Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ELECTRONIC HYPERTEXT THROUGH THE PRISM OF RHIZOME CONCEPT OF DELEUZE G. AND GUATTARI F.

Laposhina D.A. 1
1 Lomonosov Moscow State University
The article says about changes in society related to the development of information technology at the turn of XX–XXI centuries, as well as about its impact on the transition from traditional text to hypertext information organization. The article also provides an overview of the concept of hypertext and hypertext features of structuring information.The aim of work is to examine the concept of hypertext through the prism of ´´rhizome´´ concept of Deleuze G. and Guattari F. The term "rhizome" was borrowed by philosophers from botany, where such structure means the root system in which there is no core, the central square, but instead it randomly intertwined, die and regenerate shoots. To achieve the aim of the study consistently consider the properties of the rhizome. A distinctive feature is structure of rhizome. Rhizome can take any form and evolve in whatever direction, because it is completely non-linear. Each point of a rhizome can be connected to any other. The start and end points of development are absent - the rhizome is always "in the middle." Rhizome is completely open, not only in respect of openness to internal transformations, but also in terms of its relations with the external environment. Strictly speaking, a clear differentiation between the inner and outer rhizome is not possible. In many successive variants of rhizome structures cannot be identify priority options. To each of the characteristics listed above are examples of compliance hypertext. On what basis it is concluded that hypertext is a kind of embodiment of the concept of "rhizome" and Zh. Delez F. Gvattari.
hypertext
culture
nonlinearity
transformation
Internet
rhizome

Произошедшие на рубеже нового тысячелетия изменения в обществе, связанные с развитием информационных технологий и появлением Всемирной компьютерной сети Интернет, приводят к трансформации социокультурной реальности. Изменяются способы подачи и восприятия информации, происходит переход от традиционной текстовой организации информации к электронной.

Благодаря Глобальной сети и технологиям World-Wide-Web наиболее естественным способом представления информации становится гипертекст. В самом общем виде гипертекст можно определить как «нелинейную документацию, которая ветвится и взаимосвязывается, позволяя читателю исследовать содержащуюся в ней информацию в последовательности, которую он сам выбирает. Гипертекст позволяет связывать текст, аудио, фотографии, чертежи, карты, движущиеся картинки и другие формы информации в осмысленное целое, к которому может осуществляться доступ при помощи системы индексации, ориентированной на конкретные идеи, а не на конкретные слова в тексте» [5].

Специфика такого текста заключается в особой последовательности как построения, так и восприятия информации. Если тексту в классической культуре была присуща линейная организация, и двигаться в его пространстве можно было только в направлениях, ограниченных одной плоскостью, то гипертекст открывает новые возможности и нелинейные пути прочтения. Линейное построение заменяется системой взаимосвязанных переходов от одной единицы информации к другой, выстраиваемой в зависимости от выбранного порядка чтения. Интерактивность, открытость, незавершенность, фрагментарность и нелинейность - главные свойства гипертекста. Бесчисленное количество ссылок, присутствующих в электронном тексте, обеспечивают формирование нелинейной структуры представления материала и дают свободу в конструировании текстового пространства, формируя тем самым иной принцип восприятия информации. Каждый элемент оказывается включенным в многомерную систему созданных до него текстов и читается в любой последовательности.

На мой взгляд, наиболее яркое отражение подобная структура нашла в работах французских философов Жиля Делеза и Феликса Гваттари. Они назвали ее ризомой. Описанная в их совместном труде «Тысяча поверхностей» (1980), а также в предваряющей его появление работе под названием «Ризома» (1976), их концепция получила широкое распространение. Сам термин «ризома» был заимствован философами из ботаники, где означает такое строение корневой системы, при котором отсутствует стержень, центральный корень, а вместо этого в нем хаотично переплетаются, отмирают и регенерируются побеги. Ризома противопоставляется традиционной центрированной структуре и используется Ж. Делезом и Ф. Гваттари в качестве метафоры постмодернистской конструкции текста и нового понимания мира в целом [1].

Классическая культура сопрягается с метафорой «корня», где присутствует, с одной стороны, «стержень», а с другой - «пучкообразные» или «мочковатые» корешки. В отличие от традиционной корневой организации, ризома не обладает линейным «стержнем», а образует кардинально отличную структуру, которая может развиваться в каком угодно направлении и принимать любые формы, ибо ризома совершенно нелинейна. Каждая точка ризомы может соединяться с любой другой, при этом начальная и конечная точки развития отсутствуют - ризома всегда находится «в середине». Таким образом, фундаментальным свойством ризомы оказывается присущая ей произвольность и децентрированность в сочетании с сохранением целостности.

