Введение
В обучении академическому письму контроль усвоения изучаемого материала является неотъемлемой частью организации учебного процесса. Контроль как составная часть учебного процесса используется для проверки сформированности языковых лексико-грамматических навыков и развития коммуникативных умений академического письма обучающихся, чтобы показать, чему они научились. Для этой цели в обучении академическому письму используется формальный контроль, неформальный контроль и самоконтроль в их взаимодействии и взаимодополнении.
В настоящее время в обучении иностранному языку ведущей формой контроля являются тесты, которые получили большое распространение благодаря целому ряду преимуществ по отношению к другим формам контроля:
- быстрота выполнения проверки;
- оценка достаточно большого количества учащихся за максимально короткий срок;
- возможность проверки теоретического материала;
- возможность обработки большого объема материалов малыми порциями;
- объективность оценки [4].
Цель исследования
Целью настоящей статьи является рассмотрение форм и видов контроля при обучении академическому письму на английском языке студентов старших курсов неязыковых специальностей, а также решение основных проблем, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе передачи профессионально-значимой информации, на основе использования электронной образовательной платформы Moodle. В курсе иностранного языка элементы академического письма входят в учебную программу, но в создавшихся мировых условиях необходим комплексный подход в развитии умений и формирования навыков академического письма.
В статье Кендала Пита отмечается, что обучающиеся Британских университетов в недостаточной мере владеют умениями и навыками академического письма, а ведь это умение - необходимое условие для получения высшего образования [8].
Особенностью академического письма является формальный стиль изложения, а, следовательно, присутствует научная лексика, четкость, ясность и сжатость текста, изложение ведется от третьего лица, отсутствуют фразеологизмы, эмоционально окрашенная лексика, слова разговорного стиля и т.д. [3]. Помимо вышеперечисленного, академическое письмо характеризуется строгой формой изложения, т.е. существует определенный набор требований к формальному оформлению аннотаций, научных статей, рефератов и так далее. В этой связи необходимо также отметить, что даже внутри одного вуза часто отсутствуют единые требованию к написанию, например, аннотаций. Более того, как уже отмечалось выше, по сравнению с другими видами речевой деятельности, письму либо уделялось меньше времени из-за крайне ограниченного количества часов, выделенного на иностранный язык, либо это были иные виды письменной деятельности - написание формального или неформального письма, написание краткого содержания статьи с элементами реферирования и аннотирования, написание параграфа, и т.д.
Тем не менее, несмотря на обилие проблем, возникающих перед студентами, есть одна, объединяющая как студентов-носителей английского языка, так и студентов, для которых английский язык родным не является - это развитие умения структурирования текста. Следовательно, перед преподавателем стоит задача формирования этого навыка с тем, чтобы обучающиеся в дальнейшем могли использовать его в своей научной деятельности.
Умение правильно структурировать текст является одной из многих проблем, стоящих перед преподавателями при обучении навыкам академического письма. Целями освоения дисциплины «Академическое письмо» являются усвоение базовых принципов и приобретение практических навыков в области создания письменных текстов академического характера, как учебных, так и исследовательских.
Задачи дисциплины:
- ознакомить студентов с различными образцами текстов на уровне абзаца и сочинения;
- опираясь на эти образцы, научить студентов выражать свои мысли на письме через различные типы текстов (сочинение-убеждение, повествование, рассуждение и т. д.).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать основные признаки жанров академического письма: эссе, аннотация, реферат, научная статья.
Уметь анализировать аннотации и научные статьи с точки зрения стилистики и композиции, исследовательской стратегии автора.
Иметь навыки (приобрести опыт) самостоятельного создания аннотаций и рефератов научных статей и эссе [5].
Использование информационных ресурсов в учебном процессе является существенным компонентом любой системы дистанционного обучения [6]. Содержательные и хорошо оформленные учебные материалы способны стимулировать процесс самообразования и, таким образом, повысить эффективность обучения. Такое обучение ориентировано, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и студентами. Одной из наиболее известных и распространенных систем управления дистанционным обучением является электронная образовательная платформа Moodle (Модулярная Объектно-Ориентированная Динамическая Обучающая Среда). Платформа Moodle ориентирована на совместную работу. В системе для этого предусмотрена масса инструментов: вики, глоссарий, блоги, форумы, практикумы. С точки зрения ресурсов Moodle, используемых для контроля, то система предлагает оформлять контрольно-измерительные материалы в виде различных тестов и заданий. Еще одной особенностью проведения контроля на базе электронной платформы является возможность унифицировать требования, предъявляемые к дисциплине «Академическое письмо», т.е. например, если ввести единые требования к написанию и оформлению аннотаций.
При проведении контроля уровня обученности по предмету «академическое письмо» наиболее целесообразно использовать тесты и учебные задания для проверки усвоения знаний грамматического материала, проверки понимания содержания материала и освоения различными видами чтения. Основная форма контроля - тест и задания, выполняемые студентами и самостоятельно размещаемые на платформе MOODLE.
Особенности форм и видов контрольных заданий
В нашей работы мы рассматривает формы и средства контроля усвоения магистрантами материала дисциплины «Академическое письмо». В связи с тем, что в рамках дисциплины предлагается достаточно большой набор тем для изучения, мы условно разделили контролирующие задания на задания, проверяющие усвоение формального материала (структура статьи или аннотации, параграфы, объем), и задания, контролирующие содержательную сторону (лексика и грамматика научной статьи или аннотации, стиль, а также проверка усвоения профессионально-значимой лексики). Исходя из общепринятого в методике положения о том, что адекватный отбор языкового материала требует учета его тематической и жанровой принадлежности, нам необходимо установить тематическую и жанровую особенность материалов, соответствующую цели нашего исследования [1]. Таким образом, нами была выбрана сфера энергетики как наименее разработанная с точки зрения ее актуальности на данный момент. Во-первых, данная сфера является высоко востребованной с точки зрения подготовки специалистов и имеет большой потенциал развития в будущем (альтернативные источники энергии, возобновляемые источники электроэнергии). Во-вторых, анализ материалов по данной области показал, что именно здесь мы сталкиваемся с проблемами усвоения профессиональной и узкоспециализированной лексики. Следовательно, нам представляется целесообразным контролировать уровень усвоения материала дисциплины «Академическое письмо» студентов старших курсов (на примере магистрантов 1-го года обучения) Энергетического института Национального исследовательского Томского политехнического университета (ЭНИН НИ ТПУ).
Примерами заданий для контроля усвоения формального материала могут служить следующие:
1. Предлагается образец аннотации и вопросы к нему в виде теста с Multiple choice c с единственно правильным ответом.
Например: Read the abstract and answer the questions below. Only one answer is possible.
Abstract
This paper presents the design of a non-linear controller to prevent an electric power system losing synchronism after a large sudden fault and to achieve good post fault voltage level. By Direct Feedback Linearization (DFL) technique robust non-linear excitation controller is designed which will achieve stability enhancement and voltage regulation of power system. By utilizing this technique, there is a possibility of selecting various control loops for a particular application problem. This method plays an important role in control system and power system engineering problem where all relevant variables cannot be directly measured. Simulated results carried out on a single machine infinite bus power system model which shows the enhancement of transient stability regardless of the fault and changes in network parameters.
Keywords: Single Machine Infinite Bus (SMIB); Direct Feedback Linearization (DFL); Fuzzy Logic Controller (FLC); Sliding Mode Control (SMC)
1. How many logical parts should be in a typical abstract?
a) 3 b) 4 c) 2
2) What is the standard volume of an abstract?
a) 150 words b) 250 c) 300
2. Предлагается задание на соотнесение для контроля усвоения материала про презентирование письменной работы:
Например: Match the sentences halves to form useful guidelines about how to present your written work:
1 Line spacing should be used no denser than... |
A. starting from the first page of the main body of the text |
2. Don't forget to number the pages in your essay... |
b. using patterns, pictures or fancy fonts |
3. You should not try to decorate your essay in any way by... |
c 1.5, and a double return made at the end of a paragraph |
Примеры заданий для контроля усвоения содержательного материала:
- Отредактируйте текст, ориентируясь на принципы академического стиля для аннотаций.
- Выделите основные идеи и составьте краткое изложение по научной статье.
- Проанализировать аннотацию на предмет правильности употребляемой лексики
- Напишите эссе, в котором сравниваются два альтернативных подхода к какой-либо проблеме (argumentative essay).
После выполнения заданий студенты выкладывают их на Moodle, где преподаватель их проверяет и оценивает в соответствии с выбранной шкалой.
Проведение контроля на электронной образовательной платформе Moodle является эффективным инструментом контроля и оценки знаний обучающихся, так как позволяет охватывать большой объем материала, значительно сокращают время проверки, является объективным и позволяет варьировать типы и формы заданий в зависимости от требований курса или дисциплины. При проведении контроля по дисциплине «академическое письмо» наиболее целесообразно использовать тесты для проверки усвоения знаний формального материала и проверки понимания содержания текста на иностранном языке.
Рецензенты:
Смышляева Л.Г., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Томский педагогический университет», г. Томск.
Соколова И.Ю., д.п.н., профессор кафедры инженерной педагогики Института развития стратегического партнерства и компетенций ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.