Логика развития образования нового образца во многом продиктована потребностями информационной цивилизации, задающей определенные законы развития. Действительно, сегодня специфику современного состояния общества усматривают в информационности и коммуникативности. Как следствие, это обусловило интерес к теме коммуникации в осмыслении разнообразных форм культуры, в том числе образовательных практик. Так, одним из социальных подходов, рассматривающих природу коммуникативного пространства, является понимание коммуникации как основного социального процесса со-творения, сохранения-поддержания и преобразования социальных реальностей [2].
Сегодня дополнительная социальная нагрузка на систему образования по гармонизации общества, сглаживанию противоречий и неравенств различного характера обязывает педагогические коллективы вузов ставить перед собой задачи сформировать у студентов набор общекультурных и профессиональных компетенций, способствующих улучшению условий межнационального взаимодействия. В современном высшем образовании происходит трансформация представления о выпускаемом специалисте, во многом это связано с реализацией ФГОС третьего поколения, ориентированного на компетентностный подход, который сегодня находится в духе тренда исследования прикладного аспекта образования применительно к запросам экономики и общества, конкретизирующим задачи образования. Вопросам осмысления значения компетентностного подхода посвящены работы В.А. Болотова, В.В. Серикова, Ю.Г. Татура, А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, В.И. Байденко и других авторов. Несмотря на поливариантность трактовок компетентностная образовательная модель переходит к этапу реализации, фиксирующего результат образования в формировании целостной личности, готовой действовать в ситуации неопределенности, а не просто в рамках усвоения массива знаний, тем самым, презентуя концепт «образовательного знания» М. Шелера [8]. Как считают В.А. Болотов и В.В. Сериков: «Те, кто пытается выйти за рамки «зуновского» образовательного пространства, явно или негласно исходят их того, что реально существуют два образования. Первое, представленное в программах, подлежит обязательному усвоению и контролю, второе - «скрытое образование»» [1, с. 14]. Под «скрытым» образованием здесь следует понимать те результаты, которые способствуют формированию образованности (в отличие от просто обучения), т.е. единства обучения, воспитания и развития личности, а, следовательно, и компетентности - всего того что нельзя получить только из знаний, умений и навыков, где сочетается культура рационального мышления и духовность. Вследствие того, что сегодня возрастает потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением, ориентированных на творческую инициативу, конкурентоспособность, мобильность, свободное развитие, необходимо формирование нового типа человека, обладающего системной целостностью качеств (компетенций) и вписанного в контекст быстро меняющегося, коммуникативного (информационного) общества.
В связи с вышесказанным, задачей современного образования является подготовка специалистов, обладающих не только профессиональными навыками, но и готовых к творчеству и управлению. Образование, релевантное сегодняшнему состоянию действительности, - это постоянный творческий поиск самосоздания человеком самого себя (культуротворчество), в том числе через удовлетворение потребности самореализации, что является контекстной средой формирования понятия компетентности.
Современная социокультурная ситуация требует умения вступать в диалог, сотрудничать с представителями разных национальностей и вероисповеданий, понимать и уважать своеобразие культур разных народов. Сегодня в условиях межнациональной разрозненности, обусловленной межэтническими конфликтами, распространением ксенофобных настроений, нетерпимостью к представителям другой нации и культуры, носителям иной модели поведения и логики мышления, возникает необходимость выстраивания целенаправленной образовательной стратегии формирования толерантных позитивных межэтнических отношений в обществе в условиях учебной и трудовой миграции. Именно вузовская образовательная парадигма является мощным ресурсом эффективного межкультурного взаимодействия. Исторически проблема межкультурного общения связана с владением иностранными языками. Но сегодня неправомерно говорить только о языковом аспекте проблемы эффективности межкультурного общения. На первое место выходит человеческий фактор, личность и ее потенциал - способность личности выступать саморегулируемым субъектом деятельности, оказывающим целенаправленные изменения во внешнем мире и сочетающим устойчивость к воздействию внешних обстоятельств и гибкое реагирование на изменения внешней и внутренней жизненной ситуации [3]. Иначе говоря, личностный потенциал - это комплекс психологических свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию, но исходя, прежде всего, из своих внутренних представлений и критериев. Формирование компетенций как развитие культурно-ценностных потребностей личности, самореализация в незнакомом «чужом» пространстве может служить «инструментом», гармонизирующим межкультурное общение в полиэтническом регионе, укрепляющим многонациональность государства и его конкурентоспособность на мировом рынке учебных и трудовых услуг.
Исходя из того, что сегодня эволюция передовых стран происходит на основе вытеснения финансового капитала человеческим, интеллектуальный капитал становится необходимой предпосылкой функционирования и обновления производства. «Сегодня образование - не автономная часть социальности, а оно и есть сама социальность. Образование - социокультурная технология, обеспечивающая стабильность общества и его развитие» [6, с. 73]. Поэтому коммуникативное видение образования в информационном обществе связано с качественным скачком в развитии новых технологий. В данных условиях целью образования выступает его социокультурная значимость, проявленностью которой является формирование компетентностей. Причем, как говорилось выше, основой компетентностного образования в коммуникативном обществе является не изучение конкретного объема сведений из определенных предметных областей, а изучение различных способов описания (языков) и конструирование вариативной и динамичной реальности, умение свободно вступать в коммуникации, осуществлять деятельность в условиях неопределенности, а также способы мышления и деятельности. Сущностные характеристики понятия «компетентность» заключаются в том, что они являются следствием личностного роста, самосоздания человека (причем не столько технологического), - речь идет об интеграции деятельностного и личностного опыта. Компоненты самоопределения и реализации выполняют две различным образом организованные функции саморегуляции жизнедеятельности, которые отражают сменяющие друг друга фазы единого цикла экзистенциального взаимодействия субъекта с миром.
Возможности для решения обозначенных вопросов, несомненно, имеются в рамках всех областей знаний, которые осваиваются в университете, но роль философского знания, на наш взгляд, наиболее важна, поскольку философия может предоставить наиболее широкий контекст обсуждения любой научной и мировоззренческой проблемы. Задача осложняется тем, что основной массив знаний, предоставляемых студентам университета, создан и преподается в традициях классической науки, в основу которой полагались принципы жесткой линейности детерминизма (П. Лаплас, И. Ньютон). В соответствии с ними складывались и образовательные программы, становясь технологично-инструментизированными, основанными на трансляции и воспроизводстве знаний. Конечно, безусловным плюсом российского образования является доминанта в образовательных стандартах канона знаний, а также фундаментальность, но зачастую это не является адекватным современности. Негативную роль в налаживании взаимопонимания играет и недифференцированный подход к сферам знания, относимым к «гуманитарным». Особенность философии заключается в том, что она не является ни гуманитарной, ни общественной, ни естественной, ни точной наукой. Философия - это область знания, обладающая своей спецификой и столь же разветвленная, как многие другие области знания. Здесь можно провести аналогию с математикой - философия также необходима всем сферам знания и не принадлежит ни одной из них целиком. Философия стоит выше достаточно условного разделения наук, ведь исторически обусловлена ее интегрирующая роль. Важно подчеркнуть ведущую роль философии в становлении и формировании мировоззренческой культуры личности, продиктованную опытом рефлексивного размышления («мировоззренческое вопрошание»). Т.е. процедуры рефлексивного характера становятся важным условием полноценного интеллектуального развития личности и необходимым условием коммуникации, воспитывая в индивиде способность к саморазвитию и коммуникативную компетентность (идея интегральной целостности личностных свойств, знаний и умений человека, способность понимать и актуализировать смысл совместно с другими участниками коммуникации) [4]. Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной деятельности. Учитывая интегральную сущность коммуникативной компетентности, заметим, что наиболее «проблемными точками» среди студентов технических вузов являются аспекты межкультурного общения. В данном русле понятие коммуникативной компетентности одновременно включает в себя и формирование межкультурной компетентности посредством набора общекультурных компетенций.
С точки зрения конструктивистской теории межкультурной коммуникации основной акцент делается на когнитивную систему, где слова и действия других интерпретируются довольно точно и аккуратно. Но поскольку культура влияет на индивидуальную схему развития человека, у представителей разных культур формируются разные взгляды и возможности восприятия. В ходе инкультурации человек приобретает взгляд на мир, отличный от того, который существует у представителя другой культуры, что способствует формированию когнитивного сознания человека, а оно в свою очередь влияет на индивидуальное коммуникативное поведение и адаптационные стратегии.
Ввиду того, что философия в современном информационном обществе не столько отражает социокультурную реальность, сколько создает её, она, безусловно, является системообразующим, интегральным фактором в формировании общекультурных и профессиональных компетенций, играя роль междисциплинарного «моста», раскрывая креативный и эвристический потенциал современных исследователей. Философствование является творчеством, собственно, предоставляя возможность открытия и конструирования ценностных, личностно-значимых, культуротворческих оснований отношений с миром. Имеется в виду интерес не просто к курсу философии, а через философствование, поиск самого себя и ответственность за свои действия, что, например, соответствует определению понятия компетенции, данного Ю.Г. Татуром: компетенция - ответственность за результат своей деятельности [5].
Научно-исследовательская и научно-методическая деятельность кафедры философии и социологии ТУСУР связана с реализацией задачи развития навыков общения в различных культурных ситуациях в соответствии с принципами толерантности, уважения к другим культурам и общечеловеческим ценностям. Данная задача отражена в наборе общекультурных компетенций ФГОС по различным направлениям подготовки [7]. Результаты проведенного на базе ТУСУР исследования, выявляющего отношение студентов-учебных мигрантов к межнациональному взаимодействию в социокультурном окружении, свидетельствуют, что отношение к многонациональному составу города не является идеальным. Более половины студентов толерантны по многим вопросам к представителям разных национальностей, но около трети студентов занимают промежуточную позицию, у которых еще не сформировалось конкретного мнения по данным вопросам и в зависимости от действий того или иного полюса, эта категория сможет принять определенную позицию. Поэтому, чтобы ситуация менялась только в сторону увеличения уровня толерантности, необходимо работать со студенческой средой и проводить мероприятия, положительно влияющие на национальную ситуацию. Что касается студентов и их мнения по поводу мер по разрешению межнациональных конфликтов, наиболее часто встречающиеся варианты ответа на данный вопрос: «Проводить совместные мероприятия», «Проводить время вместе», «Проводить мероприятия направленные на ознакомление с обычаями и традициями других народов», «Не поднимать вопрос о национальных различиях», «Устраивать национальные праздники», «Уважительно относится к другим культурам» [3]. Ответ «Не поднимать вопрос о национальных различиях» совпадает с комментарием Клаудии Кёлер (социолога, научного сотрудника европейского форума по изучению миграции в университете Бамберг (Бавария, Германия)) к докладам конференции «Интеграция иноэтничных мигрантов в принимающее сообщество», прошедшей в апреле 2013 года в Томске. По её мнению, обсуждение данного вопроса в рамках общеобразовательных дисциплин в вузе, способствует возбуждению национального противостояния в студенческой среде. Однако заметим, что игнорирование и индифферентная позиция по вопросам межнационального взаимодействия, в свою очередь, провоцирует неадекватность реакций и способствует возбуждению национального противостояния в студенческой среде.
Таким образом, наиболее востребованной парадигмой в образовании будет считаться системная работа по формированию коммуникативной компетентности в условиях межнационального взаимодействия. Понимание образования как развитие, движение, обращенность в будущее, единство творческой личности и природы, раскрытие креативного и эвристического потенциала, самореализация выступает адекватным быстро меняющейся, коммуникативной социальности, включенной в структуру и содержание образовательных стандартов подготовки всех направлений современных исследователей.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект№14-16-70001 а(р) «Создание программы самореализации мигрантов через изучение их культурно-ценностных потребностей».
Рецензенты:
Суслова Т.И., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философии и социологии ТУСУР, г.Томск.
Корниенко А.А., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философии ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.