Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TECHNOLOGIES OF IMPLEMENTATION RESOURCE APPROACH IN UPBRINGING ACTIVITIES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND CHILDREN´S ORGANIZATIONS

Klochkova L.I. 1
1 Centre for Development of systems and technology socialization of children and youth, GBOU VPO "Moscow City Pedagogical University"
In the article the problem of the development of upbringing of children and youth in schools and children´s organizations examined from positions of the resource approach. Resource approach implies the implementation of aggregate of new meanings upbringing, of professional and organizational unique competencies of subjects of upbringing activity, and technologys of outstripping management and Information Support of to solve problems upbringing and effective socialization of pupils. Using the method of comparison, the author establishes the the content of unique competencies school and children´s association. Pedagogical technologies are designed based on the unique competencies. For example, technology of personal growth, social partnership, organization continuity, social projecting, technologys of outstripping management, technologys of networking. The help of these technologies carried management of upbringing resources of organizations. The principal requirements for designing of management technologies of upbringing resources are: reliance on the social interests and initiative of children; awareness of the social order; harmonization objectives of the individual and the community; organizational and resources Support of activities; succession and the creation of personal development prospects.
pedagogical technologies
unique competences
upbringing resource
resource approach to managing the development of upbringing

Социализирующий и воспитательный потенциал современной системы образования и детского общественного движения чрезвычайно высок, так как формируется на основе социального заказа государства и общества. Но воспитательный потенциал (совокупность возможностей) не становится механически воспитательным ресурсом, которым можно распоряжаться, управлять, пользоваться. Воспитательные ресурсы - это всегда реальный актив (источник, результат, продукт) воспитательной деятельности субъекта, достигаемый в процессе реализации идей ресурсного подхода.

Ресурсный подход в управлении развитием воспитания, мы считаем, предполагает реализацию совокупности новых смыслов воспитания, профессиональных и организационных уникальных компетенций субъектов воспитательной деятельности, технологий опережающего управления и информационного обеспечения для решения задач воспитания и достижения эффектов социализации обучающихся [7].

Цель данной статьи - выявить уникальные компетенции, с помощью которых образовательная организация и детское общественное объединение используют ресурсы для достижения своих уставных целей и задач по воспитанию детей и молодежи.

К воспитательным ресурсам мы относим проектируемые воспитательные ресурсы, отражающие новые смыслы воспитания, которые существуют в форме концепции, программы воспитания, инновационного педагогического продукта (методики, технологии) и опыта; технологии информационные и опережающего управления (прогнозирования, проектирования, программирования, планирования). А также уникальные воспитательные ресурсы, формируемые на основе уникальных компетенций субъектов, то есть редких, проявляющихся впервые, не доступных для воспроизведения без специального обучения. Существуют они в форме технологий управления, педагогических технологий. Критерий уникальности компетенций предполагает наличие особой миссии, идеи организации. Показатели достижения критерия уникальности опираются на учет типа и вида организации; на успех в достижении уникальных целей и создание специфических условий деятельности; на состав обучающихся и воспитанников и индивидуальность каждого; на специфику избираемых форм творчества всех субъектов воспитательного процесса; на создание педагогических технологий для воспроизведения результата на новой почве. Примером таких организаций в системе образования могут быть школы, реализующие авторские образовательные модели: в Москве школы Е.А. Ямбурга, В.А. Караковского, «Ломоносовская школа» и др.; реализация Петербургской кон­цепции И.А. Колесниковой, А.С. Навагиной, Е.Н. Барышникова; различные школы, ориентированные на воспитание духовности (гуманитарная гимназия в г. Ростове-на-Дону) и др. В детском общественном движении известны авторские воспитательные системы И.П. Иванова, В.П. Крапивина, О.И. Пантюхова, Е.Б. Штейнберга и мн.др.

Одним из управленческих ресурсов в развитии воспитания являются нормативно-правовые ресурсы. Социальный заказ на обновление содержания воспитания, общие задачи для всех воспитательных институтов на федеральном уровне сформулированы Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года, Федеральными государственными образовательными стандартами, Программой духовно-нравственного развития российских школьников.

Ориентирами для социального партнерства всех субъектов, заинтересованных в воспитании детей и молодежи, являются идеи «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»: развития социального воспитания, созидательной позиции и социальной инициативы школьников и студентов; научно-методического проектирования разнообразных детских общественных объединений (далее - ДОО) в общеобразовательных организациях и развитие социального партнерства между всеми субъектами воспитания; развития профессиональной компетентности руководителей ДОО и старших вожатых школ; ресурсного обеспечения процессов социокультурной интеграции детей и молодежи, участников общественных движений и др.

Каждый регион, исходя из собственных особенностей, формирует нормативно-правовые ресурсы взаимодействия системы образования и детского движения. Такими ресурсами в столице является, например, Концепция развития воспитания в системе образования города Москвы, Государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»). В этой программе отмечается, что инициатива обучающихся в образовательных организациях должна опираться «на поощрение активности каждого, индивидуализацию образовательных траекторий, поддержку детских и молодежных объединений, ученических органов самоуправления, расширение возможностей образования и социально-позитивной деятельности обучающихся за пределами общеобразовательных учреждений, колледжей и вузов» [3]. Так, региональная программа «Московские дети» на 2008-2017 гг. определила ключевые проблемы социализации и воспитания обучающихся: «предотвращение антиобщественного противостояния на почве конфессиональных, этнических разногласий; формирование опыта социально ориентированной работы ДОО в подростковой среде, преобразование негативной активности подростков в позитивную» [10]. Для решения этих задач московскими педагогами-исследователями и практиками были разработаны и используются технологии привлечения детей и молодежи к участию в социальном проектировании, в экспертизе городской среды, в процессах принятия решений относительно интересов детей в деятельности окружных и городских общественных советов, в акциях поддержки участия Москвы в инициативе ЮНИСЕФ «Города, доброжелательные к детям» [1]. В реализации общих задач воспитания участвуют и школа, и детские общественные объединения, но применяя педагогические технологии, свойственные их специфике.

Инновационные воспитательные ресурсы формируются в условиях инновационного сетевого взаимодействия, на основе использования сильных позиций субъектов инновационной деятельности в сфере воспитания и социализации: школ, ДОО. Так, на базе современных образовательных организаций (по договору или на основании соглашения) могут действовать различные детские общественные объединения, имеющие или не имеющие статус юридического лица. В школах также действуют общественные формирования: ученические советы, профильные клубы, активы школьных музеев, объединения экологов, юных миротворцев, друзей малышей, команды КВН, мобильные отряды-классы, волонтерские группы и т.д. - все объединения играют большую роль в позитивной социализации обучающихся. Дети в этих сообществах реализуют свои познавательные цели, потребность в успехе, принадлежности, признании и самоопределении. Вместе с тем почти половина обучающихся остается вне организованных форм социальной активности, что могли бы компенсировать ДОО, но у них много острых проблем, связанных с ресурсным обеспечением собственной деятельности.

Развитию взаимодействия и социального партнерства школы и ДОО препятствуют:

  • слабость межведомственного взаимодействия и социального партнерства, возникающего на основе амбиций взрослых;
  • недостаточность потенциала ДОО для выживания вне форм государственной поддержки, слабая ресурсная обеспеченность (дефицит финансирования проектов, кадров руководителей первичных объединений и старших вожатых, способных обеспечить социально полезную деятельность подростков, дефицит школьных помещений для внеурочной работы с детьми);
  • уязвимость ДОО перед административными мерами, зависимость от ситуации в школе и воли ее руководителя (вмешательство во внутренние дела, излишний авторитаризм позиции взрослых в процессах принятия решений относительно деятельности ДОО);
  • неустойчивость связей ДОО с молодежной и родительской общественностью;
  • недостатки информирования детского и взрослого населения о целях и деятельности детского объединения.

Следствием является сокращение численности состава ДОО, возникновение препятствий для доступа школьников разного возраста к участию в организованном детском движении.

Уникальные воспитательные ресурсы формируются на основе уникальных компетенций школы, феноменальных черт детского общественного объединения. Рассмотрим этот вопрос на примере анализа специфических характеристик ДОО, им свойственны, в отличие от образовательной миссии школы:

  • социализация, развитие и воспитание личности в ДОО рассматривается как смысл, цель и результат деятельности;
  • гуманистическая и социальная направленность деятельности, оптимистическая перспектива (цели, задачи, мотивации); учет задач государственной детской и молодежной политики;
  • подросток-участник ДОО позиционируется как субъект правозащитной деятельности, коммуникативной, познавательной и социально направленной деятельности, а также процессов самоопределения и самоорганизации;
  • ДОО действует на принципах добровольности, приоритета правозащитной и воспитательной функции; учета индивидуальности подростков; невмешательства во внутренние дела ДОО; независимости экспертизы результатов его деятельности;
  • посильное участие ДОО в реализации договорных программ и проектов с учреждениями социальной сферы;
  • равноправное членство всех участников ДОО, независимо от возраста; обеспечение субъект-субъектных отношений между всеми участниками ДОО.

И, наконец, основой для создания и актуализации уникальных воспитательных ресурсов становятся пожелания и творчество самих детей. В различных социологических исследованиях отмечается, что ведущими мотивами участия детей в ДОО являются: потребность в общении, познание нового, интересный досуг, развитие своих талантов, полезные дела, проявление лидерских качеств. Дети, которые считают себя участниками детского объединения (организации, движения), имеют более активную жизненную позицию, более зрелый и ответственный взгляд на решение современных проблем. Они активно поддержали мнение о том, что самое главное сейчас для всех людей на Земле - не допустить войны на планете (62,1 % респондентов); что в школьные годы «надо помогать людям, и старшим, и младшим - всем, кто в этом нуждается» (61,2 %); что «уже в школьные годы ребята должны участвовать в делах, полезных Родине» (44,5 %) [2].

Учет мнений детей требует особой позиции педагога: смещения акцентов к активному и конструктивному диалогу, договорным отношениям, развитию креативности подростков, доброжелательному и равноправному взаимодействию с детьми в ситуациях принятия решений, внимания к организации межвозрастного и разновозрастного взаимодействия и преемственности. Эта сторона работы с детьми в ДОО интересна и школьным педагогам, классным руководителям, которые часто пользуются технологиями, созданными в ДОО.

Как уже отмечалось, воспитательные ресурсы являются реальными активами, которыми можно пользоваться и управлять ими с помощью организационных компетенций (знаний, деятельности, процессов, технологий) в целях достижения успехов организации.

Созданию инновационных и уникальных воспитательных ресурсов школы и ДОО могут способствовать различные технологии: социально-педагогического сопровождения, ресурсообразования [5], опережающего управления (моделирования, программирования), технология социального проектирования, социального партнерства, технология «общей заботы» (коллективной творческой деятельности), личностного роста, социальной пробы, организации преемственности; переговорная площадка и др.

Особую роль в социализации и воспитании детей и юношества в школьных творческих коллективах, в ДОО играет технология «личностного роста», целью которой является содействие в процессе осознания ребенком задач своего вхождения в ДОО, своего места, роли и образа жизни в нем. Как правило, основу технологии составляют «модели изменений» позиции подростка в ДОО, например: участник - активный участник - инструктор - лидер; юнга - матрос - капитан; «искорка» - пионер - старший пионер - инструктор и др. Освоение каждой ступени связано с расширением прав, усложнением обязанностей, углублением компетенций, повышением уровня знаний и умений участников объединения. Часто переход подростка на новую ступень личностного роста сопровождается вручением ему новых знаков отличия, удостоверения, более сложного задания и т.п.

Технология организации преемственности в деятельности современных школьных клубов, детских и молодежных объединений. Как правило, вертикальные межвозрастные связи в этих объединениях отличаются слабостью или полным отсутствием. Основное противоречие в установлении преемственности заложено в сфере возрастных проблем и различиях социальных потребностей подростков и молодежи: если подросткам для успешной социализации и развития необходимо общение со старшими по возрасту ребятами (с молодежью), то молодым людям наиболее важно внимание взрослых. Преемственность мы определяем как комплекс связей, которые возможно и необходимо установить и целенаправленно организовать между социальными институтами в целях успешной социализации и воспитания личности [4]. Видами связей являются: мировоззренческие, ценностно-деятельностные, процессуальные, информационные, компенсаторные, межпоколенческие и др. Положительное влияние на установление связей между подростковыми и молодежными организациями окажут следующие условия: принятие отношений сотрудничества с подростками «на равных» со стороны молодежи; и принятие подростками позиции молодежи как «старшего товарища», эксперта, советника. В таком случае технология организации преемственности будет включать следующие этапы:

  • актуализация потребности у старших и младших в межвозрастном взаимодействии (анализ деятельности, изучение опыта других объединений, сопоставление современных традиций и исторических фактов);
  • мотивирование старших на сохранение продукта своей работы, на непрерывность деятельности объединения (выступления перед младшими, выставки, письмо в будущее, ситуации планирования, перспективы «завтрашней радости»);
  • поиск социального партнера (переписка, участие в форумах, фестивалях и конференциях, творческие встречи);
  • установление комплекса связей между старшими и младшими (диалог, обучение в деятельности, ритуал посвящения);
  • создание правовых актов, закрепляющих установленные связи (внесение изменений в Устав, Положение, создание общей программы или инновационного проекта, установление традиций).

Технология социального проектирования обеспечивает активное включение детей всех возрастов в общественную жизнь своего города, округа, района. В этом случае учащиеся более осознанно начинают ощущать себя гражданами, имеющими как определенные права, так и обязанности. А социальный проект становится для них событием. Школьники и участники ДОО получают возможность познакомиться, например, с реальным функционированием различных властных структур, средств массовой информации, социологических служб, различных общественных институтов. Наиболее актуален социальный проект для старших подростков и старшеклассников. Проектная деятельность способствует реализации их социальных потребностей в осознании себя как личности, самоиндентификации, самоутверждении и самореализации, потребности в принадлежности, достижении и успехе, в лидерстве, в благополучии и престиже. Технология социального проектирования достаточно известна. Особенности ее применения в школе - наличие учебной или познавательной цели, в ДОО - ориентация на социально-преобразующие цели. И в школе, и в ДОО при разработке и реализации проектов учитываются традиции, возраст детей, создаются разновозрастные проектные группы; включаются вопросы ресурсного обеспечения вплоть до поиска источников финансирования и включения участников в деятельность по оценке результатов и эффектов.

Непрерывность развития воспитания детей и молодежи в образовательных организациях и детских общественных объединениях зависит от формирования у педагогов и руководителей проектировочной компетенции (В.П. Сергеева). Цель проектирования инновационных технологий - внедрение нововведений, способствующих переводу организации в режим развития [8]. Основными принципиальными требованиями к проектированию педагогических технологий являются: опора на социальные интересы и инициативу детей; осознание социального заказа; гармонизация целей личности и сообщества; сетевое взаимодействие и социальное партнерство; субъектная позиция ребенка; организационная и ресурсная обеспеченность деятельности; преемственность и создание перспектив развития личности.

Итак, проблема развития воспитания детей и молодежи рассматривается нами с позиций ресурсного подхода, который предполагает: сосредоточенность внимания на внутренних ресурсах организации; выявление уникальных компетенций организаций (государственных и общественных); проектирование и освоение педагогических технологий, а также технологий профессионального управления воспитательными ресурсами для достижения целей личностного роста обучающихся и воспитанников.

Рецензенты:

Сергеева В.П., д.п.н., профессор, директор Центра развития систем и технологий социализации детей и молодежи ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва.

Сороковых Г.В., д.п.н., профессор, старший научный сотрудник лаборатории изучения проблем социализации детей и молодежи ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва.