Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DESIGN ORGANIZATIONALLY – THE ADMINISTRATIVE PROFESSIONAL MODULE IN TECHNICAL SSUZ

Zakirova E.Yu. 1
1 Institute of Pedagogic and Psychology of professional Education of Russian Academy of Education
Article is devoted to questions of design of the professional module within FGOS SPO. The analysis of modern literature on professional pedagogics proceeding from which conclusions are drawn on existing technologies and techniques of pedagogical design is carried out. It is defined, the offered technology of design of the module belongs to what type of pedagogical technologies. On the basis of the carried-out analysis the option of technology of design of the professional module, consisting of four consecutive stages, each of which consisting of several components which are consistently realized within presented technology was developed. Algorithms of formation of structure of the thematic plan and structure of formation of an interdisciplinary course of the professional module being part of offered technology are developed. The offered technology of design of the professional module is universal and sufficiently valid.
technology design of the professional module
federal state educational standard
professional education
Работа по созданию алгоритмов формирования профессиональных модулей по различным специальностям отражена в научных работах ученых - педагогов лаборатории управления профессиональной подготовкой Института профессиональной педагогики и психологии: Матухина Е.Л., Сафина Р.С., Шайдуллиной А.Р., Юсупова В.Б. и д.р. Понятие педагогическое проектирование многогранно.

В современном образовании активно развиваются три основных вида проектирования, различающиеся по объекту преобразования, целевой направленности и результату:

  • Социально-педагогическое проектирование, направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами;
  • Психолого-педагогическое проектирование, целью которого становится преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов;
  • Образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов [1].

Проектирование организационно-управленческого модуля можно отнести к третьему виду проектирования.

Педагогическое проектирование может осуществляться  на разных уровнях в зависимости от требований к результату и формам представления продукта: концептуальном, содержательном, процессуальном уровнях. Основываясь на проведенной научно-исследовательской работе лаборатории управления профессиональной подготовкой Института профессиональной педагогики и психологии, мы разработали алгоритм проектирования организационно-управленческого модуля [3].

Для каждого педагогического проекта подбираются необходимые методологические принципы, в зависимости от решаемых задач. При  проектировании организационно-управленческого модуля необходимы и достаточны принципы интеграции, мобильности, проблемности, креативности, оптимизации.

Технология разработки  организационно-управленческого модуля формируется в несколько этапов, на каждом из которых мы осуществляли определенные действия. Эта работа наглядно показана в таблице 1.

Работа над разработкой программы осуществляется в несколько этапов:

подготовительный (сбор необходимой информации), творческий (разработка междисциплинарных курсов), заключительный (оформляется паспорт профессионального модуля, его структура и содержание).

Таблица 1

Технология проектирования организационно-управленческого модуля для подготовки студентов  технической специальности

этапы

компоненты

Действия

Подготовительный этап формирования программы

 

Выявление проблемы

  1. Анализ стандартов ГОС и ФГОС для установки определения различий.
  2. Анализ требований внешней среды - социального заказа.
  3. Сравнение полученных результатов - выявление проблемы.
  4. Исходя из проблемы определение входного (исходный уровень компетентности) и выходного (уровень компетентности, который должен достигнуть обучающийся) профиля специальности.

 

Формулировка целей

  1. Определение стратегических целей организационно- управленческой подготовки в рамках ФГОС с учетом требований регионального рынка труда.
  2. Определение частных целей - целей изучения конкретного организационно - управленческого междисциплинарного курса и управленческого модуля в целом.

Определение входных условий

Определение минимальных требований к организационно - управленческой компетентности студентов, приступающих к изучению организационного модуля (знания, умения, компетенции, освоенные в школе на уроке по дисциплине «Экономика» (базовый или повышенный уровень)).

организационный

Определение оргпед условий

реализации модуля

  1. Наличие отлаженного механизма взаимодействия «предприятие - ССУЗ» на основе паритетности.
  2. Формирование инновационного образовательного пространства в рамках профессионального модуля на основе интеграции современных форм, методов и средств обучения.
  3. Наличие разно уровневых методик диагностики.

Подбор и анализ ресурсного обеспечения реализации модуля

  1. Подбор ИКТ (компьютеры, мультимедийные комплексы, интерактивные доски и т.п.) и программного обеспечения для передачи учебной информации. (базовые и дополнительные).
  2. Определение базы производственной практики.

процессуальный

Проектирование содержательного компонента

  1. Отбор, анализ и компоновка содержания путем определения конкретных дидактических единиц (разделов, тем и т.д.) и установления логической последовательности их изучения. Разбивка учебного материала на междисциплинарные курсы, разделы, темы.
  2. Определение моделей компоновки знаний в модуле.

Проектирование процессуального компонента

  1. Выбор методов и форм обучения.
  2. Выбор технологий обучения.
  3. Выбор средств обучения.

Проектирование результативного компонента

  1. Определение критериев оценивания.
  2. Выбор методов, видов и форм контроля.
  3. Определение средств оценки - создание базы контрольно оценочных средств.

результативный

Проектирование паспорта профессионального модуля

Четкая структуризация материала по разделам рабочей программы профессионального модуля в соответствии с установленной последовательностью.

На подготовительном этапе необходимо:

1. Определить, какие дисциплины, исходя из логики учебного процесса и требований работодателей, необходимы для полного освещения «Организационно-управленческой деятельности в рамках структурного подразделения, как первоначального звена управления».

Через опрос работодателей выяснить, знания по каким организационно-управленческим дисциплинам необходимо учесть при разработке модуля («Менеджмент», «Управление персоналом», «Организация труда», «Охрана труда», «Организация производства», «Организация подготовки производства», «Делопроизводство», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и др.).

2. Выбрать из тематики каждой дисциплины наиболее значимые, ключевые темы, определить знания, умения, навыки по каждой выбранной теме.

3. Определить, исходя из выбранного материала и требований работодателей, какие компетенции необходимо освоить студенту при организационно-управленческой подготовке. Надо отметить, что на большинстве современных предприятий разработаны корпоративные компетенции, на которые можно ссылаться при проработке данного вопроса. Исходя из корпоративной модели компетенций, будущей профессиональной деятельности студентов, были определены организационно-управленческие компетенции.

Второй этап содержит в себе следующие направления работы.

  1. Группировка собранного материала по направлениям учебной деятельности и формирование междисциплинарных курсов (МДК). Так, в ПМ.03 «Организация и управление работой структурного подразделения» были выделены следующие МДК: «Управление и организация труда на производственном участке», «Трудовое право и охрана труда на производственном участке», «Делопроизводство производственного участка».
  2. В каждом междисциплинарном курсе в зависимости от вошедшего в него учебного материала определено количество разделов и тем. Разделы могут носить названия тех дисциплин, из которых взят данный учебный материал. Так, МДК 03.01 «Управление и организация труда на производственном участке» состоит из таких разделов, как: «Менеджмент», «Организация управления производством», «Организация труда», «Организация подготовки производства». По каждому междисциплинарному курсу, разделам курса и темам разделов определяется количество часов.
  3. Исходя из количества часов, отведенных на раздел или тему, определяется количество часов на каждое занятие по теме, как теоретическое, так и практическое.
  4. В соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов определяются условия реализации программы профессионального модуля, а именно: требования к минимальному материально-техническому обеспечению; информационному обеспечению обучения (перечень рекомендованной учебной литературы, литературы дополнительной, интернет ресурсов).
  5. После проработки содержания модуля, определения знаний, умений, навыков, компетенций определяются формы и методы контроля и оценки результатов обучения в зависимости от уровня освоения учебного материала.

Рисунок 1. Алгоритм формирования структуры тематического плана профессионального модуля

Рисунок 2. Алгоритм формирования структура МДК профессионального модуля

Заключительный этап разработки программы - это оформление паспорта профессионального модуля и его структуры.

При составлении рабочей программы допускается вносить обоснованные изменения в содержание, последовательность изложения материала, распределение учебных часов по разделам (темам), не нарушая логики изложения профессионального модуля и при условии выполнения требований к уровню подготовки выпускников по соответствующей специальности, заложенных в ФГОС СПО (рис.1 и 2).

Предложенная технология проектирования профессионального модуля является универсальной и в достаточной степени валидной. По предложенной технологии могут проектироваться любые профессиональные модули (технические, экономические) по любым специальностям.

Рецензенты:

Сафин Р.С., д.п.н., профессор ФГНУ Института педагогики и психологии профессионального образования РАО, г. Казань.

Горбунов В.А., д.п.н., профессор ФГНУ Института педагогики и психологии профессионального образования РАО, г. Казань.