Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSIS OF THE RELATIONSHIP LEVEL OF SOMATIC HEALTH OF STUDENTS WITH PHYSICAL ACTIVITY

Tretyakov A.A. 1 Drogomeretskiy V.V. 1 Agoshkov V.V. 1
1 Belgorod State National Research Universit
The article presents the results of a study of motor activity of students of various health groups and students of the Faculty of Physical Culture, differing from other areas of advanced propulsion training regime during the school day. Among the students who were enrolled in the study, a survey was conducted that elicited ratio of girls and boys to their physical activity. The next step was the practical determination of the amount of motor activity using pedometers. They allowed an objective assessment of the level of motor activity of students. Additionally, among the girls and boys who participated in the pedometer - studies was measured by the level of physical health rapid assessment G.L. Apanasenko. Assessment of the level of somatic health allowed to know how much physical activity has an effect on the body of students. In General, the study has been to assess the relationship of physical activity and physical health of students. And most importantly learn how to treat students. The data obtained point to the need to develop students a positive attitude towards physical activity and the increase in its level.
students
physical activity
physical health
educational process
Введение

Современный прогресс науки и техники способствует изменению соотношения в повседневной, учебной, трудовой деятельности умственного и физического труда человека. Наиболее явно этот процесс можно увидеть в образовательном процессе школьников, студентов, педагогов. В образовательном процессе увеличивается суммарный объем учебной нагрузки, помимо этого усложняется содержание учебных программ, ведущее к существенному увеличению самостоятельной работы учащихся. Выше сказанное, в свою очередь, способствует сокращению двигательной активности почти в половину [1, 2, 5].

Ряд проведенных исследований в настоящее время указывают на то, что основная масса учащихся, практически около 50% студентов российских вузов, имеют отклонения в состоянии здоровья [1, 2, 3]. Существующий объем двигательной активности школьников и студентов не дает возможности полноценному развитию и функционированию организма.

Одно из главных мест в обществе занимает проблема формирования здорового поколения. Его развитие на современном этапе характеризуется сложными социально-экономическими изменениями, которые декларируют необходимость скорейшего решения задачи сохранения здоровья населения, как непременной составляющей человеческой жизни, являющейся непреходящей ценностью [2, 3, 4].

Поэтому перед нами встала проблема изучения взаимосвязи уровня соматического здоровья студентов с их реальной двигательной активностью. Исследование данной взаимосвязи необходимо провести среди студентов основной, специальной медицинских групп и студентов факультета физической культуры. Исследование двигательной активности позволит сравнить и увидеть насколько расширенная двигательная активность в учебное время позволяет справляться с негативными сторонами образовательного процесса. Но в литературных источниках мы не встретили исследований, направленных на изучение и сравнение двигательной активности у студентов различных специальностей. В результате чего использование двигательных режимов, предлагаемых специалистами, могут быть эффективными для студентов, например, гуманитарного направления и неэффективными для естественно-научного или технического.

Все это позволило сформировать цель исследования - изучить взаимосвязь уровня соматического здоровья с двигательной активностью студентов.

Материал и методы исследования

На базе Белгородского государственного национального исследовательского университета были сформированы три группы: ОМГ (основная медицинская группа), СМГ (специальная медицинская группа) и ФФК (факультет физической культуры). Все студенты были 2 года обучения. В ОМГ вошли студенты, которые не имеют ограничений на занятиях по физической культуре (20 девушек, 18 юношей). К СМГ были отнесены студенты с ограничениями в занятиях физической культурой (19 девушек, 20 юношей). Цель, выделить по нозологическим группам студентов, не преследовалась. В дальнейшем такие исследования предполагаются. В группы ФФК вошли 15 девушек и 20 юношей.  

В исследовании использовался опрос в виде анкетирования, который позволил узнать мнение девушек и юношей о своей двигательной активности. Собственно двигательная активность измерялась шагомерами OMRON HJ-203. Уровень соматического здоровья определялся экспресс методикой по Г.Л. Апанасенко. Данная методика включала в себя индекс массы тела, силовой индекс, жизненный индекс, индекс Робинсона, время восстановления после 20 приседаний и общий балл по результатам индексов.

Результаты исследования и их обсуждение

Особенности двигательной активности студентов и мнение о ней в исследовании были определенны с помощью анкетирования. В анкетировании принимали участие 200 студентов - 100 девушек и 100 юношей. Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты анкетирования студентов

Вопросы анкеты

Девушки

Юноши

ФФК

ОМГ

СМГ

ФФК

ОМГ

СМГ

Сколько часов в неделю в среднем Вы находитесь на учёбе в вузе?

- менее 30 часов

16%

26%

8%

14%

14%

12%

- 30-48 часов

76%

60%

82%

82%

72%

74%

- 48 и более часов

8%

14%

10%

4%

14%

14%

Сколько часов в день в среднем Вы дополнительно занимаетесь учебной деятельностью вне вуза?

- менее 2 часов

20%

26%

26%

42%

34%

46%

- 2-4 часа

68%

60%

60%

46%

34%

32%

- более 4 часов

12%

14%

14%

12%

32%

22%

Из дома на учёбу Вы преимущественно ходите пешком или добираетесь на транспорте?

- пешком

36%

24%

20%

28%

26%

26%

- чаще пешком

12%

4%

2%

30%

8%

6%

- на транспорте

36%

60%

52%

28%

48%

58%

- чаще на транспорте

16%

12%

26%

14%

18%

20%

Сколько времени в день в среднем Вы двигаетесь?

- менее 1 часа

2%

4%

4%

0%

4%

2%

- 1-2 часа

10%

16%

16%

14%

18%

26%

- 2-3 часа

20%

30%

28%

24%

30%

26%

- 3-5 часов

32%

20%

34%

30%

18%

20%

- более 5 часов

36%

30%

18%

32%

30%

26%

Занимаетесь ли Вы какими-либо видами физических упражнений (помимо физкультуры в вузе)?

- да

56%

24%

18%

54%

40%

46%

- время от времени

32%

50%

50%

44%

48%

42%

- нет

12%

26%

32%

2%

12%

12%

Если Вы дополнительно занимаетесь физическими упражнениями:

а) характер этих занятий

- под наблюдением специалиста

82%

20%

12%

86%

8%

12%

- самостоятельный

18%

80%

88%

14%

80%

76%

б) сколько часов в неделю в среднем Вы занимаетесь?

- 1-2 часа

4%

22%

20%

4%

36%

52%

- 2-3 часа

20%

20%

18%

28%

40%

32%

- 3-4 часа

48%

22%

20%

26%

14%

6%

- 5-6 часов

28%

6%

6%

42%

10%

10%

Какой вид отдыха Вы предпочитаете?

- активный

46%

22%

24%

48%

4%

14%

- пассивный

0%

4%

6%

8%

74%

12%

- смешанный

54%

74%

70%

44%

22%

74%

Как Вы считаете, является ли Ваша двигательная активность для Вас достаточной?

- да

30%

22%

16%

48%

22%

28%

- скорее да

40%

40%

26%

34%

34%

34%

- нет

6%

10%

16%

8%

14%

12%

- скорее нет

24%

28%

42%

8%

14%

20%

Из результатов, представленных в таблице, можно увидеть, что учебная нагрузка у опрошенных студентов в общем одинаковая и составляет 30-48 часов. Время, затрачиваемое на внеаудиторную работу, преимущественно у студентов ОМГ, СМГ и ФФК составило, у большей части опрошенных, 2-4 часа в день. Несмотря на то что учебная нагрузка у студентов одинаковая, добираться до вуза пешком и двигаться в течение дня больше всех предпочитают студенты ФФК. Интересно, что студенты СМГ двигаются больше в течение дня, чем студенты группы ОМГ. Больше половины опрошенных юношей и девушек ФФК регулярно занимаются физической культурой и спортом вне вуза. Обязательным условием в такой деятельности они выделяют занятие под присмотром специалиста. Студенты других групп занимаются преимущественно «время от времени» и самостоятельно, что не желательно для юношей и девушек без физкультурного образования. Большинство опрошенных студентов предпочитают смешанный вид отдыха. Хотя девушки ОМГ предпочтение отдают пассивному отдыху. Несмотря на все выше сказанное, большинство студентов считают, что их двигательная активность является достаточной для них. Исключением стали юноши СМГ: 42% из опрошенных указали, что их двигательная активность скорее не соответствует достаточной норме.

Далее из опрошенных студентов случайным образом были выделены юноши и девушки, которые приняли участие в шагомер-исследованиях. Данное исследование проводилось в течение недели. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты шагомер-исследований студентов

День недели

Девушки

Юноши

ФФК

ОМГ

СМГ

ФФК

ОМГ

СМГ

Понедельник

11321±102

7659±768

6750±341

11279±608

9607±500

8178±391

Вторник

12236±337

8189±1829

7093±398

12329±329

9522±494

7951±459

Среда

11975±189

6041±1059

6832±560

13690±1017

9689±257

9118±232

Четверг

12048±432

8465±1270

7905±435

17449±1459

10333±309

8476±163

Пятница

12655±583

8399±1791

6544±510

14665±1291

9512±256

8512±415

Суббота

12955±405

8855±1486

5527±502

15386±1462

8241±950

6241±633

Воскресение

12105±538

7953±1680

6105±425

14116±743

8676±495

6962±276

Среднее за неделю

12185±202

7937±347

6700±201

14130±645

8777±142

7920±94

Сравнение результатов показало, что рекомендованная норма 10000 шагов в день выполняется лишь студентами ФФК, как девушками, так и юношами. Самая низкая двигательная активность была у студентов СМГ. Несмотря на занятия физической культуры, проводимые во вторник и четверг, двигательная активность девушек и юношей ОМГ и СМГ не поднималась больше, чем 10000 шагов. Полученные результаты еще раз подчеркивают, что активность студентов страдает, как от учебного процесса, так и от низкого интереса к физической культуре.

На заключительном этапе у студентов, принимавших участие в шагомер-исследованиях, был определен уровень соматического здоровья по методике Г.Л. Апанасенко. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты измерения уровня соматического здоровья

Показатели

Девушки

Юноши

ОМГ

СМГ

ФФК

ОМГ

СМГ

ФФК

x

±

m

x

±

m

x

±

m

x

±

m

x

±

m

x

±

m

Индекс массы тела

 

16,7

±

0,37

16,78

±

0,71

33,93

±

0,84

20,2

±

0,21

20,09

±

1,9

40,77

±

0,57

баллы

-1,5

±

0,13

-1,29

±

0,36

0,5

±

0,25

-0,1

±

0,07

-1,00

±

0,71

0,5

±

0,10

Жизненный индекс

 

55,6

±

1,27

53,49

±

3,46

58,7

±

0,95

60,9

±

0,95

55,19

±

4,70

64,2

±

0,55

баллы

2,1

±

0,18

1,57

±

0,43

4,30

±

0,36

2,64

±

0,10

1,00

±

0,71

3,13

±

0,59

Силовой индекс

 

37,6

±

1,13

39,41

±

1,42

44,27

±

3,54

55,9

±

1,24

54,62

±

4,98

61,40

±

3,15

баллы

-0,69

±

0,08

-0,57

±

0,20

0,83

±

0,12

1,46

±

0,16

0,00

±

0,58

1,57

±

0,69

Время вос-ния ЧСС после 20 приседаний

 

71,8

±

3,18

98,57

±

22,41

80,00

±

2,10

90,0

±

3,24

135,0

±

8,66

107,0

±

0,07

баллы

4,2

±

0,21

2,71

±

1,32

4,20

±

0,23

2,6

±

0,26

2,00

±

0,58

3,73

±

0,15

Индекс Робинсона

 

89,5

±

2,41

89,34

±

10,24

98,80

±

8,16

109,2

±

2,57

81,69

±

8,66

100,43

±

2,03

баллы

0,03

±

0,18

-0,14

±

0,59

2,27

±

1,18

-1,0

±

0,13

1,75

±

0,38

2,90

±

0,75

Общая оценка уровня здоровья

4,15

±

0,25

2,29

±

1,91

11,97

±

2,16

5,6

±

0,34

3,25

±

0,20

9,67

±

0,44

Результаты в таблице указывают, что соматическое здоровье в СМГ у девушек и юношей соответствует низкому уровню. Представляется, что полученный результат - это совокупность воздействия хронических заболеваний у студентов и негативные стороны образовательного процесса в университете. В ОМГ у студентов результат оказался немного выше, но характер его не отражает положительной стороны ситуации. Уровень здоровья девушек и юношей ОМГ ниже среднего. В группе студентов ФФК уровень соматического здоровья значительно выше, чем в двух других группах. Но по отношению к тому, что студенты физкультурного факультета должны быть с высоким уровнем здоровья, полученные данные это не подтверждают. Уровень соматического здоровья соответствует среднему в этой группе.

Заключение

Исследование, которое было проведено для анализа взаимосвязи соматического здоровья и двигательной активности, выявило, что на уровень двигательной активности влияет не только образовательный процесс, но и отношение студентов к двигательной активности, наличие отклонений в здоровье. Необходимо в дальнейшем расширять круг оцениваемых факторов для того, чтобы более точно можно было отразить результаты, характеризующие уровень двигательной активности.

При оценке уровня соматического здоровья общая тенденция прослеживается, как у девушек, так и у юношей. Уровень здоровья самый низкий оказался у СМГ, чуть выше - в группе ОМГ и значительно выше - у студентов ФФК. Но данные результаты соответствуют лишь среднему уровню, а не высокому, как ожидалось.

Анализ взаимосвязи данных показателей указывает, что, несмотря на высокую двигательную активность в группе ФФК, соматическое здоровье соответствует лишь среднему уровню. Двигательная активность в других группах ОМГ и СМГ не превышала среднесуточной нормы. В некоторые дни она даже была в 2 раза меньше нормы. Уровень здоровья в этих группах соответствует «низкому» и «ниже среднего». По-видимому, двигательная активность выступает как поддерживающий фактор в состояние соматического здоровья.

Двигательная активность является базовым компонентом деятельности человека. И по отношению к любому роду деятельности она должна быть высокой для того, чтобы формировать высокий уровень здоровья. Важно учитывать в данном вопросе и мотивацию студентов. Нельзя сказать, что студенты ФФК, оказавшись в столь строгих рамках учебного процесса, как студенты ОМГ и СМГ, двигались бы больше. Но важно то, что студенты педагогических специальностей должны достаточно серьезно относиться к данному вопросу, ведь в их руках будут новые поколения, которым необходимо доносить о важности и значительности двигательной активности.

Рецензенты:

Горелов А.А., д.п.н., профессор, заместитель директора ФГНУ «Институт социализации и образования» Российской академии образования, г. Москва.

Румба О.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет», г. Москва.