Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SCHOOL AS THE EDUCATIONAL SYSTEM: MODERN VIEW

Mizova M.Kh. 1
1 The Institute for training and retraining of workers of education Kabardino-Balkarian state University n.a. H.M. Berbekova
The analysis of scientific and pedagogical characteristics of the school as the educational system. Discloses the concept of the educational system, shows the principles of educational systems. In the article the school opened as the educational system and the system object. The characteristics of the school as the educational system, which includes: the idea of partitioning it into elements, structural linkages and interdependencies of the system elements with each other, integrity, autonomy, self-organization, openness. Given the understanding of the school as an organizational identity, unique socio-pedagogical system. It is concluded that the school is an educational system, consisting of a specified set of elements that are interconnected and interdependent among themselves, which allows it to exist as a whole, relative to separate in the structure of the social organism.
openness
self-organization
autonomy
integrity
structure
elements
the educational system
school
В последние годы интерес к исследованию школы как образовательной системы значительно возрос, что связано с осознанием той роли, которую она играет для гуманитаризации общественно-экономических отношений и утверждения новых жизненных установок личности обучающегося. Постановка проблемы анализа научно-педагогических характеристик школы как образовательной системы обусловлена потребностью в сущностном и содержательном анализе категорий «школа» и «образовательная система».

Как считает С.В. Воробьёва [3], «в педагогике образовательной является всякая система, цели которой связаны с обучением, развитием и воспитанием». При этом автор выделяет несколько общих принципов построения образовательных систем, которые включают:

  • ориентацию образовательной системы на человека, на его неповторимую индивидуальность и базовые потребности, среди которых важнейшее место занимает потребность в непрерывном самосовершенствовании и самореализации;
  • широкий демократизм образовательной системы, доступность и открытость любой ступени и формы образования каждому индивиду независимо от пола, социального положения, национальности, расы;
  • гибкость образовательной системы, ее быстрое реагирование на образовательный спрос и особенности интересов, стилей и темпов обучения различных категорий населения [3].

Соответственно, в качестве примеров образовательных систем можно назвать:

  • систему образования Российской Федерации; систему образования региона - субъекта РФ; муниципальную систему образования;
  • образовательное учреждение/организацию;
  • образовательную программу, учебно-воспитательный процесс (например, реализуемый на уроке) и т.д.

Очевидно, школа может и должна быть представлена как самостоятельная образовательная система, которая в то же время обладает общими признаками образовательных систем. В связи с этим представляется интересным для нашего исследования выделение В.Г. Афанасьевым взаимосвязанных аспектов системного подхода:

  • системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;
  • системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов;
  • системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;
  • системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими, как по горизонтали, так и по вертикали;
  • системно-интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы [1].

Анализ этих аспектов в организации и деятельности школы позволяет раскрыть ее как системный объект.

Н.М. Борытко [2], рассматривая школу с позиций системного подхода, выделяет следующие характеристики системы: 1) она имеет сложный состав (состоит из элементов, компонентов, составляющих); 2) эти элементы находятся в закономерных структурных (т.е. устойчивых) связях и взаимозависимостях друг с другом; 3) системе присуща целостность, единство как относительная автономность, выделенность, независимость от окружающей среды.

По определению Н.М. Борытко [2], первой характеристикой системы, через которую раскрывается ее содержание, является представление о расчлененности ее на элементы. С позиций системного подхода результаты развития системы - это изменения в составе элементов и связей между ними, обеспечивающие общий рост ее потенциала для успешной реализации основной функции, обучения и воспитания школьников.

В определении структурных компонентов школы и их отношений мы обращаемся снова к исследованиям И.Ф. Исаева и В.А. Сластенина, которые в образовательной системе школы выделяют следующие структурные компоненты: 1) участники целостного педагогического процесса; 2) содержание целостного педагогического процесса; 3) формы и методы целостного педагогического процесса [9].

Первую группу структурных компонентов составляют две постоянно взаимодействующие системы участников целостного педагогического процесса: управляющая система и управляемая система.

Содержание целостного педагогического процесса как структурный компонент образовательной системы школы - это совокупность знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности, приобретаемых школьниками в целостном педагогическом процессе, а также педагогических и управленческих ценностей, определяющих характер внутришкольного управления на всех его уровнях. Как структурный компонент целостного педагогического процесса содержание определяется целями, стоящими перед общеобразовательным учреждением. Взаимодействие педагогического и ученического коллективов в отношении изменения содержания учебно-воспитательного процесса регулируется на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а также уставом общеобразовательного учреждения [9].

Формы и методы целостного педагогического процесса, являясь ещё одним структурным компонентом школьной образовательной системы, представляют собой способы организации и осуществления целостного педагогического процесса. Формы - способы организации деятельности участников педагогического процесса. Методы - способы воздействия управляющей системы на управляемую, способы взаимодействия этих систем.

Школа как единство представленных компонентов объективно обладает определенными системными, интегративными качествами, носителями которых выступают все ее составляющие и связи между ними, а при сознательном построении определенных моделей школы необходимо моделировать и обеспечивать наличие таких свойств [6].

Сходного мнения придерживается Г.Н. Сериков [7], который считает, что школа как образовательная система включает в себя следующие компоненты: обобщенные цели образования, участники образования, их образовательная деятельность, образовательные отношения между ними, образовательные процессы, результаты образования.

В понимании школы как образовательной системы мы приходим к необходимости перехода к анализу следующей качественной ее характеристики - структурных связях и взаимозависимостях элементов системы друг с другом. Обращаясь снова к исследованиям Н.М. Борытко [2], отметим, что свойства образовательной системы школы определяются не только свойствами ее элементов, но в первую очередь ее структурой. Отсюда структура системы - следующая важнейшая ее характеристика. Структура трактуется как порядок оформления элементов в систему, принцип ее строения; она отражает форму расположения элементов и характер взаимодействия их сторон и свойств.

Характеризуя школу как образовательную систему, И.П. Гришан [4] отмечает, что структура зависит не только от характера образовательной системы, размеров и типа школы, но и от реализуемого подхода к управлению. Так, состав органов управления и степень участия в их работе учителей, способы координации отношений в организации и особенности делегирования полномочий и ответственности, - все эти характеристики структуры зависят от того, какой тип управления используется в школе.

Неразвитая структура школы и непродуманная структура управления ею ведут к авторитарным, насильственным методам руководства, к формированию атмосферы нетерпимости ко всяким отклонениям от установившегося порядка вещей [2].

Отмечая необходимость применения системного подхода в управлении школой как образовательной системой, Н.М. Борытко выделяет следующие основные типы организационных структур:

  • линейная, предполагающая систему соподчинения сверху вниз по принципу субординации;
  • функциональная, при которой согласование подчиненности и ответственности выстраивается в соответствии с функциональными обязанностями сотрудников и подразделений по принципу координации;
  • смешанная (линейно-функциональная), где связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией, и координацией.

Кроме того, анализ работ Н.М. Борытко позволяет нам сделать вывод о том, что руководитель школы должен заниматься в первую очередь вопросами стратегии развития. Этому способствует продуманная организационная структура и соответствующая ей система управления. В новых условиях руководитель школы в большей мере становится стратегом, делегируя функции оперативного управления своим заместителям и руководителям структурных подразделений. Но и на следующих уровнях (в пределах своей компетенции) каждый участник педагогического процесса выполняет функции перспективного и текущего планирования, принятия оперативных решений и выработки алгоритмов поведения, определения целей деятельности и нахождения средств их достижения [2].

Дальнейший анализ школы как образовательной системы связан с целостностью. Согласно выводам Н.М. Борытко [2], динамический характер становления системы как целого подчеркиваются современной наукой в качестве ведущих ее характеристик. «Cистема - это целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах». Школа как образовательная система, следовательно, должна обладать целостными, интегративными свойствами, благодаря которым выполняет свои функции в достижении главной цели образования - подготовки к самостоятельной активной жизни в обществе.

С.В. Сидоров [8] разработал правило целостности системы: «Образовательная система школы должна рассматриваться как единая целостность. Вместе с тем, расчленение системы на компоненты позволяет лучше познать её и управлять ею. Суть правила целостности в том, что расчленение системы не должно становиться самоцелью, потому что нарушение её целостности приведёт к тому, что система прекратит существование. Так, при изучении системы работы школы нельзя игнорировать связи между структурными компонентами, а при проектировании какого-либо отдельного компонента нельзя полностью обособлять его от остальных».

Действующий в Российской Федерации Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует автономность образовательного учреждения, что означает самостоятельность школы в осуществлении образовательного процесса. Такая самостоятельность создает благоприятные условия для развития школьного самоуправления, участия родителей, общественности, детей в решении многих вопросов школьной жизни, совершенствовании образовательного процесса, в разработке и принятии Устава школы, других нормативных документов, организации внешкольной досуговой деятельности, решении вопросов материально-технического оснащения школы, её финансирования.

При законодательно утвержденном принципе автономности на первый план выходит понимание школы как организационной индивидуальности, уникальной социально-педагогической системы, творчески осмысливающей социальный заказ на образование и способной преобразовывать его в конкретный набор целей, отличных от целей других учебных заведений.

В раскрытии механизма образования целостности образовательной системы школы интересен вывод А. Крюгера [5], который отмечает, что ведущей функциональной характеристикой школы как открытой системы является самоорганизация. Условием самоорганизации является осуществление рефлексивного подхода в управлении в сочетании с развитием механизмов современного информационного обеспечения всех управленческих звеньев. Сущность такого управления - в создании условий для осознания всеми участниками управленческой деятельности средств и оснований своей деятельности посредством перевода их позиции «реагирования» в позицию «самоорганизации». В процессе совместного принятия участниками образования многовариантных управленческих решений, рефлексивная деятельность может осуществляться по следующему управленческому циклу: начало (информация о состоянии элемента системы) à рефлексия à определение проблемы à идея (замысел, цель) à проект (как прогноз) à деятельностьà экспертиза à рефлексия (возврат в начало - информация о новом состоянии системы).

Поскольку образование является одной из важнейших функций общества, очевидно также, что саму школу как элемент социальной системы нельзя рассматривать в отрыве от общества, от социального заказа/запроса, что определяется как открытость образовательной системы.

Открытый характер образовательной системы школы отмечает С.В. Сидоров [8]: с одной стороны, она призвана готовить учащихся к жизни в определённых социокультурных и экономических условиях, с другой - школа сама испытывает влияние той среды, в которой она существует. Иначе говоря, школе необходимо взаимодействовать с окружающей социальной средой, с другими системами. Нам представляется, что признание образовательной системы школы в качестве открытой системы особенно подчеркивает ее целостный характер: взаимодействовать со средой может лишь автономное образование, в противном случае оно «растворяется» в среде.

Л.А. Кабанина и Н.П. Толсторуких [10] тоже отмечают, что школа, как и любое другое образовательное учреждение, - это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой система. Они разработали обобщенную модель школы как открытой системы, которая отражают взаимосвязь трех компонентов: «входа», «процесса преобразования» и «выхода». При этом под «выходом» понимают то, что передается из системы во внешнюю среду или вновь поступает на «вход» школы и является итогом, продуктом, результатом процессов ее жизнедеятельности; под процессом преобразований - те внутренние процессы, которые и порождают данный «выход», и под «входами» то, что должно поступить в систему извне, или с выхода для осуществления процессов ее жизнедеятельности.

В научных работах, посвященных школе, утвердилась мысль о том, что каждая школа испытывает на себе влияние общего социального климата, политических, правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий. В исследованиях признается тот факт, что школа как относительно автономная система может пассивно приспосабливаться или, напротив, активно влиять на окружающую ее среду. В последнем случае она будет проявляться как адаптивная и адаптирующая система.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» создал необходимую нормативную базу для преодоления единообразия школ, для реальной дифференциации обучения. Плюрализм, который формируется в современном обществе, предполагает развитие школы как открытой образовательной системы, которая отвергает единообразие в программном и идейном отношении.

Таким образом, мы приходим к выводу, что школа является образовательной системой, состоящей из определенного множества элементов (подсистем), взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой, что позволяет ей существовать как целому, относительно обособленному в структуре социума организму. Однако этот вывод определяет лишь правомерность отнесения школы к системным объектам, но не ее (школ как системы) специфические характеристики.

Рецензенты:

Загаштоков А.Х., д.п.н., профессор, зав. кафедрой методики дошкольного и начального образования педагогического факультета КБГУ, «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.

Энеева Л.А., д.п.н., профессор кафедры управления образованием ИПК и ПРО КБГУ, «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.