Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INTEGRATING VALUE OF PHILOSOPHICAL KNOWLEDGE IN THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN CONDITIONS OF INTER-ETHNIC INTERACTION

Pokrovskaya E.M. 1 Raitina M.Yu. 1
1 Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics
We have done the analysis of the comprehensive problems of the role and importance of the competence approach, transforming educational practice in conditions of education modernization in communication (information) society. The article emphasizes the communicative aspect of modern education. The concept of communicative competence as an idea of personal qualities integrity, knowledge and skills of the person, the ability to understand and to update the meaning together with other participants of the communication are defined. The authors pay attention that the satisfaction of the needs of self-realization is the contextual environment of formation of competence. The results on the basis of TUSUR research that reveal the attitude of students training of migrants to the inter-ethnic cooperation in the socio-cultural environment are shown. The article marks integrating role of philosophical knowledge in the formation of competences in conditions of inter-ethnic interaction.
education
philosophical knowledge
culturalartistic
competence approach
communicative competence
Современный этап понимания культурной ситуации характеризуется глубокой трансформацией мировоззренческих и традиционных ценностей, не укладывающихся в старые культурные образцы. Инновационные процессы, связанные с глобализацией общества в информационной и культурно-коммуникативной сферах, а также в области межнационального взаимодействия, затронули такую важнейшую составляющую культурного пространства, как система образования.

Логика развития образования нового образца во многом продиктована потребностями информационной цивилизации, задающей определенные законы развития. Действительно, сегодня специфику современного состояния общества усматривают в информационности и коммуникативности. Как следствие, это обусловило интерес к теме коммуникации в осмыслении разнообразных форм культуры, в том числе образовательных практик. Так, одним из социальных подходов, рассматривающих природу коммуникативного пространства, является понимание коммуникации как основного социального процесса со-творения, сохранения-поддержания и преобразования социальных реальностей [2].

Сегодня  дополнительная социальная нагрузка на систему образования по гармонизации общества, сглаживанию противоречий и неравенств различного характера обязывает педагогические коллективы вузов ставить перед собой задачи сформировать у студентов набор общекультурных и профессиональных компетенций, способствующих улучшению условий межнационального взаимодействия. В современном высшем образовании происходит трансформация представления о выпускаемом специалисте, во многом это связано с реализацией ФГОС третьего поколения, ориентированного на компетентностный подход, который сегодня находится в духе тренда исследования прикладного аспекта образования применительно к запросам экономики и общества, конкретизирующим задачи образования. Вопросам осмысления значения компетентностного подхода посвящены работы В.А. Болотова, В.В. Серикова, Ю.Г. Татура, А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, В.И. Байденко и других авторов. Несмотря на поливариантность трактовок компетентностная образовательная модель переходит к этапу реализации, фиксирующего результат образования в формировании целостной личности, готовой действовать в ситуации неопределенности, а не просто в рамках усвоения массива знаний, тем самым, презентуя концепт «образовательного знания» М. Шелера [8]. Как считают В.А. Болотов и В.В. Сериков: «Те, кто пытается выйти за рамки «зуновского» образовательного пространства, явно или негласно исходят их того, что реально существуют два образования. Первое, представленное в программах, подлежит обязательному усвоению и контролю, второе - «скрытое образование»» [1, с. 14]. Под «скрытым» образованием здесь следует понимать те результаты, которые способствуют формированию образованности (в отличие от просто обучения), т.е. единства обучения, воспитания и развития личности, а, следовательно, и компетентности - всего того что нельзя получить только из знаний, умений и навыков, где сочетается культура рационального мышления и духовность. Вследствие того, что сегодня возрастает потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением, ориентированных на творческую инициативу, конкурентоспособность, мобильность, свободное развитие, необходимо формирование нового типа человека, обладающего системной целостностью качеств (компетенций) и вписанного в контекст быстро меняющегося, коммуникативного (информационного) общества.

В связи с вышесказанным, задачей современного образования является подготовка специалистов, обладающих не только профессиональными навыками, но и готовых к творчеству и управлению. Образование, релевантное сегодняшнему состоянию действительности, - это постоянный творческий поиск самосоздания человеком самого себя (культуротворчество), в том числе через удовлетворение потребности самореализации, что является контекстной средой формирования понятия компетентности.

