Последние годы характеризуются переходом человечества в новую фазу своего развития - инновационного общества и знаниевой экономики, что требует от населения таких характеристик, как восприимчивость к новому, сопряженная с критическим мышлением, информационная и коммуникативная активность, внутренний локус контроля, предприимчивость, стремление к разумному риску и прочее.
Не случайно в проекте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020» инновационный человек определяется как более широкая категория населения, чем инновационный предприниматель. Инновационный человек «должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, активным инициатором и производителем этих изменений» [7]. Главным элементом в образе инновационного человека нам представляется его ориентация на перманентное обновление знаний. В информационном обществе, где объем информации, необходимой для качественного выполнения трудовой функции, неуклонно возрастает, гарантом конкурентоспособности становится переориентация с парадигмы потребления «готовых» знаний, умений и навыков на самостоятельный поиск информации, самостоятельное продуцирование нового знания. Высокая восприимчивость к готовым инновациям - одно из качеств такой личности, но его наличие не гарантирует созидательной активности.
Как отмечают И.И. Харченко и В.П. Бусыгин, определяющими жизненного успеха и карьерного роста в инновационной экономике является высокий уровень креативности, а также умение видеть и решать проблемы, находить для них нестандартные решения, умение взаимодействовать в команде, работать с огромным потоком информации, быть коммуникабельным, открытым. По сути, перечисленные качества личности являются качествами профессионально мобильного специалиста. Но, обучаясь в системе профессионального образования, молодое поколение должно приобрести компетенции, востребованные в инновационной экономике [10, с. 29-34].
После окончания вуза перед выпускником встает вопрос: или работать по найму, или заняться творчеством, научной деятельностью, или же стать предпринимателем. Выбор первого варианта ведет к долгому карьерному пути. А выбор второго, как правило, определяется, талантом, склонностью к научной деятельности. Выбор карьеры предпринимателя позволяет заняться собственным делом. Опыт показывает, что большого успеха добиваются люди с пытливым мышлением, которые склонны к поиску, то есть сочетающие в себе несколько направлений деятельности. А для этого необходимы не только инженерные знания, но и знания психологии, экономики, основ предпринимательства и других дисциплин. Успешный предприниматель - это личность, которую формируют лидерство, свобода в выборе и принятии решений и индивидуальность.
Нет смысла обсуждать, что мышление современного специалиста должно отличаться творческостью, способностью реагировать на изменения окружающей среды, быть готовым к решению проблемных ситуаций, вариативным и нестандартным, гибким и адаптивным, толерантным, стрессоустойчивым. Смена парадигм образования ставит вопрос о переосмыслении содержания деятельности выпускника технического вуза, его личности как «талантливого», «выдающегося», «состоявшегося», «успешного», «профессионально мобильного» специалиста, специалиста-профессионала.
В число наиболее значимых социокультурных установок человека современное общество выдвигает ценность профессионального успеха. Профессиональный успех выступает не только универсальным критерием оценки любой личности, но и универсальным социопсихологическим мотивом и первоосновой для самоидентификации человека, становления его как профессионально мобильного специалиста.
«Человек успеха», прежде всего, ориентирован не только на сугубо утилитарные цели, а на экзистенциальные цели, находящиеся на уровне базовой ценности человеческого существования. Успех является показателем достижительной мотивации (В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов [1]).
Человек современного общества ориентирован не на воспроизводство жизни, а на достижение целей, т.к. современное общество воспроизводит «достижительный» тип поведения. Мотивация достижения - норма такого общества, ее нарушители этим обществом маргинализируются. Пример проявления такой мотивации можно найти в деятельности пассионариев - успешных профессионалов. Для них мало руководствоваться трудовой этикой, они не позволяют себе быть простыми адаптантами, они ориентируются на успех, позволяющий подниматься по ступеням жизни, дела, профессии.
В Америке возник настоящий культ успеха, и американцу проще установить, чего он достиг, чем выявить, кем он является. Успех за океаном означает умение «делать деньги». Перед человеком стоит задача превратить их в статус, аккумулировать в престиже, популярности, а для этого тоже требуются специальные умения по эффективному использованию не только денег, но и мастерства их вложения в систему культурной символики. При таком подходе успех фиксирует изменения статусных рангов общества. В этом случае успех означает достижение определенного положения благодаря собственным усилиям («стратификационного лифта»).
Но недостаточно констатации восходящей мобильности, связанной с восхождением по ступеням богатства, карьеры, известности. Успех должен быть обязательно признан другими, обрести сертификат общественного одобрения и признания. Но особую роль в данном случае играет вознаграждение уважением и профессиональным признанием у своих коллег, а также пользователей профессионализированных услуг, что в значительной степени укрепляет достоинство личности, и тем самым повышает чувство самоуважения.
При этом социокультурная среда может оказывать влияние на достижительную деятельность вяло, либо энергично. Эта ментальность влияет на понимание успеха в материальных терминах (богатство, транспонированное в статус, в известность), успеха, измеряемого такими критериями, как самоотдача, служение людям, душевный покой и т.п.
Профессиональная деятельность представляет собой ни с чем несравнимое явление, которое опирается на совокупность разнообразных знаний и требует от будущего специалиста определенных способностей, определенного типа мышления, жизненных смыслов. Поэтому необходимо определить компоненты, которые могут обеспечить ощутимый результат его деятельности, предопределяя и опережая социальные процессы.
В современных условиях развития общества первостепенное значение имеет уровень образовательной подготовки работников, профессионализм и, безусловно, их творческая активность. Вперед вырвется та страна, в которой кадры являются основой развития, поскольку имеют высокий уровень профессиональной подготовки.
Изменение парадигмы мышления происходит в сторону формирования проектно ориентированного сознания (Л.В. Горюнова [2]), которое позволяет постоянно пересматривать багаж знаний, умений и навыков, свободно ориентироваться в новых ситуациях. Традиционное образование теряет свои ведущие позиции, поскольку не в состоянии поспеть за темпами прогресса информационных технологий. А выпускник, получивший профессиональное образование в рамках традиционного обучения, уже неконкурентоспособен.
Человек живет и творит в двух пространствах: пространство внутреннего мира (индивидуальные способности, развивающиеся при определенных условиях) и пространство внешнего мира, которое создает условия или препятствует развитию внутреннего потенциала человека. Поэтому перед студентом как будущим специалистом стоит задача постоянно углублять знания о себе, своей деятельности и окружающем мире, определять пути своего развития. И это под силу только рефлексивно мыслящему человеку.
Такой процесс современности как интеграция выступает фактором, определяющим поиск новых стратегий социализации человека, его воспитания и обучения.
Проводя опрос среди абитуриентов Тюменского государственного нефтегазового университета, мы получили следующие результаты. На вопрос: «Почему Вы выбрали данное учебное заведение?» около 70 % респондентов ответило, что получение высшего технического образования позволит им без проблем устроиться на высокооплачиваемую работу. Более 80 % респондентов мечтают о продвижении по карьерной лестнице, и для этого они должны получить высшее образование. Современный молодой человек понимает, что для него важным является получение качественного высшего образования, так как именно оно в настоящее время является средством обеспечения удачной карьеры и высокого заработка. Но студенты слабо ориентированы на образование как ценность, а самое страшное - не видят ценностей и смысла человеческой жизни и деятельности.
Рассматривая в своей работе с позиции социологии такое явление, как «престиж профессии», Я.В. Дидковская [3] приходит к выводу о том, что иерархия профессий в общественном сознании постоянно меняется, и связано это с изменениями потребностей рынка труда. По результатам последних исследований ВЦИОМ самыми престижными профессиями являются: профессия юриста (20 %), врача и экономиста (по 12 %). Наименее престижны, по мнению россиян, профессии научных работников, работников сельского хозяйства, спортсменов, переводчиков и психологов (все они набрали по 1 %). Следует выделить и самые востребованные профессии. В пятерку таких специальностей попали бухгалтеры, менеджеры по продажам, специалисты в области информационных технологий, HR-менеджеры (от human resource - человеческие ресурсы), инженер (SuperJob.ru). В 2014 году 10 самых востребованных профессий не существовало в 2004 г. Но для того чтобы в ближайшем будущем наша страна получила больше квалифицированных специалистов в технической области, нужно создавать научные школы, которые создаются десятилетиями, а рушатся в одночасье. К сожалению, эта история именно про российскую действительность.
Опираясь на совокупность предпосылок, которые определяют необходимость подготовки профессионально мобильных специалистов, мы попытались выделить возможные направления развития профессиональной мобильности в зависимости от направления развития ценностно-смыслового, связанного с типом карьерных ориентаций, достижения успеха и творческого потенциала [4],[5],[6].
C целью выявления понимания и образного представления о профессиональной мобильности специалиста, нами был проведен опрос студентов Тюменского государственного нефтегазового университета. Студенты ТюмГНГУ (919 человек) следующим образом определяют профессионально мобильного специалиста: это ответственный человек, обладающий творческим потенциалом, а также свободно ориентирующийся в ситуации выбора. Такой специалист умеет сделать нравственный выбор, проявить инициативу, коммуникативные способности.
Основными характеристиками профессиональной мобильности специалиста являются: инициативность, умение работать в команде, способность работать с информацией, способность к непрерывному самообразованию, критическому мышлению, способность самостоятельно и свободно мыслить, ориентироваться в ситуации, ответственность, активная жизненная позиция, умение находить нестандартные решения, предвидеть варианты развития событий. Возникает вопрос: «Как обеспечить подготовку профессионально мобильного специалиста?».
Мир, в котором мы все сегодня живем, вносит свои коррективы в требования к вузовскому образованию. В последнее время назрел вопрос об усилении интегративного подхода в образовании. Но в вузах по-прежнему преобладает узкий профессионализм. Интеграция затруднена, прежде всего, из-за отсутствия четких методологических подходов к самому процессу интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания.
Становление личности специалиста - это многоэтапный процесс вхождения человека в культуру, который способствует не только его социализации, но инкультурации и самореализации. В ходе интериоризации ценностей культуры раскрывается творческий потенциал человека, позволяющий ему обрести способность «преодолевать диктат выбора, создавать конструктивную альтернативу самому выбору».
Подготовка специалистов должна опираться на принципы, передовые методы фундаментального университетского и инженерно-технического образования. А высокое качество подготовки должно определяться интеграцией науки, образования и инновационной деятельности, которая обеспечивается традициями вуза, проведением совместных с предприятиями научно-исследовательских работ, вовлечением студентов в реальную инновационную деятельность, дающую им дорогу в малый инновационный бизнес, привлечением к проведению учебного процесса ведущих ученых, работников промышленности.
Модернизация образования связана с реализацией идеи гармонизации отношений личности со средой. Но при этом новые цели образования все острее ставят вопрос об изменении не только содержания образования в сторону гуманизации и гуманитаризации, а об изменении форм и методов обучения. Важным является вопрос учета индивидуальных особенностей обучающихся, включения их в поисковые, проектные виды деятельности, требующие развития у них качеств, которые обеспечивали бы им конкурентно выгодное положение на современном рынке труда (Т.А. Строкова [8]). Современные ученые подошли к вопросу о необходимости нового образования с совершенно иной методологией - интеграции гуманитарного и технического образования, усиления гуманитарной составляющей в подготовке инженеров. Современное техническое образование становится элементом общей культуры, и как ответ на это во многих программах подготовки специалистов технических специальностей достаточно широко представлен общекультурный блок.
Мы понимаем, что многие сегодняшние студенты будут работать в будущем по специальностям, которых в природе пока нет. Согласно статистике Министерства труда современный студент к возрасту 38 лет сменит 14 рабочих мест. И вот в данной ситуации не случайно ученые, политики сосредоточили свое внимание на идеи фундаментальности образования. Знания, полученные в области фундаментальных наук, дадут возможность нынешним студентам, будущим выпускникам быть востребованными на рынке труда.
Хотя гуманитарное знание не связано с формированием конкретных умений и навыков, но способствует формированию личностных черт, которые необходимы каждому профессионалу в условиях современного информационного общества. Мобильность обеспечивается именно гуманитарной подготовкой будущих специалистов, усиление которой определяет направление развития системы образования в сторону гуманизации. Гуманизация образования может осуществляться экстенсивным путем, связанным с насыщением учебных планов, программ гуманитарными дисциплинами, и интенсивным, связанным со специальным рассмотрением гуманитарных проблем в процессе изучения всех дисциплин, путем интеграции знаний в процессе включения студентов в проектную деятельность (Т.А. Фугелова[9]).
Умения проектировать свое развитие, профессиональное становление, свою «будущность» позволяют будущим специалистам быть мобильными, отвечая тем самым на социальный заказ. Проектирование требует от студентов проявления активности, инициативности, самостоятельности, ответственности в обучении. Поэтому должны меняться и требования к преподавателю, к его коммуникативной и психолого-педагогической компетентности.
Как видим, главной задачей современного профессионального образования является развитие способности будущего специалиста к развитию и саморазвитию в меняющихся условиях. Современное техническое образование должно обеспечить подготовку специалиста, способного функционировать в предлагаемых условиях и осуществлять преобразовательную деятельность.
Рецензенты:
Емельянова И.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, г. Тюмень.
Белякова Е.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики профессионального образования Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Тюмень.