Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SPACE-PLANNING DECISIONS AND SOME STYLISTIC DIRECTION IN WOODEN – ARCHITECTURE OF WESTERN SIBERIA

Amirzhanova A.Sh. 1
1 Omsk State Institute of Servise
This article contains material about wooden architecture of Western Siberia, its features and aesthetic importance in formation of creative personality, as well as space-planning decisions and stylistic traits. The author raises the issue of conservation and studying of wooden heritage as traditional folk art and architecture is culture which incorporates the majesty and spirit of the people. An overview of the Siberian fortresses formation, their geographical locations, structures and functions are also presented. The specificity and differences between old Russian fortresses and Siberian military fortresses and those qualities which influenced subsequently on the exterior of the Siberian houses are determined. Such trends as severe climate, military engagements, settlers who were convicts, were also took into account. Later, large settlements emerge and grow with the development of the Siberian lands and the setting of paths which linked Siberia with the European part of Russia. If space-planning organization of houses still remains reserved, the decoration of the house’s main facade becomes solemn and richly decorated. Further, the author analyzes the effect how some great architectural styles of stone architecture influence on wooden architecture of Siberia. Finally, the author emphasizes the fact that the collected and published material has its own gaps at present. Therefore it is necessary to pay more attention to the researchers, art historians to fill these gaps and keep valuable information about the brightest wooden heritage; especially it is the most fragile part of our culture.
wooden architecture
prison
basement level
Neo Russian style
Art Nouveau style
decor
Одним из важнейших компонентов развития творческой личности является эстетическая среда, позволяющая развивать эстетический вкус, образное восприятие, воображение, активизировать творческую деятельность и вместе с тем формировать практические умения и навыки.

В данном случае под понятием эстетическая среда мы подразумеваем архитектуру. И если культура - это духовный каркас личности, то архитектура - это пространственный каркас культуры. Психологическое, физиологическое, эстетическое воздействие архитектуры на формирование творческой личности намного активнее, и оно ежедневно, постоянно, в отличие от нечастных посещений музеев, картинных галерей, театров и т.д.

Город - это музей, в котором тысячи людей соприкасаются с пространственно-временными проявлением понятий «гармония» и «соразмерность», прежде всего, на примере деревянного культурного наследия. Изучение данного типа памятников искусства всегда было и остается актуальным, так как деревянное зодчество - это зодчество народное, в нем закрепляется и передается из поколения в поколение народная память, вобравшая в себя веками складывающиеся представления о красоте и гармонии, основанные на глубоком понимании природно-климатических особенностей конкретного региона. Поэтому воздействие этого музея, его экспонатов, созданных руками народных мастеров, на личность, а тем более на формирование творческой личности, весьма актуально [1]. Таким образом, цель нашего исследования - выявить специфические особенности деревянной архитектуры Западной Сибири, определить стилистику её развития.

Широкий интерес к истории, к ее памятникам, особенно возросший в последнее время, заставил нас задуматься: все ли сделано для того, чтобы как можно лучше сохранить и изучить народное наследие. Ведь справедливым является утверждение, что деревянное зодчество - это самая хрупкая часть нашей культуры. И одна из основных проблем - продление срока жизни деревянных сооружений. Это позволит еще многим поколениям не только любоваться шедеврами русского деревянного зодчества, но изучать и воспитывать подрастающее поколение, так как в нем отражена архитектурно-строительная и художественная культура многих поколений наших предков. Культура эта яркая, самобытная, вобравшая в себя величие и дух народа, и в тоже время общественная, одарившая мир шедеврами архитектуры, являющаяся художественной ценностью.

Итак, материалом в данном исследовании выступает деревянная архитектура и домовая резьба Западной Сибири, пропитанная национальным своеобразием и неповторимостью. Творческий потенциал был настолько мощным, емким, что смог переработать свое и пришедшее из европейской части страны и создать нечто, достойно вошедшее в сокровищницу народного искусства. Искусствовед Л.В. Чуйко отмечает, что изучение резного декора городской деревянной архитектуры является  на сегодняшний день одной из актуальных проблем, особенно в связи со стремительным и необратимым процессом исчезновения исторической жилой застройкой [5].

Зодчество занимает особое, ведущее положение в русской культуре Западной Сибири. Декоративные формы и единство с природой - суровой, но богатой - составляют его главную художественную ценность. Истинная красота откроется только тому, кто не ограничится лишь осмотром зданий, а постарается почувствовать связь их с ландшафтом, улицами и площадями, с историей.

