Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EXAMINATION AS COMPONENT OF PEDAGOGICAL MONITORING OF INNOVATIVE CHANGES IN EDUCATION

Abakumova N.N. 1, 2
1 FGBOU VPO «National Research Tomsk State University»
2 FGNU «Institute of Educational Systems Development»
Interpretation of the concept "examination" of modern education is presented in article. It is concretized that examination allows to determine the potential of occurring innovative changes, possibility of their development and prospects of separate changes. In work stages of realization of technology of pedagogical monitoring of innovative changes are designated. According to these the place and an examination role in pedagogical monitoring of innovative changes is considered. Procedure of carrying out examination as stage of technology of pedagogical monitoring of innovative changes is discussed. Procedure of the organization of examination of innovative changes is specified. Results of examination organized within the "Use of Potential of Interaction of Higher Education Institutions and Schools for Improvement of Quality of Education and Development of Open Educational Space of the Region" project are given. Specific changes in network projects which could be received only by means of examination are allocated.
innovative changes
pedagogical monitoring
examination in education

Понятие экспертизы в современном образовании - это большое направление исследований различных вопросов. В самом широком педагогическом контексте экспертизу можно определить как выявления мнения специалистов по проблеме, которая не имеет однозначного или очевидного решения. То есть необходимость использования экспертизы как средства диагностики обусловлена невозможностью использования других инструментальных средств измерения. В работе Косолапова Н. [5] подчеркивается, что множественность и тотальное использование экспертизы привело к размыванию границ ее понимания и эрозии понятия. Устоявшееся восприятие понятия экспертизы в образовании связано со способом изучения образовательных процессов и явлений. Востребованность экспертизы в технологии педагогического мониторинга инновационных изменений обуславливается необходимостью теоретического осмысления и разработки на этой основе процедуры ее проведения.

Педагогический мониторинг инновационных изменений все шире используется в современном образовании. С одной стороны, он позволяет выявить новые образовательные результаты, а с другой - системно рассматривать изменения, которые происходят в педагогической практике и связаны с внедрением инноваций, процессов модернизации и пр. В данном исследовании педагогический мониторинг инновационных изменений будет рассматриваться как высокая гуманитарная технология, позволяющая улавливать такие образовательные результаты, которые говорят о новом качестве образования, и дает возможность оценивать эффективность инновационных изменений [2]. Так как педагогический мониторинг - это сложная система, встроенная в структуру управления, то экспертизу в данном контексте, необходимо рассматривать как повторяющийся процесс изучения, что позволяет говорить о включенности экспертизы как в процесс управления инновационными изменениями, так и оценки качества этих изменений. Экспертиза позволяет определить потенциал происходящих инновационных изменений, возможность их развития и перспективность отдельных изменений, поддержка и стимулирование экспертируемых инновационных изменений. Исходя из указанных задач педагогического мониторинга его успешность будет определяться следующими условиями:

  • заинтересованность и поддержка администрации образовательного учреждения;
  • наличие необходимого диагностического инструментария для измерения показателей, средств передачи и обработки информации об инновационных изменениях;
  • наличие необходимых форм отчетности по фиксации образовательных результатов и их оценке;
  • распределение ответственности за работу с педагогическим мониторингом инновационных изменений и за правильные и эффективные управленческие решения (это имеет отношение к информационной и функциональной составляющим педагогического мониторинга инновационных изменений);
  • определение целевых групп педагогического мониторинга инновационных изменений, в том числе педагогов-новаторов, специалистов-аналитиков и администрации образовательного учреждения, принимающей решения на основе получаемой информации; обучение педагогов и администрации образовательных учреждений перед внедрением педагогического мониторинга инновационных изменений.

Необходимость включения экспертизы как этапа технологии педагогического мониторинга объясняется тем, что именно такой способ позволяет говорить о качестве инновационных изменений, а также процессов и явлений, которые привели к инновационным изменениям (табл. 1).

Таблица 1

Этапы реализации технологии педагогического мониторинга инновационных изменений

Этап

Момент определения в мониторинге

Характеристика этапа

Используемые методы

I

Ситуация фиксации проблемы в образовательном поле

Характеризуется внутренней работой специалистов (не всегда несет признаки внешнего проявления): 1) определения направления будущей сферы педагогического мониторинга; 2) выбор конкретного направления деятельности; 3) получение информации о проблемной ситуации в образовательном поле

  1. фокус - группа
  2. кейс - стадии
  3. портфолио
  4. учебные контракты

Событие, определяющее направление работы по педагогическому мониторингу

Работа по обеспечению информацией о проблемной ситуации в образовательном поле

II

Поиск целевых групп

Оформляется идея в замысел реализации конкретного проектного содержания. Происходит активный поиск целевых групп для реализации замысла (по подготовке информационного обеспечения и предметного содержания). Реализация проекта в конкретном ОУ (муниципалитете, регионе) (апробация и получение первого опыта работы в новой среде)

  1. анкетирование
  2. интервьюирование
  3. беседа
  4. рейтинг
  5. тестирование

 

Проект

Экспериментальная разработка

III

Инвестиционные проекты

Активный поиск источников финансирования для тиражирования опыта. Взаимодействие с различными сторонними организациями по обмену опытом реализации проекта. Обобщение опыта реализации проекта. Формирование исследования (чаще со стороны другой организации или по инициативе другой организации) на базе проекта реализуемого в образовательном поле

  1. мониторинговое исследование
  2. экспертиза

Диссиминация

Исследование

То, что экспертиза включается как элемент технологии педагогического мониторинга инновационных изменений на третьем этапе, объясняется тем, что в поле образовательного пространства инновация развернута достаточно широко, затронула не только организационные, но и нормативные и финансовые составляющие. Это подтверждается исследованиями Игнатьевой Г.А. и Слободчикова В.И. [4], в которых указывается, что заказ на экспертную деятельность проявляется тогда, когда происходят существенные изменения  профессионально-педагогической деятельности, когда происходит становление и развитие инновационной педагогической практики, и ее разработчикам необходимо ответить на ряд вопросов.

По мнению Лактионовой Е.Б. [6], экспертиза относится к высоким технологиям в образовании и является убедительным механизмом воздействия на практику обучения, воспитания и развития. Использование экспертизы в технологии педагогического мониторинга инновационных изменений необходимо, поскольку только через эту процедуру можно получить данные, которые будут необходимы для принятия управленческого решения. Введение экспертизы на третьем этапе технологии педагогического мониторинга позволит конкретизировать границы происходящих инновационных изменений. Кроме того, происходящие инновационные изменения, исходя из законов инновационной деятельности, позволяют изменять сложившиеся цели образования, способствовать формированию новых норм. Таким образом, экспертиза будет способствовать не только оценке инновационных изменений, но и выделению результатов по которым эти изменения  можно контролировать. Однако выделение контрольной функции совсем не означает, что работа экспертов будет связана с проверкой и инспектированием. Результаты исследований в данном направлении [1] показывают, что экспертиза инновационных изменений необходима, с одной стороны, для получения взвешенной оценки о происходящих преобразованиях, с другой стороны, проявляется степень соответствия требованиям современного образования и различных целевых групп, заинтересованных в выполнении заказа на образование.

В технологии педагогического мониторинга используется внешняя экспертиза. Самоэкспертиза  или внутренняя экспертиза образовательного учреждения или региональной системы образования является одним из элементов собственно управленческой деятельности и оценка результатов этой деятельности, что противоречит задачам и функциям педагогического мониторинга.

Цель экспертизы в педагогическом мониторинге заключается в конкретизации оцениваемого объекта с перспективной формирования суждения - насколько выделенные инновационные изменения способствуют выполнению заказа на образование. В технологии педагогического мониторинга предметом экспертизы выступают инновационные изменения, а суть экспертной процедуры заключается в анализе и оценке с точки зрения заявленных инноваций и деятельности специалистов по реализации этих изменений.

Сама экспертиза инновационных изменений предполагает следующую процедуру:

  1. выделение цели и назначения инновационных изменений;
  2. определение соответствия целей и задач инновационных изменений сложившимся условиям (кадровым, организационным, финансовым и пр.);
  3. содержание инновационных изменений как процедура достижения заявленных образовательных результатов.

Апробация и коррекция процедуры экспертизы в технологии педагогического мониторинга проходила в рамках проекта «Использование потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования и развития Открытого образовательного пространства региона». Для оценки результативности реализации проекта в экспертизе были определены направления сетевые проекты и сетевые программы. Работа экспертов акцентировалась на следующих важных составляющих: 1) сетевые проекты, выделенные из инновационной образовательной среды; 2) соотнесение проектируемых результатов и результатов, полученные в ходе апробации проекта; 3) выделение показателей, которые, по мнению разработчиков, получили максимальный прирост в конце апробации проекта. Необходимость выделения результатов сетевых проектов и программ очевидна - только через определение результативности становится возможным описать суть инновационного изменения, а также оценить его эффективность.

По направлению Сетевые проекты были выделены: 1) Сетевой проект профильного обучения на основе организации сетевых профильных классов в условиях взаимодействия МОУ ЗАТО Северск и СТИ НИЯУ МИФИ; 2) Сетевой проект профильного обучения «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов в профильной школе», реализуемого в МОУ СОШ № 49 г. Томска.

Согласно проведенной экспертизе, в проектах были выявлены следующие результаты и произведено соотнесение с ранее запланированными:

Сетевой проект профильного обучения на основе организации сетевых профильных классов в условиях взаимодействия МОУ ЗАТО Северск и СТИ НИЯУ МИФИ

Планируемые результаты проекта:

- повышение образовательного уровня обучающихся,

- создание системы ранней профориентации,

- успешное поступление в вузы,

- приобщение к вузовской системе обучения в стенах среднего образовательного учреждения (облегчение их адаптации при переходе в вуз и обеспечение непрерывности и преемственности школьного и вузовского образования)

Результаты, полученные в ходе апробации проекта:

- возрастающий интерес к ядерно-техническому профилю со стороны школьников, их родителей и школ города,

- 58 (100 %) выпускников профиля успешно поступили на технические специальности в высшие учебные заведения г. Томска и ЗАТО Северска, из них 24 человека (41 %) стали студентами Национального исследовательского ядерного университета МИФИ

Из заявленных результатов только один был выполнен в полном объеме - поступление в профильные учреждения высшего профессионального образования. Данный результат был подкреплен количественными показателями, а также имеет качественную характеристику (выделение «ядерного» профиля, в проекте описываемый как результативность выпуска профильных классов «АТОМ - кадры»). Условно можно считать достигнутым результат «создание системы ранней профориентации» через проявление заинтересованности различных целевых групп (родителей, обучающихся, педагогов) к профильной подготовке. Однако слабой стороной этого проекта является неразработанность системы критериев и показателей результатов реализации проекта, а также отсутствие указания на используемый диагностический инструментарий, что в свою очередь затрудняет интерпретацию полученных результатов.

Сетевой проект профильного обучения  «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов в профильной школе»

Планируемые результаты проекта:

- уровень сформированности компетенций проектирования образовательного профиля;

- основания для выбора и построения образовательного профиля как результата и следствия профильного обучения;

- условия для вовлечения педагогов и детей в построение образовательного пространства региона, проектирования индивидуальных траекторий движения старшеклассников.

Результаты, полученные в ходе апробации проекта:

- перечислены мероприятия, которые позволяют различные компетентности педагогов и обучающихся

- зафиксировано отсутствие мотивации у обучающихся к созданию индивидуального образовательного профиля.

- указаны условия и выделены основания для реализации индивидуальных образовательных профилей.

Наиболее полно в данном проекте описаны качественные результаты, условия, механизмы, основания для выделения индивидуального образовательного профиля. Понятно, что индивидуальный образовательный профиль - абсолютная инновация, которая нуждается в определении. Однако для оценки эффективности недостаточно исключительно описательного материала. Проект нуждается, кроме феноменологического описания, в конкретных диагностический методиках по выделению компетенций, уровню их сформированности. Обращает на себя внимание тот факт, что сами разработчики указывают на отсутствие мотивации у обучающихся к построению индивидуального образовательного профиля. Это указывает на необходимость не только описания, но и анализа условий, их эффективности в контексте инициирования индивидуального образовательного профиля обучающимся.

Интересно, что по выделенному направлению экспертизой были проявлены специфические результаты, которые могут быть сформированы только в результате реализации сетевого проекта:

1. Развитие компетенций профилизации образовательной деятельности.

2. Развитие компетенций построения инновационной деятельности:

  • организации  образовательной деятельности (разработка и осуществление индивидуальных образовательных программ),
  • организации исследовательской деятельности (разработка и реализация исследовательских проектов),
  • организация проектной деятельности (разработка и реализация образовательных проектов).

3. Вовлеченность субъектов профильного образования в построение образовательного пространства региона, в  создание  образовательных сообществ.

Таким образом, этап экспертизы в технологии педагогического мониторинга отличается от всех остальных этапов, используемых методом изучения инновационных процессов и явлений. Особенностями использования экспертизы в технологии педагогического мониторинга является определение потенциала инновационных изменений и развитие системы образования региона и страны в целом и каждого образовательного учреждения в частности.

Рецензенты:

Малков И.Ю., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», г. Томск.

Куровский В.Н., д.п.н., профессор, директор ФГНУ ИРОС РАО, г. Томск.