Объективная социокультурная ситуация, сложившаяся в современном российском обществе характеризуется затянувшимся духовно-нравственным кризисом. Он проявляется в изменении традиционных нравственных норм и правил морали, в снижении устойчивости нравственных убеждений и отношений, в пересмотре основополагающих ценностей, норм, традиций и обычаев. Этот кризис затрагивает все слои общества, особенно негативно отражается на молодежи и подрастающем поколении, поскольку именно в молодом возрасте происходит активное осмысление чувств, морального облика, идеалов, мотивов поведения, собственных действий и их результатов. На этой основе выстраивается система личностно значимых ценностей взрослеющего человека и его успешная интеграция в общество.
Принципиальную важность проблема морально-нравственного облика молодежи приобретает в условиях профессионального обучения и в частности подготовки к будущей профессионально-педагогической деятельности. Высокий морально-нравственный облик педагога – необходимое качество личности учителя. В этой связи проблема развития морального самосознания будущих педагогов представляет высокую актуальность и значимость. Важно изучение психологических механизмов формирования морально-нравственной сферы личности студента-педагога. На основе этого знания необходимо создавать в образовательно-воспитательной среде вуза особые условия для полноценной самоактуализации личности, самостоятельной выработки таких моральных и нравственных качеств, которые согласуются с характером педагогической деятельности, с природой развития духовности, нравственности, гуманности.
Поднятая проблема актуализируется в условиях кардинального изменения имиджа педагога, когда в массовом сознании подорван авторитет педагогической профессии. При этом учителя переживают кризис идентичности, в котором профессиональная роль – гуманнейшая миссия воспитывать и образовывать – не согласуется с условиями и характером современной педагогической деятельности. В этой связи важной задачей является поднятие авторитета педагога, его статуса и престижа педагогической профессии. А для этого необходима высокая степень развития морального самосознания самого педагога, положительное отношение к себе и к людям, понимание жизненных целей, характера установок, осознания гуманистических ценностей. Этот путь начинается в стенах вуза, при профессиональной подготовке современного педагога и требует нацеленности на личностное и духовно-нравственное развитие студента-педагога.
Студенческий (юношеский) период развития характеризуется как наиболее активный и значимый в формировании нравственного самосознания, устойчивого мировоззрения, в выработке и закреплении ценностных ориентаций и идеалов, гражданских качеств личности (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Л.Ф. Обухова, Б.Г. Гаппиров, А.В. Зосимовский, В.А. Токарева и многие др.). Так, подчеркивается внутренняя потребность студентов в нравственном самоопределении, отмечается чувствительность к постановке нравственных проблем, проявление интереса к осознанию и выявлению своих нравственных качеств, стремление давать моральную самооценку [3, 4, 6]. По мнению А.В. Зосимовского, «…мораль юноши по стержневым своим свойствам оказывается тождественной морали нравственно зрелого взрослого человека.» [2, с. 34]. В период студенчества моральное мышление становится глубоким и диалектичным, а нравственные самооценки и оценки уже не являются столь прямолинейными и односторонними, как у подростков, а приобретают вполне объективный характер. Чувство морального долга в юношеском возрасте характеризуется глубокой осознанностью, устойчивостью, многогранностью, охватывая все сферы их жизнедеятельности. Возрастает и степень действенности этого чувства, причем в единстве с высокоразвитым чувством личной и коллективной чести, нетерпимостью к недостаткам и другим моральным качествам личности [2]. По данным Б.Г. Гаппирова, особенностью нравственного самосознания студентов является ориентация на формирование таких качеств личности, которые позволяют реализовать не только собственные цели намерения, но и общественно-значимые, нравственно требуемые ценности [1]. Вместе с тем исследования, проведенные Э.Н. Ольшевской, В.А. Токаревой, выявили наличие внутренних противоречий в моральном самосознании студентов, которые связаны с осознанием нарастающей деморализации общественного сознания [4, 6]. Это «порождает у студентов пассивно-пессимистическое отношение к оценке прогностической роли нравственных ценностей в развитии собственной личности, чем в свою очередь ослабляется стремление у определенной части студентов к активному проявлению моральных норм в своем поведении и деятельности» [6, с. 275]. Более того, подчеркнем, что в условиях длительной нестабильности социально-экономического развития общества и отсутствия востребованных идеалов современные студенты демонстрирует узкоутилитарное мышление, прагматизм, техницизм, непонимание значения и роли гуманитарного знания. Среди молодежи имеется широко распространенное технократическое представление о том, что всё экономически эффективное является нравственным. Согласно проводимым исследованиям, ценностно-мотивационная шкала личности студента представлена следующими качествами: предприимчивость, критичность, инициативность, креативность, честолюбие. В то время как трудолюбие, милосердие, ответственность, пунктуальность, патриотизм, уважение к старшему поколению (общечеловеческие моральные ценности) занимают низший уровень значимости в жизни современного студенчества. Также отмечается, что большая часть студентов не связывает профессионализм и нравственные ценности [5].
С целью уточнения уровня развития морального самосознания студентов – будущих педагогов, нами была осуществлена комплексная психодиагностическая работа, направленная на оценку развития когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов морального самосознания студентов первых и четвертых курсов Ставропольского государственного педагогического института. Исследование когнитивного компонента морального самосознания изучалось с помощью трех методик: «Жизненные цели» А.А. Хвостова, «Методика диагностики социально-психологических установок» О.Ф. Потемкиной и авторской анкеты. Рейтинг жизненных целей студентов первых и четвертых курсов показал, что в «первую десятку» попали следующие цели: занятия любимым делом (1-е курсы – 4,84 и 4-е курсы – 4,74), желание иметь хорошую семью (4,83 и 4,91 соответственно), быть свободным в решениях (4,8 и 4,74), совершить в жизни что-то важное (4,76 и 4,58), реализовать свои способности (4,73 и 4,86), получать максимум удовольствия (4,54 и 4,26), удачно жениться/выйти замуж (4,44 и 4,58), путешествовать по миру (4,36 и 4,28), не деградировать, не опуститься (4,31 и 4,39), не испытывать лишений (4,3 и 4,48). Наглядно полученные результаты показаны на рис. 1.
Рис. 1. Рейтинг жизненных целей студентов первых и четвертых курсов «первая десятка» (по методике А.А. Хвостова)
Таким образом, видно, что большинство студентов стремятся к гедонистическому образу жизни, а именно – хотят получать максимум удовольствия, путешествовать по миру, не испытывать лишений, быть свободными от долженствований. При этом высокий ранг занимает такая цель, как «реализовать свои способности», что свидетельствует о желании студентов самореализоваться в жизни и в профессии. Во вторую «десятку» жизненно важных целей вошли: иметь широкий круг общения (1-е курсы – 4,12 и 4-е курсы – 3,89), быть уверенным в завтрашнем дне (4,21 и 4,34 соответственно), иметь возможность побыть одному (3,68 и 3,84), не совершать ошибок в жизни (3,65 и 3,51), стать очень богатым (3,44 и 3,35), заниматься творчеством (3,27 и 3,13), не работать (3,12 и 1,94). Обратим внимание, что к четвертому курсу значение таких целей, как жить в согласии с самим собой, увеличивается (3 и 4), а стать знаменитым – уменьшается (3,09 и 2,91). Это может говорить о возрастании к четвертому курсу личностной зрелости студентов педагогического вуза. Третья «десятка» жизненных целей представлена следующими: желание иметь много свободного времени (1-е курсы – 3 и 4-е курсы – 2,57), не изменять своим принципам (2,92 и 3 соответственно), войти в историю (2,7 и 2,45), заниматься спортом (2,68 и 3,14), входить в элиту общества (2,67 и 2,58), способствовать развитию общества (2,6 и 2,58), добиться максимум власти (2,51 и 2,31), отомстить своим врагам (2,5 и 2,24), жить для других людей (2,23 и 2,72). Эти ценности отражают социальную зрелость студентов. Самые низкие показатели отмечены по таким жизненным целям, как: «обрести чувство гармонии с природой» (1,5 и 1,57) и «посвятить свою жизнь религии» (0,8 и 1,92).
Следующей методикой, направленной на изучение когнитивного компонента морального самосознания, выступила «Методика диагностики социально-психологических установок» (таблица 1). Исходя из полученных данных видно, что студенты первокурсники в большинстве своем ориентированы на процесс (5,72). Это означает, что студенты не задумываются над получением результата, часто опаздывают со сдачей работы, процессуальная направленность препятствует достижению конечного результата. Такими студентами больше движет интерес к делу, а для достижения определенной цели требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть. У студентов четвертого курса ситуация противоположная – они ориентированы на достижение результата своей деятельности (6,12). Это связано с развитием волевых качеств и обретением социальной зрелости.
Таблица 1
Результаты исследования социально-психологических установок студентов
Установка |
Средний балл (1 курс) |
Средний балл (4 курс) |
Разница |
Процесс |
5,72 |
6,12 |
+0,4 |
Результат |
5,6 |
6,22 |
+0,62 |
Альтруизм |
3,25 |
3,08 |
-0,17 |
Эгоизм |
4,3 |
4,11 |
-0,19 |
Труд |
4,5 |
4,31 |
-0,19 |
Свобода |
6,6 |
6,8 |
+0,2 |
Власть |
4,35 |
4,13 |
+0,22 |
Деньги |
4,78 |
4,91 |
+0,13 |
В потребности «альтруизм-эгоизм» доминирует эгоизм (4,3 – 1-й курс и 4,11 – 2-й курс). Альтруизм, по мнению автора методики, наиболее ценная общественная мотивация, которая отличает зрелого человека. Однако необходимо отметить, что общий показатель альтруистически направленных студентов достаточно мал. По критерию «свобода – труд», максимальные результаты получены в направлении свободы как для студентов первых курсов (6,6), так и для студентов четвертых курсов (6,8). Это согласуется с данными по предыдущей методике, в которой выявлен собирательный образ жизненных ценностей, направленных на потребление современной культуры и материальных благ цивилизации. Также данный факт согласуется с теоретическими исследованиями в данном направлении, описывающими кризис духовности современного человека и отсутствие ценности глубоких знаний и культуры труда. Потребность «власть – деньги» по сумме баллов, полученных студентами первых и четвертых курсов, выявляет ориентацию на деньги (1-е курсы – 3,78; 4-е курсы – 3,91), больше чем на власть (2,35 и 2,13 соответственно). В целом по данной методике видно, что исследуемые нами студенты относятся к группам с дисгармоничными ориентациями, так как часть их выражена в максимальной степени (свобода, результат, процесс), по другим – получены минимальные показатели (альтруизм).
По результатам проведенного анкетирования было выявлено, что полное определение понятий морали и нравственности дают 18,25 % студентов первых курсов и 30,75 % студентов четвертых курсов. Большинство студентов синономируют содержание морали и нравственности. Неполную характеристику определений дают 62,5 % обучающихся первых курсов и 55,75 % – четвертых курсов; 19,25 % студентов первого курса и 13,5 % – четвертого – не знают ответа на поставленный вопрос. При этом на вопрос о том, считает ли студент себя нравственным человеком, все 100 % ответили положительно. Данный факт также согласуется завышенной моральной самооценкой. Анализ ответов на вопрос об условиях, необходимых для формирования нравственности студентов в вузе, показал ограниченное представление об этом студентов 1-го курса и несколько расширенное представление студентов 4-го курса.
Диагностика уровня развития эмоционального компонента морального самосознания проводилась с помощью методики моральной самооценки С.А. Будасси. Моральная самооценка проявляется в оценивании собственного поведения, поступков, моральных качеств и соответствия «Образа Я» этическим стандартам (таблица 2 и рис. 2).
Таблица 2
Результаты диагностики по методике «Моральная самооценка»
Уровни выраженности показателей самооценки |
% (1 курс) |
% (4 курс) |
Разница |
|
Самооценка высокая |
Неадекватная |
13,55 |
3,57 |
-9,98 |
Адекватная |
60,61 |
42,66 |
-23,95 |
|
Самооценка средняя |
Адекватная |
11,5 |
47,42 |
+41,92 |
Самооценка низкая |
Адекватная |
14,34 |
6,35 |
-7,99 |
Неадекватно завышенная моральная самооценка характерна для 13,55 % студентов первого курса и 3,57 % студентов четвертого курса. Данный вид моральной самооценки соотносится со студентами, у которых идеализированы представлениями о самом себе, слабо развиты рефлексивные способности, существует склонность к агрессии и не принятию собственных недостатков. У большинства студентов выявлена завышенная адекватная моральная самооценка – на первом курсе 66,61, на четвертом – 42,66, которая проявляется в нарциссизме и нигилизме и доминировании личности над сверстниками, обостренном чувстве собственного достоинства и значимости личного мнения. Адекватная средняя моральная самооценка выявлена у 11,5 % студентов первого курса и 47,42 % студентов четвертого курса. Она отражает сформированность самосознания, наличие рефлексивных способностей и выявляет склонность личности к самопознанию, самореализации и самосовершенствованию. Значительное увеличение данного вида самооценки к четвертому курсу говорит в первую очередь об активном формировании центрального новообразования юношеского возраста – самосознания, а также о воздействии профессионального образования на личность студента. У 14,34 % студентов первого курса и 6,35 % четвертого выявлена адекватно низкая самооценка. Такая самооценка проявляется как результат неуверенности в себе, застенчивости, ранимости, с выраженной мотивацией избегания неудач, а также с наличием комплекса неполноценности, а поскольку в вузе ведется масштабная работа по психологическому сопровождению личности, процент студентов с заниженной самооценкой к четвертому курсу уменьшается.
Рис. 2. Уровень моральной самооценки студентов первого и четвертого курса (по методике С.А. Будасси)
Изучение поведенческого компонента морального самосознания проводилось с помощью методик диагностики реальной структуры ценностных ориентаций (С.С. Бубнов) и шкалы совестливости (В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский). Выявлено, что наибольшее значение имеют следующие ценности: высокое материальное благосостояние (1-е курсы – 2,75 и 4-е курсы – 2,54), приятное времяпрепровождение, отдых (1-е – 2,7 и 4-е – 2,5 соответственно), любовь (1,73 и 1,9), признание и уважение людей, и влияние на окружающих (1,6 и 1,8), здоровье (1,09 и 1,46), высокий социальный статус и управление людьми (0,47 и 0,26). Таким образом, возглавляют рейтинг значимых для студентов ценностей ориентации на потребление, а только потом следуют ценности высшего порядка (рис. 3).
Рис. 3. Рейтинг структуры ценностных ориентаций студентов первых и четвертых курсов (по методике С.С. Бубнова)
Методика «Шкала совестливости» позволила выявить количественный показатель совести группы как психологического свойства, находящего свое отражение в поведении и выполняющего функцию самоконтроля, влияющую на мотивы, деятельность и осознание ответственности за собственную жизнь и поступки. Показатели совестливости на первом курсе в среднем соответствуют 6 баллам из 10 возможных, а на четвертом курсе – 8 баллам.
В целом анализ полученных результатов позволяет сделать следующее заключение. Общий уровень морального самосознания студентов педагогического вуза не высок и характеризуется превалированием гедонистических тенденций – удовольствий, путешествий, свободы от долженствований; установок на процесс и деньги, при доминировании эгоизма над альтруизмом и наибольшей значимостью ценностей материального благосостояния, приятного времяпровождения, отдыха, любви; вместе с этим высоко оценивается социальный статус и управление людьми. К четвертому курсу у студентов происходит, с одной стороны, закрепление фундамента морального самосознания, с другой – положительные изменения. Так, повышается оценка позитивного отношения к проблемам морали и нравственности, расширяются представления об основных категориях морально-нравственного развития и о главных условиях, необходимых для формирования нравственности человека. Также изменяется моральная самооценка в сторону возрастания адекватной средней, и увеличиваются показатели совестливости. Полученные результаты обусловливают необходимость комплексного сопровождения морального самосознания студентов педагогического вуза на этапе профессионального обучения.
Рецензенты:
Озеров В.П., д.псх.н., профессор, профессор кафедры физической культуры ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.
Плугина М.И., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики, психологии спецдисциплин Института последипломного и дополнительного образования Факультета повышения квалификации преподавателей ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет», г. Ставрополь.