Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT MODEL SOCIALLY–ADAPTATION ABILITIES OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

Savva L.I. 1 Poletavkina S.D. 1
1 FGBOU VPO «Magnitogorsk state technical university of G. I. Nosov»
In article the development model socially – adaptation abilities of the senior preschool children in system of additional education is considered. The structural model is constructed on the theorist – a methodological basis and its basic principles, including: activity, it is personal – the focused, system approaches. Four main units of structural model are allocated: target, organizational, it is substantial – methodical, productive. Components substantially – a methodical component are considered: personal, informative, regulatory, communicative. The complex organizationally - pedagogical conditions in the organizational block for more successful development socially – adaptation abilities of the senior preschool children in system of additional education is offered. Levels and criteria socially – adaptation abilities in the productive block are allocated. As in article the concept "socially-adaptation abilities" is opened.
model
additional education
socially – adaptation abilities
the senior preschool children

Старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития социально-адаптационных умений, поскольку именно в этот период происходит вхождение в школьную жизнь, ребенок ориентируется на опыт социальных отношений со сверстниками, согласовывает собственные требования и притязания с реальными возможностями окружения, сталкивается с проблемой социальной адаптации, которая закладывает базу его будущей успешной интеграции в общество, самореализации, создает условия освоения новых социальных ролей.

Понимая под социально-адаптационными умениями – комплексные умения ребенка, которые позволяют ему сознательно выбирать тактики и стратегии общения, ориентированные на гармонизацию отношений с внутренней и внешней средой, самостоятельно выполнять посильные для него виды деятельности, гибко корректировать свои действий в зависимости от меняющихся социальных условий при педагогическом сопровождении взрослых.

Наличие точного представления о сущности и содержании развития социально-адаптационных умений старших дошкольников, вызвало обращение нас к её моделированию. В соответствии с классификацией моделей наша модель по способу реализации цели исследования представляет идеальную модель, которая существует только в деятельности людей и функционирует по законам логики. Вид идеальной модели – модель-представление. Модели-представления являются результатом не только непосредственно чувственного отражения, но и деятельности абстрактного мышления. Их характерная особенность проявляется в научном представлении. К представлениям такого рода предъявляется требование соответствия чувственных элементов представления той системе понятий, в единстве с которой они функционируют.

По способу реализации целям нашего исследования отвечает создание идеальной модели (вид – представление, подвид – описательная). Ввиду того, что предметом нашего исследования является развитие социально-адаптационных умений дошкольников в процессе обучения в системе дополнительного образования, мы остановили свой выбор на структурной модели.

Структурные компоненты предлагаемой модели развития социально-адаптационных умений дошкольников в процессе обучения в системе дополнительного образования раскрывают внутреннюю организацию процесса: цель, задачи, содержание основных идей, организационных форм и методов – и отвечают за постоянное воспроизведение взаимодействия между элементами данного процесса.

Проектируемая нами структурная модель развития социально-адаптационных умений дошкольников в процессе обучения в системе дополнительного образования состоит из следующих основных компонентов: целевого, содержательно-методического, организационного и результативного.

На основании вышеизложенного, мы можем сформулировать цель построения структурной модели – исследовать развитие социально-адаптационных умений дошкольников в процессе обучения в системе дополнительного образования.

Теоретико-методологической основой модели выступили системный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Системный подход предполагает изучение взаимоотношений и взаимодействий разных компонентов данного целого, объектов и их отношений с окружающей средой с целью нахождения способа упорядочения, иерархии отношений, определения преобладающей тенденции, основных закономерностей движения данного объекта и его компонентов. Это способствует достижению поставленной цели - развития социально-адаптационных умений старших дошкольников в системе дополнительного образования.

Личностно ориентированный подход рассматривает цели, содержание образования, методы и технологии обучения. Личностно ориентированный подход заключается в ориентации в процессе образования на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Непосредственно через лично ориентированный подход осуществляется главная цель модели – развитие социально-адаптационных умений.

Так как мы рассматриваем развитие социально-адаптационных умений дошкольников в процессе обучения в системе дополнительного образования, это обеспечивает актуальность используемого нами деятельностного подхода. Именно деятельность выражает уровень активности человека и играет ведущую роль в процессе его образования, что способствует развитию социально-адаптационных умений.

Основным компонентом модели является содержательно-методический блок, так как через его развитие наиболее отчетливо просматривается процесс развития социально-адаптационных умений дошкольников в процессе обучения в системе дополнительного образования. Целью содержательно-методического этапа реализации модели явилось:

  • ознакомление педагогов дополнительного образования с представлением о развитии социально-адаптационных умений дошкольников в процессе обучения в системе дополнительного образования;
  • изучение уровня программно-методического обеспечения развития социально-адаптационных умений дошкольников в процессе обучения в системе дополнительного образования.

В связи с этим принципиальная решаемость поставленной цели содержательно-методического блока должна обеспечиваться решением ряда задач. Их можно сформулировать следующим образом: разработать методику развития социально-адаптационных умений старших дошкольников на уровне:

  • диагностики (с целью определения начального уровня социально-адаптационных умений);
  • организации (с целью развития социально-адаптационных умений старших дошкольников в процессе специально организованной деятельности по введению обозначенных педагогических условий);
  • проектирования его в естественный процесс жизнедеятельности для дальнейшей успешной жизненной адаптации к социальным условиям.

Основу данного компонента составляют следующие взаи­мосвязанные блоки: личностный, познавательно-деятельностный, регулятивный и коммуникативный.

Рассмотрим подробнее блоки.

Личностный. Успех деятельности, прежде всего, обусловливается соответствующей направленностью личности на нее. Он подразумевает наличие потребности во взаимодействии и общении, позитивной установки на собеседника. В качестве отдельных элементов личностного компонента развития социально-адаптационных умений дошкольников выступают четкое понимание своих потребностей, желаний, интересов. Личностная готовность предполагает мотивационную готовность, коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость.

Познавательно-деятельностный блок содержательно-методического компонента модели развития социально-адаптационных умений дошкольников в процессе обучения в системе дополнительного образования (информация, понятия, пред­ставления) обеспечивает целенаправленное развитие когнитивных умений дошкольников в процессе обучения в системе дополнительного образования и предполагает задействование возможностей различных дисциплин (музыка, иностранный язык, развитие речи, математика, художественное творчество, физическая культура), которые изучаются в данной системе при подготовке детей к школе.

Регулятивный блок включает в себя развитие регулятивных действий, а именно – формирование произвольности поведения. Отметим, что саморегуляции поведения у дошкольников являются важной составляющей готовности к школьному обучению и одним из условий успешной адаптации ребёнка в социуме.

Коммуникативный блок рассматривает коммуникативные умения, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [2]. В нашем исследовании мы рассматриваем коммуникацию не просто как обмен информацией, а в своем полноценном значении, т.е. как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.

Развитие социально-адаптационных умений осуществлялось на комплексных, фронтальных и интегративных занятиях с помощью следующих средств: компьютера, проектора, SMART–доски, наглядно-дидактического материала, дидактических и компьютерных игр.

Организационный компонент модели включает в себя реали­зацию комплекса организационно-педагогических условий, обеспечи­вающих эффективность разрабатываемой нами модели развития социально-адаптационных умений дошкольников в процессе обучения в системе дополнительного образования:

а) стимулирование позитивной установки детей на социальную адаптацию через формирование доверительных отношений в общении педагогов и обучающихся на занятиях; б) организация педагогической поддержки дошкольников в осознании и понимании детьми социальных ситуаций, моделируемых с помощью информационных средств обучения в компьютерной программе «Улица Правильной Речи»;

в) развитие опыта адаптивного поведения дошкольников путем реализации программы курса «Давай общаться», направленной на саморегуляцию и самокоррекцию умений.

В ходе выявления организационно-педагогических условий и включения их в состав комплекса, способствующего развитию социально-адаптационных умений дошкольников в процессе обучения в системе дополнительного образования, мы учитывали влияние следующих факторов: требования, предъявляемые обществом к ребенку 6–7 лет; необходимости реализации основных положений деятельностного, личностно-ориентированного, системного подходов; результатов констатирующего эксперимента.

Следующим компонентом модели развития социально-адаптационных умений дошкольников в процессе обучения в системе дополнительного образования является результативный. Результативный компонент включает уровни и критерии.

С учетом выделенных учеными уровней учебной деятельности и на основе анализа полученных нами экспериментальных данных мы выделяем три уровня развития социально-адаптационных умений дошкольников в процессе обучения в системе дополнительного образования: низкий, средний и высокий. Каждый из этих уровней взаимодействует с предшествующими и последующими. Внутри каждого уровня между отдель­ными детьми существуют различия в степени развития социально-адаптационных умений. При переходе с уровня на уровень степень развития социально-адаптационных умений повышается.

В ходе анализа теоретического и эмпирического материалов нами были разра­ботаны критерии определения уровня развития социально-адаптационных умений дошкольников в процессе обучения в системе дополнительного образования: мотивационно-личностные ори­ентации на успешное развитие социально-адаптационных умений – мотивационно-личностный критерий; сформированность теоретиче­ских и практических знаний по развитию социально-адаптационных умений – познавательно-деятельностный критерий; сформированность умений управлять своим поведением в социуме – социально-регулятивный критерий; сформированность коммуникативной позиции – коммуникативный критерий. Различная степень проявления выявленных критериев характеризует уровни развития социально-адаптационных умений дошкольников в процессе обучения в системе дополнительного образования – низкий, средний, высокий.

Структурная модель развития социально-адаптационных умений дошкольников в процессе обучения в системе дополнительного образования состоит из следующих основных компонентов: це­левого, содержательно-методического, организационного и результативного (рис.1).


Таким образом, под моделью развития социально-адаптационных умений старших дошкольников в системе дополнительного образования мы будем понимать педагогически обоснованную систему, отражающую структурные связи развития социально-адаптационных умений старших дошкольников, представленные в необходимой наглядной форме и способные предоставлять новые знания об объекте исследования.

Рецензенты:

Сайгушев Н.Я., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет», г. Магнитогорск.

Трубайчук Л.В., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск.