Понятие «эмпатия» традиционно обозначает умение поставить себя на место другого и посмотреть на мир его глазами. В последнее время понятие «эмпатия» активно используется психологами и педагогами. Однако общепризнанного понимания сущности данного термина ни в зарубежной, ни в отечественной литературе нет.
Так, эмпатия трактуется как эмоциональное знание о чувствах другого, предсознательный феномен, помогающий понять другого, разделить его чувства (при этом субъект играет роль стороннего наблюдателя); способность переживать и страдать вместе с другим человеком, то есть внутри объекта, в этом случае процесс идентификации осуществляется на основании качеств субъекта, вложенных внутрь объекта; принятие роли другого, понимание его чувств, мыслей и установок; средство познания мира, который представляется как мир без преследования личных интересов и предвзятых мнений, мир, трудно познаваемый, так как если человек не переживает, не распознает и не понимает всей широты возможного человеческого опыта в самом себе, то ему будет трудно распознавать эти состояния в других людях и т.д.; универсальная потребность развития; самопознание [1; 2; 3; 4; 8; 9].
Эмпатия рассматривается, кроме того, как уникальный инструмент, используемый для психоаналитического процесса, объединяющий субъект и объект эмпатии, аналитика и анализирующего; трактуется как самоэмпатия, которая дает возможность человеку войти в собственный жизненный мир и сделать это на таком уровне, который включает обостренное восприятие эмоций, непрерывное формирование смыслов и способность интерпретировать опыт в рефлексивной форме [5; 6; 7].
Далеко не полный анализ рассмотренных подходов к определению понятия «эмпатия» позволил нам выделить три стороны восприятия другого человека: рациональную, эмоциональную и интуитивную.
Так, рациональное в эмпатии проявляется в сопричастности: во внимании к другому, в наблюдении другого человека, в цепкости восприятия его реакций, состояний и свойств, то есть все психические познавательные реакции должны быть направлены на объект эмпатии. Таким образом, рациональная сторона эмпатии - не формальная логика, а интенсивная аналитическая переработка поступающей по разным сенсорным каналам информации о партнере по общению. Эмоциональное в эмпатии связано с пониманием другого на основе своего эмоционального опыта, посредством эмоциональных ассоциаций и переносов. Интуитивное при эмпатийном восприятии другого сводится к подсознательной обработке информации о партнере по общению.
Следовательно, эмпатийная подготовка с этой стороны представляет собою рационально-эмоционально-интуитивное отражение другого человека, что позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений (свойств, состояний, реакций) в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение.
В работах известных отечественных и зарубежных психологов и педагогов эмпатия рассматривается:
- как психический процесс, в основе которого лежит рационально-эмоционально-интуитивное отражение другого, процесс, направленный на моделирование внутреннего мира переживаний воспринимаемого человека, характеризующийся динамичностью, процессуальностью и фазовым характером;
- способ обучения ребенка альтруистическому поведению, когда удовольствие педагога от поведения ребенка выступает как подкрепление для ребенка, так как ребенок разделяет это удовольствие; подкреплением оказывается результат поступка, а эмпатия - средством для усвоения одобряемого поведения;
- поведенческая способность, которая проявляется в помогающем, содействующем, альтруистическом поведении в ответ на переживания другого человека;
- психическая, эмпатическая реакция на стимул, представленная в виде эмпатической реакции в ответ на поведение группы или эмпатической реакции в адрес конкретной личности;
- социально-психологическое свойство личности, представляющее совокупность социально-психологических способностей индивида, посредством которых данное свойство раскрывается как объекту, так и субъекту эмпатии. В ряд таких способностей входят способность эмоционально реагировать на переживания другого и мысленно переносить себя в чувства и действия другого; способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека.
В своем исследовании мы выявили ряд существенных отличий интерпретации понятия «эмпатия» в психологической и педагогической литературе.
Во-первых, отметим, что с точки зрения классического представления, эмпатия - это уникальный инструмент, используемый, в основном, психоаналитиками, который объединяет аналитика и анализируемого и способствует преодолению болезни. Эмпатия же в профессиональной деятельности педагога будет не столько инструментом, используемым при решении частных задач, сколько основной стратегией деятельности педагога. Он должен быть эмпатичен не только по отношению к отдельным «трудным» ученикам, эмпатия должна стать его главенствующей стратегией в общении со всеми учениками.
Во-вторых, эмпатия - это не только способность сопереживать, сострадать вместе с другим, погрузиться в его мир, при этом оставаясь сторонним наблюдателем. Для педагога эмпатия - это более сложное качество личности, которое подразумевает наряду с эмоциональной реакцией и способностью к идентификации также организацию определенного воспитательного влияния, которое должно быть построено таким образом, что педагогу следует создавать такой психологический климат, при котором ученик смог бы развить качества личности, ориентированные на общечеловеческие ценности.
В-третьих, результатом педагогической эмпатии не всегда будет продуктивное общение между педагогом и учеником, так как воспитательный процесс может пойти по своему пути, выйти из-под контроля в силу серьезных влияний со стороны различных случайных факторов, или же результаты воспитательного воздействия могут быть просто отложены во времени.
В-четвертых, педагогическая эмпатия - понятие полинаучное, так как она требует синтеза не только педагогических и психологических знаний, но и философских, медицинских, информационных и других.
В-пятых, педагогическая эмпатия является более гибким, с одной стороны, и более объемным понятием, с другой, так как педагогический процесс представлен более сложными компонентами, чем процесс применения эмпатии в психологической или какой-либо другой отрасли.
Указанные отличия могут поставить под сомнение правомерность использования термина «эмпатия» в контексте педагогики. Но, несмотря на существенные отличия в определении сущности и содержания понятия «эмпатия», очевидно, что этот термин должен использоваться и психологами и педагогами в одной интерпретации, так как в главных позициях понятия «педагогическая эмпатия» и классическая «психологическая эмпатия» имеют и сходство, к которыму следует отнести следующее:
- оба понятия являются характеристиками процесса гуманизации в современном обществе и базовыми составляющими личностно ориентированного подхода;
- и в том, и в другом определении акцент делается на умении поставить себя на место другого, посмотреть на мир его глазами;
- объектом эмпатии и в психологии, и в педагогике является человек;
- и в той, и в другой науке эмпатия может быть представлена в виде самоэмпатии, которая предоставляет человеку возможность войти в собственный мир, познать его и интегрировать опыт в рефлексивной форме;
- в обеих областях знания эмпатия рассматривается как способ научения ребенка альтруистическому поведению; как нравственное, социально-психическое качество личности;
- и классическое, и педагогическое определение эмпатии предполагает наличие трех взаимосвязанных сторон восприятия другого человека - рациональной, эмоциональной и интуитивной.
Учет этих положений приводит к выводу, что использование понятия «эмпатия» в педагогической области не только возможно, но и в своих основных характеристиках является современной неотъемлемой составляющей профессионально-педагогической подготовки будущего учителя.
Таким образом, под педагогической эмпатией мы понимаем профессионально-нравственное, социальное-психологическое качество личности, в основе которого лежит толерантность как базовая характеристика процесса гуманизации, и которое представляет собой рационально-эмоционально-интуитивное отражение другого человека через процессы аналогии, отождествления, идентификации, конгруэнтности и рефлексии, что помогает учителю организовать воспитательное влияние более эффективно.
В образовательном процессе педагогического вуза мы выделяем самостоятельный вид профессионально-педагогической подготовки будущих учителей - эмпатийную подготовку будущего учителя, под которой в понимаем овладение студентами необходимой системой знаний о педагогической эмпатии, эмпатическими умениями и навыками, ориентированными на социальный заказ общества, характеризующийся гуманизацией процессов обучения и воспитания на современном этапе. Целью и результатом этой подготовки является компетентный специалист, готовый и способный к рационально-эмоционально-интуитивному отражению ученика и организации эффективного воспитательного влияния.
В процессе эмпатийной подготовки будущих специалистов, учителей общеобразовательной школы, мы широко используем разработанный нами алгоритм эмпатийного педагогического реагирования, для выполнения упражнений психолого-педагогического тренинга. В общем виде он может быть представлен следующими шагами:
1-й шаг: создание предварительных условий, когда учитель имеет определенную эмпатийную установку по отношению к объекту эмпатии, который тем или иным образом выражает свой опыт. Этот шаг включает в себя активность со стороны эмпатирующего (учителя) к познанию переживания объектом эмпатии (учеником) собственного «Я» и внешнего мира.
2-й шаг: эмпатийный резонанс. Условия предварительного шага делают потенциально возможным следующий шаг, в котором учитель входит в эмоциональный резонанс (настраивается на одну волну) с переживаниями и личностными смыслами ученика, которые активизируются в его сознании.
3-й шаг: выражение эмпатии, что представляет собой выражение учителем эмпатийного отклика. Эмпатия является не только способностью понять актуальные чувства, но и вербальные умения передать свое понимание ясным языком. Эмпатийная реакция может быть выражена намеренно и непроизвольно, словесно и через невербальные сигналы.
4-й шаг: получение эмпатии. Передача эмпатии делает возможным заключительный этап процесса эмпатийного реагирования. Адекватная эмпатия вызывает у объекта эмпатии (ученика) чувство, что его услышали, поняли ту или иную личностно значимую для него область внутреннего опыта, что, как правило, приводит к эмоциональному облегчению и обретению смысла.
5-й шаг: обратная связь. На этом этапе объект эмпатии вербально или невербально демонстрирует результат воздействия эмпатийной реакции эмпатирующего. Если эмпатийный отклик адекватен, это приводит к позитивным последствиям, например, необходимому в этот момент умолчанию или углублению процесса.
При формировании эмпатийной компетентности, как и любой другой компетентности, необходимо с самого начала, сознательно наложить ограничения на варьирование факторов, учитываемых при ориентировке, подобрав и скомбинировав их таким образом, чтобы обеспечивались оптимальные условия эмпатийно-партисипативной деятельности будущего учителя.
Позднее, когда у студентов будут сформированы эмпатийные навыки и умения в этой жестко заданной управляемой ситуации, постепенно снимать наложенные ограничения, варьировать факторами и ситуациями, обеспечивать перенос сформированных умений и навыков в новые условия. Исходя из этого положения, мы выделили четыре группы задач: репродуктивные, алгоритмические, трансформационные, творческо-поисковые.
Под решением задачи мы понимаем воздействие на ее предмет, обеспечивающее переход из исходного состояния в требуемое, при этом каждая следующая стадия процесса вырастает из предыдущей, являющейся ее внутренним условием, и поэтому все стадии непрерывно связаны между собой.
Репродуктивные задачи решаются по заданной в словесной форме программе выполнения всех элементарных шагов с указанием условий их проведения.
Алгоритмические задачи решаются по алгоритму, заданному в виде формулы, правила, инструкции. В этом случае, для решения задачи необходимо трансформировать предложенный или разработанный студентами алгоритм в развернутую программу.
Трансформационные задачи предполагают применение известных формул, моделей в новых ситуациях. Для решения задач данного вида ведущую роль приобретают эвристические шаги, направленные на самостоятельный поиск новых знаний, способов решения или выхода из проблемной ситуации.
Творческо-поисковые задачи направлены на применение знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях. Решение задач данного вида требует от студента сочетания логического анализа и интуиции, самостоятельности и креативности.
Репродуктивные и алгоритмические задачи реализуются на этапе педагогического эмпатийного тренинга, задачами которого является формирование базовых эмпатийных компетенций.
В процессе формирования продвинутых эмпатийных компетенций будущего учителя используются методы контекстного обучения, а также обучения в сотрудничестве.
И, наконец, на третьем этапе формирования креативных эмпатийных компетенций используются творческо-поисковые задачи.
Таким образом, педагог постоянно оказывается перед необходимостью изучения обучающегося. Без этого невозможно добиться расположения и доверия, создать условия совместной творческой деятельности, а также для самореализации учащегося.
Разгадывая «механику» самопроявлений обучающегося, педагог сталкивается с рядом трудностей: поступки учащегося не всегда могут быть доступны для логического анализа, а в некоторых случаях он сознательно маскирует свою индивидуальность или неосознанно дает о себе ложную информацию. И, когда ни формальная логика, ни профессиональные педагогические знания, ни воспоминания о типичном и подобном не позволяют понять и предсказать человеческую индивидуальность, педагог прибегает к древнему, испытанному средству отражения «Я» другого - эмпатии.
Рецензенты:
Шефер О.Р., д.п.н., профессор Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск.
Яворук О.А., д.п.н., профессор Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск.