Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INFLUENCE BASEL III ON THE BANKING SYSTEM RUSSIAN FEDERATION

Grin S.V. 1
1 VPO "Vyatka State University"
The analysis of the prospects for the adoption of Basel III banking system of the Russian Federation. The Russian banking system is quite different from the banking systems of other countries, so the basic provisions of the Third Basel agreement will not be easy. Basel III is a comprehensive reform of the banking sector after the financial crisis of 2008, which is designed to increase the stability of the banking sector to potential crises, improve risk management in the banking system. Compared with Basel II , Basel III requires more stringent capital requirements of banks and liquidity levels, strengthening the supervisory process of risk management, increased disclosure requirements and market discipline, which should affect the stability of the financial system as a whole. The analysis reflects the positive and negative implications of the main provisions of the Basel Accord on the banking system of the Russian Federation.
Basel III
the banking system of the Russian Federation
the prospects for adoption
 Введение

В настоящее время международный надзор в сфере банковской деятельности осуществляет Базельский комитет при Банке международных расчетов, созданный в 1974 г. в Швейцарии (г. Базель). В состав Комитета входят президенты и высокопоставленные представители крупнейших банков и органов финансового регулирования ведущих стран мира, а основная задача Комитета - разработка и внедрение единых стандартов в сфере банковского регулирования. Именно в соответствии с его принципами в настоящее время осуществляется банковское регулирование и пруденциальный надзор в большинстве стран мира.

Россия объявила о приверженности принципам Базельского соглашения только в 2004 г. При этом в России принципы Базельских соглашений носят скорее рекомендательный характер, хотя в большинстве случаев они находят отражение в национальных законодательствах государств - членов Комитета [8]. Присоединение России к Базельскому Соглашению об Основных принципах банковского надзора и следование рекомендациям Базельского комитета, несомненно, способствует повышению эффективности российской банковской системы, позволяет ее кредитным организациям стать полноправными участниками международных банковских операций, укрепляет доверие иностранных инвесторов, что представляется достаточно важным в условиях глобализации мировой экономики и финансовых рынков [5].

Основными документами Базельского комитета считаются Основные принципы эффективного надзора (1997 г., пересмотрены в 2006 г.); Базель I (введен в 1988 г), согласно которому капитал банка для регулятивных целей должен быть подразделен на две категории - капитал первого и второго уровня, а все активы банка для регулятивных целей разделяются на 5 групп в зависимости от степени риска; Базель II (2004 г.), включающий минимальные требования к капиталу, процедурам надзора и рыночной дисциплине. В декабре 2010 г. принят Базель III, устанавливающий дополнительные требования к ликвидности.

В качестве основных задач Базеля III следует назвать:

1) повышение устойчивости банковской системы перед возможными кризисами;

2) снижение зависимости банковской системы от цикличности;

3) уменьшение уязвимости в отношении риска острого дефицита ликвидности банков;

4) повышение качества кредитного портфеля банков;

5) улучшение корпоративного управления и управления рисками в банковском секторе;

6) повышение прозрачности для рынков капитала [2].

Однако на сегодняшний день большинство российских банков не справилось не только со стандартами Базеля II, но и полностью еще не перешли на международную систему финансовой отчетности. Лишь те банки, бумаги которых сейчас представлены на биржах, а именно Сбербанк, ВТБ, «Возрождение» и «Санкт-Петербург», удовлетворяют требованиям Базеля III [5]. В связи с этим дискуссионным является вопрос о влиянии принятия Базеля III на российскую банковскую систему. Это и определило актуальность темы исследования, целью которого явилось изучение существующих точек зрения относительно перспектив принятия Базеля III для банковской системы Российской Федерации.

По своей сути Базель III представляет собой симбиоз передовых способов оценки рисков (кредитного, рыночного и операционного) и создания соответствующего капитала, содержательного надзора и рыночной дисциплины. Только совокупность этих трех «столпов» можно назвать риск-ориентированным надзором, который, по замыслу Базельского комитета по банковскому надзору, будет в состоянии обеспечить финансовую стабильность [3].

Согласно новым правилам повышаются требования к качеству капитала, т.е. увеличена доля уставного капитала и нераспределенной прибыли в капитале первого уровня и увеличена доля самого капитала первого уровня в совокупном капитале.

