В современном образовании активно развиваются три основных вида проектирования, различающиеся по объекту преобразования, целевой направленности и результату:
- Социально-педагогическое проектирование, направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами;
- Психолого-педагогическое проектирование, целью которого становится преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов;
- Образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов [1].
Проектирование организационно-управленческого модуля можно отнести к третьему виду проектирования.
Педагогическое проектирование может осуществляться на разных уровнях в зависимости от требований к результату и формам представления продукта: концептуальном, содержательном, процессуальном уровнях. Основываясь на проведенной научно-исследовательской работе лаборатории управления профессиональной подготовкой Института профессиональной педагогики и психологии, мы разработали алгоритм проектирования организационно-управленческого модуля [3].
Для каждого педагогического проекта подбираются необходимые методологические принципы, в зависимости от решаемых задач. При проектировании организационно-управленческого модуля необходимы и достаточны принципы интеграции, мобильности, проблемности, креативности, оптимизации.
Технология разработки организационно-управленческого модуля формируется в несколько этапов, на каждом из которых мы осуществляли определенные действия. Эта работа наглядно показана в таблице 1.
Работа над разработкой программы осуществляется в несколько этапов:
подготовительный (сбор необходимой информации), творческий (разработка междисциплинарных курсов), заключительный (оформляется паспорт профессионального модуля, его структура и содержание).
Таблица 1
Технология проектирования организационно-управленческого модуля для подготовки студентов технической специальности
этапы |
компоненты |
Действия |
Подготовительный этап формирования программы |
Выявление проблемы |
|
Формулировка целей |
|
|
Определение входных условий |
Определение минимальных требований к организационно - управленческой компетентности студентов, приступающих к изучению организационного модуля (знания, умения, компетенции, освоенные в школе на уроке по дисциплине «Экономика» (базовый или повышенный уровень)). |
|
организационный |
Определение оргпед условий реализации модуля |
|
Подбор и анализ ресурсного обеспечения реализации модуля |
|
|
процессуальный |
Проектирование содержательного компонента |
|
Проектирование процессуального компонента |
|
|
Проектирование результативного компонента |
|
|
результативный |
Проектирование паспорта профессионального модуля |
Четкая структуризация материала по разделам рабочей программы профессионального модуля в соответствии с установленной последовательностью. |
На подготовительном этапе необходимо:
1. Определить, какие дисциплины, исходя из логики учебного процесса и требований работодателей, необходимы для полного освещения «Организационно-управленческой деятельности в рамках структурного подразделения, как первоначального звена управления».
Через опрос работодателей выяснить, знания по каким организационно-управленческим дисциплинам необходимо учесть при разработке модуля («Менеджмент», «Управление персоналом», «Организация труда», «Охрана труда», «Организация производства», «Организация подготовки производства», «Делопроизводство», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» и др.).
2. Выбрать из тематики каждой дисциплины наиболее значимые, ключевые темы, определить знания, умения, навыки по каждой выбранной теме.
3. Определить, исходя из выбранного материала и требований работодателей, какие компетенции необходимо освоить студенту при организационно-управленческой подготовке. Надо отметить, что на большинстве современных предприятий разработаны корпоративные компетенции, на которые можно ссылаться при проработке данного вопроса. Исходя из корпоративной модели компетенций, будущей профессиональной деятельности студентов, были определены организационно-управленческие компетенции.
Второй этап содержит в себе следующие направления работы.
- Группировка собранного материала по направлениям учебной деятельности и формирование междисциплинарных курсов (МДК). Так, в ПМ.03 «Организация и управление работой структурного подразделения» были выделены следующие МДК: «Управление и организация труда на производственном участке», «Трудовое право и охрана труда на производственном участке», «Делопроизводство производственного участка».
- В каждом междисциплинарном курсе в зависимости от вошедшего в него учебного материала определено количество разделов и тем. Разделы могут носить названия тех дисциплин, из которых взят данный учебный материал. Так, МДК 03.01 «Управление и организация труда на производственном участке» состоит из таких разделов, как: «Менеджмент», «Организация управления производством», «Организация труда», «Организация подготовки производства». По каждому междисциплинарному курсу, разделам курса и темам разделов определяется количество часов.
- Исходя из количества часов, отведенных на раздел или тему, определяется количество часов на каждое занятие по теме, как теоретическое, так и практическое.
- В соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов определяются условия реализации программы профессионального модуля, а именно: требования к минимальному материально-техническому обеспечению; информационному обеспечению обучения (перечень рекомендованной учебной литературы, литературы дополнительной, интернет ресурсов).
- После проработки содержания модуля, определения знаний, умений, навыков, компетенций определяются формы и методы контроля и оценки результатов обучения в зависимости от уровня освоения учебного материала.
Рисунок 1. Алгоритм формирования структуры тематического плана профессионального модуля
Рисунок 2. Алгоритм формирования структура МДК профессионального модуля
Заключительный этап разработки программы - это оформление паспорта профессионального модуля и его структуры.
При составлении рабочей программы допускается вносить обоснованные изменения в содержание, последовательность изложения материала, распределение учебных часов по разделам (темам), не нарушая логики изложения профессионального модуля и при условии выполнения требований к уровню подготовки выпускников по соответствующей специальности, заложенных в ФГОС СПО (рис.1 и 2).
Предложенная технология проектирования профессионального модуля является универсальной и в достаточной степени валидной. По предложенной технологии могут проектироваться любые профессиональные модули (технические, экономические) по любым специальностям.
Рецензенты:
Сафин Р.С., д.п.н., профессор ФГНУ Института педагогики и психологии профессионального образования РАО, г. Казань.
Горбунов В.А., д.п.н., профессор ФГНУ Института педагогики и психологии профессионального образования РАО, г. Казань.