Схожие принципы прослеживаются и в электронном гипертексте. Компьютеры могут быть связаны в произвольном порядке в зависимости от загруженности линий, без использования какой-либо центральной инстанции. Иногда траектория движения выглядит вовсе парадоксально - пользователи из Москвы и Воронежа могут быть связаны между собой через сервер, находящийся, к примеру, во Франции. Размещение сайтов на заокеанских серверах является также привычной практикой. В Интернете существует другая география, а для пользователей прокладываемые маршруты передачи информации не имеют никакого значения, для них главное - сама возможность мгновенного контакта с любым другим пользователем Глобальной паутины и получение доступа к любой Интернет-странице, независимо от местоположения хост-сервера, что соотносится с принципами «связи и гетерогенности», присущими ризоме.

Ж. Делез и Ф. Гваттари противопоставляют жестко ориентированные структуры «корня» неравновесной целостности и отсутствию строгих организационных порядков ризомы, характеризующейся к тому же высоким уровнем перманентной креативности. Источником трансформаций в этом случае служат не внешние факторы, а внутренняя нестабильность, обусловленная ее энергетическим потенциалом самоварьирования. Как может показаться на первый взгляд, возникает организационный хаос, однако на самом деле ризоморфная структура порождает неограниченное число организационных трансформаций и, как следствие, безграничную плюральность ризомы. Таким образом, в рамках ризомы нельзя выделить фиксированные точки, так как каждая в процессе постоянной трансформации приобретает очертания линии - из-за отсутствия жесткой фиксации именно таковой является траектория ее движения. Ризоморфная среда состоит из различных уровней и неоднородных тем - абстрактно в ней можно выделить своеобразные страты, линии артикуляции. Такие линии могли бы образовать определенную статику, если бы применительно к ризоме можно было говорить о статике как таковой. Однако ризома, прежде всего, динамическое образование, и эти линии определяют динамику «дестратификации» и «детерриторизации». Помимо того, что линии стратификации оказываются в постоянном движении, они предполагают наличие своего рода «разрывов». «Ризома может быть сломана, разбита в каком-либо месте, она возобновляется, следуя той или иной своей линии, а также следуя другим линиям» [1].

Именно такой вариативности и подвижности, как мы помним, и добивались первые разработчики Интернета. Безусловно, сегодня Глобальная паутина со своей сложной и разветвлённой структурой способна преодолеть любые разрывы, вызванные нанесением военного удара, однако в данный момент такие задачи перед ним не стоят. Интернет стал своеобразной зоной свободы, где практически невозможно изолировать отдельные части. Так, например, можно вспомнить скандал, связанный с публикацией порталом WikiLeaks различных секретных сведений, разоблачающих коррупцию и злоупотребления в государственных организациях и корпорациях. Тогда, несмотря на все усилия по закрытию ресурса и предпринятым хакерским атакам, сайт продолжал функционировать, публикуя и дублируя всю информацию на множестве серверов и перебираясь на новые домены, задавая витиеватую траекторию движения. Если страницы блокировались в одном месте - они тут же активировались в другом. Фактически, идеи, заложенные военными при разработке Интернета, а именно - принцип «незначащего разрыва», обратился в том числе и против них самих.

Ризома является абсолютно открытой не только в отношении открытости для внутренних трансформаций, но и в смысле ее отношений с внешней средой. Строго говоря, четкую дифференциацию между внутренним и внешним в ризоме провести невозможно. Так, и Интернет является абсолютно открытой структурой - каждый обладатель компьютера и необходимых средств доступа может подключаться к Сети и тем самым расширять ее границы до бесконечности.

Перманентно генерируя новые варианты организации, принципиально аструктурная ризома не может интерпретироваться в качестве финальной. Во множестве сменяющих друг друга вариантов структур невозможно выделить приоритетные варианты. «Быть ризоморфным значит продуцировать стебли [черенки, отростки] и волоски, которые кажутся корнями, или еще лучше, связываются с ними, проникая в ствол, заставляя их служить новым странным образом» [1]. Любая линия ризомы может непредсказуемым образом в любой момент быть связана с любой другой линией, каждый раз образуя тем самым определенный рисунок ризомы. Делез и Гваттари говорят о том, что «ризома соответствует карте, которая должна быть продуцирована, сконструирована и всегда демонтируема, связуема, обращаема, модифицируема, должна иметь множественные входы и выходы» [1].

Эти принципы находят отражение и в Глобальной паутине. Как уже было сказано, Интернет - это динамично развивающаяся и принципиально неиерархическая и незаконченная система. Здесь нет каких-либо фиксированных маршрутов передачи информации, виртуальное пространство не расчерчено статичными линиями, а наоборот, его очертания постоянно меняют свою форму: одни маршруты исчезают, рядом возникают другие, которые также просуществуют совсем не долго, и этому процессу нет конца. Присущая Всемирной компьютерной сети динамика делает невозможным ее калькирование и тождество самой себе. При этом речь идет не только о физическом построении новых маршрутов, связанных, к примеру, с возникновением дополнительных оптических каналов. Сам пользователь также создает все новые и новые схемы движения, выбирая для своего путешествия по виртуальным просторам альтернативные траектории. Интернет можно сравнить с некой картой, где существует множество входов, а иначе говоря, отправных точек, откуда пользователь может начать свой маршрут. К примеру, это может быть страница его персонального сайта, социальной сети или же «стартовая» популярного поисковика. Последующие шаги также зависят целиком и полностью от цели пользователя - хочет он найти что-то конкретное или просто провести время в Интернете, переходя от ссылки к ссылке.

Ризома неизбежно определяется Ж. Делезом и Ф. Гваттари в качестве «антигенеалогичной», то есть принципиально не рассматриваемой ни с точки зрения своего генезиса, ни с точки зрения возможности установления каких-либо критериев для оценки ее развития в отношении регресса или прогресса. Процессуальность ризомы альтернативна привычному «разворачиванию» исходного замысла. Развиваясь принципиально не в линейном, а субъективном и преобразовательном измерении, ризома не подчиняется какой-либо порождающей модели. Ей чужда мысль о какой-либо глубинной структуре в виде «стержня» или «оси».

Ризома с присущей ей нелинейностью и многомерностью находит свое отражение и в художественном творчестве, находящимся на просторах Глобальной сети. Произведения превращаются в поток скрытых или явных цитат, каждая из которых является отсылкой к другим источникам Сети. При этом цитаты могут вступать друг с другом в отношения диалога, создавая новые квазицитаты и квазитексты.

Таким образом, Ж. Делез и Ф. Гваттари, используя метафору «ризомы», позволяют иначе посмотреть на строение мира и существующий в нем порядок - мир может характеризоваться полицентричностью, может произрастать из каждого отдельного закутка [4]. Границы между центром и периферией размываются, основополагающее для классической культуры понятие «ядра» теряет свою значимость. Ведущими становятся принципы множественности нелинейности построения и восприятия - информация носит избыточный характер, подвергается бесконечным интерпретациям, комментариям, копированию, сжатию, в своем развитии стремясь к очертаниям бесконечного текста. При этом приоритетным методом функционирования информации выступает метод постоянных цитаций и отсылок.

Итак, в гипертексте электронной культуры на смену привычным принципам кодирования информации, таким как системность, объективность и детерминизм [2], обусловленным линейной логикой построения классического текста с его причинно-следственными связями, приходят нелинейность, антииерархичность и плюрализм, присущие ризоме. Многовековая «книжная» традиция теряет свою актуальность. Разрушение принципов строгой упорядоченности и иерархичности приводит к тому, что происходит размывание границ текста, а его внутренняя структура характеризуется высоким уровнем нестабильности. Пользователь самостоятельно выбирает траекторию перемещения в виртуальном пространстве, а процесс чтения, таким образом, становится похож на творческий акт. Электронный гипертекст оказывается крайне актуальным по отношению к современному сознанию, демонстрируя своей формой взаимообусловленность и взаимное влияние компьютерных технологий и процесса трансформации письменного текста. Подводя итог, можно сказать, что гипертекст не только становится господствующей формой присутствия письменного текста на экране компьютера, но и является своеобразным воплощением концепции «ризомы» Ж. Делез и Ф. Гваттари.

Рецензенты:

Сорина Г.В., д.филос.н., профессор кафедры философии языка и коммуникаций философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, г. Москва.

Зайцев Д.В., д.филос.н., доцент, профессор кафедры логики философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, г. Москва.