Роль ценностей в жизни, как отдельного индивида, так и общества в целом чрезвычайно велика. В соответствии с ними происходит отбор информации в процессе общения, устанавливаются социальные отношения, формируются аффекты (эмоции и чувства), навыки взаимодействия и т. д. Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. Формирование ценностных ориентиров происходит на протяжении всей жизни человека, но наиболее системно, последовательно и глубоко в период взросления в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
В концепции указывается, что именно школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно школа должна формировать гражданскую, духовную и культурную позицию школьника.
Одним из наиболее интенсивных периодов, в которые происходит формирование ценностей - подростковый возраст. Пережитое и усвоенное в это время отличается большой психологической устойчивостью. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Поэтому необходимо обратить пристальное внимание на особенности развития ценностно-смысловой сферы именно на этом возрастном этапе.
Исходя из выше сказанного цель исследования: определить особенности развития ценностно-смысловой сферы современного подростка.
Ценность - понятие, используемое в философии, социологии и психологии для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов. Ценности входят в структуру личности и определяют ее направленность, они формируются в процессе социализации и обеспечивают духовную ориентацию человека, направленность его мировоззрения.
Ценность - термин, широко используемый для указания на личностное, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценности выступают для индивида как некоторые критерии оценки и осмысления действительности, в частности, социальных ситуаций, людей, а также самого себя. В то же время, ценностные представления считаются категориями, при помощи которых человек обозначает те или иные явления мира. Таким образом, ценности являются основанием для познания и конструирования целостного образа социального мира.
Категория ценности является сложной в современной психологической науке. Разработка данной проблематики продолжает оставаться одной из самых актуальных. Об этом свидетельствует тот факт, что на сегодняшний день в российской научной литературе имеется большое количество определений ценностей. Такое многообразие возникло в результате того, что авторы стремятся анализировать ценности под разными углами зрения, на разном уровне абстракции, в различной взаимосвязи с другими явлениями. Психологический подход к определению ценностей отражается в определении, которое основывается на утверждении о том, что ценности являются специфическими образованиями сознания, выступают в структуре общественного и индивидуального сознания идеалами, обобщенными представлениями о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения, идеальными критериями оценки и ориентации личности и общества. Определение, основанное на таком подходе, дала И.М. Попова, которая говорила, что «...под ценностями целесообразно понимать обобщенные представления («ценностные представления»), выступающие в качестве общественных идеалов, стереотипов общественного и индивидуального сознания, функционирующих как идеальные критерии оценки и ориентации личности и общества» [5].
Личные ценности, являясь специфическим отражением коллективных, могут значительно различаться у разных членов этой группы, так как на них откладывают отпечаток личностные особенности каждого конкретного индивида. Ценности могут отличаться интерпретацией, расстановкой акцентов, соответственно в группе (обществе) не найдется двух человек имеющих одинаковые системы ценностей.
Д.А. Леонтьев в своей статье «От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности» (статья первая) делает значимый вывод: «...личностные ценности являются генетически производными от ценностей социальных групп и общностей разного масштаба. Селекция, присвоение и ассимиляция индивидом социальных ценностей опосредуются его социальной идентичностью и ценностями референтных для него малых контактных групп, которые могут быть как катализатором, так и барьером к усвоению ценностей больших социальных групп, в том числе общечеловеческих ценностей» [3].
Необходимо отметить, что выбор социально значимых объектов, которые в результате оценки их полезности, важности получают для человека статус ценности, осуществляется при помощи ориентации. Поэтому еще одним важным термином является термин «ценностные ориентации». А.Г. Здравомыслов писал: «Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, в них как бы резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии»[2]. Ценностные ориентации не существуют в сознании каждого человека как отдельные категории, они объединяются в структуры, имеющие строгую иерархию. При этом важно, какие именно ценностные ориентации оказываются доминирующими, центральными, системообразующими. Система ценностных ориентаций представляет собой совокупность, упорядоченную по степени важности.
Близким по смыслу понятию ценностных ориентаций, является понятие личностных смыслов. В отечественной психологии одним из первых заговорили о понятии смыслов Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин. Обобщил и развил представления о смыслах Д.А.Леонтьев. Он определяет смысловую сферу личности - главную основополагающую подструктуру - как «...особым образом организованную совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающую смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах»[4]. Здесь можно увидеть некоторое сходство с ценностными ориентациями (по Д.А. Леонтьеву, личностными ценностями), которые также несут в себе регулятивную функцию жизни человека.
Учитывая вышесказанное, интересным представлялось выяснить, какие ценности превалируют у учащихся старшего подросткового возраста в МБОУ гимназии № 161 г.Екатеринбурга (как представителей отдельной социальной среды), учитывая, что на формирование ценностей каждого оказывают влияние семья, социально-политическая ситуация в стране, ценности малых референтных групп, среди которых класс, друзья и другие. Важным являлась необходимость определить, какие смыслы вкладывают учащиеся в свою жизнь.
Методы исследования. Для изучения ценностно-смысловой сферы учащихся были выбраны три методики: методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Тест смысло-жизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева (адаптированная версия теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика), ориентировочная анкета для изучения направленности личности В. Смекала и М. Кучеры.
В исследовании принимали участие учащиеся 9 - 10 классов в количестве 135 человек, из них 86 девочек (63,7%), 49 мальчиков (36,3%). Средний возраст учащихся - 15,6 лет.
Методика «Ценностные ориентации» - это тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
- Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.
- Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей [6].
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
«Тест смысло-жизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева позволяет оценить направленность некоторых жизненных смыслов, объединенных в 6 факторов: общий показатель осмысленности жизни, три конкретных смысложизненных ориентации: наличие целей в жизни, интереса и эмоциональной насыщенности жизни, удовлетворенность самореализацией, два аспекта локуса контроля: «Я» и «Жизнь» (показывающие степень убежденности в том, что человек может обладать свободой выбора и самостоятельно управлять своей жизнью).
Ориентировочная анкета для изучения направленности личности В. Смекала и М. Кучеры позволяет определить, на что в большей степени ориентируется человек в процессе жизнедеятельности: на самого себя, собственное благополучие, стремление к личному первенству, престижу, на общение (даже в ущерб качеству выполняемого дела) или на само дело, достижение общей цели.
Изучение ценностно-смысловой сферы выявило некоторые особенности ее развития: среди терминальных ценностей большее предпочтение учащиеся отдают конкретным ценностям и ценностям, касающимся личной жизни, на более высокие места учащиеся ставят, среди терминальных ценностей, любовь, счастливую семейную жизнь, наличие хороших и верных друзей, здоровье, уверенность в себе (ценности расположены в порядке снижения рангового места), менее важными респонденты считают красоту природы и искусства, счастье других, развлечения и творчество. Не вошли в число предпочитаемых групп ценности профессиональной самореализации.
Такая ситуация с одной стороны соответствует особенностям старшего подросткового возраста, так как именно в этом возрасте наиболее значимыми становятся тесные эмоциональные контакты, а так же интенсивная социализация, связанная с увеличением социальных контактов и возрастанием влияния сверстников на личность. Но с другой стороны, это противоречит особенностям развития старшего подросткового возраста, так как одной из важнейших целей развития в старшем подростковом возрасте является выбор профессии - от интереса к престижным профессиям к адекватной оценке своих возможностей и выбору соответствующей профессии. Такая ситуация может быть результатом нежелания брать на себя ответственность за свое будущее, надежда на материальную помощь родителей. Такую ситуацию часто поддерживают сами родители, чрезмерно опекая и принимая решение за своих детей.
Для учащихся старшего подросткового возраста гораздо более привлекательными являются здоровье, наличие хороших и верных друзей, то есть то, что можно оценить непосредственно, в режиме «здесь и теперь», чем познание, красота природы и искусства, жизненная мудрость, так как эти категории невозможно измерить и нет критериев, которые бы показали, насколько эти позиции важны для каждого конкретного человека. Исключение составляет такая абстрактная ценность как любовь, которая занимает лидирующую позицию среди терминальных ценностей. Это еще раз доказывает важность для учащихся старшего подросткового возраста эмоциональных взаимоотношений.
Среди инструментальных ценностей на первом месте стоят конформистские ценности, ценности дела, индивидуалистические ценности и принятие других (ценности расположены в порядке снижения рангового места), такие как образованность, смелость в отстаивании своего мнения, воспитанность, жизнерадостность, твердая воля. Предпочтение конформистских ценностей отражает такую возрастную особенность как реакция группирования, желание принадлежать к референтной группе сверстников.
Учитывая, что учащиеся поставили на третье место по значимости индивидуалистические ценности, то в сочетании эти факторы могут свидетельствовать о желании учащихся не просто принадлежать группе сверстников, но и занимать там лидирующие позиции, о потребности в том, чтобы остальные члены референтной группы ориентировались на их мнение, решение, так как одной из ведущих инструментальных ценностей является смелость в отстаивании своего мнения и взглядов. Наличие достаточно большого количества таких учащихся в школьном коллективе (39,3%), который, как правило, и является одной из референтных групп, может приводить к появлению конфликтных ситуаций, влияющих как на взаимоотношения в ученическом коллективе, так и на образовательный процесс. Усугублять такую ситуацию может то, что такую инструментальную ценность как чуткость учащиеся поставили на семнадцатое место по важности, что свидетельствует о неумении и нежелании прислушиваться к настроению, желаниям окружающих их людей.
Поставив на второе место по важности для себя ценности дела, в особенности образованность, смелость в отстаивании своего мнения, твердую волю, учащиеся продемонстрировали желание добиваться успехов в своей деятельности.
Для изучения взаимосвязи между результатами исследования использовался коэффициент ранговой корреляции Пирсона.
Корреляционный анализ показал, что ценности дела не сочетаются в сознании учащихся с конформистскими ценностями (r = -0,340) и ценностями общения (r = -0,790), что может свидетельствовать о том, что добиваться успехов в деятельности учащиеся будут, опираясь только на свои собственные силы, общение и дело не являются для них дополняющими друг друга ценностями, это две не пересекающиеся области их жизни. Терпимость и чуткость, как инструментальные ценности, малозначимы для учащихся (10 и 14 ранговые места соответственно), так как это свойственно старшему подростковому возрасту. Максимализм - характерная черта большей части молодежи в течение этого периода жизни. Понимание нюансов человеческих отношений, эмоциональных переживаний еще не сформировано, поэтому, как способ достижения каких-то личных целей, эти ценности в большинстве случаев не воспринимаются. Это приводит к разобщению учащихся в процессе обучения, не способствует приобретению навыков совместной работы, что тормозит формирование коммуникативной компетенции.
При изучении направленности личности с использованием методики, предложенной Смекалом и Кучером, мы увидели, что все три направленности: на себя, на общение и на дело, встречаются у каждого испытуемого, но в разной мере, поэтому необходимо говорить в результате диагностики не о единственной, а о преобладающей направленности. Преобладающей может быть, в основном, только одна направленность. В редких случаях наблюдается сочетание двух направленностей. В результате исследования только 4,4% учащихся имеют равное количество баллов по каким-либо двум направленностям: 2,2% учащихся, имеющих равную направленность на собственную личность и на общение, 1,5% - на общение и на деятельность, и 0,7% учащихся - на себя и на деятельность.
Учащиеся, чья преобладающая направленность - направленность на себя, ориентируются на собственное благополучие, стремятся к личному первенству, они заняты, как правило, самим собой, своими чувствами и переживаниями, мало реагируют на потребности людей вокруг себя, в работе видят, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания. Таких учащихся большинство - 48,2%.
Направленность на себя имеет обратную корреляцию со следующими показателями методики Д.А. Леонтьева «Тест смысложизненных ориентаций»: с целями - r = -0,188, с процессом - r = -0,211, с локусом контроля «жизнь» - r = -0,175, с общим показателем осмысленности жизни - r = -0,213. Это свидетельствует о том, что учащиеся, ориентированные на себя не видят целей в будущем, живут настоящим днем, не воспринимают процесс жизни как интересный и насыщенный, убеждены, что жизнь мало подвластна сознательному контролю, свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Ориентированные на себя учащиеся имеют более низкую осмысленность жизни, чем ориентированные на общение или дело.
Чем больше учащиеся ориентируются на собственную личность, тем на более высокие места они ставят конкретные ценности (r = -0,218), тем менее значимыми являются абстрактные ценности (r = 0,216). Учащиеся, ориентированные на себя, выбирают, как более приоритетные, ценности самоутверждения (r = -0,220), среди которых высокие запросы, независимость, нетерпимость к недостаткам и другие. Менее значимыми для них являются ценности, связанные с принятием других людей (r = 0,231), среди которых самоконтроль, терпимость, чуткость, широта взглядов и честность. Учитывая то, что таких учащихся большинство, мы имеем повышенную конфликтность в ученическом коллективе, приземленность желаний, ориентацию на удовлетворение желаний в настоящем, неумение видеть перспективу в будущем.
Учащиеся, с преобладанием направленности на общение, стремятся поддерживать хорошие отношения с одноклассниками, проявляют интерес к совместной деятельности, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий. Они ориентированы на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. Таких учащихся - 33,3%. Чем больше учащиеся ориентированы на общение, тем меньше их интересует процесс и результат дела (коэффициент корреляции r = -0,508). Ориентированные на общение учащиеся приоритетными для себя ценностями считают ценности общения и принятия других (r = -0,261 и r = -0,223 соответственно).
Те учащиеся, которые ориентируются на дело, на лучшее выполнение обязанностей, способны отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Они увлечены самим процессом деятельности, стремятся к познанию и овладению новыми умениями, полезными в любой деятельности. Таких учащихся 14,1%.
Деловая направленность отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.
Эти учащиеся имеют цели в жизни, которые придают ей осмысленность, направленность и временную перспективу (коэффициент корреляции r = 0,174). Такие учащиеся высоко оценивают такую терминальную ценность как профессиональная самореализация (r= -0,255).
Исследование выявляет проблемы в развитии ценностных ориентаций: старший подростковый возраст - возраст выбора будущего направления образования (профильные классы, профессиональное обучение в средних специальных учебных заведениях), но ценности профессионального самоопределения не являются преобладающими у учащихся, направленность на себя не дает возможности учащимся проявить себя в качестве активного участника деятельности, нацеленного как на достижение результата, так и на сам процесс деятельности, что снижает осмысленность жизни в целом.
По нашему мнению, такое состояние ценностных ориентаций учащихся может основываться на том, что формирование их основ в раннем детстве пришлось на середину - конец девяностых годов прошлого века, на то время, когда были разрушены ценностные ориентации прошлого, связанные с превалированием в жизни общества коллективистских, направленных на достижение результатов в деле ценностей, а новые ценностные ориентации были настолько неопределенны и изменчивы, что это не позволило сформировать систему ценностей, в которой успех и качество жизни каждого связывался бы с преимуществами совместных достижений и зависел бы от результата совместной деятельности. Эту ситуацию усугубил кризис конца девяностых годов, пришедшийся на момент рождения наших испытуемых, и первичное усвоение ценностей, которое происходит на уровне семьи, прочно закрепило в сознании детей принципы индивидуализма, ориентации на себя, на собственные потребности, неумение видеть в окружающих партнеров на пути к достижению цели. Пропагандируемый государством через средства массовой информации, социальные институты (и школу в том числе) принцип конкурентоспособности обострил закрепленные в детстве представления о преимуществах индивидуализма, необходимости опираться на собственное мнение, принимать свое собственное решение, зачастую в ущерб отношениям и результативности выполняемых обязанностей (учебных, трудовых). Исследование выявило противоречие в развитии учащихся старших подростков: в этом возрасте на одном из первых мест должно стоять профессиональное самоопределение учащихся, реально же учащихся в большей степени интересуют собственное благополучие, чувства и переживания, связанные с личной жизнью, общение со сверстниками.
Вывод
Вышеизложенное показывает необходимость развития в подростковом возрасте деловой направленности личности, развития ценностей, касающихся собственной профессиональной ориентации, ценностей, способствующих умению добиться результата в любой деятельности: рационализма, активной жизненной позиции, образованности и других как средствами воспитательной, так и учебной деятельности, так как одним из основных новообразований старшего подросткового возраста должен стать выбор траектории дальнейшего профессионального обучения на основе профессионального самоопределения.
Рецензенты:
Сыманюк Э.Э., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой Акмеологии и психологии управления ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г.Екатеринбург.
Фоменко С.Л., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой Высшего педагогического образования ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г.Екатеринбург.