 Современная социокультурная ситуация требует умения вступать в диалог, сотрудничать с представителями разных национальностей и вероисповеданий, понимать и уважать своеобразие культур разных народов. Сегодня в условиях межнациональной разрозненности, обусловленной межэтническими конфликтами, распространением ксенофобных настроений, нетерпимостью к представителям другой нации и культуры, носителям иной модели поведения и логики мышления, возникает необходимость выстраивания целенаправленной образовательной стратегии формирования толерантных позитивных межэтнических отношений в обществе в условиях учебной и трудовой миграции. Именно вузовская образовательная парадигма является мощным ресурсом эффективного межкультурного взаимодействия. Исторически проблема межкультурного общения связана с владением иностранными языками. Но сегодня неправомерно говорить только о языковом аспекте проблемы эффективности межкультурного общения. На первое место выходит человеческий фактор, личность и ее потенциал - способность личности выступать саморегулируемым субъектом деятельности, оказывающим целенаправленные изменения во внешнем мире и сочетающим устойчивость к воздействию внешних обстоятельств и гибкое реагирование на изменения внешней и внутренней жизненной ситуации [3]. Иначе говоря, личностный потенциал - это комплекс психологических свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию, но исходя, прежде всего, из своих внутренних представлений и критериев. Формирование компетенций как развитие культурно-ценностных потребностей личности, самореализация в незнакомом «чужом» пространстве может служить «инструментом», гармонизирующим межкультурное общение в полиэтническом регионе, укрепляющим многонациональность государства и его конкурентоспособность на мировом рынке учебных и трудовых услуг.

Исходя из того, что сегодня эволюция передовых стран происходит на основе вытеснения финансового капитала человеческим, интеллектуальный капитал становится необходимой предпосылкой функционирования и обновления производства. «Сегодня образование - не автономная часть социальности, а оно и есть сама социальность. Образование  - социокультурная технология, обеспечивающая стабильность общества и его развитие» [6, с. 73]. Поэтому коммуникативное видение образования в информационном обществе связано с качественным скачком в развитии новых технологий. В данных условиях целью образования выступает его социокультурная значимость, проявленностью которой является формирование компетентностей. Причем, как говорилось выше, основой компетентностного образования в коммуникативном обществе является не изучение конкретного объема сведений из определенных предметных областей, а изучение различных способов описания (языков) и конструирование вариативной и динамичной реальности, умение свободно вступать в коммуникации, осуществлять деятельность в условиях неопределенности, а также способы мышления и деятельности. Сущностные характеристики понятия «компетентность» заключаются в том, что они являются следствием личностного роста, самосоздания человека (причем не столько технологического), - речь идет об интеграции деятельностного и личностного опыта. Компоненты самоопределения и реализации выполняют две различным образом организованные функции саморегуляции жизнедеятельности, которые отражают сменяющие друг друга фазы единого цикла экзистенциального взаимодействия субъекта с миром.

Возможности для решения обозначенных вопросов, несомненно, имеются в рамках всех областей знаний, которые осваиваются в университете, но роль философского знания, на наш взгляд, наиболее важна, поскольку философия может предоставить наиболее широкий контекст обсуждения любой научной и мировоззренческой проблемы. Задача осложняется тем, что основной массив знаний, предоставляемых студентам университета, создан и преподается в традициях классической науки, в основу которой полагались принципы жесткой линейности детерминизма (П. Лаплас, И. Ньютон). В соответствии с ними складывались и образовательные программы, становясь технологично-инструментизированными, основанными на трансляции и воспроизводстве знаний. Конечно, безусловным плюсом российского образования является доминанта в образовательных стандартах канона знаний, а также фундаментальность, но зачастую это не является адекватным современности. Негативную роль в налаживании взаимопонимания играет и недифференцированный подход к сферам знания, относимым к «гуманитарным». Особенность философии заключается в том, что она не является ни гуманитарной, ни общественной, ни естественной, ни точной наукой. Философия - это область знания, обладающая своей спецификой и столь же разветвленная, как многие другие области знания. Здесь можно провести аналогию с математикой - философия также необходима всем сферам знания и не принадлежит ни одной из них целиком. Философия стоит выше достаточно условного разделения наук, ведь исторически обусловлена ее интегрирующая роль. Важно подчеркнуть ведущую роль философии в становлении и формировании мировоззренческой культуры личности, продиктованную опытом рефлексивного размышления («мировоззренческое вопрошание»). Т.е. процедуры рефлексивного характера становятся важным условием полноценного интеллектуального развития личности и необходимым условием коммуникации, воспитывая в индивиде способность к саморазвитию и коммуникативную компетентность (идея интегральной целостности личностных свойств, знаний и умений человека, способность понимать и актуализировать смысл совместно с другими участниками коммуникации) [4]. Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной деятельности. Учитывая интегральную сущность коммуникативной компетентности, заметим, что наиболее «проблемными точками» среди студентов технических вузов являются аспекты межкультурного общения. В данном русле понятие коммуникативной компетентности одновременно включает в себя и формирование межкультурной компетентности посредством набора общекультурных компетенций.

С точки зрения конструктивистской теории межкультурной коммуникации основной акцент делается на когнитивную систему, где слова и действия других интерпретируются довольно точно и аккуратно. Но поскольку культура влияет на индивидуальную схему развития человека, у представителей разных культур формируются разные взгляды и возможности восприятия. В ходе инкультурации человек приобретает взгляд на мир, отличный от того, который существует у представителя другой культуры, что способствует формированию когнитивного сознания человека, а оно в свою очередь влияет на индивидуальное коммуникативное поведение и адаптационные стратегии.

Ввиду того, что философия в современном информационном обществе не столько отражает социокультурную реальность, сколько создает её, она, безусловно, является системообразующим, интегральным фактором в формировании общекультурных и профессиональных компетенций, играя роль междисциплинарного «моста», раскрывая креативный и эвристический потенциал современных исследователей. Философствование является творчеством, собственно, предоставляя возможность открытия и конструирования ценностных, личностно-значимых, культуротворческих оснований отношений с миром. Имеется в виду интерес не просто к курсу философии, а через философствование, поиск самого себя и ответственность за свои действия, что, например, соответствует определению понятия компетенции, данного Ю.Г. Татуром: компетенция - ответственность за результат своей деятельности [5].

Научно-исследовательская и научно-методическая деятельность кафедры философии и социологии ТУСУР  связана  с реализацией задачи развития навыков общения в различных культурных ситуациях в соответствии с принципами толерантности, уважения к другим культурам и общечеловеческим ценностям. Данная задача отражена в наборе общекультурных компетенций  ФГОС по различным направлениям подготовки [7]. Результаты проведенного на базе ТУСУР исследования, выявляющего отношение студентов-учебных мигрантов к межнациональному взаимодействию в социокультурном окружении, свидетельствуют, что отношение к многонациональному составу города не является идеальным. Более половины студентов толерантны по многим вопросам к представителям разных национальностей, но около трети студентов занимают промежуточную позицию, у которых еще не сформировалось конкретного мнения по данным вопросам и в зависимости от действий того или иного полюса, эта категория сможет принять определенную позицию. Поэтому, чтобы ситуация менялась только в сторону увеличения уровня толерантности, необходимо работать со студенческой средой и проводить мероприятия, положительно влияющие на национальную ситуацию. Что касается студентов и их мнения по поводу мер по разрешению межнациональных конфликтов, наиболее часто встречающиеся варианты ответа на данный вопрос: «Проводить совместные мероприятия», «Проводить время вместе», «Проводить мероприятия направленные на ознакомление с обычаями и традициями других народов»,  «Не поднимать вопрос о национальных различиях», «Устраивать национальные праздники»,  «Уважительно относится к другим культурам» [3]. Ответ «Не поднимать вопрос о национальных различиях» совпадает с комментарием Клаудии Кёлер (социолога, научного сотрудника европейского форума по изучению миграции в университете Бамберг (Бавария, Германия)) к докладам конференции «Интеграция иноэтничных мигрантов в принимающее сообщество», прошедшей в апреле 2013 года в Томске. По её мнению, обсуждение данного вопроса в рамках общеобразовательных дисциплин в вузе, способствует возбуждению национального противостояния в студенческой среде. Однако заметим, что игнорирование и индифферентная позиция по вопросам межнационального взаимодействия, в свою очередь, провоцирует неадекватность реакций и способствует возбуждению национального противостояния в студенческой среде.

Таким образом, наиболее востребованной парадигмой в образовании будет считаться системная работа по формированию коммуникативной компетентности в условиях межнационального взаимодействия. Понимание образования как развитие, движение, обращенность в будущее, единство творческой личности и природы, раскрытие креативного и эвристического потенциала, самореализация выступает адекватным быстро меняющейся, коммуникативной социальности, включенной в структуру и содержание образовательных стандартов подготовки всех направлений современных исследователей.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект№14-16-70001 а(р) «Создание программы самореализации мигрантов через изучение их культурно-ценностных потребностей».

Рецензенты:

Суслова Т.И., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философии и социологии ТУСУР, г.Томск.

Корниенко А.А., д.филос.н., профессор, зав. кафедрой философии  ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.