Социализирующий и воспитательный потенциал современной системы образования и детского общественного движения чрезвычайно высок, так как формируется на основе социального заказа государства и общества. Но воспитательный потенциал (совокупность возможностей) не становится механически воспитательным ресурсом, которым можно распоряжаться, управлять, пользоваться. Воспитательные ресурсы - это всегда реальный актив (источник, результат, продукт) воспитательной деятельности субъекта, достигаемый в процессе реализации идей ресурсного подхода.
Ресурсный подход в управлении развитием воспитания, мы считаем, предполагает реализацию совокупности новых смыслов воспитания, профессиональных и организационных уникальных компетенций субъектов воспитательной деятельности, технологий опережающего управления и информационного обеспечения для решения задач воспитания и достижения эффектов социализации обучающихся [7].
Цель данной статьи - выявить уникальные компетенции, с помощью которых образовательная организация и детское общественное объединение используют ресурсы для достижения своих уставных целей и задач по воспитанию детей и молодежи.
К воспитательным ресурсам мы относим проектируемые воспитательные ресурсы, отражающие новые смыслы воспитания, которые существуют в форме концепции, программы воспитания, инновационного педагогического продукта (методики, технологии) и опыта; технологии информационные и опережающего управления (прогнозирования, проектирования, программирования, планирования). А также уникальные воспитательные ресурсы, формируемые на основе уникальных компетенций субъектов, то есть редких, проявляющихся впервые, не доступных для воспроизведения без специального обучения. Существуют они в форме технологий управления, педагогических технологий. Критерий уникальности компетенций предполагает наличие особой миссии, идеи организации. Показатели достижения критерия уникальности опираются на учет типа и вида организации; на успех в достижении уникальных целей и создание специфических условий деятельности; на состав обучающихся и воспитанников и индивидуальность каждого; на специфику избираемых форм творчества всех субъектов воспитательного процесса; на создание педагогических технологий для воспроизведения результата на новой почве. Примером таких организаций в системе образования могут быть школы, реализующие авторские образовательные модели: в Москве школы Е.А. Ямбурга, В.А. Караковского, «Ломоносовская школа» и др.; реализация Петербургской концепции И.А. Колесниковой, А.С. Навагиной, Е.Н. Барышникова; различные школы, ориентированные на воспитание духовности (гуманитарная гимназия в г. Ростове-на-Дону) и др. В детском общественном движении известны авторские воспитательные системы И.П. Иванова, В.П. Крапивина, О.И. Пантюхова, Е.Б. Штейнберга и мн.др.
Одним из управленческих ресурсов в развитии воспитания являются нормативно-правовые ресурсы. Социальный заказ на обновление содержания воспитания, общие задачи для всех воспитательных институтов на федеральном уровне сформулированы Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года, Федеральными государственными образовательными стандартами, Программой духовно-нравственного развития российских школьников.
Ориентирами для социального партнерства всех субъектов, заинтересованных в воспитании детей и молодежи, являются идеи «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»: развития социального воспитания, созидательной позиции и социальной инициативы школьников и студентов; научно-методического проектирования разнообразных детских общественных объединений (далее - ДОО) в общеобразовательных организациях и развитие социального партнерства между всеми субъектами воспитания; развития профессиональной компетентности руководителей ДОО и старших вожатых школ; ресурсного обеспечения процессов социокультурной интеграции детей и молодежи, участников общественных движений и др.
Каждый регион, исходя из собственных особенностей, формирует нормативно-правовые ресурсы взаимодействия системы образования и детского движения. Такими ресурсами в столице является, например, Концепция развития воспитания в системе образования города Москвы, Государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»). В этой программе отмечается, что инициатива обучающихся в образовательных организациях должна опираться «на поощрение активности каждого, индивидуализацию образовательных траекторий, поддержку детских и молодежных объединений, ученических органов самоуправления, расширение возможностей образования и социально-позитивной деятельности обучающихся за пределами общеобразовательных учреждений, колледжей и вузов» [3]. Так, региональная программа «Московские дети» на 2008-2017 гг. определила ключевые проблемы социализации и воспитания обучающихся: «предотвращение антиобщественного противостояния на почве конфессиональных, этнических разногласий; формирование опыта социально ориентированной работы ДОО в подростковой среде, преобразование негативной активности подростков в позитивную» [10]. Для решения этих задач московскими педагогами-исследователями и практиками были разработаны и используются технологии привлечения детей и молодежи к участию в социальном проектировании, в экспертизе городской среды, в процессах принятия решений относительно интересов детей в деятельности окружных и городских общественных советов, в акциях поддержки участия Москвы в инициативе ЮНИСЕФ «Города, доброжелательные к детям» [1]. В реализации общих задач воспитания участвуют и школа, и детские общественные объединения, но применяя педагогические технологии, свойственные их специфике.
Инновационные воспитательные ресурсы формируются в условиях инновационного сетевого взаимодействия, на основе использования сильных позиций субъектов инновационной деятельности в сфере воспитания и социализации: школ, ДОО. Так, на базе современных образовательных организаций (по договору или на основании соглашения) могут действовать различные детские общественные объединения, имеющие или не имеющие статус юридического лица. В школах также действуют общественные формирования: ученические советы, профильные клубы, активы школьных музеев, объединения экологов, юных миротворцев, друзей малышей, команды КВН, мобильные отряды-классы, волонтерские группы и т.д. - все объединения играют большую роль в позитивной социализации обучающихся. Дети в этих сообществах реализуют свои познавательные цели, потребность в успехе, принадлежности, признании и самоопределении. Вместе с тем почти половина обучающихся остается вне организованных форм социальной активности, что могли бы компенсировать ДОО, но у них много острых проблем, связанных с ресурсным обеспечением собственной деятельности.
Развитию взаимодействия и социального партнерства школы и ДОО препятствуют:
- слабость межведомственного взаимодействия и социального партнерства, возникающего на основе амбиций взрослых;
- недостаточность потенциала ДОО для выживания вне форм государственной поддержки, слабая ресурсная обеспеченность (дефицит финансирования проектов, кадров руководителей первичных объединений и старших вожатых, способных обеспечить социально полезную деятельность подростков, дефицит школьных помещений для внеурочной работы с детьми);
- уязвимость ДОО перед административными мерами, зависимость от ситуации в школе и воли ее руководителя (вмешательство во внутренние дела, излишний авторитаризм позиции взрослых в процессах принятия решений относительно деятельности ДОО);
- неустойчивость связей ДОО с молодежной и родительской общественностью;
- недостатки информирования детского и взрослого населения о целях и деятельности детского объединения.
Следствием является сокращение численности состава ДОО, возникновение препятствий для доступа школьников разного возраста к участию в организованном детском движении.
Уникальные воспитательные ресурсы формируются на основе уникальных компетенций школы, феноменальных черт детского общественного объединения. Рассмотрим этот вопрос на примере анализа специфических характеристик ДОО, им свойственны, в отличие от образовательной миссии школы:
- социализация, развитие и воспитание личности в ДОО рассматривается как смысл, цель и результат деятельности;
- гуманистическая и социальная направленность деятельности, оптимистическая перспектива (цели, задачи, мотивации); учет задач государственной детской и молодежной политики;
- подросток-участник ДОО позиционируется как субъект правозащитной деятельности, коммуникативной, познавательной и социально направленной деятельности, а также процессов самоопределения и самоорганизации;
- ДОО действует на принципах добровольности, приоритета правозащитной и воспитательной функции; учета индивидуальности подростков; невмешательства во внутренние дела ДОО; независимости экспертизы результатов его деятельности;
- посильное участие ДОО в реализации договорных программ и проектов с учреждениями социальной сферы;
- равноправное членство всех участников ДОО, независимо от возраста; обеспечение субъект-субъектных отношений между всеми участниками ДОО.
И, наконец, основой для создания и актуализации уникальных воспитательных ресурсов становятся пожелания и творчество самих детей. В различных социологических исследованиях отмечается, что ведущими мотивами участия детей в ДОО являются: потребность в общении, познание нового, интересный досуг, развитие своих талантов, полезные дела, проявление лидерских качеств. Дети, которые считают себя участниками детского объединения (организации, движения), имеют более активную жизненную позицию, более зрелый и ответственный взгляд на решение современных проблем. Они активно поддержали мнение о том, что самое главное сейчас для всех людей на Земле - не допустить войны на планете (62,1 % респондентов); что в школьные годы «надо помогать людям, и старшим, и младшим - всем, кто в этом нуждается» (61,2 %); что «уже в школьные годы ребята должны участвовать в делах, полезных Родине» (44,5 %) [2].
Учет мнений детей требует особой позиции педагога: смещения акцентов к активному и конструктивному диалогу, договорным отношениям, развитию креативности подростков, доброжелательному и равноправному взаимодействию с детьми в ситуациях принятия решений, внимания к организации межвозрастного и разновозрастного взаимодействия и преемственности. Эта сторона работы с детьми в ДОО интересна и школьным педагогам, классным руководителям, которые часто пользуются технологиями, созданными в ДОО.
Как уже отмечалось, воспитательные ресурсы являются реальными активами, которыми можно пользоваться и управлять ими с помощью организационных компетенций (знаний, деятельности, процессов, технологий) в целях достижения успехов организации.
Созданию инновационных и уникальных воспитательных ресурсов школы и ДОО могут способствовать различные технологии: социально-педагогического сопровождения, ресурсообразования [5], опережающего управления (моделирования, программирования), технология социального проектирования, социального партнерства, технология «общей заботы» (коллективной творческой деятельности), личностного роста, социальной пробы, организации преемственности; переговорная площадка и др.
Особую роль в социализации и воспитании детей и юношества в школьных творческих коллективах, в ДОО играет технология «личностного роста», целью которой является содействие в процессе осознания ребенком задач своего вхождения в ДОО, своего места, роли и образа жизни в нем. Как правило, основу технологии составляют «модели изменений» позиции подростка в ДОО, например: участник - активный участник - инструктор - лидер; юнга - матрос - капитан; «искорка» - пионер - старший пионер - инструктор и др. Освоение каждой ступени связано с расширением прав, усложнением обязанностей, углублением компетенций, повышением уровня знаний и умений участников объединения. Часто переход подростка на новую ступень личностного роста сопровождается вручением ему новых знаков отличия, удостоверения, более сложного задания и т.п.
Технология организации преемственности в деятельности современных школьных клубов, детских и молодежных объединений. Как правило, вертикальные межвозрастные связи в этих объединениях отличаются слабостью или полным отсутствием. Основное противоречие в установлении преемственности заложено в сфере возрастных проблем и различиях социальных потребностей подростков и молодежи: если подросткам для успешной социализации и развития необходимо общение со старшими по возрасту ребятами (с молодежью), то молодым людям наиболее важно внимание взрослых. Преемственность мы определяем как комплекс связей, которые возможно и необходимо установить и целенаправленно организовать между социальными институтами в целях успешной социализации и воспитания личности [4]. Видами связей являются: мировоззренческие, ценностно-деятельностные, процессуальные, информационные, компенсаторные, межпоколенческие и др. Положительное влияние на установление связей между подростковыми и молодежными организациями окажут следующие условия: принятие отношений сотрудничества с подростками «на равных» со стороны молодежи; и принятие подростками позиции молодежи как «старшего товарища», эксперта, советника. В таком случае технология организации преемственности будет включать следующие этапы:
- актуализация потребности у старших и младших в межвозрастном взаимодействии (анализ деятельности, изучение опыта других объединений, сопоставление современных традиций и исторических фактов);
- мотивирование старших на сохранение продукта своей работы, на непрерывность деятельности объединения (выступления перед младшими, выставки, письмо в будущее, ситуации планирования, перспективы «завтрашней радости»);
- поиск социального партнера (переписка, участие в форумах, фестивалях и конференциях, творческие встречи);
- установление комплекса связей между старшими и младшими (диалог, обучение в деятельности, ритуал посвящения);
- создание правовых актов, закрепляющих установленные связи (внесение изменений в Устав, Положение, создание общей программы или инновационного проекта, установление традиций).
Технология социального проектирования обеспечивает активное включение детей всех возрастов в общественную жизнь своего города, округа, района. В этом случае учащиеся более осознанно начинают ощущать себя гражданами, имеющими как определенные права, так и обязанности. А социальный проект становится для них событием. Школьники и участники ДОО получают возможность познакомиться, например, с реальным функционированием различных властных структур, средств массовой информации, социологических служб, различных общественных институтов. Наиболее актуален социальный проект для старших подростков и старшеклассников. Проектная деятельность способствует реализации их социальных потребностей в осознании себя как личности, самоиндентификации, самоутверждении и самореализации, потребности в принадлежности, достижении и успехе, в лидерстве, в благополучии и престиже. Технология социального проектирования достаточно известна. Особенности ее применения в школе - наличие учебной или познавательной цели, в ДОО - ориентация на социально-преобразующие цели. И в школе, и в ДОО при разработке и реализации проектов учитываются традиции, возраст детей, создаются разновозрастные проектные группы; включаются вопросы ресурсного обеспечения вплоть до поиска источников финансирования и включения участников в деятельность по оценке результатов и эффектов.
Непрерывность развития воспитания детей и молодежи в образовательных организациях и детских общественных объединениях зависит от формирования у педагогов и руководителей проектировочной компетенции (В.П. Сергеева). Цель проектирования инновационных технологий - внедрение нововведений, способствующих переводу организации в режим развития [8]. Основными принципиальными требованиями к проектированию педагогических технологий являются: опора на социальные интересы и инициативу детей; осознание социального заказа; гармонизация целей личности и сообщества; сетевое взаимодействие и социальное партнерство; субъектная позиция ребенка; организационная и ресурсная обеспеченность деятельности; преемственность и создание перспектив развития личности.
Итак, проблема развития воспитания детей и молодежи рассматривается нами с позиций ресурсного подхода, который предполагает: сосредоточенность внимания на внутренних ресурсах организации; выявление уникальных компетенций организаций (государственных и общественных); проектирование и освоение педагогических технологий, а также технологий профессионального управления воспитательными ресурсами для достижения целей личностного роста обучающихся и воспитанников.
Рецензенты:
Сергеева В.П., д.п.н., профессор, директор Центра развития систем и технологий социализации детей и молодежи ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва.
Сороковых Г.В., д.п.н., профессор, старший научный сотрудник лаборатории изучения проблем социализации детей и молодежи ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва.