Ведение
Одним из основных направлений экономической политики муниципальных образований является инвестиционная деятельность, которая на различных уровнях власти связана с улучшением инвестиционного климата как одного из основных показателей состояния и перспектив развития любой территории для привлечения инвестиций. Основная суть муниципальной инвестиционной политики заключается в создании благоприятных условий для инвесторов и, как следствие, улучшении инвестиционного климата.
В настоящее время муниципальные образования вынуждены функционировать в условиях ограничений как финансового, имущественного, так и законодательного характера. В наибольшей степени данное обстоятельство характерно для муниципальных образований Севера, социально-экономическое положение которых усугубляется под воздействием региональных особенностей. К ним относятся сложные природно-климатические условия, удаленность от экономических центров, низкая транспортная доступность, преобладание добывающего характера экономики, высокая степень износа основных фондов, что приводит к повышенным затратам на жизнеобеспечение северных территорий и оказывает еще большую нагрузку на бюджеты муниципальных образований Севера [см. 2, 3]. В результате воздействия региональной специфики финансовые возможности северных муниципальных образований для непосредственного участия в инвестиционных процессах крайне ограничены.
Поэтому основным фактором социально-экономического развития муниципальных образований Севера должна стать политика привлечения частных инвестиций на подведомственную территорию и создание благоприятной инвестиционной среды. Для решения данной задачи важным этапом для местных органов власти является оценка инвестиционной привлекательности территории.
В настоящее время разработано и используется значительное количество методик определения инвестиционной привлекательности в основном на уровне страны и региона и включающих большое количество параметров для оценки ресурсно-сырьевого, производственного, потребительского, инфраструктурного, инновационного, трудового, институционального, финансового и туристического потенциала. Оценка данных факторов требует привлечения большого количества информационных и статистических данных, а также экспертов. Ввиду этого на местном уровне учет такого количества показателей представляется весьма проблематичным из-за слабой бюджетной и кадровой обеспеченности муниципальных образований. К тому же ряд факторов на муниципальном уровне может быть объединен или исключен ввиду их слабого влияния на инвестиционную привлекательность муниципальных образований.
Методики оценки инвестиционной привлекательности применительно к муниципальному уровню появились сравнительно недавно и не имеют широкого применения на данный момент, а также не существует общепризнанных методик оценки. Однако по аналогии с федеральным и региональным уровнями существуют основные критерии и способы оценки привлекательности муниципалитетов для инвестирования.
Например, А.В. Пикулькин [5] предлагает оценивать инвестиционную привлекательность муниципалитетов на основе системы статистических показателей социально-экономического развития муниципального образования: географическое положение; обеспеченность природными ресурсами и их доступность; структурное разнообразие экономики; развитие культуры и образования населения и др. При этом он отмечает, что инвестиционная привлекательность в муниципальном секторе складывается под влиянием следующих факторов: экономического потенциала, развития рыночной среды, политических, социальных и социально-культурных факторов, финансовых факторов.
Целищева Е.Ф. [4, с.30-38] предлагает другой набор факторов, отражающих условия производства и жизнедеятельности, и предлагает оценивать инвестиционную привлекательность муниципального образования путем выделения объективных и субъективных условий и предпосылок. К объективным предпосылкам она относит реальные экономико-географические и другие факторы положения территории, которые могут представлять интерес для инвесторов, т.е. инвестиционный потенциал территории: выгодное географическое положение; транспортная доступность; наличие достаточных и высокоэффективных природных ресурсов (сырьевых, топливно-энергетических, водных, лесных и др.); состояние окружающей природной среды; уровень развития производственной и социальной инфраструктуры; «цена» рабочей силы; наличие квалифицированных кадров и другие факторы. Субъективные условия и предпосылки привлечения инвестиций на территорию муниципального образования, по мнению Целищевой Е.Ф., связаны с регулирующей деятельностью органов местного самоуправления.
Иваницкая И.И. [1] предлагает свой набор параметров для оценки инвестиционного климата муниципальных образований на основе таких универсальных факторов, как географическое положение; обеспеченность природными ресурсами и их доступность; состояние окружающей среды; структурное разнообразие экономики; состояние и развитие инфраструктуры; развитие культуры и образования населения; социально-политическая и экономическая стабильность; взаимодействие органов управления с предприятиями и др.
Рассмотрение различных методик выявило, что во многих из них отсутствует учет инвестиционной активности как составной части инвестиционной привлекательности и результата реализации инвестиционной политики. Такая позиция обедняет результаты применения данных методик и реальную оценку инвестиционной привлекательности муниципальных образований, т.к. при этом не учитывается деятельность органов власти по участию в инвестиционных процессах.
Поэтому, используя теоретические и практические наработки в области оценки инвестиционной привлекательности территории, предлагается подход, учитывающий как социально-экономические параметры развития муниципалитетов, так и деятельность местных органов власти по формированию муниципальной инвестиционной политики. Ввиду того, что деятельность органов власти по реализации инвестиционной политики может происходить в двух основных направлениях: во-первых, создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности и, во-вторых, непосредственное участие органов власти в инвестиционных процессах, то и оценивать ее при определении инвестиционной привлекательности также необходимо по двум категориям параметров. В первом случае необходима оценка реально созданных условий органами власти для ведения инвестиционной деятельности, таких как нормотворческая деятельность по созданию благоприятных условий, наличие и работа специальных органов и структур по ведению и поддержке инвестиционной деятельности на территории муниципалитета, сбор и предоставление инвесторам необходимой информации об инвестиционных процессах, создание льготных условий для инвесторов и т.д. Во втором случае необходим учет таких параметров, которые отражают непосредственное финансовое участие органов власти в инвестиционной деятельности, например, объем средств местных бюджетов и организаций муниципальной формы собственности для финансирования инвестиционных проектов, затраты на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства и др.
При использовании данного подхода, а также с учетом специфических особенностей развития муниципальных образований Севера и факторов, оказывающих влияние на привлечение инвестиций, предлагается следующая модель оценки инвестиционной привлекательности (рисунок 1).
Рис. Модель оценки инвестиционной привлекательности муниципальных образований
Выбор параметров для оценки производился с учетом значимости их влияния на инвестиционную привлекательность муниципальных образований, а также с учетом доступности информации по ним для легкости применения данной оценки на муниципальном уровне, что позволит местным органам власти самостоятельно, без привлечения дополнительных финансовых и кадровых ресурсов, производить оценку инвестиционной привлекательности подчиненных им территорий.
Для оценки инвестиционного потенциала были выделены следующие компоненты, учет которых наиболее полно отражал бы потенциал территории: параметры социально-экономического развития, трудовой потенциал, нормативно-правовой потенциал, инфраструктурный и имущественный потенциал, природно-ресурсный потенциал (включая туристический).
Оценка инвестиционной активности предполагает оценку как инвесторов, так и органов власти. Если для оценки активности инвесторов были выбраны показатели, характеризующие прямое участие инвесторов в инвестиционной деятельности, то для оценки деятельности органов власти помимо этого были выбраны показатели, отражающие реально созданные условия органами власти для ведения инвестиционной деятельности, такие как регулярность работы специализированных органов и структур по ведению и поддержке инвестиционной деятельности на территории муниципалитета, сбор и предоставление инвесторам необходимой информации об инвестиционных процессах, сроки принятия решений по инвестиционным проектам. Следует отметить, что нормотворческая деятельность по созданию благоприятных условий, а также наличие специальных органов и структур по ведению и поддержке инвестиционной деятельности на территории муниципалитета, а также наличие и предоставление льготных условий для инвесторов следует отражать в нормативно-правовом потенциале муниципального образования.
Таким образом, данная модель позволяет оценить инвестиционную привлекательность муниципальных образований и учесть такие необходимые составляющие, как инвестиционный потенциал территории и активность, которая в свою очередь отражает как активность инвесторов, так и органов власти по созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности и непосредственному участию в инвестиционных процессах.
Рецензенты:
Скуфьина Т.П., д.э.н., профессор, зав. Отделом регионального и муниципального управления на Севере РФ, ФГБУ «Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского НЦ РАН», г. Апатиты.
Селин В.С., д.э.н., профессор, главный научный сотрудник отдела экономической политики и хозяйственной деятельности в Арктике и районах Крайнего Севера, ФГБУ «Институт экономических проблем им. Г.П.Лузина Кольского НЦ РАН», г. Апатиты.