Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ABOUT THE PROBLEM OF ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR COGNITIVE ACTIVITY AT SCHOOL IN TERMS OF THE FEDERALSTATE EDUCATIONAL STANDARDS OF THE SECOND GENERATION

Goroshenkina E.A. 1 Lipkina N.G. 1
1 Perm State Pedagogical University
Federal state educational standards for the primary and secondary school education include extracurricular activities, aimed at moral education and development of students. One of its areas is cognitive activity. Research of influence of extracurricular activities on the development of cognitive motivation among students of different ages had been carried out. Two experimental groups (students of the 5th and 9th - 10th grades) were diagnosed to identify the formed cognitive motives. A plan of the extracurricular cognitive activity has been worked out based on results of the research. At the end of the year of experiment, the students were diagnosed again. The data obtained allow us to speak about the impact of extracurricular activities on the development of cognitive motivation. Analysis of the experimental work helped us to design a model of cognitive extracurricular activities in primary and secondary, the implementation of which allows to develop the cognitive motivation among students.
extracurricular activities
cognitive activity
federal state educational standard
motivation
diagnostics
model of extracurricular activities
Введение

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирован социальный заказ к современной общеобразовательной школе, определяющий фундаментальные ценности и понятия [3]. В частности, в число базовых вошли ценности, связанные с наукой и просвещением. Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников и задают направления урочной, внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся [3]. Особые требования при этом предъявляются как к классному руководителю, так и к учителям-предметникам, выступающим в качестве организаторов социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Качественным итогом воспитательной деятельности должно стать формирование высоконравственного, ответственного, творческого, компетентного выпускника, и школа в данном случае выступает в качестве основной действующей силы.

Данного результата можно достичь с помощью грамотно выстроенной системы урочной и внеурочной деятельности на протяжении всего школьного обучения. Важная роль при этом должна отводиться внеурочным видам деятельности, одним из ведущих видов которой является познавательная [6]. Актуальность данного вида деятельности подтверждает и ФГОС основного общего образования, который конструирует «портрет выпускника основной школы», одной из личностных характеристик которого является стремление «познавать мир, осознавать ценность труда, науки и творчества» [6].

Вместе с тем учителя старшей школы зачастую сталкиваются с определенными проблемами: учащиеся 10-11 классов принципиально ориентированы на подготовку к Единому государственному экзамену, школьниками востребовано «натаскивание» на тесты, то есть механическое, схематичное изложение материала по «шаблону». Данную точку зрения подтверждают как современные старшеклассники и их учителя, так и именитые педагоги. В частности, член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов в одной из своих статей назвал школу «институтом натаскивания на ЕГЭ» [1]. Он подчеркивает, что, несмотря на потребность учащихся в подготовке к ЕГЭ, только лишь подготовка к экзаменам в старших классах не выполняет всех задач школьного образования. Этой точки зрения придерживается и директор Института довузовской подготовки Российского государственного педагогического университета (РГПУ) имени Герцена Татьяна Сокольницкая: «Сейчас процесс обучения в старших классах превратился в процесс подготовки к ЕГЭ в ущерб образовательным стандартам» [5]. Как результат, школьники практически не мотивированы к саморазвитию.

Соответственно, встает вопрос о том, как выстроить систему внеурочной познавательной деятельности в соответствии с целью духовно-нравственного воспитания и развития личности школьника? Как мотивировать учащихся к активной познавательной деятельности как на уроке, так и вне его? Как перестроить работу преподавателя при изложенных выше условиях? Данный вопрос, безусловно, должен волновать не только педагога-предметника, но и классного руководителя, поскольку ему предстоит быть активным участником организации внеурочной деятельности, в том числе и познавательной.

Внеурочная работа определяется как «деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать» [2].

Для выстраивания грамотной воспитательной системы педагог должен ставить перед собой четкие цели и видеть результаты воспитательной деятельности. Григорьев Д.В. выделяет три уровня результатов. Первый уровень он связывает с приобретением школьни­ком социальных знаний, второй - с приобретением учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества и, наконец, третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. При этом он подчеркивает: только результат третьего уровня приближает нас к цели духовно-нравственного воспитания [2].

Безусловно, для достижения результатов всех уровней необходимо сочетание разных видов внеурочной деятельности, однако представляется необходимым определить потенциал именно познавательной внеурочной деятельности.

Как показывают исследования Д.В. Григорьева, познавательная деятельность позволяет достичь всех трех уровней с помощью разных форм внеурочной познавательной деятельности. В частности, познавательные беседы, олимпиады позволяют достичь результатов первого уровня. Интеллектуальный марафон, общественный смотр знаний - второго. А исследовательские проекты, клубы по интересам - третьего уровня. Причем в любую познавательную деятельность должна вноситься ценностная компонента. Стало быть, система внеурочной познавательной деятельности должна выстраиваться с учетом разнообразных видов деятельности, ориентированных на получение результатов трех уровней. Вместе с тем специфика познавательной деятельности такова, что большую роль в ней играет мотив, результат её во многом определяется характером мотивации, и это тоже необходимо учитывать при организации внеурочной познавательной деятельности.

Проблема формирования мотивации зачастую узко рассматривается только как задача каждого конкретного учителя-предметника, вместе с тем роль классного руководителя, имеющего необходимый инструментарий для взаимодействия со школьниками, не должна недооцениваться.

Мы исследовали характер познавательной мотивации в 4-5-х и 9-10-х классах и сравнили их. Нам важно было проанализировать характер мотивов учения школьников этих возрастных групп и проследить влияние на них внеурочной познавательной деятельности, осуществляемой в школе.

Каждому школьнику мы предложили перечень мотивов и попросили осуществить выбор тех, которые побуждают его учиться. Перечень мотивов был следующим.

  1. Учусь, потому что хочу больше знать.
  2. Учусь, потому что сейчас все учатся.
  3. Учусь, потому что интересно.
  4. Нравится учиться.
  5. Привлекает сам процесс учебы.
  6. Из-за любопытства.
  7. Заставляют родители.
  8. Потом смогу сдать ЕГЭ и поступить в вуз.
  9. Хочу быть авторитетным в школе.
  10. Боюсь наказания за плохую учебу.
  11. Люблю заниматься самообразованием.

Кроме этого, мы изучили влияние организуемой в школе познавательной деятельности на формирование потребности учиться. С этой целью мы задали следующие вопросы.

1. Какие предметы у тебя самые любимые?

2. Почему именно эти предметы?

А) нравится учитель

Б) достигаю определенных успехов

В) хожу в кружок, связанный с данным предметом

Г) свой ответ________________________________

3. Какие внеклассные познавательные мероприятия проходили в Вашей школе (интеллектуальные турниры, марафоны, экскурсии и т.д.)?

4. В каких внеклассных познавательных мероприятиях ты принимал участие?

5. Какие из этих мероприятий тебе больше всего запомнились, понравились, помогли?

6. Какие предметы ты бы хотел изучать более глубоко?

7. Существуют ли в Вашей школе кружки по интересам, на которые бы ты хотел ходить?

8. Предложи свое внеклассное мероприятие или свой кружок-факультатив.

База эксперимента: три пятых класса, а также 9-10 классы «МБОУ СОШ № 27» г. Перми - 104 человека (на момент 2013-2014 учебного года). Результаты анкетирования подкреплялись педагогическим наблюдением, интервью с педагогами, работающими в этих классах, беседами с родителями.

Данные исследования позволили выделить следующие ведущие мотивы познавательной деятельности у учащихся 5-х классов: «нравится учиться», «интересно»; «хочу больше знать», «привлекает сам процесс учебы». Так ответили 74% пятиклассников. Есть у пятиклассников и страх наказания: 22% выбрали данный мотив. 4% ответили: «Заставляют родители». При этом все школьники первой группы принимают активное участие в самых разных внеклассных познавательных мероприятиях, большинство из них участвует в исследовательских проектах. Их ответы на вторую часть анкеты свидетельствуют о высокой активности в самых разных формах внеурочной деятельности. В качестве любимых предметов ими были названы информатика, история, литература, русский язык. Основная причина выбора этих предметов - нравится учитель. Многие учащиеся отметили, что хотели бы посещать кружки или факультативы по данным предметам.

У пятиклассников второй группы (26%) в основном отсутствует стремление участвовать во внеклассных мероприятиях, поэтому можно предположить, что существенного влияния на мотивацию их учения внеурочная познавательная деятельность не оказывает.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют, с одной стороны, о том, что у большей части пятиклассников сформирована познавательная мотивация, которую необходимо развивать на следующих ступенях обучения, используя не только потенциал урока, но и внеурочной деятельности. С другой стороны, важно понять, почему часть школьников остается равнодушной к проводимым в школе внеурочным познавательным мероприятиям.

Сравним эти данные с результатами изучения мотивов учащихся 9-10 классов. Их ведущие мотивы: «учусь, потому что смогу сдать ЕГЭ и поступить в вуз» (83%) , «учусь, потому что все учатся» (56%), «учусь, потому что интересно» (23%), «заставляют родители» (8%), «люблю заниматься самообразованием» (9%). Здесь практически уже отсутствует страх наказания, никто из старшеклассников не выбрал этот мотив.

Отметим, что данные исследования подтверждают вывод о том, что старшеклассниками в большей мере востребована подготовка к единому государственному экзамену, позитивная познавательная мотивация снижена. Это значит, что в ходе внеурочной деятельности добиться результатов 2-3 уровня будет практически невозможно. Вторая часть анкеты продемонстрировала малую включенность старшеклассников в познавательную внеурочную деятельность. Учащиеся практически не выступают организаторами мероприятий и, соответственно, не получают должного социального опыта. Познавательные игры и марафоны, которые отмечали учащиеся в качестве тех познавательных дел, в которых они участвовали, помогают достигать результатов лишь первого уровня. Во второй части анкеты учащимися была отмечена важность профильного обучения и стремление заниматься выбранными предметами и во внеурочное время.

Важной проблемой является также и тот факт, что хорошая учеба в школе в старших классах не считается престижной. Участие в мероприятиях учебного, познавательного характера востребовано гораздо менее культурных мероприятий. Как было отмечено советом старшеклассников МБОУ «СОШ № 27», старшеклассников тяжело собрать для организации и участия в познавательных мероприятиях. Это также свидетельствует о невысоком уровне познавательной мотивации. Можно предположить, что при привлечении учащихся к активной внеурочной познавательной деятельности с 5 класса с использованием разнообразных форм, с учетом их интересов и познавательных потребностей, она будет востребована ими и в старших классах. Материалы исследования подтверждают стремление младших школьников учиться, исследовать, узнавать новое. Подтверждает интерес школьников к познанию и научно-практическая конференция школы, проведенная в феврале 2013 года, в которой было разрешено участвовать школьникам любого возраста. Учащимися 5-х классов были представлены самые творческие и необычные доклады, как правило, они не останавливались на представлении теоретических изысканий, а создавали практические, работающие модели: ветряной мельницы, водной мельницы и т.д. Данный интерес требует поддержки и развития.

Проведенное исследование, а также изучение опыта организации внеурочной познавательной деятельности в образовательных учреждениях Пермского края позволило нам выстроить следующую модель ее организации.

5-6 классы:

- учащимся необходимо предоставить возможность выбора краткосрочных курсов (24 часа) по предметам, кружков по интересам с учетом их познавательных потребностей и интересов. Акцент в деятельности этих коллективов должен быть сделан на проектной деятельности, (моделирование, конструирование, квазиисследование и т.д.). Итогом участия в деятельности коллектива является выступление с проектом. За 5-6 классы школьник может освоить содержание нескольких курсов. В них проходит проба сил, поиск себя в том или ином виде деятельности.

7-9 класс:

- если на предыдущем этапе главной целью является выбор школьником направления деятельности, то здесь кружки (элективные курсы) углубляют знания, позволяют расширить представления, сформировать компетенции в избранном виде деятельности. Учащиеся не только посещают занятия, но и являются организаторами мероприятий познавательного характера с учащимися 5-6-х классов, предлагают темы, проводят мастер-классы для одноклассников, являются организаторами и судьями на конференциях для 5-6 классов. Смена выбранного направления также возможна.

10-11 класс:

при профильной подготовке сохранятся система внеурочной познавательной деятельности, при которой старшеклассники организуют познавательные внеучебные общешкольные мероприятия, ведут кружки для учащихся 5-6 классов, а главное - продолжают углубляться в то направление деятельности, которое они выбрали, осуществляют научно-исследовательскую деятельность под руководством тьютора.

В течение учебного года нами была реализована данная модель организации внеурочной деятельности в 5 и 9-х классах. Учителями-предметниками гуманитарного и естественного циклов были разработаны программы интегрированных, поточных курсов для учащихся 5-6-х классов. Занятия проходили в активной форме: игра, реализации мини-проектов, экскурсии, проходили защиты проектов, персональные выставки, конкурсы как в рамках курсов, также и в общешкольном пространстве.

Потенциал развития познавательной мотивации у школьников через внеурочную деятельность выявляется входе диагностических методик. Для подтверждения выводов о позитивном влиянии внеучебной деятельности на развитие познавательной мотивации необходимо вновь применить диагностическую методику к тем же школьникам, поскольку изменение мотивов может напрямую свидетельствовать о развитии мотивации.

Через год активной работы с данной группой учащихся диагностика была проведена заново. Среди старшеклассников выросли мотивы: «потому что нравится учиться» - 22%, «из-за любопытства» - 12%. На высоком уровне остались мотивы пятиклассников («потому что нравится», «из-за любопытства»), возрос мотив «хорошая учеба считается престижной». Увеличилось количество старшеклассников, имеющих познавательные мотивы («нравится учиться» - на 22% увеличилось количество школьников, выбравших этот ответ, на 12% - «из-за любопытства»). Таким образом, материалы повторного исследования подтверждают положительное влияние внеурочной деятельности на развитие познавательной мотивации у школьников.

Вывод: при реализации данной модели организации внеурочной деятельности возможно стабильное развитие познавательной мотивации у школьников.

Рецензенты:

Санникова А.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры социальной педагогики, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь.

Косолапова Л.А., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой педагогики, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь.