На современном этапе развития российского государства основной задачей провозглашен поиск путей и инструментов строительства инновационной экономики. В соответствии со Стратегией инновационного развития РФ на период до 2020 года, обеспечение эффективной реализации поставленной задачи требует формирования и развития механизмов многостороннего взаимодействия между органами государственной власти, бизнесом, научными и образовательными организациями, что составляет современное государственно-частное партнерство (ГЧП) в инновационной сфере. Мировой и отечественный опыт показывает, что ГЧП в целях развития инновационного предпринимательства используется не только на федеральном и региональном уровнях, но и на уровне муниципалитетов, что составляет муниципально-частное партнерство (МЧП). МЧП в инновационной сфере способствует не только повышению качества предоставляемых населению услуг и эффективности муниципального управления и снижению уровня трансакционных издержек взаимодействия бизнеса и власти, но и развитию интеллектуальной и инновационной составляющей муниципалитета, формированию местной инновационной системы.
Степень изученности
Современная экономическая наука накопила определенный объем исследований по вопросам ГЧП и его форм, в т.ч. в сфере инноваций. Проблемы ГЧП в целом, его сущность, роль, виды и формы, в т.ч. МЧП, представлены в работах Дж. Ходжа, С. Линдера, Е.С. Сэваса, Г. Варнавского, Н.Д. Холодной, Ю.В. Дубовской и др.. ГЧП (МЧП) в инновационной сфере наиболее полно рассматривается в трудах И. А. Морозовой, А. М. Сергеева, Г. А. Яшевой, С.М. Никитенко, Е.В. Гоосен, Р.М. Нижегородцева, а также очень широко в исследованиях, отчетах, докладах ОЭСР (Г. Шаефер, М. Сервантес и др.), в изобилии представляющих мировой опыт реализации инновационных ГЧП-проектов в его различных формах. Современные исследования МИП выделяют независимые предприятия, предприятия, развивающиеся при поддержке бизнес-структур, инновационной инфраструктуры, и малые инновационные предприятия, создаваемые c участием научных и образовательных организаций. Последние рассмотрены в работах Г. Ицковица, Л. Лейдесдорфа, С.Ю. Александрова, Г.О. Халова и др. Исследования сценариев организации муниципальным образованием совместно с научным и частным секторами в рамках МЧП малого инновационного предприятия на русском языке автору не известны.
Все это позволяет говорить о том, что вопросы теоретического обоснования и практического применения, а также нормативно-правовая и бюджетная специфики механизма муниципально-частного партнерства в целях инновационного развития отдельного муниципального образования исследованы недостаточно, что и обусловило выбор темы настоящей статьи. Целью данной статьи является разработка и обоснование сценариев организации муниципальным образованием совместно с научно-образовательным и частным секторами малого инновационного предприятия на основе применения (коммерциализации) объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в рамках МЧП.
Муниципально-частное партнерство в инновационной сфере: понятие, преимущества, специфика
Российские реалии таковы, что МЧП не развивается должным образом по причинам недостатка собственных денежных средств и инвестиционных ресурсов, что ограничивает возможности участия органов местного самоуправления (ОМСУ) в инвестиционных программах и программах поддержки предпринимательского сектора (которые в основном и относят к ГЧП), прежде всего, в сфере инноваций, и ориентации настоящей экономической политики в сфере взаимодействия бизнеса и ОМСУ на минимальное вовлечение органов власти всех уровней в хозяйственную деятельность: российское гражданское, бюджетное и антимонопольное законодательство содержит ряд ограничений хозяйственной деятельности органов государственной власти, ОМСУ и МО, в управлении государственной и муниципальной собственностью, в том числе ОИС. Кроме того, существующие проекты МЧП, малые и незначительные в масштабах страны, не подлежат огласке и статистике, поэтому собрать о них информацию - непростая задача, учитывая тот факт, что многие МО вообще не относят муниципально-частное сотрудничество к проектам ГЧП. Несмотря на это, получаемые от участия в МЧП преимущества способствуют тому, что отдельные муниципальные образования и районы развивают рынок местных проектов ГЧП, самостоятельно разрабатывая нормативно-правовую базу и привлекая частный бизнес к совместным проектам. Согласно статистике сайта «ГЧП ИНФО» на настоящий момент в РФ полностью реализовано 11 проектов МЧП, среди которых «Проект развития коммунальных служб г. Сургута» общей стоимостью 2 955 млн. руб., «Полигон ТБО в г. Новокузнецке» - 728,8 млн. руб. и др. Однако на территории страны реализуется множество незарегистрированных в статистических системах проектов МЧП. Например, в Ставрополе в рамках муниципально-частного партнерства реализуется строительство детского сада, в Самаре - реконструкция кинотеатров и бывших детских садов, а также строительство частных детских садов по программе «Билдинг-сад». В Кинешме Ивановской области проходит реконструкция очистных сооружений: на реализацию проекта запланировано 46,8 млн. рублей из областного бюджета и 5,2 млн. рублей из бюджета города, инвестор софинансирует 50 % стоимости реконструкции. Более того, в Волгограде в 2009 г. создана ГООПП (городская общественная организация промышленных предприятий) «Совет директоров Волгограда» - один из современных институтов муниципально-частного партнерства, призванный способствовать взаимодействию органов городской власти, общественных организаций, учебных и научных учреждений в целях оперативного решения конкретных социально-экономических и экологических проблем города [9; 6; 7]. Таким образом, спрос на проекты МЧП очевиден. Несмотря на это, как показало изучение проектов МЧП, реализуемых в РФ на настоящий момент по отраслям экономики (по состоянию на ноябрь 2013 г.), инновационная сфера, связанная с высоким уровнем затрат и рисков, для таких проектов остается невостребованной, и в настоящее время МЧП-проекты носят либо инфраструктурный, либо социальный характер [8].
Большинство современных определений МЧП, закрепленных в муниципальных нормативно-правовых актах и исследованиях отечественных авторов, естественно, базируются на самом понятии ГЧП с учетом иерархического разделения уровней ответственности, рисков и экономических выгод (В.Ж. Дубровский, Е.А. Кузьмин, С.М. Никитенко, М.В. Дубовик, Ю.Б. Анюшев, О.А. Ломовцева, А.И. Мордвинцев и др.). Под МЧП в инновационной сфере автор настоящей статьи понимает формализованную институциональную и организационную форму сотрудничества государственного сектора, представленного муниципальным уровнем власти, с частным и научно-образовательным секторами, основанную на стандартных принципах ГЧП и направленную на достижение целей социально-экономического развития муниципального образования посредством реализации проектов в инновационной сфере. Кроме того, поскольку способы участия МО в инновационных проектах МЧП ограничены совместными проектами создания инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса посредством организации НКО и реализацией совместных коммерческих проектов, в современных условиях автору представляется перспективной вторая форма проектов МЧП в виде совместного с частным и научно-образовательным секторами создания малых инновационных предприятий в рамках реализации теории «тройной спирали» на основе коммерциализации ОИС.
Преимущества, получаемые партнерами от участия в совместных МИП, характеризуют перспективность проектов МЧП как элемента инновационной политики. Так, к преимуществам муниципального образования относятся развитие интеллектуального потенциала МО, эффективное управление ОИС, развитие частного, в т.ч. инновационного, бизнеса, привлечение частных инвестиций в экономику района, создание новых рабочих мест, пополнение муниципального бюджета легитимными доходами от коммерческой деятельности и др. Частный сектор может претендовать на получение прибыли, разделение рисков, муниципальные гарантии, развитие инновационного бизнеса и доступ к дополнительному госфинансированию и др. Преимущества научно-образовательного сектора заключаются в коммерциализации результатов исследований и разработок, финансировании предстоящих НИОКР, получении прибыли от участия в МИП и др.
Проекты МЧП в инновационной сфере отличаются собственными специфическими чертами, обусловленными ограничениями в участии в малых инновационных предприятиях муниципального партнера, сформированными гражданским, бюджетным и антимонопольным законодательством России, а также особенностями вложений и активов - ОИС, что предполагает дополнительные расходы и риски для партнеров (табл. 1).
Таблица 1 - Признаки и специфика инновационных проектов МЧП в форме совместных МИП
Признаки |
Специфика инновационных проектов МЧП в форме совместных МИП |
Инвестиционные обязательства сторон |
- Партнеры представлены 3-мя сторонами: муниципальный, частный и научно-образовательный сектора (возможно - только муниципальный и частный); - вложения - ОИС, а также денежные средства (муниципальный партнер - только ОИС) |
Ответственность частного и научно-образовательного секторов за проведение различных видов работ |
Специфические виды работ, связанные с высокими технологиями, интеллектуальной собственностью, организацией производства: - управление программой, центром исследований, проведение, сопровождение исследований; - отбор, продвижение проектных идей, формирование, защита, учет ОИС; - организация коммерческой деятельности и проч. |
Права собственности на активы |
Наличие нематериальных активов, связанных с организацией и защитой прав собственности: в рамках ФЗ-217 права собственности на ОИС сохраняются за владельцами (МО, представитель частного сектора), вложением в уставный капитал считаются права пользования НМА |
Продолжительность |
Сроки реализации проекта непосредственно зависят от организации бюджетной политики муниципального партнера и специфики ОИС |
Совместное МИП: порядок, сценарии организации
Современное законодательство позволяет создавать совместные МИП, организуемые с участием МО, в организационно-правовой форме ОАО и хозяйственного партнерства. Поскольку хозяйственное партнерство как новая форма характеризуется отсутствием обширной правоприменительной и судебной практик, остановимся на процессе организации МИП в форме ОАО.
Порядок формальной организации МИП в рамках МЧП можно условно разделить на 3 этапа:
- процесс формирования ОИС, в который включены процессы заказа на НИОКР и непосредственно сами НИОКР организации научно-образовательного сектора;
- приобретение ОИС муниципальным образованием и, как один из вариантов, частным партнером, что включает переход права собственности на нематериальный актив к заказчику, т.е. муниципальному образованию и частному инвестору, необходимую защиту объекта, его оценку в целях последующего вложения ОИС в качестве вклада в уставный капитал ОАО (при стоимости более 500 тыс. руб.);
- формальный процесс организации предприятия - формирование в установленном порядке его уставного капитала и внесение ОИС, денежных средств, формирование учредительных документов и проч.
Представленный порядок послужил базой для разработки сценариев организации МИП, параметрами которых выступают варианты участия организаций различных секторов в учреждении МИП и виды вложений этих организаций в уставный капитал будущего хозяйственного общества (табл. 2).
Таблица 2 - Сценарии организации МИП муниципальным образованием, организациями научно-образовательного и частного секторов на основе ОИС в рамках МЧП
Сценарии |
Участники МЧП-учредители МИП и виды их вложений в уставный капитал |
||
муниципальное образование |
организация научно-образовательного сектора |
организация частного сектора |
|
I |
ОИС |
ОИС |
ОИС |
II |
ОИС |
ОИС |
ОИС + денежные средства |
III |
ОИС |
ОИС |
денежные средства |
IV |
ОИС |
денежные средства |
денежные средства |
V |
ОИС |
- |
денежные средства |
Общими для предприятий, организуемых в рамках МЧП на основе ОИС, недостатками (рисками) являются специфика организации бюджетного процесса муниципального образования и особенности объекта вложений - ОИС, а преимуществами (выгодами) - высокий уровень инновационного потенциала, обеспеченный наличием ОИС в структуре капитала, и отсутствие спросовых ограничений, основанное на целевом характере разработки. Максимально высоким инновационным потенциалом и уровнем спроса на разработку обладают сценарии I и II. Однако отсутствие денежных средств в уставном капитале I-го сценария увеличивает риск и не позволяет МИП соответствовать ФЗ-217, который позволяет МИП выбирать систему налогообложения, получать помещения и оборудование в аренду у организация научно-образовательного сектора-соучредителя без конкурса и проч. Сценарии II и III соответствуют ФЗ-217, поэтому оцениваются как перспективные, несмотря на высокий риск вложения денежных средств для организации частного сектора и более низкий уровень инновационного потенциала и рыночного спроса относительно сценариев I и II соответственно. Сценарии IV и V оцениваются как неперспективные ввиду несоответствия ФЗ-217 и более низкого уровня инновационного потенциала и рыночного спроса относительно сценария III.
Таким образом, максимально перспективными и эффективными, с точки зрения спросовых ограничений, будут являться малые инновационные предприятия, созданные по сценариям II или III. В этой связи, для обеспечения реализации инновационной политики и адресной поддержки субъектов малого бизнеса, реализующих инновационные программы, органам местного самоуправления предлагается к использованию представленный порядок формирования МИП с участием муниципального образования, организаций научно-образовательного и частного сектора по II (III) сценарию на основе следующих рекомендаций:
- сформировать и утвердить общедоступные методические рекомендации по организации МИП на основе ОИС в рамках МЧП, а также примерный устав такого общества;
- внести изменения в Устав муниципального образования и другие необходимые документы, обеспечивающие процесс создания нового хозяйственного общества с участием муниципального образования в части реализации проектов МЧП, выделения денежных средств на приобретение разработки и проч.;
- сформировать рабочую группу, в обязанности которой будут входить: обеспечение сотрудничества с организациями научно-образовательного сектора, «отслеживание» НИОКР, обеспечение сотрудничества с организациями частного сектора, «отслеживание» рынка, координация и мониторинг проектов МЧП в форме МИП, обеспечение наиболее перспективных из них адресной поддержкой, распределение дивидендов в соответствии с бюджетной политикой. Финансирование рабочей группы предполагается из средств, полученных в качестве дивидендов от участия в МИП, а также средств муниципального фонда поддержки предпринимательства.
Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 13-12-42009 «Квази-ГЧП проекты как фактор становления и развития института государственно-частного партнерства в России».
Рецензенты:
Кудряшова И.А., д.э.н., профессор кафедры мировой экономики, зам. директора по научной и инновационной работе Кемеровского института (филиала) ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», г. Кемерово;
Никитенко С.М., д.э.н., доцент, генеральный директор Инновационного научно-производственного центра «Иннотех», г. Кемерово.