Умения, определяющие метапредметные результаты, необходимы при изучении любого предмета, в том числе и химии. Так, к метапредметным результатам относятся умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Применительно к химии это усвоение языка символов, с помощью которых можно описывать состав и структуру веществ, записывать химические реакции и давать их характеристику, производить расчеты по уравнениям химических реакций и др. [2].
В связи с этим для формирования, развития, совершенствования и достижения метапредметных результатов освоения ООП нами разработан комплекс заданий по составлению синквейнов по программе школьного курса химии, включающий в себя трехуровневые задания: уровень (А) - анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части, уровень (Б) - составление пятистрочных дидактических синквейнов или традиционных синквейнов со слоговой структурой, уровень (В) - составление краткого рассказа по готовому синквейну и других форм синквейнов со слоговой структурой.
Синквейн - прием технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. «Синквейн» от французского слова «пять». Синквейн - это специфическое стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме [3].
При формировании метапредметных умений особую роль играет составление дидактического синквейна без указания темы (уровень А). Пример задания по теме «Вода».
1. (________),
2. Привычное, необыкновенное.
3. И поглощает, и возвращает очень много тепла.
4. Существует в трех агрегатных состояниях.
5. Гидрид.
Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части применяется достаточно широко в обучении химии, хотя имеет ряд недостатков. Например, такие задания непригодны для контроля творческой способности, способствуют механическому заучиванию материала и приводят к простому угадыванию правильного ответа. При использовании кратких ответов невозможно определить логику рассуждений учащихся, выявить типичные ошибки и затруднения в выполнении заданий, что значительно снижает эффективность контроля. Вместе с тем анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части имеет и преимущества: быстрота выполнения заданий - возможность одновременно контролировать большое число учащихся по разным понятиям, осуществление индивидуального подхода через вариативность заданий.
Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части предназначен в основном для сопровождающего закрепления материала. Он требует от учащихся простого воспроизведения известных изучаемых фактов, законов, понятий. Вместе с тем такие задания создают определенные условия для перехода ученика к выполнению задания, требующего более высокого уровня познавательной активности и самостоятельности. Они определяют своего рода фонд действенных предметных знаний для первоначального формирования метапредметных умений.
Развитие метапредметных умений происходит при составлении учащимися пятистрочных дидактических синквейнов или традиционных синквейнов со слоговой структурой (2 - 4 - 6 - 8 - 2) (уровень Б).
Дидактический синквейн состоит из 5 строк.
1 строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2 строка - два слова (прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3 строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4 строка - фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту (афоризм).
5 строка - одно слово-резюме, характеризующее суть вопроса или объекта.
В качестве примера можно привести дидактические синквейны по теме «Вода» с точки зрения атомно-молекулярного учения и теории электролитической диссоциации (программа Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман):
а) вода - газообразная, твердая - растворяет, взаимодействует, образует - жизненно важное вещество - растворитель,
вода - жидкая, бесцветная - кипит, замерзает, остывает - реагирует с активными металлами - вещество сложное;
б) вода - малодиссоциирующее, сложное - окисляется, восстанавливается, диссоциируется - «Самое необыкновенное вещество в мире» (И.В. Петрянов) - электролит,
вода - жесткая, мягкая - разлагается, распадается, проводит - «Необходимо беречь воду!» - окислитель,
в) традиционный синквейн со слоговой структурой (2 - 4 - 6 - 8 - 2): ((ок-сид) - (дож-де-ва-я) - (у-ди-ви-тель-но-е) - (ма-ло-дис-со-ции-ру-ю-щее) - (гид-рид)).
Задача учителя, применяющего синквейн-метод, заключается в том, чтобы продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, реализация которых позволила бы ученику осмыслить и запомнить сведения предметного содержания. Учителю заранее продумать ряд вопросов для составления пятистрочных дидактических синквейнов. Например:
- Вода.
- Какая она для вас? Физические свойства воды (газообразная, жидкая, твердая, пресная, соленая, дождевая, свободная, связанная, земная, святая, дистиллированная, жесткая, мягкая, минеральная, сложное, удивительное, привычное, необыкновенное, необычное, малодиссоциирующее и т.д.).
- Значение и химические свойства воды (растворяет, окисляется, восстанавливается, окисляя, разлагается, распадается, диссоцируется, кипит, поглощает, придает силы, помогает, нагреваясь, остывая, выравнивает, предохраняют, взаимодействует, взаимодействуя, реагирует, образует, кипит, замерзает и т.д.).
- Афоризм, выражение, пословица или поговорка о воде? «Самое необыкновенное вещество в мире (И.В. Петрянов), «Вещество привычное и необычное», «Земная вода выравнивает климат земли», «Нагреваясь, вода поглощает тепло, остывая, отдает его», «Жизненно важное вещество», «Необходимо беречь воду!», «Жизнь без воды невозможна», «Одно из самых важных и распространённых на Земле соединений» и т.д.
- Синоним, или как по-другому можно назвать воду? (Н2О, вещество, оксид, гидрид, снег, лед, пар, океаны, моря, реки, дожди, волшебница, электролит, окислитель, восстановитель, растворитель и т.д.).
В отличие от инструментария уровня (А), составление синквейна уровня (Б) подразумевает более сложные сочетания знаний, полученные в темах, ранее изученных, и требуют свободного оперирования усвоенными знаниями при составлении синквейнов. Они ориентируют ученика как на репродуктивную, так и на поисковую деятельность, на использование умений устанавливать существенные связи, анализировать, синтезировать, сравнивать, делать выводы. Но учащимся с низкой обучаемостью на этом этапе необходимо оказать помощь. В противном случае учащиеся, столкнувшись с непосильной трудностью по составлению синквейнов, утратят интерес к заданиям, и эффективность такой работы будет низка. Составление дидактических синквейнов на уровне (Б) повышает такие качества, как осознанность, конкретность и обобщенность, готовит учащихся к выполнению заданий по составлению синквейнов уровня (В). На уровне (Б) метапредметные результаты могут быть выражены следующими умениями: использовать моделирование как метод познания, применять и преобразовывать основные компоненты химического языка для решения учебных и познавательных задач и умения их соотносить с учебным материалом курса химии.
Достижение метапредметных результатов (уровень В) предполагает использование знаний в практической деятельности, приведение их в систему, что способствует общему развитию личности, формированию умения интегрировать знания.
В данном исследовании достижение метапредметных результатов, отражающих умения систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения с последующими выводами, предполагает систематизацию полученных предметных знаний и умений при составлении краткого рассказа по готовому синквейну или при использовании синквейна со слоговой структурой (обратный, зеркальный, синквейн-бабочка, корона и гирлянда синквейнов) (табл. 1) [4].
Таблица 1
Формы синквейнов
№ |
Форма |
Характеристика |
Слоговая структура |
1 |
Обратный синквейн (Reverse cinquain) |
С обратной последовательностью стихов |
(2-8-6-4-2); |
2 |
Зеркальный синквейн (Mirror cinquain)
|
Форма из двух пятистрочных строк, где первая - это традиционный, а вторая - обратный синквейн. |
(2-4-6-8-2) (2-8-6-4-2) |
3 |
Синквейн-бабочка (Butterfly cinquain) |
Девятистрочная форма со слоговой структурой. |
(2-4-6-8-2-8-6-4-2) |
4 |
Корона синквейнов (Crown cinquain)
|
5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение.
|
(2-4-6-8-2) (2-4-6-8-2) (2-4-6-8-2) (2-4-6-8-2) (2-4-6-8-2). |
5 |
Гирлянда синквейнов (Garland cinquain)
|
Аналог венка сонетов, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая строка из второго и т.д. |
(2-4-6-8-2 -2) (2-4-6-8-2 -4) (2-4-6-8-2 - 6) (2-4-6-8-2 - 8) (2-4-6-8-2 - 2) |
Например, вода - вещество привычное и необыкновенное. Ученые правы: нет на Земле вещества более важного для нас, чем обыкновенная вода, и в то же время не существует другого такого вещества, в свойствах которого было бы настолько аномалий, сколько в ее свойствах. От воды зависит климат планеты. Земля давным-давно бы остыла и превратилась в безжизненный кусок камня, если бы не вода. У нее очень большая теплоемкость. Нагреваясь, она поглощает тепло; остывая, отдает его. Земная вода и поглощает, и возвращает очень много тепла и тем самым «выравнивает» климат. А от космического холода предохраняют Землю те молекулы воды, которые рассеяны в атмосфере - в облаках и в виде паров. Разная бывает вода: жидкая, твердая, газообразная; пресная и соленая; свободная и связанная. Воду можно рассматривать как оксид водорода или как гидрид кислорода. На вопрос, много ли воды на Земле, ученые отвечают: очень много и очень мало одновременно. Почему много - очевидно: океаны, ледники, реки дожди... А вот почему мало? Потому что потребности человечества в воде сегодня уже сравнимы с возобновляемыми ресурсами пресной воды на нашей планеты. Поэтому необходимо беречь воду [5].
Составление синквейнов на уровне (В) требует серьезных навыков работы с учебной, научной литературой, периодическими изданиями, знаний межпредметного характера и учит школьников поисковой деятельности, разрешению проблемных ситуаций. Самостоятельное решение учащимися заданий типа (В) по составлению синквейнов способствует повышению таких качеств знаний, как глубина и осознанность. Подобные задания развивают химическое мышление, творческие способности, являются существенным элементом развивающего обучения.
Трехуровневая система измерителей по составлению синквейнов открывает возможность обеспечения требований к предметным результатам освоения углубленного курса химии ФГОС среднего (полного) общего образования - формированность системы знаний об общих химических закономерностях, законах, теориях. Она должна помочь учителю проверить степень обученности учащихся, их творческие способности и имеет первоочередное значение для выявления объективной характеристики уровня знаний. Позволяет определить, кто из школьников вообще не усвоил материал, кто овладел им на базовом уровне, а кто может применять знания в новой ситуации, т.е. владеет умениями на более высоком уровне. Очень важно, чтобы даже слабый ученик осознал, что он может что-то сделать сам. Для учащихся с высоким уровнем обученности и обучаемости стимулом будет являться наличие дополнительных заданий типа (Б), (В). Задания типа (Б), (В) помогут учителю выявить, в какой степени учащиеся продвигаются в творческом развитии. Решение дополнительных заданий типа (Б), (В) можно оценивать отдельно, важно похвалить тех учащихся, кто справился с ними, вызвать у учащихся интерес, чувство удовлетворения.
Эффективное использование синквейн-метода способствует более качественному формированию, усвоению и закреплению основных компонентов химического языка (состав, строение, свойства) и теоретических знаний основных положений атомно-молекулярного учения, теории электролитической диссоциации. Систематическое включение таких заданий в содержание обучения химии дает заметный положительный эффект.
Использование синквейн-метода позволяет формировать следующие метапредметные умения:
- определять учебные задачи, планировать и организовывать свою деятельность по их решению;
- использовать моделирование как метод познания;
- выявлять основания для сравнения и классификации (по составу, строению, свойствам);
- устанавливать причинно-следственные связи между составом, строением и свойствами, а также между применением и свойствами;
- сравнивать физические и химические свойства и выявлять закономерности в изменении их свойств;
- анализировать, синтезировать, обобщать информацию о системах понятий о веществе и о химической реакции;
- осуществлять межпредметные связи;
- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь;
- выявлять и формулировать проблемы собственной деятельности.
Дифференцированный подход к реализации метапредметных результатов освоения ООП по химии - реальная возможность совершенствования процесса обучения, повышения его качества. А также способствует лучшему усвоению учащимися одной из практически значимых тем школьного курса химии «Первоначальные химические понятия», «Теория электролитической диссоциации», позволяет обеспечить следующие требования ФГОС среднего (полного) общего образования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- владение навыками познавательной и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения [6].
Сегодня важно не столько дать ученикам предметные умения, виды деятельности по получению новых знаний, их преобразование и применение в учебных, учебно-проектных, социально-проектных ситуациях, сколько обеспечить их личностное развитие, отражающее способность к осознанию ценностно-смысловых установок, способность ставить цели и строить жизненные планы. Необходимо вооружить учеников метапредметными знаниями, способностью их использовать в познавательной и социальной практике. Это главная задача ФГОС, которая призвана реализовать развивающий потенциал среднего (полного) общего образования.
Рецензенты:
Ооржак Х.Д.-Н., д.п.н., профессор, профессор кафедры теоретических основ физической культуры ТувГУ, ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл.
Товуу Н.О., д.псх.н., профессор кафедры педагогики и психологии ТувГУ, ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл.