Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EDUCATIONAL SUBJECT “TRAINING TECHNOLOGIES AT HIGHER SCHOOL” AS ONE OF ADAPTING CONDITIONS OF THE FIRST-YEAR STUDENTS TO THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER SCHOOL

Guskova T.V. 1 Vagaeva O.A. 1
1 Penza State Technological University
The questions of adaptation of first- year students to the training conditions at higher school through the study of the subject “Training technologies at higher school” at the example of the Penza State Technological University are considered in the article. As a result of mastering the subject, students learn the meaning and significance of key concepts of the course, techniques and forms of organization of educational process and basic forms of independent work at higher school. They learn to express their thoughts reasonably in oral and written speech, set goals and choose ways of achieving them, apply methods and means of learning for solving educational problems, acquire skills of compilation, analyses, perception of information, organization and carrying out research work of students at higher school. The content of the subject is represented by two sections: “Fundamentals of educational process at higher school” and “Fundamentals of independent work of students at higher school”. A set of textbooks was developed for the purpose of methodical support of the subject. The experience of the Penza State Technological University in professional adaptation of first-year students proved the importance of the development and implementation of the subject “Training technologies at higher school”.
Modern educational technologies
higher school
first-year student
adaptation
Введение

На современном этапе развития российского образования процессы информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Становление новой системы образования в России, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, требует внесения изменений в теорию и практику учебного процесса. Модернизация образовательной системы предполагает формирование иного содержания, подходов, поведения, педагогического менталитета. В этих условиях преподаватель высшей школы должен ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Переход на формирование компетентностной модели специалиста, востребованного на современном рынке труда, обладающего высоким уровнем профессиональных компетенций, меняет цели современной системы высшего образования [3, 4]. На первый план выходит формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, возможность личностной самореализации, саморазвития и самосовершенствования путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Поступая в вуз, студент попадает в совершенно новую для него образовательную среду. Как показывают многочисленные исследования, целый ряд студентов-первокурсников оказывается неготовым к многообразным ситуациям социально-профессиональной адаптации. Одна из причин сложности протекания адаптационного периода -отличие организации содержания обучения в высшем учебном заведении от общеобразовательной школы [5]. Поэтому важнейшим фактором успешного обучения студентов в вузе является ознакомление первокурсников с системой обучения в высшей школе, приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса. Также большое значение имеет формирование у студентов умений и навыков самостоятельности в учебной и научной работе, развитие креативного мышления, направленного на нестандартное решение задач, поставленных перед ними в процессе обучения.

С целью подготовки студентов-первокурсников к обучению в высшей школе, получения ими необходимых знаний о требованиях, предъявляемых к обучающимся в вузе, эффективного использования полученных знаний в процессе обучения общепрофессиональным и специальным дисциплинам, а также успешного включения первокурсников в образовательный процесс в Пензенском государственном технологическом университете разработан и внедрен курс «Технологии обучения в вузе».

Данная дисциплина с 2008 г. включена в учебные планы всех направлений подготовки, реализуемых в вузе. Общая трудоемкость дисциплины составляет одну зачетную единицу - 36 часов. Изучается дисциплина в первом семестре. В результате освоения дисциплины студенты должны знать смысл и значение ключевых понятий учебного курса, технологии и формы организации процесса обучения в высшей школе, основы организации самостоятельной работы в вузе; уметь свободно и аргументированно строить устную и письменную речь, ставить цели и выбирать пути их достижения, применять методы и средства познания в ходе решения учебных задач; владеть навыками обобщения, анализа, восприятия информации, организации и осуществления научно-исследовательской работы студентов в вузе.

Содержание дисциплины «Технологии обучения в вузе» состоит из двух разделов, представленных в таблице 1.

Таблица 1. Содержание дисциплины «Технологии обучения в вузе»

№ п/п

Наименование темы

Содержание темы

Раздел 1. Основы организации процесса обучения в высшей школе

1.

Технологии обучения в высшей школе: понятие, структура, особенности

Категориально-понятийный аппарат учебного курса: обучение, технология, технология обучения, педагогическая технология. Объект и предмет, задачи, структура и функции курса «Технологии обучения в высшей школе». Технологии модульного и модульно-рейтингового обучения (на примере Пензенского государственного технологического университета).

2.

Организационные формы обучения в вузе: лекция, семинар, практическое, лабораторное занятия, практика в высшей школе

Категориально-понятийный аппарат темы: лекция, семинар, практическое, лабораторное занятия, практика в высшей школе.

Задачи и функции лекционного занятия. Виды лекционных занятий, порядок их проведения.

Задачи и функции семинарского занятия. Виды семинарских занятий. Методика подготовки студента к семинару.

Задачи и функции практического занятия. Методика подготовки студента к практическому занятию.

Задачи и функции лабораторного занятия. Методика проведения лабораторного занятия в высшей школе.

Практика в высшей школе, ее виды.

3.

Контроль знаний студентов: формы, виды и методы

Функции контроля знаний студентов и предъявляемые к нему требования. Виды контроля: предварительный, текущий, рубежный, итоговый. Методы (устный опрос, письменная и практическая проверка, самоконтроль, взаимопроверка и др.) и формы (проверочные и контрольные работы, защита курсовых и дипломных проектов, зачеты, экзамены и др.) контроля в высшей школе.

4.

Инновационные технологии организации учебного процесса

в вузе: понятие и виды

Компьютерные и мультимедийные технологии обучения. Компьютерные средства обучения. Применение ПЭВМ в процессе обучения. Мультимедийные средства обучения.

Технологии дистанционного обучения. Средства дистанционного обучения. Свойства дистанционного обучения.

Раздел 2. Основы организации самостоятельной работы студентов в высшей школе

5.

Самостоятельная работа студентов в высшей школе

Категориально-понятийный аппарат темы: самостоятельная работа студентов, аудиторная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа. Виды и задачи самостоятельной работы студентов.

6.

Работа студентов с литературными источниками

 

Категориально-понятийный аппарат темы: источник, литературный источник, справочно-энциклопедическая (справочник, словарь, энциклопедия и др.), научная литература (статья, монография и др.), публицистическая и художественная литература.

Основные этапы работы с источниками. Рациональные приемы работы с книжным материалом. Ошибки, допускаемые студентами в процессе работы с литературными источниками.

7.

Поиск информации в библиотеке и в Интернет

 

Принципы и этапы поиска литературы в библиотеке. Библиотечный каталог (алфавитный, систематический, предметный и др.). Картотека статей в библиотеке. Информационно-библиографический отдел в библиотеке.

Поиск информации в Интернет.

8.

Работа с категориально-понятийным аппаратом. Методы и средства познания

Категориально-понятийный аппарат темы: «термин», «понятие», «явление», «теория», «закономерность», «закон», «анализ», «синтез», «систематизация», «сравнение», «обобщение», «ранжирование». Алгоритмы работы с каждым из них с использованием конкретных примеров.

9.

Методика выполнения рефератов, курсовых и дипломных работ (проектов)

 

 

Категориально-понятийный аппарат темы: «реферат», «курсовая работа (проект)», «дипломная работа (проект)» в высшей школе. Особенности подготовки реферата.

Курсовая работа (проект): задачи и особенности. Этапы работы студентов над курсовой работой и курсовым проектом.

Дипломное проектирование: задачи и особенности. Выбор темы дипломной работы (проекта). Структура и содержание дипломной работы (проекта) в высшей школе. Защита дипломной работы (проекта).

10.

Научно-исследовательская работа студентов в вузе

 

Категориально-понятийный аппарат темы: «научно-практическая конференция», «тезисы доклада», «научная статья».

Выбор темы и планирование исследования. Обоснование актуальности темы исследования. Определение проблемы, объекта, предмета, цели, задач исследования. Связь цели и задач исследования. Научная новизна. Теоретическая и практическая значимость исследования.

Структура тезисов доклада, научной статьи. Оформление текста.

Подготовка и порядок выступления на научно-практической конференции.

11.

Разработка и использование мультимедийной презентации

Категориально-понятийный аппарат темы: «презентация», «мультимедийная презентация», «публичное выступление». Виды презентаций.

Правила и этапы оформления мультимедийной презентации. Публичное выступление с использованием мультимедийной презентации.

12.

Подготовка к сдаче зачета, экзамена

 

Особенности подготовки студентов к зачетной и экзаменационной сессии. Технология подготовки к зачету и экзамену. Работа с примерным списком вопросов к зачету, экзамену. Правила повторения материала перед зачетом, экзаменом. Управление временем в период сессии. Требования к экзаменационным оценкам.

Требования, предъявляемые к процессу организации зачета и экзамена. Приемы изложения учебного материала студентом на зачете и экзамене.

В процессе освоения содержания учебного курса «Технологии обучения в вузе» используются современные образовательные технологии: самостоятельная поисковая деятельность в сети Интернет; самостоятельная работа обучающихся без непосредственного вмешательства преподавателя за счёт использования системы технических и других средств индивидуальной и коллективной работы. На занятиях применяются игровые методы активного обучения, формирующие навыки принятия индивидуальных и коллективных решений на основе анализа альтернативных вариантов; разработка и использование презентационного материала в аудиторной и внеаудиторной работе студентов; интерактивные формы обучения (деловые и ролевые игры, психологические тренинги). Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов осуществляются в форме компьютерного тестирования. Учебно-методические материалы по дисциплине размещены на образовательном портале вуза. При этом удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме, составляет не менее 80 % аудиторных занятий.

С целью учебно-методического обеспечения курса разработан комплект пособий. В учебно-методическое пособие «Технологии обучения в вузе: практический курс» включена учебная программа дисциплины «Технологии обучения в вузе»; методические рекомендации к практическим занятиям; материалы, раскрывающие особенности организации работы студентов на лекционных и семинарских занятиях, методику работы с научной литературой и понятийным аппаратом, методику выполнения рефератов, курсовых и дипломных работ. Учебно-методическое пособие содержит сведения о формах контроля и учета знаний студентов, характеристику современных технологий организации учебного процесса в вузе и примерные вопросы к зачету по курсу «Технологии обучения в вузе». Список рекомендуемой литературы обеспечивает овладение студентами знаниями технологий обучения в вузе.

На первом занятии при изучении дисциплины «Технологии обучения в вузе» в рамках рассмотрения понятий: обучение, технология, технология обучения, педагогическая технология, раскрываются особенности организации обучения студентов в Пензенском государственном технологическом университете на основе модульно-рейтинговой технологии. Модульно-рейтинговая технология рассматривается как педагогическая деятельность по проектированию, организации и проведению учебного процесса, основанная на структурировании дисциплин по модульному принципу с использованием рейтинговой системы для объективной оценки учебных достижений студентов [1]. Применяемая в вузе модель модульно-рейтинговой технологии охватывает все виды и формы учебной деятельности, возможные в высшей технической школе, учитывает возможности всех факторов качества освоения учебного материала и максимально унифицирована (возможна для применения при изучении любых дисциплин), позволяет формировать оценку по результатам изучения дисциплины на основе текущей аттестации. Студенты знакомятся с правилами формирования и заполнения личной карточки студента, расчета рейтинга по дисциплине, семестрового и текущего рейтинга, основами функционирования электронного дневника on-line, как формы взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся, родителей) [2]. Теоретические положения, принципы реализации модульно-рейтинговой технологии, схема структурирования содержания учебной дисциплины на основе использования модульно-рейтинговой технологии, модель организации учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой технологии представлены в учебно-методическом пособии «Модульно-рейтинговая технология обучения в вузе: теория и практика».

Большое значение при изучении дисциплины отводится организации самостоятельной работы студентов. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, в процессе которого наиболее полно выявляются индивидуальные способности обучающихся, их наклонности и интересы. Для организации и осуществления аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе технического вуза, закрепления теоретических знаний по дисциплине «Технологии обучения в вузе», формирования умения и навыков применения их на практике разработано учебно-методическое пособие «Технологии обучения в вузе: курс самостоятельной работы». Оно включает в себя теоретические вопросы по организации и осуществлению самостоятельной работы студентов, контрольно-оценочные задания, вопросы для подготовки к зачёту, список основной и дополнительной литературы, программное обеспечение и интернет-ресурсы, глоссарий, приложение «Примерная программа дисциплины». Для практических занятий и самостоятельной работы обучающихся по каждой теме разработаны вопросы для закрепления материала, аналитические задания (сравнительные таблицы, задания на соотнесение понятия и его сущностной характеристики, проблемные ситуации, составление схем и алгоритмов), тестовые задания.

Опыт организации учебного процесса в Пензенском государственном технологическом университете с изучением дисциплины «Технологии обучения в вузе» на протяжении семи лет доказывает значимость предложенного курса и его учебно-методического обеспечения. Исследования по адаптации студентов первого курса к образовательному процессу высшей школы технического профиля, проводимые ежегодно научной психолого-педагогической лабораторией кафедры «Педагогика и психология высшей школы» вуза при участии Сергеевой С.В., Воскрекасенко О.А., подтверждают повышение уровня профессиональной адаптации первокурсников, выступающей предпосылкой активной работы студентов в учебном процессе и необходимым условием ее эффективности [5]. Студенты в дальнейшем показывают успешное овладение профессиональными умениями и навыками, высокие показатели по результатам рейтинговой оценки учебной работы, готовность к активной деятельности, умение вырабатывать оптимальную стратегию поведения и деятельности на основе адекватной оценки событий, обстоятельств, себя самого и правильного соотнесения внешней оценки с самооценкой.

Рецензенты:

Усманов В.В., д.п.н., профессор, первый проректор ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза.

Сергеева С.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой «Педагогика и психология высшей школы» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет», г. Пенза.