Прежде всего, необходимо выделить родовые характеристики рассматриваемого нами понятия «социальное взаимодействие». Данная диада состоит из двух частей: «социальный» и «взаимодействие». В философии последнее понимается как взаимное воздействие (влияние) объектов друг на друга, характеризующееся их взаимной обусловленностью, изменением состояния и обменом этих объектов веществом, энергией, информацией. Через категорию взаимодействия ученые изучали диалектику природы и бытия (Э.В. Ильенков, В.Н. Сагатовский, Б.М. Кедров, А.И. Уемов, А.А. Богданов, И.В. Блауберг, П.В. Копнин), философские проблемы личности (Л.П. Буева, Л.М. Архангельский), развитие общества и общественные процессы (В.Г. Афанасьев, А.А. Брудный), человеческую деятельность и общение (М.С. Каган, Г.С. Батищев, В.М. Соковнин), психическое развитие индивида (В.А. Лекторский) и т. д. В социологии важным для определения природы феномена «взаимодействие» как стержня всех социальных процессов явилась взаимосвязь человека с окружающим его миром, в основе которой лежат различные влияния субъектов на действия или состояния друг друга.
Всякое ли взаимодействие будет социальным? Рассматривая данный вопрос как правомерный, считаем важным определить, какую специфику вносит социальность в феномен «взаимодействие». Вслед за рядом ученых (А.В. Брушлинским, Г.В. Осиповым, В.Е. Кемеровым), изучающих социальные явления в исторической и современной перспективе, мы считаем, что признак «социальное» отражает совокупность свойств, приобретенных в результате общественных отношений и совместной деятельности индивидов. Оно проявляется в их взаимодействии друг с другом, отношении друг к другу, явлениям и процессам общественной жизни, при этом сами индивиды осуществляют взаимодействие в зависимости от своей социальной роли и статуса. Именно характер взаимообусловленности жизни людей, процессов и результатов индивидуальной и совместной деятельностей детерминирует содержание понятия «социальность». Следовательно, под «социальным» нами понимается вся совокупность свойств человека, приобретаемых в процессе контакта с социумом, т.е. другими людьми, способствующих дальнейшему включению человека в общество и определяющих характер его жизнедеятельности в нем.
Для более ясного осознания сути социального взаимодействия как социального феномена и понимание подготовленности и готовности личности к нему, обратимся к современным наукам, изучающим данное явление.
Феномен «социальное взаимодействие личности» в современных науках не имеет универсального однозначного понимания в силу специфики их предметов и научных акцентов. В современной философии, науке, являющейся фундаментом для понятийного аппарата практически всех остальных наук, в качестве характеристики социального взаимодействия чаще всего рассматривается взаимосвязанность и причинно-следственный характер взаимных действий или воздействий субъектов. Так, В.Е. Кемеров рассматривает социальное взаимодействие как процесс воздействия людей в их совместном бытии [6]. Н.Л. Виноградова полагает, что «социальное взаимодействие - это способ существования социального бытия, который определяется диалогом субъектов и обеспечивает единство и гармонизацию социальных структур, имея конечной целью выработку стратегии общих действий личностей, социальных групп и общностей» [4, с. 17]. Е.А. Филимонова изучает взаимодействие как сущностную характеристику культуры. Ф.И. Розанов утверждает, что социальное взаимодействие «является одной из форм взаимодействия в природе, носит объективный причинно-следственный характер и является упорядоченной системой взаимовлияния социальных элементов, осуществляющейся посредством специфических носителей социального типа взаимодействия» [12; с. 12].
Под влиянием научных представлений XX-XXI века о взаимодействии, социальном взаимодействии, оформились группы определений сущности данного понятия, включающие виды, формы и способы социального взаимодействия. С одной стороны, социальное взаимодействие - это система интегрированных действий в сложных социальных отношениях, возникающих в совместной деятельности субъектов. Они ищут пути и используют определенные способы осуществления своих действий и реализации своей деятельности. С другой стороны, социальное взаимодействие трактуется как процесс непосредственных или опосредованных связанных циклической причинной зависимостью воздействий объектов социума друг на друга. В данном случае очевидно присутствует принцип осмысления феномена с позиции его целостности, при которой разрозненные социальные явления и факты связаны в единую систему социальной реальности. На данные понятия, как правило, опираются дальнейшие социологические и психолого-педагогические толкования «социального взаимодействия» и строятся подходы к изучению его содержания и характеристике его как процесса.
Современные социологические суждения о природе социального взаимодействия личности исходят из основополагающих принципов и взглядов на общество и общественные процессы О.Конта, Э.Дюркгейма, К. Маркса, Ф. Энгельса, М. Вебера, Г. Зиммеля. Огромный вклад в изучение феномена «социальное взаимодействие» внес русско-американский социолог П.А. Сорокин, анализировавший социальное взаимодействие на макроуровне как макропроцесс взаимодействия индивидов в обществе. Он утверждал, что общественная жизнь во всех своих проявлениях и все социальные процессы являются комбинациями различных социальных взаимодействий, условиями возникновения которых являются: наличие в акте взаимодействия минимум двух индивидов, обусловливающих поведение друг друга; совершение индивидами действий (актов), влияющих на их взаимные переживания и поступки; наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга [13]. В современной социологии добавляют четвертое условие: использование единой базы общения и системы норм, правил и принципов взаимодействия [3, с. 56].
Социальное взаимодействие согласно П.А. Сорокину выступает и как отдельное социальное явление, внутри которого происходит обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, характеризующийся определёнными когнитивными, эмоциональными и волевыми процессами, и как общемировой процесс. Он четко выделял социокультурный компонент взаимодействия, поскольку в соответствии с его воззрениями именно в результате социального взаимодействия возникает культура как совокупность значений, ценностей, норм и совокупность их носителей, которые социализируют и раскрывают их значения [14, c. 218-219]. Впоследствии во многих направлениях исследования отмечалась абсолютная зависимость качества социального взаимодействия от уровня культуры (человеческих ценностей, морали и нравственности), позволяющей конструировать людям социальную реальность по-новому. На этой основе П.А. Сорокин разработал классификацию социальных взаимодействий, на которую в современной социологии опираются большинство исследователей: по количеству субъектов (взаимодействия двух индивидов, одного и многих, многих и многих индивидов); по характеру взаимоотношений, или направленности (односторонние - двусторонние; солидарные - враждебные); по продолжительности (длительные, кратковременные); по организованности (организованные - семья, партия и неорганизованные - толпа); по сознательности (сознательные и стихийные); по «материи» обмена (интеллектуальные (идейные), чувственно-эмоциональные и волевые) [13].
Ряд социологических теорий XX столетия (теория обмена Дж. Хоманса, функционалистская теория взаимодействия Т. Парсонса, теория конфликта Р. Дарендорфа, символический интеракционизм Дж. Мида и Г. Блумера, этнометодология Г. Гарфинкеля, теория управления впечатлением Э. Гоффмана, феноменологическая теория А. Щюца и др.), имевших эволюционные воззрения на прогресс в обществе и пытавшихся ответить на вопрос о его характере и причинах, способствовали наращиванию знаний о рассматриваемом феномене и выделению его особенностей. При изучении воззрений на толкование социального взаимодействия личности наблюдается как наличие общности, так и отсутствие единства в понимании сущности и наполнении содержания данного понятия. Оно рассматривается как сложный и многогранный процесс, как обмен специфическими действиями, как поведение (влияние, воздействие), как акты (действия), различаясь при этом по структуре.
Такая тенденция в понимании особенностей социального взаимодействия личности не утрачивается и в современных исследованиях социологов и социальных психологов, которые считают, что природой социального взаимодействия является либо процесс (С.Г. Карепова, И.И. Жбанкова), либо действия (акты) (З.Т. Голенкова, В.И. Добреньков, А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин, С.С. Фролов, А.Г. Эфендиев, С.С. Новикова, А.В. Кульминская, П.Ф. Кравчук, Ю.Ю. Шкарина, Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев), либо обмен (П.Ф. Кравчук, Ю.Ю. Шкарина). Так, С.С. Фролов и С.С. Новикова, на работы которых часто ссылаются в профессиональной подготовке обучающихся при изучении социального взаимодействия, явлений и процессов, трактуют социальное взаимодействие как систематические взаимообоусловленные, регулярные социальные действия, имеющие причинно-следственный характер: действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов [16; 8]. Причинно-следственный и цикличный характер рассматриваемого феномена подчеркивает и И.И. Жбанкова, понимая его как согласованный и взаимообусловленный процесс, происходящий между двумя и более материальными закономерно связанными и сосуществующими системами в определенном временном отрезке и вызывающий их изменения [5]. Другие ученые обращаются к коммуникативной или информационной стороне социального взаимодействия, ставя во главе угла передачу социально значимой информации: В.И. Добреньков, А.И. Кравченко и др. Наиболее четко в социологии обобщил теоретические взгляды и сформулировал определение социального взаимодействия Г.В. Осипов; на его воззрения в дальнейшем опираются соратники и другие ученые (С.Г. Карепова, Л.Н. Москвичев). По его мнению, социальное взаимодействие есть любое значимое для общества и его членов поведение индивидов, различающихся по виду выполняемой деятельности, функциям и социальным статусам [10].
В социальной психологии ученые в большей степени уделяют внимание личности человека, которая представляет собой совокупность тех социальных качеств, которые формируются и развиваются в системе социальных взаимодействий. Согласно принципу интерактивного подхода (символического интеракционизма Дж. Мида) социальное взаимодействие рассматривается как закономерный процесс коммуникации посредством использования символов, в результате чего наблюдается взаимное влияние людей друг на друга (Е.В. Андриенко, Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская). Отечественные ученые рассматривают социально-деятельностную природу общения, согласно чему взаимодействие выступает одной из сторон общения, реализуемой в совместной деятельности, в межличностных, общественных и групповых отношениях. На этой основе выделяются два типа социального взаимодействия: кооперация (кооперативное взаимодействие, сотрудничество) и конкуренция (соперничество, конфликт). Сущностью первого типа является координация единичных сил участников взаимодействия в совместной деятельности, в которой основными элементами становятся индивидуальный вклад участников взаимодействия (взаимопомощи) и степень их включенности в него (взаимовлияние). Сущностью второго - форма продуктивного или отрицательного столкновения участников в борьбе за свои интересы и отстаивание своей позиции в процессе реализации совместной деятельности или общения.
В педагогической науке понятие «социальное взаимодействие» начало широко использоваться на рубеже XX-XXI веков. Предпосылками этого стало изучение отдельных аспектов социального взаимодействия: межличностного и педагогического взаимодействия, которые в научных работах зачастую называют просто «взаимодействием», «общением», «межличностными отношениями», «контактами» и т.д. Большой вклад в раскрытие сущности социального взаимодействия в педагогике внесли Н.Ф. Радионова (концепция развивающего и развивающегося взаимодействия), Л.В. Байбородова (концепция регулирования социального взаимодействия на базе разновозрастных групп), А.И. Аверьянов (социальное взаимодействие в театральном объединении подростков). Именно на исследованиях данных ученых строится основная часть педагогических теоретико-экспериментальных работ. Профессор Н.Ф. Радионова, областью научных интересов которой является взаимодействие субъектов педагогического процесса на различных ступенях образования, определяет социальное взаимодействие как совокупность процессов, в которые включаются его субъекты и которые характеризуются их взаимными воздействиями и взаимными влияниями друг на друга, привнося взаимные изменения во взаимодействующие стороны. По мнению ученого, социальное взаимодействие отражает реализацию социальных отношений между людьми или группами людей посредством общения и по поводу деятельности [11].
Процессуальный характер социального взаимодействия подчеркивается в работах Л.В. Байбородовой, изучившей данное понятие на макро-, мезо- и микроуровне, в работах А.И. Аверьянова, обосновавшего использование понятия «социальное взаимодействие» в отечественной психолого-педагогической науке. Согласно точке зрения Л.В. Байбородовой социальное взаимодействие как процесс протекает в определённом социальном пространстве, может быть стихийным или регулируемым, организован для реализации цели совместной деятельности, регулируется сферой общих социальных интересов и, как следствие, характеризуется общностью, совокупностью мотивов участников взаимодействия. Его основной функцией выступает включение субъектов в систему социальных отношений и расширение сферы социальных связей [2]. А.И. Аверьянов характеризует социальное взаимодействие как «процесс взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой социальных действий участников общения, основу которого составляют обмен информациями и эмоциями, организация деятельности и восприятия человека человеком» [1, с. 44].
Актуальные диссертационные исследования по педагогике (Ю.В. Мозжалова, Е.В. Харитонова, Л.Г. Осипова, Н.А. Корзинкина, А.С. Мальцева, М.В. Чумаков, Н.М. Кодинцева, Г.Ф. Арстангалеева, И.Р. Гайнутдинова, М.В. Гуковская, Е.П. Шигаева, Н.Г. Марченкова) базируются на вышеупомянутых классических понятиях социального взаимодействия личности и анализируют различные специфические области изучения данного феномена, дополняя его аксиологическим, когнитивным, коммуникативным, поведенческим и эмотивным содержанием. Например, Ю.В. Мозжалова объясняет социальное взаимодействие как сложный процесс, включающий в себя усвоение системы знаний, норм, ценностей и социального опыта и зависящий от состояния развития его эмоциональных, стратегических и коммуникативных компонентов [7, с. 146]. Е.В. Харитонова и Л.Г. Осипова утверждают, что социальное взаимодействие может рассматриваться как «согласованная деятельность участников по достижению совместных целей в решении значимых для них социальных проблем или задач, позволяющая участникам усваивать ценностные ориентации, знания, способы выстраивания взаимных отношений с людьми и социальными группами [17, с. 160; 9, с. 86].
Таким образом, анализ научной литературы показал, что в настоящее время понятие «социальное взаимодействие» не имеет однозначной трактовки, и характеризуются его отдельные стороны. Применительно к педагогическим исследованиям оно рассматривается через понятие «действие». С учетом вышесказанного социальное взаимодействие личности представляется нами как процесс непосредственных или опосредованных взаимосвязанных и взаимообусловленных действий двух и более субъектов, направленный на обмен информацией, ценностями, опытом и на осуществление совместной деятельности. Данное понятие имеет культурную коннотацию. Функциями социального взаимодействия являются информационно-гностическая, связанная с обменом, постижением передаваемой информации и познанием нового в определенном социокультурном пространстве; ценностно-рефлексивная, отражающая ориентирование личности на оценку и переосмысливание социальных ценностей и непроизвольным обогащением социального опыта взаимодействующих субъектов культурными значениями, ценностями и нормами, адекватными для определенного социума в некотором временном континууме; регулятивно-деятельностная, определяющая координацию собственных действий, проектирование и корректировку своей активности согласно с общепринятыми нормами, социальными ценностями и целесообразности в выборе поведения и коммуникативных элементов для достижения цели взаимодействия. Социальное взаимодействие выражает характер и содержание отношений между индивидами, различающимися по социальным статусам и ролям в конкретном социокультурном пространстве и выполняющим различные действия и виды деятельности в ходе их контактов.
Рецензенты:
Барановская Л.А., д.п.н., заведующая кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», г. Красноярск.
Нургалеев В.С., д.псх.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», г. Красноярск.