Изменения, происходящие в настоящее время в мире под воздействием глобализационных процессов, череда «цветных» революций и локальных войн часто является катализатором тенденций, направленных на интеграцию в различных сферах, обусловливая необходимость осмысления функций границ в решении множества проблем экономико-правового и социокультурного характера [7].
Стремительная пятидневная грузино-осетинская война 2008 года вместе с разрухой и человеческими потерями принесла Республике Южная Осетия долгожданную независимость. Однако для обеспечения этой независимости мало одних только декларативных заявлений, нужно обустройство государственных границ со всеми вытекающими экономическими, политическими, военно-юридическими и социокультурными проблемами, присущими трансграничным и приграничным территориям [1; 2]. В условиях конкретного региона, охватывающего Южную и Северную Осетию, то есть самостоятельное независимое государство и один из субъектов Российской Федерации, но этнически идентичные, остро стоит и проблема занятости населения, имеющая, в силу особенностей трансграничного региона, свою специфику.
Обеспечение расширения рынка труда является составной частью социально-экономической политики государства, нацеленной на реализацию прав граждан в области содействия полной, эффективной и свободно избранной занятости в интересах роста уровня и качества жизни населения и повышения эффективности экономики. Реализация данной политики, осуществляемая через различные социальные программы федерального и регионального уровней, обусловливает и возможности регулирования полностью связанных с нею социальных сфер, таких как поддержка и социальная защита многодетной семьи, миграция, выравнивание демографических показателей и т.д. Прогнозировать эффективность реализации таких целевых программ по всем указанным сферам можно только с учетом специфики региона и результатов системно-интегративного анализа.
Особенно актуально решение данной проблемы для трансграничных территорий, например, Республики Северная Осетия-Алания, в которой продолжающийся спад производства и слабая эффективность программ занятости вызывают усиление миграционных потоков, подрывают политику государства в отношении урегулирования демографических проблем.
Существенный вклад в исследование вопросов адаптации государственной политики к рискам и вызовам в сфере занятости, сопряженным с неизбежным усилением экономической нестабильности под воздействием глобализационных процессов, изучению особенностей функционирования регионального рынка труда, проблемам структурной и функциональной асимметричности социально-экономического развития российских регионов и различным аспектам управления устойчивым развитием региона внесли ученые-регионоведы В.Ю. Ашхотов, С.С. Бадмаев, С.С. Галазова, М.Г. Ганапольский, Д.А. Еделев, Т.П. Елисеева, Б.Т. Моргоев, Н.Н. Новосёлова, А.А. Татуев, С. Г. Тяглов, А.Х. Шидов, В.И. Яковлев и др.
В то же время остается нерешенным ряд проблем научно-практического плана, связанных не только с демографическими, социально-экономическими особенностями трансграничного региона, но и с постоянно возникающими задачами в государственном регулировании рынка труда, решении проблем занятости на региональном уровне. Поэтому определение мер, направленных на усиление эффективности мероприятий по расширению рынка труда в конкретном регионе с учетом его социально-экономических условий, снятие напряженности в сфере занятости населения, улучшение демографических показателей и обеспечение социальных гарантий малоимущим является крайне актуальным.
В последние годы в Республике Северная Осетия-Алания было принято множество республиканских целевых программ, направленных, в первую очередь, на снижение напряженности на рынке труда, поддержку самозанятости населения, развитие малого бизнеса и фермерских хозяйств:
- «Программа содействия занятости населения Республики Северная Осетия-Алания на 2012-2014 годы»;
- «Развитие семейных животноводческих молочных ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы»;
- «Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания в 2011 году»;
- «Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Северная Осетия-Алания на 2012-2018 годы»;
- «Поддержка начинающих фермеров в Республике Северная Осетия-Алания на 2012-2014 годы» и т.д.
Основными мероприятиями программ содействия занятости и самозанятости являются:
- поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства;
- опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы увольнения;
- содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;
- содействие трудоустройству инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей;
- организация стажировки в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений;
- организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации, стажировки работников организаций, безработных граждан и т.д.
При этом учитываются механизмы стимулирования работодателей, осуществляющих деятельность в других регионах с привлечением безработных граждан Северо-Кавказского федерального округа. Оказывается адресная поддержка гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных программ [3].
Особого внимания заслуживает «Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2025 года», т.е. программа, разработка которой потребовала немалых затрат. Именно в ней должны определяться направления деятельности Правительства РСО-А на многие годы. В общем содержании программы должны учитываться не только внутренние ресурсы субъекта, но и внешние факторы и возможности трансграничного региона, а они подчас заменяются декларативностью, далекой от экономических и геополитических реалий. Министерства и ведомства же, в свою очередь, должны разработать пошаговые мероприятия, направленные на реализацию этой программы, так называемую «дорожную карту». Например, над решением проблем занятости активно работают в различных специальных министерствах, комитетах, центрах, как, например: Межрегиональный ресурсный центр Северо-Кавказского федерального округа, Комитет по занятости населения Республики Северная Осетия-Алания, центры занятости населения, координационные комитеты содействия занятости населения, Министерство экономического развития Республики Северная Осетия-Алания, Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания и т.д. Именно от работы этих ведомств и организаций зависит успех в реализации принятых целевых программ и «Стратегии...» не только в решении вопроса по занятости, но и в аспекте поддержки многодетной семьи, регулировании миграционных потоков, преодолении демографического дисбаланса в регионе, а также многих других проблем, связанных с социальной политикой и социальной защитой населения [4].
Однако ни в одной из перечисленных программ нет хотя бы одного мероприятия, учитывающего трансграничный характер региона и условия, возникшие после объявления независимости Республики Южная Осетия. Огромные средства, направляемые Россией для восстановления РЮО, не играют никакой роли в решении обозначенных нами вопросов.
С 2011 года на Северном Кавказе действует Межрегиональный ресурсный центр (МРЦ), деятельность которого направлена на реализацию концепции трудоустройства населения Северного Кавказа за пределами Северо-Кавказского федерального округа. Однако такие проблемы, как межэтническая напряженность и отсутствие механизма адаптации мигрантов к условиям новой трудовой и бытовой среды, низкая заработная плата, неготовность местного населения «принять» в свое общество представителей иной культуры и религии ставят эффективность работы этого центра под сомнение. Проблема актуализируется не только продолжающимся мировым экономическим кризисом, но и сменой идеологических парадигм, где мультикультурализм и толерантность противостоят национализму и ксенофобии, приводя к межкультурным и межконфессиональным конфликтам [5].
Эффективность перечисленных выше программ, реализация которых требует многомиллиардных вложений, крайне низка. Так, на переобучение, стажировку, повышение квалификации из одной невостребованной профессии в другую, не престижную и низкооплачиваемую, уходят миллионы рублей; мероприятия по программам самозанятости малорезультативны в регионе с высоким уровнем коррупции и низкими доходами населения и т.д. В то же время официальная статистическая отчетность по безработице, индексу промышленного производства, уровню средней заработной платы в Республике Северная Осетия-Алания, демонстрирующие неплохие, на первый взгляд, результаты деятельности региональных властей, к реалиям, подтверждаемым рейтингом данного субъекта среди других субъектов РФ, привязаны очень слабо [3].
Поэтому деятельность МРЦ по Северной Осетии, а также всех правительственных структур РСО-А, обеспечивающих реализацию программ занятости, на наш взгляд, должна быть направлена не только на распределение трудовых ресурсов по всей стране, а на решение задач, связанных с развитием сопредельных приграничных территорий, в частности, Республики Южная Осетия, испытывающей дефицит в квалифицированных кадрах, и, с учетом особенностей трансграничного региона, отличающегося социокультурным и этническим единством с Республикой Северная Осетия-Алания.
Большие надежды правительства обеих республик (РСО-А и РЮО) связывают с развитием туристско-рекреационного кластера. Действительно, принося определенные экономические выгоды и увеличивая занятость, туризм является не только разновидностью экономической деятельности, но и важным фактором взаимодействия людей, которым требуется широкий спектр услуг. Межотраслевой характер организации туризма и большое число факторов, влияющих на его развитие, определяют комплекс проблем, специфичных для любого региона.
Организация туристско-рекреационного пространства представляет важную задачу на различных уровнях: международном, национальном, региональном и местном. Однако фундаментальных исследований, отражающих территориальную организацию и развитие туризма, для решения народно-хозяйственных задач недостаточно. Проблемы исследования туристско-рекреационного пространства связаны с влиянием природных, социально-культурных ресурсов на развитие туризма, формированием и территориальной организацией туристско-рекреационных комплексов [6].
Около десятилетия назад Правительством РСО-А был инициирован инвестиционный мегапроект «Мамисон», на который еще первые пять-шесть лет смотрели с оптимизмом, а сейчас относятся как к утопии, так как за прошедшие годы мало что было реализовано для воплощения этого проекта в жизнь.
Между тем идея о привлечении на Кавказ туристов успешно внедряется в Чеченской республике (Грозный-Сити), в других северокавказских республиках развиваются горнолыжные курорты Домбай, Теберда, Архыз, Приэльбрусье. В соседнем с СКФО Краснодарском крае выстроен универсальный, сочетающий в себе достоинства прибрежного и горного курорт Сочи, а в марте 2014 года в состав РФ вошел Крым, уже получивший статус свободной экономической зоны и готовый принять туристов. Не стоит забывать и о таком серьезном конкуренте на рынке туристического бизнеса, как Грузия: в течение нескольких лет североосетинские туристы отдают предпочтение именно курортам Гудаури и Батуми.
Учитывая все это, и еще то, что в глобальной популярности туристских дестинаций горы являются всё же вторыми после прибрежных регионов, властным структурам РСО-А и РЮО необходимо откорректировать векторы развития, скоординировав совместную работу по продвижению и скорейшему внедрению инвестиционных проектов в экономически выгодных направлениях.
Развитие туризма становится стимулом для местной экономики, положительно сказывается на уровне жизни местных жителей, вместе с тем оно является причиной новых экологических, социальных и экономических проблем. Специфические проблемы возникают в организации туристско-рекреационного пространства трансграничных горных регионов, которое значительно трансформируется государственной границей. Граница является физическим и психологическим барьером для туристов, она меняет условия организации туризма. В своём исследовании приграничных и трансграничных горных территорий А.Н. Дунец считает, что перспективы развития трансграничного туризма «определяются социально-экономическим сотрудничеством между соседними странами, наличием у них общего природного и культурного наследия, а также степенью туристского интереса к соседним государствам» [6]. В эти критерии легко вписываются две соседние республики - РСО-Алания и Республика Южная Осетия, находящиеся по обе стороны Кавказского хребта, но имеющие неплохие возможности более тесного социально-экономического и культурного взаимодействия. Для этого необходимо проведение серьезных маркетинговых исследований, вёрстка инвестиционных стратегий, разработка неординарных и неохваченных рынком инновационных проектов, как, например, строительство детских, подростковых и молодежных всесезонных горных лагерей со спортивным, культурно-эстетическим, образовательным уклоном.
Это нисколько не снимает основной задачи властей РСО-А - развития производственной базы республики, обеспечения рабочими местами внутри самого субъекта, реальной долгосрочной и краткосрочной программы (а не очередной высокобюджетной «стратегии») развития экономики, так как, при множестве принятых республиканских целевых программ, демонстрирующих «активность» исполнительной и законодательной власти по вопросам занятости, реальная ситуация остается крайне депрессивной и в значительной мере способствует развитию социальной напряженности и усилению миграционных потоков.
Разработка и реализация социально-экономической программы трансграничного сотрудничества и, прежде всего, организация экономической, социальной, гуманитарной, культурной интеграции создаст основу для взаимодействия в экономическом сотрудничестве приграничных территорий. Нужно, однако, учесть, что факторами, ограничивающими эффективность использования потенциала трансграничных территорий, могут стать слабость инфраструктурного обеспечения, внутрирегиональные диспропорции, институциональная незрелость и пассивность органов исполнительной власти всех уровней.
Рецензенты:
Попова А.Х., д.э.н., профессор, зав. кафедрой ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ.
Дзахова Л.Х., д.полит.н., профессор, зав. кафедрой ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ.