновничество, способствует понижению уровня коррупции, признанию гражданами ее неприемлемости и формированию консенсуса в кругах крупного бизнеса относительно изменения правил игры. Вместе с тем, весьма важен вопрос о том, какие именно общественные группы действительно готовы к борьбе с коррупцией. На наш взгляд, вполне очевидна естественная антикоррупционная позиция интеллектуальной элиты, бедных и средних слоев населения, малого и среднего бизнеса.
Рецензенты:
Кормишкина Л.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва» г. Саранск.
Зинина Л.И., д.э.н., профессор ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарёва» г. Саранск.