Современному российскому обществу нужны активные инициативные молодые люди, которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, гибкостью, конкурентоспособностью, обладают чувством ответственности за страну, за ее социально-экономическое развитие.
В задачи вуза входит не только выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта, но и развитие у студентов способности к жизненному самоопределению, к осуществлению выбора своей позиции в неоднозначном и противоречивом в ценностном отношении мире, самореализации и адаптации. Ранее мы уже рассматривали условия эффективности профилактики употребления психоактивных веществ среди студенческой молодежи [8]. Позднее результаты наших исследований привели нас к убеждению, что формирование жизнеспособности личности будущих педагогов лежит в основе профилактики зависимого поведения студенческой молодежи [3]. В свою очередь, одним из важных факторов формирования жизнеспособности выступает волонтерская деятельность студентов педагогического вуза.
Тема волонтерства (добровольчества) на сегодняшний день приобретает всё большую актуальность, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке. У многих людей помощь со стороны близких родственников не оказывается, и поэтому они нуждаются в посторонней помощи, которую им могут оказать волонтеры. Они по собственному желанию делятся своим временем, энергией, навыками и знаниями для того, чтобы помочь другим людям или окружающей среде без какой-либо материальной выгоды.
В Примерном стандарте оказания услуги «Вовлечение граждан в возрасте от 14 до 30 лет в добровольческую (волонтерскую) деятельность», который осуществляется государственными и муниципальными органами по работе с молодежью, под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимают форму социального служения, которая осуществляется по свободному волеизъявлению молодых людей, направлена на бескорыстное оказание социально значимой помощи на различных уровнях и способствует личностному росту и развитию выполняющих волонтерскую деятельность добровольцев. В этом же документе под молодежным добровольчеством понимается волонтерская деятельность молодых людей по разрешению социальных проблем, которая осуществляется по их инициативе и оказывает социализирующее влияние на личность волонтеров. Обратим внимание на то, что в этих понятиях особое внимание уделяется самореализации личности самих добровольцев, их личностному росту и становлению субъектной позиции. Добровольная общественная деятельность молодежи сегодня не только может помочь решить многие социальные проблемы общества, но и способствовать развитию социально-значимых качеств юношей и девушек, их активной жизненной позиции. Формирование этих факторов защиты от употребления психоактивных веществ способствует, в свою очередь, неспецифической профилактике зависимого поведения в молодежной среде. Поэтому изучение воспитательных возможностей волонтерского движения приобретает особую актуальность для нашего исследования.
Предназначение педагогической науки сегодня заключается в том, чтобы ответить на вопросы: как нужно воспитывать молодежь, способную жить и успешно развиваться в нестабильном обществе, как повысить конкурентоспособность каждого члена общества, как обеспечить адекватную социальную адаптацию личности, развитие ее функциональных возможностей в условиях новой социально-экономической реальности, как подготовить новые поколения россиян к полноценной жизни и работе.
В современных условиях, когда снижаются уровень и качество жизни населения, когда каждый человек самостоятельно делает выбор вектора личностного развития, можно утверждать, что молодые люди обладают низким уровнем психологической готовности к трудностям, которых могут встретиться в их жизненном пространстве, недостатком знаний, несформированностью личностных качеств и способностей, защищающих личность от дезадаптации в современном нестабильном обществе.
Исследование жизнеспособности личности молодого человека, выявление личностных и поведенческих характеристик, помогающих ему жить достойно, делающих его сильным и стойким, позволят целенаправленно формировать эти качества. Вместо того чтобы изучать недостатки и слабые стороны, а также способы их преодоления, психологи и социальные педагоги, изучающие жизнеспособность, сегодня направляют усилия на поиск защитных факторов для личности молодого человека. Особо изучаются условия социума, способствующие изменению неблагоприятной социальной действительности с помощью различных социальных программ и проектов, в том числе в рамках волонтерской деятельности. Анализ полученных результатов позволяет повысить эффективность воспитательной деятельности педагогов. Таким образом, развитие теории жизнеспособности может внести серьезный практический вклад в развитие общества.
Появление понятия «жизнеспособность личности» в педагогической науке объясняется насущными запросами практики. Педагогов не может не тревожить тот факт, что молодежь как социальная группа сегодня характеризуется не свойственными данному возрасту активности и инициативности, а склонностью к отклоняющемуся, зависимому, экстремистскому поведению. В этой связи сохранение и укрепление физического, психического и духовно-нравственного здоровья молодого человека является актуальной проблемой гражданского общества. В воспитании разносторонне развитой, социально адаптированной личности смысловым ядром мы считаем именно жизнеспособность как интегральное свойство личности, определяющее полноценность жизнедеятельности, способность к самоактуализации и саморазвитию, являющееся фактором защиты от употребления психоактивных веществ.
