Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TIME FOR NEW SOLUTIONS: APPROACHES TO FORMATION OF MODERN SYSTEM OF METHODICAL WORK IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Amrenova M.M. 1
1 "Omsk College of Commerce, Economics and service"
In the article the characteristic of approaches to the creation of a new, modern system of methodical work, ensuring continuity of increasing the level of professional competence of the personnel professional education, the analysis of problems in the organization of methodical work at present. Become topical questions updates activities of teaching service, a new content to improve the professional competence of the teaching staff, methodical support of educational practice, formation and development of methodical competence of teachers. One of the forms of corporate training of teachers is the model of pedagogical session, based on a positive educational experience, high professional results. The involvement of the initiative, able to constructive and creative activity of teachers in the creative Association allows to develop methodical activity as a managed and effective process to create conditions of high quality of realization of educational services. Networking based on the mechanism of joint activities and social partnership, adequate and prompt response to the changing educational needs of the subjects, is one of the most promising and effective models of methodical work.
self-learning organization
networking
methodical support of educational practice
methodological work
В условиях модернизации российского образования и многообразия педагогических инноваций особо значимым становится создание новой, современной системы методической работы, обеспечивающей непрерывность повышения уровня профессиональной компетентности работников образования, развития их профессионального педагогического мастерства. Не потеряли актуальности слова Ю.К.Бабанского о том, что «через методическую работу осуществляется подготовка педагогов к внедрению нового содержания образования, овладение инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями» [2].

Периоды обновления и зарождения новых видов и форм методической работы связаны, прежде всего, с реформами образования, которые диктуются экономическими и социальными задачами общества, новыми целями подготовки специалистов и требованиями к содержанию обучения. В процессе модернизации системы среднего профессионального образования возникают новые мотивационные, коррекционные и методические проблемы при разработке, реализации инновационных образовательных программ, что требует внедрения интерактивных и информационных методов обучения, расширения спектра методического обеспечения и методического сопровождения учебного процесса. В связи с переходом на новое содержание профессионального образования появляется потребность в обобщении опыта методической работы колледжей по реализации инновационных методических задач.

Сегодня традиционная методическая работа не может в полной мере удовлетворить все потребности педагогической общественности, не может обеспечить и необходимую «новому» педагогу научно-методическую, консультативную поддержку.

Приоритетная задача методических служб профессиональных образовательных организаций - это подготовка педагогических и руководящих работников к введению и научно-методическому сопровождению федеральных государственных образовательных стандартов.

Практика введения стандартов среднего профессионального образования показывает педагогические риски и трудности, связанные с недопониманием позиций ФГОС, концептуальных и методологических основ современной системы подготовки рабочих кадров и специалистов, формальной подменой нового содержания, стремлением сохранить репродуктивные способы профессиональной деятельности, недостаточным усвоением понятийного аппарата новых стандартов, неэффективным управлением методической работой, медлительным переходом системы повышения квалификации на адресную помощь педагогам и использованию интерактивных форм приращения знаний.

Мы соглашаемся с точкой зрения М.М.Поташника: «управление инновационной методической работой представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие всех участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей» [5].

Для постоянного профессионального роста педагогов, а также учета уровня их реальной профессиональной готовности к решению инновационных методических задач требуется:

  • целостность, систематичность методической деятельности в образовательном учреждении;
  • согласованность и координация деятельности всех педагогов, работающих по новым образовательным стандартам, а также менеджеров образования, работодателей (специалистов отрасли);
  • сохранение традиций, ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрение новых;
  • учет опыта, уровня подготовленности педагога, а также определение перспектив его профессионального роста;
  • выбор форм и методов методической работы, обеспечивающей развитие творческих способностей и предусматривающей большую самостоятельность и ответственность педагога.

Процессы реализации новых стандартов требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания повышения профессиональной компетенции педагогических кадров, особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики, формирование и развитие методической компетентности педагогов. Реализация новых стандартов требует решения целого комплекса взаимосвязанных аналитических и проектных задач, разработки научно-методических и учебных материалов, способных обеспечить «качественный подъем подготовки в среде среднего профессионального образования» [1] и вывести его на новый уровень. В новых образовательных условиях методическая деятельность, являясь метадеятельностью (функция управления всеми видами методической деятельности), представляет собой механизм профессионально-личностного развития преподавателя, опосредующего результат профессиональной подготовки студентов. При этом главной становится преобразующая инновационная функция, которая актуализирует проблему методической компетентности педагога колледжа и организации непрерывного повышения профессиональной квалификации. Несмотря на то, что повышение качества образования зависит от многих факторов, а методическая деятельность многопланова, повышение педагогической компетентности педагога является основным направлением методической работы в образовательном учреждении. Инертный, неразвивающийся преподаватель, мастер производственного обучения никогда не воспитает творческую созидательную личность.

Новая образовательная практика предполагает сформированность ценностного отношения к методической деятельности, наличие интереса к методической литературе, стремления к развитию методических знаний; умений моделировать образовательный процесс в разных педагогических условиях, проводить и анализировать педагогический эксперимент на основе методических знаний. Система внутриорганизационного обучения, в основе которой лежит идея непрерывности повышения профессиональной и социально-психологической компетентности персонала, обеспечивающего решение актуальных и перспективных задач организации, занимает важное место в системе управления человеческими ресурсами. В новом контексте качественно переосмысляется роль учреждений, которые должны стать в полном смысле этого слова обучающими организациями, заинтересованными в развитии своих работников и несущими за это ответственность. Необходимы новые формы взаимодействия между сферой образования, труда и досуга, на основании которых сформируются новые модели использования времени в рамках жизненного цикла человека. Накопление новых знаний сотрудниками организации становится обучением самой организации. Изменения во взглядах педагогов находят отражение в образовательной практике. Все больше современных образовательных систем рассматривают человеческий капитал как основной стратегический ресурс и создают свои внутренние программы обучения. Образовательные учреждения мало используют так называемый «ресурс обучаемости». Современная управленческая модель, связанная с идеологией самообучающейся организации, предполагает, что в такой организации принято учиться. Одной из форм самообучения организации, на наш взгляд, является педагогическая сессия, способствующая не только обновлению наличных компетенций, но и переводу педагогов в новую профессиональную позицию. Модель педагогической сессии занимает центральное место в организационном обучении в образовательном учреждении. Данная форма выступает как практический инструмент трансформации методической работы в корпоративное обучение, основанное на позитивном педагогическом опыте, высоких профессиональных результатах. Большую роль играет выбор темы сессии. Она призвана очертить круг вопросов, связанных с поставленной целью и обозначить вектор деятельности в рамках сессии, должна учитывать специфику среднего профессионального образования, и обращена к конкретной педагогической практике, реальным проблемам профессионально-педагогической деятельности. С 2010 года реализуется данная модель развития профессионального мастерства педагогов в Омском колледже торговли, экономики и сервиса. В форме педагогических советов, тренингов, семинаров, публичных лекций по заданной проблематике проводится установочная сессия. Обмен опытом работы, открытые занятия, консультации, круглые столы, рефлексивные практикумы составляют содержание педагогической сессии, и завершается она психолого-педагогическим тестированием преподавателей, руководителей по актуальным вопросам профессионального образования и педагогической научно-практической конференцией. Резонансные воздействия высвобождают мощные внутренние силы и возможности педагога, выступают в процессе самоорганизации пробуждающими импульсами, которые способствуют раскрытию скрытых потенций, созданию установок на перспективные тенденции собственного развития. На наш взгляд, инновационная форма управления развитием педагогов педагогическая сессия содержит эффективные резонансные воздействия по актуализации проблемы самообразования преподавателей.

Особую роль в процессе повышения квалификации по формированию методической компетентности педагогов, на наш взгляд, играют временные методические объединения, созданные для решения вопросов, наиболее актуальных на данный момент. Их смысл в том, чтобы собрать в одну команду педагогов, менеджеров образования, способных решить поставленную задачу. Вовлечение инициативных, способных к конструктивной созидательной деятельности педагогов позволяет развивать методическую деятельность как управляемый, эффективный процесс по созданию условий качественной реализации ими образовательных услуг. Такими объединениями в колледже являются проектные коллективы по разработке и ежегодному обновлению образовательных программ по различным специальностям; проблемные группы «Портфолио педагога», «Портфолио студента», «Модель выпускника», рабочие группы «Кейс-технология», «Учебная фирма», «ЭУМК», творческая лаборатория «Позитивный контент». Данными методическими объединениями разрабатываются конкретные методические продукты: модели, правила, методические рекомендации, пособия, положения, алгоритм действий, программы, инструкции и т.д. Результаты работы представляются на заседаниях совета по управлению разработкой образовательными программами, а также методического, педагогического советов, семинарах, открытых занятиях, научно-практических конференциях и в ходе такой инновационной формы повышения квалификации, как «педагогическая сессия». Необходимость внедрения именно таких подходов подтверждается исследователями, утверждающими, что формирование профессионального мастерства педагога в условиях модернизации образования требует сочетания компетентностного подхода с целостным, деятельностным, личностным и индивидуально-творческим подходами[3].

В современных условиях профессиональная образовательная организация может развиваться успешно в случае, если в образовательном процессе учитываются требования новой среды, сформировавшейся под влиянием информационно-коммуникационных технологий. Это условие актуально и для становления новой системы методической работы в колледже. Организация и координация сетевого взаимодействия в формировании целостного и открытого методического пространства, основанного на механизме совместной деятельности и социального партнерства, адекватного и оперативного реагирования на изменение образовательных потребностей субъектов, является одной из наиболее перспективных и эффективных стратегий и моделей деятельности методических служб. Под сетевым взаимодействием понимается деятельность, направленная на совместное решение проблемы. «Сетевое взаимодействие - это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования: это способ деятельности по совместному использованию ресурсов иных учреждений» [4]. Круг взаимодействия субъектов образовательной деятельности увеличивается, педагог становится участником различных видов сообществ и активным субъектом деятельности, и следовательно, повышается уровень его профессиональной компетентности, что, в свою очередь, повышает качество образования. Так, в колледже был организован на основе информационной системы МОДУЛ обмен опытом педагогами и методистами учреждений среднего профессионального образования по теме: «Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательных программ в условиях ФГОС СПО и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Педагоги представили разработанные контрольно-оценочные средства, программы профессиональных модулей, технологические карты для совместного выявления педагогических рисков, трудностей, проблем и поиска их решений. Безусловно, организация методической работы посредством виртуального общения не заменяет полностью привычные формы методической деятельности, а существенно расширяет и дополняет их.

Современные подходы к методической деятельности проявляются в актуализации продуктивного использования методов, форм и содержания методической работы, в активном участии в инновационной деятельности и творческих проектах, в способности разрабатывать и внедрять новые образовательные программы и педагогические технологии.

Одной из тенденций развития методической службы является формирование у педагога устойчивой потребности в самообразовании, необходимости непрерывно побуждать его к изучению новой информации и опыта, учить самостоятельно приобретать знания, создавать условия для их актуализации, творческого применения в различных ситуациях, приучать к самоанализу и самооценке.

Исследователи проблем управления системой образования с учетом современных требований и подходов признают наибольшую ценность осуществления методистами различных функций и видов деятельности, в первую очередь таких функций, как программирование, проектирование, диагностирование, так как полуфункциональность позволяет не только качествен­но выполнять работу, но и совершенствовать ее.

Апробированные методики и опыт могут стать гарантом успеха, если методист овладевает средствами технологии проектирования как своей собственной методической деятельности, так и образовательного процесса. Так, например, развитие исследовательских умений и навыков методиста формирует у него умение выявлять тенденции развития образования и соответствующие актуальные образовательные потребности педагогических кадров, прогнозировать их динамику с учетом специфики образовательного пространства в системе высшего образования. Развитие проектировочных способностей методиста и педагога будет обеспечивать его эффективное участие в разработке региональных программ, проектов инновационных учебных заведений, перспективных моделей обучения. Важнейший показатель оптимальной, эффективной методической службы в образовательном учреждении - организация такой методической работы, которая вытекает из запросов, интересов и реальных проблем данного педагогического коллектива, способствует его развитию и разрешению возникающих затруднений. Критерии оценки результативности методической работы нередко трудно отследить или вовсе невозможно измерить. Однако косвенные или субъективные данные, а главное общее состояние дел в образовательном учреждении, являются самым убедительным показателем оптимальности, успешности, продуктивности функционирования методической службы. Главная задача методической службы не сводить методическую работу к разовым мероприятиям, а обеспечивает её непрерывный повседневный характер, позволяющий теснейшим образом связывать содержание методической работы с педагогическими проблемами и результатами реального образовательного процесса. В практическом плане методической службе профессиональной образовательной организации предстоит осуществить сложный в психологическом и организационном отношении переход от ориентации на внутренние формальные показатели (количество разработанных программ, методических рекомендаций, проведенных мероприятий и т.п.) к ориентации на достижение конечных целей реализации Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.

Таким образом, развитие мобильности субъектов образовательного пространства, способности к высокой адаптации в изменяющихся условиях профессиональной деятельности, к освоению инноваций в образовании, полноценной профессиональной и личностной самоорганизации, самообразовании; готовности к разработке и реализации собственных продуктивных идей, построению стратегий своего развития требует новых подходов к формированию современной системы методической работы в профессиональных образовательных организациях.

Рецензенты:

Шипилина Л.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой профессиональной педагогики, психологии и управления ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск.

Амиргазин К.Ж., д.п.н., профессор, директор Омского филиала ФГБОУ ВПО «Высшая школа народных искусств» (институт), г.Омск.