С древних времен в деревянных строениях русский народ мог наиболее полно раскрыть созидательный опыт и художественный талант. У каждого народа есть свой излюбленный материал. Россия - страна лесов. Из дерева мастерилось и строилось буквально все: домашняя утварь, орудия труда, избы и целые города. Все создавалось преимущественно топором. Как часто о грубо сделанных вещах мы говорим: топорная работа - не задумываясь о былых временах, когда отношение к «топорной работе» было совершенно иным. На Руси она всегда считалась «высшим классом» плотницкого мастерства. Избы не строили, а рубили вплоть до Петровской эпохи.

В XVI веке необозримые сибирские земли были присоединены к Российскому государству. Как известно, процесс этот был длительным и сложным. Основные русские крепости в Сибири, как правило, располагались вдоль рек, по течению которых продолжалось освоение неведомых мест. Именно в Сибири, по сравнению с европейской частью России, еще оставались богатые запасы прекрасного строевого леса, обеспечившие в основном деревянную застройку будущих городов Сибири.

Расселение русских в Сибири осуществлялось путем постройки военных крепостей - опорных пунктов защиты переселенцев. Острог или городок представлял собой пространство, огороженное деревянными стенами из бревен, поставленных вертикально и заостренных в верхней части, - отсюда и название «острог». По углам острога стояли башни, обычно увенчанные шатровыми крышами. Внутри острога располагались различные сооружения: церковь, приказная изба, склады, помещения для размещения гарнизона, хранения для оружия и продовольствия. Остроги отличались простотой, выразительностью и оказали огромное влияние на дальнейшее деревянное строительство в Сибири.

Несмотря на традиционные приемы в строительстве острогов и на сходства, между древнерусской и сибирской военной крепостью существует и значительное отличие. Характерными особенностями в строительстве сибирских острогов были: лаконичность общего решения, подчеркнутая строгость всего сооружения, то есть малая декоративность и выразительность силуэта. Это те качества, которые впоследствии нашли свое отражение в архитектурном облике сибирских жилищ.

Особые конструктивно-эстетические качества сибирского народного жилища формировалось в течение длительного периода и в весьма специфических условиях: суровая природа, военные столкновения, поселенцы-каторжники. Планировка сел была различна: первые основатели сел, землепроходцы, выбирали наиболее удобные в природном отношении места. Основными требованиями при выборе места являлись удобные для скотоводства и земледелия участки и наличие рек, так как последние являются основными связующими транспортными путями.

Неспокойная жизнь привела к появлению замкнутого дома, крытого двора, усадьбы со сплошной застройкой и хозяйственными помещениями по периметру двора, отгороженного от внешнего мира забором и монументальными воротами. Вход в усадьбу располагался со двора, а не с улицы. Этот прием организации жилища в известной степени был обусловлен еще и климатическими условиями [2].

Таким образом, при устройстве своего жилища сибиряки использовали большой опыт русского народного зодчества и в то же время стремились приспособиться к окружающей обстановке, отразить местные традиции и сделать свое жилище наиболее удобным и рациональным.

В целом, рассматривая типы изб в различных районах Сибири, можно заметить, что они не представляют большого разнообразия. В основание дома была заложена «клеть» - это квадратный или прямоугольный сруб из бревен, длиной шесть или восемь метров. Что касается своеобразия декоративного убранства, то здесь сразу же хочется отметить уникальность положения сибирских городов. Основа этой уникальности - пересечение культур Запада и Востока, Средней Азии, степного Казахстана и непосредственное влияние вековых традиции местного коренного населения. Все это привело к использованию в декоре сибирской избы не только своеобразных элементов декоративного искусства коренного населения, но и отражение традиции, пришедших извне [3].

Что касается материала, то для резьбы лучшим считалась древесина лиственных пород: липы, осины, березы, ольхи. Г.И. Витовтова подробно описывает, как работали сибиряки-резчики с разным материалом. Липа в Сибири была любимым материалом, но к середине XIX в. липовые леса были здесь почти полностью вырублены. Древесина липы, осины, ольхи позволяла выполнять тончайшие узоры. Осина ценилась еще и за то, что изделия из нее были легкими, прочными, могли долго храниться. Древесина березы плотнее, с нею сложнее работать, но на ней также делали тонкие узоры. Из хвойных пород деревьев выполняли домовую резьбу только с крупным орнаментом - это позволяло избежать скалываний вдоль годичных волокон и зрительного искажения формы рельефа. Сосна в крестьянской архитектуре шла на крупные украшения дома: причелины, фризы и пр. У ели годичные слои менее выражены, чем у сосны, поэтому из нее резали прялки, однако березовые прялки ценились дороже» [4].

В дальнейшем, с устройством в XVIII веке трактов, связывающих Сибирь с европейской частью России, расселение идет вдоль них. Возникают и растут большие села с преимущественно двухрядной застройкой. Притрактовые села развиваются в тесном общении с городом и это приводит к взаимному обогащению. Теперь дома стали строить с богато декорируемыми украшениями, появлялись многоквартирные деревянные строения. По-прежнему в организации и застройке усадьб в Сибири наиболее распространенными являются замкнутые усадьбы, обставленные по всему периметру двора хозяйственными помещениями.

XIX век внес существенные изменения в деревянное строительство Сибири посредством влияния различных стилевых направлений, господствующих в каменной архитектуре. Начало XIX века характеризуется для деревянной архитектуры расцветом классицизма. В целом, это дома, созданные по образу, с соблюдением строгой фронтальности и принципа симметричности. Основаны они на высоких подклетях, с мезонином, обшитыми тесом. Но здесь наблюдается достаточно скупое декоративное украшение резьбой.

Во второй половине XIX века на смену классицизму пришли псевдорусский стиль и стиль эклектика. Это одна из ярких страниц в истории деревянного зодчества. Немного усложнилась конструкция сооружения. Особое значение уделяется декоративному убранству. Еще как бы живы яркие народные традиции, но наряду с ними чувствуется сильное влияние городской каменной архитектуры и городской среды в целом. Купцы строили себе дома в псевдорусском стиле. Декор был достаточно пышным, главный фасад дома носил несколько торжественный характер и всегда был обращен к главной улице или имел выход на реку. Иначе говоря, очень важное значение имел выбор места под застройку. Предпочтение отдавалось высоким берегам Иртыша. Что касается декора, то резьба была разнообразна по форме, технике исполнения и чаще всего по тематике.

На рубеже XIX-XX вв. сибирская деревянная архитектура вступает в новую фазу своего развития. Так называемый «деревянный модерн» соединил в себе лучшие традиции народного зодчества и новые формы. В европейской архитектуре возникает новое архитектурное направление и довольно быстро проникает в сибирскую архитектуру. Модерн заимствует некоторые элементы неорусского стиля. На Западе модерн означал отказ от имитации исторических стилей, поиск нового архитектурного стиля, опирающегося на возможности современной техники и новых материалов, которые до того времени считались лишенными художественной выразительности и тщательно маскировались штукатуркой или каменной облицовкой. Таким образом, в деревянной архитектуре Сибири это было временем поиска новых объемно-планировочных форм и новой декоративной пластики на основе использования еще не раскрытых возможностей дерева как основного строительного материала.

Арсенал декоративных средств модерна обогащался за счет мотивов, которые он черпал в русской архитектуре, при этом своеобразно их трактуя. В некоторых случаях заимствовались лишь внешние признаки модерна, использовались манерные художественные приемы, основной акцент ставился на внешне эффектные накладные декоративные детали.

Однако в лучших деревянных постройках этого периода чувствуется проникновение в сущность модерна. Эти постройки обладают художественными достоинствами, и их архитектурный облик весьма выразителен. Существовало правило: в облике каждого дома должны быть индивидуальные, присущие только ему черты. Отсюда - яркие и интересные импровизации, создаваемые мастерами. Народные умельцы придавали простым элементам выразительность и тем самым делали их украшением дома и улицы [5].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что деревянное зодчество Западной Сибири проникнута самобытностью и пластически-выразительными особенностями. Также важной чертой, на  наш  взгляд, следует признать необычайное чувство реальности, сочетаемое с задачами декоративно-орнаментального характера, с неисчерпаемой фантазией. Но, к сожаленью, фактически материалы по деревянной архитектуре и домовой резьбе городов Западной Сибири, собранные и опубликованные к настоящему времени, при всей их значимости освещают картину формирования, развития и исследования этой области народного творчества фрагментарно. Поэтому  необходимы еще большие и напряженные усилия исследователей для того, чтобы пробелы в изучении деревянной архитектуры и домовой резьбы городов огромного западносибирского региона были заполнены и представление об этом ярчайшем явлении традиционной местной культуры обрело необходимую целостность. Тем более деревянное зодчество, эта хрупкая часть нашей народной культуры, потихонечку исчезает и, следовательно, мы утрачиваем важную часть народной традиции. А идейно-воспитательное значение произведений народного творчества, деревянного зодчества состоит в том, что оно воспитывает в человеке здоровое нравственное начало и уважение к бесценному национальному наследию, способствует возрождению духовности, развивает художественные способности и обогащает интеллект. При внесении элементов художественного творчества на основе знания народных традиций в систему современного обучения и воспитания открываются большие возможности в области совершенствования педагогической работы.

Рецензенты:

Федяев Д.М., д.филос.н., профессор, проректор по НИД Омского государственного педагогического университета, г. Омск.

Медведев Л.Г., д.п.н., профессор кафедры академической живописи и рисунка Института Искусств Омского государственного педагогического университета, г. Омск.