В педагогических исследованиях жизнеспособность личности связывают с социальной адаптацией, которая предполагает как процесс, так и результат приспособления. Так, по мнению И.М. Ильинского и М.П. Гурьяновой, «жизнеспособность - это стремление человека выжить, не деградируя, в ухудшающихся условиях социальной и культурной среды, воспроизвести и воспитать жизнестойкое потомство в биологическом и социальном плане, т. е. стать индивидуальностью, сформировать смысложизненные установки, самоутвердиться, найти себя, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом среду обитания, делая ее более благоприятной для жизни, не разрушая и не уничтожая ее» [2].
Психологи А.В. Махнач, А.И. Лактионова предлагают под жизнеспособностью понимать индивидуальную способность человека к социальной адаптации и саморегуляции, являющуюся механизмом управления собственными ресурсами: здоровьем, эмоциональной, мотивационно-волевой, когнитивной сферами в контексте социальных, культурных норм и условий среды [5, 14].
Е.А. Рыльская рассматривает жизнеспособность как «общесистемное, интегративное свойство, релевантное человеку как саморазвивающейся системе и характеризующее потенциальную возможность сохранять свою целостность, удерживая жизнь в постоянном сопряжении с требованиями социального бытия и человеческого предназначения» [7]. Общесистемность жизнеспособности подразумевает ее вхождение в число свойств, обеспечивающих саму возможность существования человека как социальной системы, то есть жизнеспособность определяется автором как интегральная возможность становления человека в социуме, которая реализуется в форме универсальной смыслотворческой коммуникабельности. Важным научным достижением психологических исследований Е.А. Рыльской является выделение основных компонентов жизнеспособности как феномена: способность к адаптации, способность к саморегуляции, способность к саморазвитию, осмысленность жизни и коммуникабельность в виде интегрального фактора, в форме которого и реализуются другие названные составляющие [7, 19].
А.А. Нестеровой в социально-психологической концепции жизнеспособность личности определяется как системное качество личности, характеризующее единство индивидуальных и социально-психологических способностей человека к реализации ресурсного потенциала, использованию конструктивных стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях, который обеспечивает возвращение личности на докризисный уровень функционирования или определяет посткризисный личностный рост. Жизнеспособность рассматривается А. А. Нестеровой как устойчивая диспозиция личности, которая включает в себя следующие компоненты: 1) способность к активности и инициативе; 2) способность к самомотивации и достижениям; 3) эмоциональный контроль и саморегуляция; 4) позитивные когнитивные установки и гибкость мышления; 5) самоуважение; 6) социальная компетентность; 7) адаптивные защитно-совладающие стратегии поведения; 8) способность организовывать свое время и планировать будущее [6, 15].
В связи с этим особый интерес для нашего исследования представляют исследования копинг-поведения (совладающего поведения) Т.Л. Крюковой, под которым она понимает поведение, позволяющее субъекту с помощью осознанных действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией. Это сознательное поведение, направленное на активное взаимодействие с ситуацией - изменение ситуации (поддающейся контролю) или приспособление к ней (если ситуация не поддается контролю). При таком понимании совладающее поведение важно для социальной адаптации здоровых людей. Поскольку механизмы совладания используются сознательно и целенаправленно, Т.Л. Крюкова относит совладающее поведение к факторам активности человека, называя его дескриптором субъекта и поведением субъекта [4].
В качестве фактора, способствующего формированию жизнеспособности личности студентов, в нашем исследовании выступает волонтерская деятельность. Исследования волонтерской деятельности в педагогическом аспекте (Л.Е. Никитина, Н.И. Никитина, С.В. Тетерский, И.И. Фришман, М.В. Шакурова) дают возможность рассматривать ее с позиции социального воспитания как целенаправленную деятельность по созданию условий для формирования ценностных ориентаций, развития социального опыта и решения возрастных задач ее участников. Здесь важны не только включенность человека в деятельность, но и ценностный аспект этой деятельности, способствующий как развитию новых качеств личности, так и порождению деятельностных смыслов как актуальных ценностей. Е.В. Богданова под волонтерской деятельностью студентов понимает особую форму их отношения к миру, которая отражает их готовность и способность тратить личные ресурсы ради общественных целей и способствует формированию их ценностных ориентаций и социального опыта [1].
Наша экспериментальная работа была проведена в 2013-2014 учебном году на базе психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева». В исследовании приняли участие 25 студентов, занимающихся волонтерской деятельностью.
На первом этапе констатирующего эксперимента на основе выявленной структуры жизнеспособности мы решили измерить одно из важных ее составляющих - поведение в трудных жизненных ситуациях. Мы использовали методику «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (КПСС) (адаптированный Т.Л. Крюковой вариант методики Н. Эндлера и Д. Паркера) (Coping Inventory for Stressful Situations (CISS)). Были получены следующие результаты: - среди студентов лишь 9 человек (32 % опрошенных) обладают адаптивным поведением; - у 12 студентов (48 % испытуемых) наблюдается псевдоадаптивное поведение; - дезадаптивное поведение характерно для 5 респондентов (20 % студентов). Результатами такого копинг-поведения является дезадаптация и социальная изоляция на основе неэффективного функционирования копинг-стратегий и копинг-ресурсов.
На втором этапе констатирующего эксперимента мы провели опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК). Было выявлено, что у 19 студентов преобладал низкий уровень субъективного контроля (76 % испытуемых). По шкале интернальности в области достижений 16 студентов (64 % опрошенных) имели низкие показатели, а по шкале интернальности в области неудач у всех 25 студентов наблюдается низкий показатель. Полученные данные свидетельствуют о том, что волонтеры не готовы и не хотят брать ответственность за свои действия и события, происходящие с ними, склонны приписывать окружающим обстоятельствам.
На третьем этапе констатирующего эксперимента нами был проведен «Тест оценки жизнеспособности детей и подростков» («Child and Youth Resilience Measure» (CYRM)), состоящий из двух частей «национальной» и «международной», созданных по единому стандарту в рамках международного проекта по исследованию жизнеспособности. В нашей работе была использована только национальная часть этого теста, состоящая из 15 вопросов, разработанная и апробированная А.В. Махначом и А.И. Лактионовой. При помощи данной методики возможно изучение жизнеспособности как индивидуальной способности человека управлять собственными ресурсами. Также данная методика позволяет оценить степень развития жизнеспособности подростков [5].
По этой методике нами были получены следующие результаты: 6 студентов (24 % респондентов) имеют высокий уровень развития жизнеспособности, что говорит об их готовности преодолевать жизненные трудности, приспосабливаться к окружающемуся миру, противостоять ее негативному влиянию. Со средним уровнем развития жизнеспособности было выявлено 14 респондентов (56 % испытуемых). Это студенты, которые могут успешно развиваться в привычных условиях, но им самим требуется помощь посторонних людей при кризисных ситуациях. 5 студентов (20 % опрошенных) имеют низкий уровень развития жизнеспособности, т. е. имеют низкие показатели по социальной адаптивности и продуктивности жизни. При преодолении проблем данные испытуемые имеют минимальную опору на личностные ресурсы, и в большинстве случаев оказывается беспомощными. Кстати, эти респонденты относятся к группе с дезадаптивным поведением.
В 2012 г. на психолого-педагогическом факультете ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» была создана волонтерская организация «Корпорация Добра». Студенты выступили волонтерами в социальных акциях различной направленности: благотворительных (сбор новогодних подарков для воспитанников детского дома, проведение утренников и новогодних представлений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, концерты для пенсионеров и пожилых в домах престарелых), творческих («Арт-мастерские в гостях у детей», танцевальные, музыкальные мастер-классы), информационно-просветительских (проект «Память о славной победе»), организационных (участие в соревнованиях по прикладному морскому троеборью, «Лыжня России - 2014»), обучающих («Домашняя кухня» для воспитанников детского дома, «Масленица с блинами» для детей из коррекционных учреждений), экологических и другие. В рамках этой деятельности каждый волонтер осуществлял социальный проект как руководитель разработанного им направления.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал, что количество студентов, имеющих высокий уровень жизнеспособности, увеличилось с 6 человек до 9 (36 % респондентов), средний уровень развития жизнеспособности был выявлен у 15 студентов (60 % испытуемых), а низкий уровень жизнеспособности - у 1 человека (4 % испытуемых).
В результате проведенного анализа литературы и экспериментальной работы нами выявлены педагогические условия эффективности формирования жизнеспособности личности будущих педагогов на основе волонтерской деятельности:
- целенаправленное педагогическое сопровождение преподавателями добровольческой деятельности студенческой молодежи, ориентированное на развитие социальных компетенций, активизацию личностного роста, межличностного общения и взаимодействия, самоопределения его участников, то есть составляющих жизнеспособности личности;
- специальная организация самоуправляемой студенческой волонтерской деятельности, причем направления работы, план мероприятий, формы волонтерских акций предлагаются самими волонтерами, инициативными студентами, имеющими опыт добровольчества и обладающими организаторскими способностями;
- реализация волонтерской деятельности на основе технологии социального проектирования.
Вариативность содержания волонтерской деятельности позволяет студентам сделать выбор как сферы волонтерской деятельности, так и меры своего личного участия в ней, принятия на себя определенных обязательств. Включение студентов в волонтерскую деятельность дает им возможность почувствовать важность и ценность служения обществу, проявить субъектную профессиональную позицию, развивать личностные качества, изменить отношение к себе, окружающим людям, социокультурному окружению в целом, повысить уровень формирования структурных составляющих жизнеспособности личности. Результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность условий использования волонтерской деятельности как фактора формирования жизнеспособности студентов.
Работа выполнена при финансовой поддержке и издана в рамках научно-исследовательского проекта основного конкурса РГНФ «Подготовка студентов педагогического вуза к профилактике зависимого поведения детей и молодежи». Номер проекта: 13-06-00145а в РГНФ.
Рецензенты:
Кириллова О.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики и развития образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», г. Чебоксары.
Сергеева Н.Ю., д.п.н., профессор кафедры педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.