Также ужесточаются требования к достаточности капитала: по акционерному капиталу норматив достаточности вырастет с 2 % до 4,5 %, по капиталу первого уровня - с 4 до 6 %, по совокупному капиталу - до 8 %. Банки также должны будут создавать буфер консервации капитала, т.е. резервировать 2,5 % капитала (это увеличивает требования к совокупному капиталу с 8 до 10,5 %, по капиталу первого уровня - с 4 до 8,5 %, а по акционерному капиталу - с 2 до 7 %). Также введен контрциклический буфер в размере от 0 до 2,5 % (т. е. требования к совокупному капиталу растут ужедо 13 %);

Отметим, что под достаточностью капитала банка понимается показатель деятельности банка, представляющий отношение собственных средств банка  к суммарному объему активов, взвешенных с учетом риска.

В российской банковской практике используется Норматив Н1 - Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка. Он регулирует риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств, необходимых для покрытия кредитного, операционного и рыночного рисков.

Согласно Инструкции «Об обязательных нормативах банков» № 139-И (от 03.12.2012 г.), минимально допустимое числовое значение норматива Н1 устанавливается в размере 10 % [6].

Отметим, что капитал банка принято подразделять на 2 уровня:

  • 1 уровень - базовый капитал - включает обыкновенные акции, бессрочные привилегированные акции, неконтрольный пакет акций дочерних компаний за вычетом нематериальных активов;
  • 2 уровень - дополнительный капитал - включает прочие привилегированные акции, гибридные инструменты инвестиционного характера и субординированный долг (кредиты и/или ценные бумаги, которые занимают приоритет ниже других кредитов или ценных бумаг относительно права требований на активы или часть дохода).

Российская банковская система по многим параметрам отличается от банковских систем других стран, поэтому принятие Базельского соглашения потребует внесения серьезных корректив в нормативно-правовое регулирование банковского сектора.

Как уже было отмечено, согласно Инструкции ЦБ РФ № 139-И, норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) установлен на уровне 10 %. В рамках применения стандартов Базеля III Банк России подготовил проекты новых документов, предлагающих производить расчет следующих трех нормативов достаточности капитала начиная с апреля 2013 года:

1) Норматив достаточности базового капитала (Н1.1 ≥ 5,6 %);

2) Норматив достаточности основного капитала (Н1.2 ≥7,5 %);

3) Норматив достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации (Н1.0 ≥10 %) [6].

Таким образом, нормативы достаточности капитала, установленные Банком России, приблизительно на 25 % выше предусмотренных Базелем III. При этом Банк России пока еще не определил требования в отношении буфера консервации и контрциклического буфера, а состав источников собственных средств, принимаемых в расчет основного капитала кредитной организации, описан в Положении Банка России № 215-П [10].

Отметим, что в рамках подготовки к внедрению стандартов Базеля III Банк России выпустил проекты новых нормативных документов, предлагающих следующее:

1) разделение основного капитала на базовый и дополнительный;

2) ужесточение требований к субординированным кредитам и привилегированным акциям, включаемым в состав источников капитала:

  • «новые» субординированные кредиты должны иметь возможность конвертации в обыкновенные акции;
  • «старые» субординированные кредиты должны быть амортизированы в течение ближайших 10 лет (размер ежегодных амортизационных отчислений составляет 10 %);

3) включение бессрочных субординированных кредитов в состав источников дополнительного капитала;

4) введение более высоких коэффициентов, т. е. 2,5 и 10, в отношении вложений в акции зависимых компаний, приобретенных для инвестирования.

При этом принятие Банком России требований Базеля III имеет ряд характерных особенностей. Во-первых, Банк России допускает включение определенных видов привилегированных акций в расчет базового капитала кредитной организации, в то время как в соответствии с требованиями Базеля III привилегированные акции не учитываются при расчете данного показателя. Во-вторых, согласно требованиям Банка России определенные виды субординированных кредитов и привилегированных акций подлежат амортизации в течение последующих 10 лет [2].

В январе 2011 года Банк России опубликовал документ «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года», в котором заявлено о внедрении следующих нормативов ликвидности: показатель краткосрочной ликвидности, показатель чистого стабильного фондирования [4]. Отметим, что действующие на данный момент числовые значения нормативов ликвидности установлены Инструкцией Банка России № 139-И (таблица 1).

Таблица 1 - Действующие нормативы ликвидности и нормативы в соответствии с Базелем III

Действующие нормативы ликвидности, установленные Банком России [6]

Нормативы ликвидности в соответствии с Базелем III[9]

 

Норматив мгновенной ликвидности (Н2)

Н2 ≥ 15 %

 

Норматив текущей ликвидности (Н3)

Н3 ≥ 50 %

Показатель краткосрочной ликвидности

(LCR  ≥ 100%) = ликвидные активы / оттоксредств за 30 дней в кризис > 100 % Объема ликвидных активов должно хватить на отток средств в течение 30 дней

Норматив долгосрочной ликвидности (Н4)

Н4 ≥ 120 %

Показатель чистого стабильного фондирования

(NSFR ≥ 100 %) = стабильные пассивы / активы, нуждающиеся в стабильных пассивах > 100%. Все долгосрочные активы должны быть обеспечены достаточным объемом стабильных пассивов

Принятие Базеля III имеет большое значение для банковской системы России, но оценка перспектив его принятия очень неоднозначна.

