Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF THE HIGHER CORRESPONDENCE PEDAGOGICAL EDUCATION IN STAVROPOL KRAI

Kozhemyakina L.N. 1
1 GBOU VPO "Stavropol State Teacher Training College"
В статье анализируются особенности развития высшего заочного педагогического образования в России. Становление высшего заочного педагогического образования было обусловлено историческими, социально-экономическими, культурными и организационно-педагогическими предпосылками. К историческим предпосылкам, относилось необходимость быстрого восстановления педагогических ресурсов вследствие войн XX века. Следует отметить, что на протяжении всего периода развития высшего заочного педагогического образования актуальной была задача подготовки учителя посредством интеграции учебных дисциплин. В педагогических вузах края, в качестве интегрирующих представлялись психолого-педагогические дисциплины. В ходе исследования мы установили, что особенности психолого-педагогической подготовки студентов-заочников заключались в усилении практической направленности изучаемых дисциплин; акцентировании внимания на проблемах, имеющих значимость для Ставропольского края; в овладении педагогическими технологиями, оптимизирующими как образовательную практику, так и обучение самих заочников (информационные, контекстные, модульные технологии); в развитии культуры самостоятельной работы студентов.
The article analyzes the characteristics of higher absentee teacher education in Russia. Becoming a higher absentee teacher education was due to historical, socio -economic, cultural, organizational and pedagogical assumptions. By historical prerequisites include the need for a quick recovery of pedagogical resources due to the wars of the XX century. It should be noted that throughout the period of the development of higher absentee teacher education was an actual problem of teacher training through the integration of academic disciplines. At the edge of pedagogical universities, as presented integrating psychological and pedagogical disciplines. In the study, we found that the features of psychological and pedagogical training part-time students were to strengthen the practical orientation of disciplines , focusing on issues of importance to the Stavropol Territory, in the mastery of teaching technologies that optimize both educational practice and training time students themselves (information, context, modular technology ) in the development of students´ independent work culture.
professional stability
motivation of choice of profession
educational policy
ethnonational parameters of the personality
modular technologies
distantsinny education
Высшее заочное педагогическое образование в нашей стране всегда пользовалось устойчивым спросом и характеризовалось осознанием его решающего значения для экономического, культурного и социального развития государства. Именно в связи с его значимостью эта форма образования уже более 85 лет является объектом пристального внимания ученых. Существенный вклад в разработку данной проблемы внесли С.И. Архангельский, С.Г. Вершловский, С.В. Зверева, В.М. Монахов, В.И. Триказа, В.А. Юдина, В.М. Юшков, В.В. Цукерман и др. Научно-методические и организационные проблемы данной формы педагогического образования нашли отражение в работах В.В. Городничевой, В.Г. Горецкого, Ю.Г. Круглова, В.Н. Лазарева, В.И. Овсянникова, В.Ф. Тадияна и др.

Анализ педагогической и научной литературы позволяет говорить о том, что система профессиональной подготовки учителей в рамках заочной формы получения образования определяется рядом позитивных и негативных характеристик мотивационно-личностной, экономической, культурологической и дидактической природы. К ведущим положительным характеристикам относятся: профессиональная устойчивость, сознательная мотивация выбора профессии; доступность получения высшего образования социально незащищенными слоями населения; возможность образования для проживающих и работающих в отдаленных и труднодоступных территориях; возможность ускоренной переподготовки учителей; обеспечение непрерывности образования; высокая закрепляемость выпускников на рабочих местах; быстрая окупаемость средств, вложенных в специалиста (отсутствие проблемы профессиональной адаптации); экономическая выгодность подготовки специалиста (в три-пять раз дешевле, чем студент очного отделения); социальная и профессиональная мобильность; обеспечение реализации фактора жизненного успеха; содействие реализации способностей и дарований личности и др. [13; 14]

В качестве негативных характеристик системы профессиональной подготовки в условиях заочной формы обучения выступают не присущие этой форме образования органически, а связанные с общими проблемами социально-экономического, политического и духовно-нравственного развития общества особенности: отставание материально-технической базы заочных отделений по сравнению со стационаром; недостаточная учебно-методическая оснащенность заочных отделений, мешающая качественно осуществлять учебно-воспитательный процесс; погоня за количественными показателями состава студентов, отражающихся на качестве получаемого образования.

Анализ теоретических исследований (В.М. Димов, СВ. Зверева, В.Н. Лазарев, В.В. Цукерман и др.) и архивных материалов позволяет говорить о том, что заочное обучение, возникнув в одной структуре с системой повышения квалификации, изначально развивалась как высшее заочное педагогическое образование. Становление высшего заочного педагогического образования было обусловлено историческими, социально-экономическими, культурными и организационно-педагогическими предпосылками.

К историческим предпосылкам, на наш взгляд, относятся: необходимость быстрого восстановления педагогических ресурсов вследствие войн XX века, эмиграции интеллигенции, массовая потеря профессиональных кадров требуемой квалификации, смена политического строя; к социально-экономическим - необходимость обеспечения экономики квалифицированными кадрами новой формации, а также, потребность в поднятии материального уровня населения страны, что было невозможно без должного образования; к культурным - необходимость цивилизованного прорыва страны через культурные преобразования, решение проблемы ликвидации безграмотности населения; к организационно-педагогическим - имеющийся к тому времени опыт использования элементов заочной работы во многих образовательных учреждениях страны в организации переподготовки педагогических кадров.

Следует отметить тот факт, что развитие высшего заочного педагогического образования находилось под пристальным вниманием государства. О его значимости свидетельствуют правительственные постановления «О высшем заочном обучении»  (1938 г.), «О заочном отделении при педагогическом (учительском) институте» (1940 г.), «О мерах по укреплению системы заочного педагогического образования» (1946 г.), «О заочной подготовке специалистов» (1946 г.) и др.

В период 30-х годов по всей стране, в том числе и в Ставропольском крае, открываются педагогические институты. С 1930 года подготовку учителей стал осуществлять Ставропольский агропедагогический институт, переименованный в 1935 г. в Ворошиловский государственный педагогический и учительский институт, а в 1943 г.  - в Ставропольский государственный педагогический институт. В 1938 г. в г. Микоян-Шахаре (г. Карачаевск) открывается Карачаево-Черкесский педагогический институт. В 1939 г. начинает работу Пятигорский государственный педагогический институт. Педагогические вузы Ставрополья осуществляли профессиональную подготовку учителей для школ края, причем в первую очередь для сел и горных аулов [2; 12; 1].

В целом в 30-40-е годы становление высшего заочного педагогического образования в Ставропольском крае проходило с большими трудностями, сказывалось:

  • отсутствие опыта ведения образовательной деятельности на заочных отделениях;
  • слабая материально-техническая база учебных заведений;
  • отсутствие опыта профориентационной работы;
  • слабый анализ причин отсева и академических задолженностей студентов,
  • недостаточное взаимодействие с органами управления на местах; отсутствие опыта работы территориально-обособленных подразделений вуза (консультационных пунктов).

Однако анализ архивных документов позволил заключить, что высшее заочное педагогическое образование в Ставропольском крае развивалось с положительной динамикой. К примеру, контингент студентов-заочников Ставропольского государственного педагогического института в 30-40-е годы в полтора раза превышал численность студентов очного отделения; при этом набор составил в 1936 г. - 386 студ., 1939 г. - 1018 студ., 1947 - 1414 студ., 1950 - 2080 студ., обучающихся на заочном отделении [3; 4].

Анализ архивных материалов и литературных источников позволил нам сделать вывод, что ведущими целеполагающими и организационно-содержательными особенностями развития высшего заочного педагогического образования в Ставропольском крае на отдельных этапах выступили:

  • обеспечение роста психолого-педагогической культуры партийного актива Ставропольского края посредством получения педагогического образования (конец 40-х - 50-е гг.);
  • нацеленность образовательной политики края на непрерывный профессиональный рост педагогов через введение положения об обязательном повышении образовательного уровня учителей (50-е - 60-е гг.);
  • интенсивное развитие системы консультационных пунктов с целью обеспечения оперативного контроля за повышением качества образования (50-е - 70-е гг.)  [5; 6; 7; 8];
  • распространение передового педагогического опыта, организация работы ученических производственных бригад (50-е - 80-е гг.);
  • усиленное внимание к реализации культурологической функции педагогического образования, позволяющего поднять культурную составляющую сельскохозяйственных районов через повышение образовательного уровня сельских учителей (70-е - начало 80-ых гг.);
  • усиление работы по социальной поддержке студентов на заочных отделениях края как стремление сохранить контингент в высшей школе (90-е годы);
  • системная работа, нацеленная на учет этнонациональных параметров личностных характеристик жителей края в условиях обострения проблем, связанных с полинациональным составом населения, и в связи с потребностью обеспечения национальных республик собственными педагогическими кадрами (90-е - 2000-е гг.).

В целом, развитие высшего заочного педагогического образования в Ставропольском крае, в контексте его развития в России, в соответствии с критериями исторической обусловленности, достижения логичности и целостности процесса и динамики качества может быть представлено следующими этапами:

30-40-е годы - построение и апробация модели заочной формы обучения и разработка системы нормативно-правовых документов её обеспечения;

50-80-е годы - интенсивное развитие данной формы получения педагогического образования в Ставропольском крае, массовый характер заочного педагогического образования; культурологическое и психолого-педагогическое обогащение содержания образовательных программ, развитие технологической и методической составляющей педагогического образования с опорой на его практикоориентированность.

Подготовка учителей в условиях высшего заочного педагогического образования в 50-60-е годы на Ставрополье характеризуется активным поиском новых методов преподавания: впервые в стране создан звуковой учебник иностранного языка для студентов-заочников под руководством профессора Э.П. Шубина с адекватным письменным текстом в Пятигорском государственном педагогическом институте иностранных языков  [12 ].

В этот период улучшается связь заочных отделений с промышленным и сельскохозяйственным производством становления и развития высшего заочного педагогического образования в Ставропольском крае позволило нам выделить современные тенденции его развития, внедряется опыт работы школ по политехническому и профессиональному обучению, в вузы края внедряется опыт по механическому и профессиональному обучению, изучается опыт работы ученических бригад; увеличивается время на учебную и производственную практику; предпринимаются меры по совершенствованию лабораторно-экзаменационных сессий и самостоятельной работы студентов. С 1952 по 1955 годы разрабатываются новые учебные планы, программы по педагогике и другим дисциплинам. С 1953 года по 1955 год вводятся учебные планы для лиц, окончивших учительские институты и продолжающих обучение в педвузах [11 ].

Принимаемые меры позволили расширить масштабы подготовки учителей без отрыва от производства. С 1951 года по 1960 год контингент студентов-заочников увеличился почти в два раза. 90-е годы характеризуются реформированием педагогического образования, которое происходит на фоне социально-экономического кризиса в стране, падения уровня жизни населения, сокращения числа студентов, обучающихся не только очно, но и заочно.

В 2000-е годы на Ставрополье осуществляется модернизации высшего заочного педагогического образования. Апробируются новые организационные формы, на смену учебно-консультационным пунктам приходят представительства и филиалы, которые помогают осуществлять принцип социальной справедливости в предоставлении возможности равного доступа к получению высшего образования всем категориям граждан. В короткие сроки в Ставропольском государственном педагогическом институте (новом) был изучен и переработан имеющийся опыт уровневого образования, и вуз успешно перешел на европейскую образовательную модель. На базе педагогических колледжей края во главе со Ставропольским государственным педагогическим институтом был создан единый педагогический комплекс по подготовке педагогических кадров (приказ Министерства образования Ставропольского края от 19 мая 2008 г. № 692-пр), что также способствовало распространению поливалентного профессионального образования.

Следует отметить, что на протяжении всего периода развития высшего заочного педагогического образования актуальной была задача подготовки учителя посредством интеграции учебных дисциплин. В педагогических вузах края, в качестве интегрирующих, представлялись психолого-педагогические дисциплины.

В ходе исследования мы установили, что особенности психолого-педагогической подготовки студентов-заочников заключались в усилении практической направленности изучаемых дисциплин; акцентировании внимания на проблемах, имеющих значимость для Ставропольского края; в овладении педагогическими технологиями, оптимизирующими как образовательную практику, так и обучение самих заочников (информационные, контекстные, модульные технологии); в развитии культуры самостоятельной работы студентов.

Должное внимание в педагогических вузах края уделяется проблеме организации самостоятельной (самообразовательной) работы студентов-заочников, поскольку в основу высшего заочного педагогического образования заложен принцип самообучения, реализация которого всецело зависит от умения студентов осуществлять самостоятельную познавательную деятельность.

Согласно архивным материалам в 30-60-е годы вузы края оказывают максимальную помощь заочникам в организации самостоятельной работы: проведение консультаций в местах проживания студентов, обеспечение обучающихся учебными и методическими материалами. Вместе с тем было установлено, что подлинно научный интерес к организации самостоятельной работы проявляется в 70-80-е годы: изучаются закономерности организации и оптимизации самостоятельной работы заочников, ее сочетания с аудиторными занятиями  [15; 16].

Например, в 90-е годы в Ставропольском государственном педагогическом институте был разработан и внедрен элективный курс «Культура самостоятельной работы студентов», направленный на освоение заочниками теоретических и практических основ ее формирования.

Изучение становления и развития высшего заочного педагогического образования в Ставропольском крае позволило нам выделить современные тенденции его развития. К ведущим тенденциям нами отнесены:

  • осуществление высшего заочного педагогического обучения в условиях уровневого образования (бакалавриат, магистратура);
  • реализация в заочном образовании технологий дистанционного обучения;
  • развитие дистанционной формы обучения в системе непрерывного образования;
  • апробация поливалентного профессионального образования в педагогических вузах в условиях заочной формы образования.

Обозначенные тенденции выделены на основании изучения теории и практики развития высшего заочного педагогического образования в Ставропольском крае в контексте его развития в России в целом.

Рецензенты:

Накохова Р.Р., д.п.н., профессор, проректор по научно инновационной работе РГБУ «КЧРИПКРО»,  г. Черкесск.

Айбазова М.Ю., д.п.н., профессор кафедры психологии и педагогики, начальник Управления по организации и сопровождению научно - исследовательской деятельности ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказской государственной гуманитарно - технологической  академии», г.Черкесск.