Значимость высшего образования высокого качества в современном мире трудно переоценить. Высшее профессиональное образование является важнейшим социальным институтом, который обеспечивает формирование высококлассного специалиста и стимулирует расширение индивидуальных творческих возможностей и достижений личности при планировании жизненного пути и профессиональной карьеры, поскольку, чем выше интеллектуальный, духовный и нравственный потенциал общества, тем больше вероятность обеспечения качества жизни государства.
Высшее образование, являясь стратегической областью, обеспечивает безопасность нации и постоянное воспроизводство научного потенциала в государстве. Современное высшее образование становится, с одной стороны, благом для общества и личности, а, с другой стороны, услугой, качество которой оценивается ее государством, обществом, потребителями, работодателями и обучающимся. В условиях присоединения Российской Федерации к Болонскому соглашению, а также ее интеграции в мировое образовательное сообщество значительно интенсифицировался поиск путей повышения качества образования, создания адекватных и эффективных подходов, средств, методов, технологий контроля и оценивания результатов обучения в соответствии с международными стандартами.
Болонское соглашение обусловливает принятие мер не только по гармонизации параметров образовательной системы, связанных с рыночной организацией экономики (ступени, качество, степени, мобильность труда, измерение трудозатрат), но и мер по сохранению национального и культурного наследия. Систематическое повышение качества подготовки выпускников вузов - это жизненно необходимое условие стабильного развития и повышения конкурентоспособности высшего профессионального образования в Российском государстве.
Цель исследования
Целью исследования является рассмотрение методологических основ организации процесса педагогического мониторинга для повышения результативности вузовского дополнительного образования.
Материалы и методы исследования
Материалом исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в таких областях как общая теория педагогического образования; моделирование, комплексная оценка и управление качеством учебного процесса; педагогический мониторинг, психолого-педагогическая диагностика; управление познавательной активностью и мотивация учебной деятельности в вузе.
Корпус методов включает общенаучные и конкретно-педагогические: метод описания, сравнения, конкретизации, анализа и синтеза, классификация, а также сопоставительный, моделирующий и системно-функциональный методы.
Результаты исследования
В современном обществе знания и уровень интеллектуального развития человека становятся главным стратегическим ресурсом и важнейшим фактором развития общества. Это обуславливает необходимость развития системы дополнительного образования в вузах, так как такие его направления, как переподготовка кадров и повышение квалификации, позволяют вузу удерживать лидирующее положение в образовательном пространстве региона, а довузовская подготовка школьников является важным компонентом профориентационной работы с будущими абитуриентами [8].
Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению качеством дополнительного образования необходимо обладать надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса. Получение такой информации возможно при осуществлении педагогического контроля, который «дает богатую, систематизированную информацию, показывает расхождение между целью и полученным результатом» [6].
То есть педагогический мониторинг является диагностикой состояния и качества функционирования образовательной системы и, соответственно, предполагает определение тех направлений, по которым будет проводиться анализ состояния системы. Также мониторинг предполагает разработку критериев оценки каждого направления и определение способов их измерений. Кроме этого, необходимо отследить качество функционирования образовательной системы по каждому критерию и провести анализ полученных данных, на основании которых принимаются управленческие решения. При этом предоставляется фактическая информация, которая подвергается педагогическому анализу, по мнению Ю.А. Конаржевского, направленному на объективную оценку результатов, и выработке на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы [4].
Для организации систематического контроля и анализа образовательного процесса в вузовских центрах дополнительного образования целесообразна организация мониторинга его деятельности, целью которого является определение, насколько образовательный процесс способствует позитивным изменениям в личности слушателя, насколько реализуется формирование ключевых компетенций, определенных в образовательной программе, по которой обучается слушатель.
Достижение этой цели направлено на то, чтобы стимулировать работу преподавателей и сотрудников центра дополнительного образования по повышению качества образования; предоставить руководству центра полную, своевременную и достоверную информацию для принятия управленческих решений при оценке результатов преподавательской и учебной деятельности слушателей.
Реализация этих целей обуславливает решение следующих задач: оценка и анализ управленческой, организационной и образовательной деятельности центра; экспертное оценивание качества образования, предоставляемого центром; анализ уровня педагогических кадров и управленческого мастерства сотрудников центра; оценка экономической эффективности деятельности центра [2].
Педагогический мониторинг имеет информационную основу, так как его базовой компонентой является информация о соответствии фактического результата его прогнозу, а также оценка этого соответствия. На ее основе проводится анализ полученных результатов и разрабатываются способы достижения текущих, промежуточных и конечных целей образовательного процесса. Причем информация должна удовлетворять следующим требованиям: полнота, своевременность, адекватность, доступность, объективность, точность, непрерывность, структурированность для каждого уровня мониторинга.
Соответственно, при организации мониторинга необходимо определить последовательность действий и систему процедур работы с информацией на всех этапах: сбора, обработки, анализа и хранения информации об образовательном процессе вузовского центра дополнительного образования.
Соответственно, в информационной системе управления должны быть представлены взаимосвязанные подсистемы, охватывающие все направления, включая: уровень развития компетентности слушателя и уровень его учебных достижений; организационно-методическое обеспечение учебного процесса (учебные планы реализуемых образовательных программ, рабочие программы, реализуемые педагогические технологии, методическое обеспечение); качественную характеристику преподавательского состава и уровень профессиональной компетентности педагогических кадров; экономическую составляющую деятельности, направленную на развитие учебно-методической и материально-технической базы центра [5].
Для успешной реализации педагогического мониторинга в практической деятельности высшей школы необходимо соблюдать три обязательных этапа: подготовительный, практический и аналитический.
- Подготовительный этап заключается в постановке цели; определении объекта; установке сроков его проведения; изучении соответствующей литературы; изучении имеющегося педагогического опыта; разработке инструментария для проведения педагогического мониторинга.
- Практический этап мониторинга представляет собой сбор информации. К основным методам сбора, анализа и хранения информации следует отнести экспертный опрос, анализ документации, посещение практических занятий, наблюдение, анкетирование, тестирование и контроль.
- Аналитический этап является систематизацией полученной информации; анализом имеющихся данных; разработкой рекомендаций на последующий период [1].
К главному инструменту педагогического мониторинга относится педагогическая диагностика (от греч. "распознавание"). В настоящее время специалисты предлагают всевозможные диагностические методики. Под педагогической диагностикой, вслед за А.А. Орловой, мы понимаем «теорию и практику постановки диагноза с целью прогноза дальнейшего состояния объекта изучения и принятия решения о возможностях воздействия на данное состояние» [7].
Функционирование системы педагогической диагностики направлено на решение конкретных задач. Педагогической диагностика может быть нацелена на выявление исходного состояния, что позволяет в будущем определять "прирост" знаний, анализировать динамику образовательного процесса. Кроме того, педагогическая диагностика может быть направлена на выявления динамики образовательного развития индивидуально каждого обучающегося, сопоставление фактических результатов с запланированными на различных этапах процесса обучения.
Педагогический мониторинг представляет собой постоянное отслеживание состояния педагогической системы с целью принятия эффективных управленческих решений, которые позволяют оптимизировать ее функционирование и развитие, а также совершенствовать информационное обеспечение управления.
Сбор, анализ и хранение информации входят в этапы внутривузовского контроля. Рассмотрим основные формы сбора информации:
- Тематический контроль.
- Сравнительный контроль.
- Фронтально-обзорный контроль.
- Оперативный контроль.
- Персональный контроль.
- Предметно-обобщающий контроль.
- Классно-обобщающий контроль.
- Комплексно-обобщающий контроль [5].
Для сбора и анализа педагогической информации возможно использовать метод изучения документации, отражающей количественную и качественную характеристика учебно-воспитательного процесса вуза. В педагогической практике активно используются социологические методы сбора информации, такие как опрос, анкетирование, наблюдение интервьюирование, беседа, тестирование; метод педагогического эксперимента, метод хронометрирования. Данные методы позволяют проверяющему оперативно получать интересующую информацию, кроме того предлагаемые методики могут включать информацию, интересующую именно проверяющего, в расчете на заинтересованное и ответственное отношение респондентов.
Тестирование позволяет получать более объективные и точные данные в сравнении с анкетным опросом, что, безусловно, облегчает математическую обработку результатов. Однако тестовая методика уступает другим методам по глубине качественного анализа, а также лишает опрашиваемых разнообразия возможностей самовыражения.
Метод наблюдения является непосредственным восприятием проверяющим изучаемых педагогических процессов и явлений. Кроме непосредственного прослеживания хода наблюдаемых процессов, в педагогической практике используется опосредованное, скрывающее сам процесс, сама же реальная картина фиксируется по заданным показателям.
Следует, однако, подчеркнуть, что метод наблюдения при всех его возможностях достаточно ограничен, позволяющий обнаруживать только внешние проявления педагогических фактов, а внутренние процессы остаются недоступными для наблюдений.
Беседа, интервьюирование и анкетирование являются общеизвестными разновидностями опросных методов. Беседа представляет собой диалог проверяющего с респондентами в соответствии с разработанной программой. Метод интервью задает тему для выяснения точки зрения и оценок опрашиваемого по изучаемому вопросу. Обе методики будут более продуктивным в обстановке неофициальных симпатий и контактов, вызываемых проверяющим у респондентов.
Анкетирование как письменный опрос является более продуктивным, документальным и гибким как по возможностям получения и анализа информации. Организация анкетного опроса требует тщательной разработки структуры анкеты, ее предварительного испытания посредством так называемого "пилотирования", т.е. пробного анкетирования на нескольких опрашиваемых.
Поскольку анкетирование обеспечивает получение большего объема материала, требуется его количественная обработка, которая может дать, общие данные о количестве утвердительных и отрицательных ответов, по каждому из вопросов анкеты. Таким образом, общая методика обработки данных сводится к их тщательному подсчету, проведению анализа всех случаев значительного совпадения, разнобоя и разброса данных.
Под методом педагогического эксперимента мы понимаем метод исследования, использующийся с целью выяснить эффективность применения отдельных методов, а также средств обучения и воспитания. Для педагогического эксперимента типично активное включение проверяющего в процесс возникновения и течения исследуемых явлений. В отличие от изучения педагогических явлений посредством наблюдения эксперимент позволяет целенаправленно изменять условия педагогического воздействия на опрашиваемых.
Педагогический эксперимент выступает во взаимосвязи с иными методами исследования, носит комплексный характер, поскольку предполагает совместное использование методов бесед, интервью, наблюдений, анкетирования и др. Кроме того, педагогический эксперимент предназначен для объективной и доказательной проверки достоверности педагогических гипотез.
Метод хронометрирования может использоваться при изучении режима работы вуза, рационального распределения времени занятия и самостоятельной работы, для выявления причин перегрузки обучающихся и педагогов, определения объема домашних заданий и др.
Для обработки количественных данных преимущественно используются математические методы исследования с применением статистических пакетов прикладных программ. Для статистической обработки данных существенным потенциалом обладает табличный редактор Microsoft Excel, позволяющий заносить данные в электронные таблицы, создавать формулы, фильтровать, сортировать, группировать данные, проводить быстрые вычисления, а также статистические операции.
Хранение материалов исследований организуется руководителем образовательного учреждения согласно утвержденной номенклатурой дел. Хранение производится на бумажном и электронном носителе.
Выводы
Таким образом, данное исследование показало, что повышение результативности дополнительного высшего образования является важной стратегической задачей государства, которая обуславливает не только социально-экономическое развитие общества, но и национальную безопасность. Внедрение системы педагогического мониторинга дополнительного образования в вузовскую практику обеспечит оперативной информацией о результатах обучения слушателей, о педагогической деятельности, об управленческой деятельности, о финансовой оставляющей, даст возможность своевременно соотносить результаты с поставленными задачами, корректируя образовательную и управленческую деятельности, а также выявить пути и условия повышения эффективности и качества целостного образовательного процесса.
Рецензенты:
Соколова И.Ю., д.п.н., профессор кафедры инженерной педагогики Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск;
Смышляева Л.Г., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики Томского государственного педагогического университета, г. Томск.