Несмотря на то, что новое соглашение направлено на повышение устойчивости банковской системы, ряд экономистов считают, что Базель III может отбросить банковскую систему назад в ее развитии, значительно изменив саму модель банковского сектора. Прибыли банков упадут, мелкие банки уйдут с рынков, снизится количество доступных банкам бизнес-моделей и, как следствие, банковский сектор станет более однородным.

Повышение регулирования в области торговли ценными бумагами и инвестиционной деятельности банков приведет к тому, что банковские группы начнут реорганизацию. Увеличится количество сделок по слиянию и поглощению. Новые требования к ликвидности заставят банки искать долгосрочные источники финансирования, а не краткосрочные, возникшее изменение спроса повлияет на цены на рынках.

В худшем случае банковский сектор будет напоминать то, что было 100 лет назад: конкуренция будет очень низкой, а финансовые инновации будут ограничены. При этом, если страны по-разному будут трактовать и применять Базель III, то это может повредить стабильности глобальной финансовой системы, создав разнородную среду регулирования [1].

Заместитель руководителя Департамента финансовых рынков Пробизнесбанка Сергей Бокач выражает мнение, что принятие Базеля III может привести к консолидации банков, и, как следствие, к уменьшению их количества. Он считает, что новые требования довольно жесткие по отношению к российским компаниям и будут затруднять развитие малого и среднего бизнеса. Ставки кредитования бизнеса повысятся, а в худшем случае, произойдет отказ в предоставлении займов. Как следствие, темпы развития малого и среднего бизнеса будут медленными [7].

Президент Российской финансовой корпорации, доктор экономических наук, Андрей Нечаев также считает, что внедрение принципов Базель III в практику банковского регулирования ограничит возможности банков по наращиванию кредитования, что в свою очередь вызовет замедление роста или даже сжатие совокупного спроса, в первую очередь потребительского, что в условиях неблагоприятных внешнеэкономических факторов негативно повлияет на экономическую динамику в целом [7] .

Отметим, что ряд специалистов положительно оценивают перспективы принятия Базеля III. В целом, автор, присоединяясь к мнению специалистов банковской сферы, выделяет два положительных фактора принятия Базеля III для российской банковской системы.

Первый фактор - существующая в России относительно жесткая практика формирования и регулирования нормативов общей достаточности капитала (уровень которых в зависимости от размеров банков) в 1,25-1,4 раза выше, установленного Базелем III. С учетом установленных Банком России дополнительных требований для российских банков-участников системы страхования вкладов, это оказывается сегодня даже больше, чем нужно.

Второй фактор - в России из-за слабости и неразвитости рынка гибридных финансовых инструментов, в частности субординированных кредитов, легко конвертируемых в акции, требуемый капитал первого уровня является более однородным, чем в западных банках.

Одной из главных целей внедрения Базеля III в нашей стране является приведение банковского регулирования и надзора Российской Федерации к международным стандартам в этой области, что повысит кредитные рейтингов отечественных банков и позволит им стать полноправными участниками международных операций.

Главный вопрос - какова же будет цена принятия Базеля III, а также удастся ли банковскому сектору добиться соответствия предъявляемым в новом соглашении требованиям. Здесь мнения существенно расходятся, при этом обоснование различных мнений, по нашему мнению, является объективным.

Несомненно, интеграция в мировое сообщество необходима, а ужесточение требований к капиталу банков и банковскому надзору способно повысить стресс-устойчивость банковской системы, однако стоит понимать, что, как и любая крупная реформа, принятие Базеля III повлечет за собой, в том числе и негативные последствия. Это и уход с рынка мелких банков, и сокращение объемов кредитования, и повышение процентных ставок. Данные последствия должны быть подвержены тщательному анализу, на основе которого Банк России должен выработать конкретный план перехода к Базелю III и меры поддержки во время осуществления этого перехода, минимизирующие  негативные последствия. Только в таких условиях удастся достичь заложенных в новом соглашении целей, укрепить финансовую систему страны и улучшить позиции российского банковского сектора на мировом финансовом рынке.

Рецензенты:

Бурцева Т.А., д.э.н., профессор, декан факультета Экономики и менеджмента Вятского государственного университета, г. Киров.

Каранина Е.В., д.э.н., профессор зав. кафедрой Финансов и экономической безопасностиВятского государственного университета, г. Киров.